Разработка игр — не бизнес: надо гореть, а не считать прибыль
Всем привет, дорогие друзья! Меня зовут Максим Газизов. В этой статье я бы хотел рассказать вам о том, что бывает, когда берёшься делать свою MMORPG.
Сразу спойлер к моей статье: наверное, разработка разработке рознь. Так как я делаю инди-проект без привлечения каких-либо инвестиций, я не могу в этой статье похвастаться тем, что стал миллионером за год и сейчас делаю визу O-1 в США.
Очень хотелось бы, чтобы мой опыт помог молодым стартаперам, которые считают геймдев прибыльной нишей, что если ты выкатишь любую игру на рынок, её схавают, а ты заработаешь на этом баснословные деньги. Ребят, в реальности всё немного иначе. Давайте поговорим об этом.
Что у меня было в самом начале
В этой ситуации нам лучше пойти по списку, чтобы вы могли видеть мою стартовую платформу.
Время: четвёртый курс СарФТИ НИЯУ МИФИ, преддипломная возня.
Ресурсы:
- ПК;
- MacBook Pro 13' 2012 года;
- немножко собственных сбережений;
- свободное время между работой и учёбой;
- свои скиллы программирования на Python.
Желание: cделать игру для души а-ля хобби.
Ожидание: неспешная проработка сценариев, плавные выходы бета-версий.
Реальность: не всё так гладко.
В плане финансовой стороны вопроса я хотел бы обговорить момент сразу, чтобы потом вы не спрашивали: «Где деньги, Газизов?» Так как игра — это в первую очередь про создание мира, детализацию окружения и проработку интересного сценария, то вопрос денег отходил на задний план.
Тем более мы живём не в 1980-е, когда модно было считать ИТ-работу высокооплачиваемым хобби. Моё хобби в первую очередь реализовывало меня как стартапера, который пробует геймдев, а не пытается срубить бабла.
Глобальные достижения
После выхода Wasteland Wars люди начали создавать клоны моей игры, а также разрабатывать игровых ботов, но с другими мирами — вселенными «Сталкера», «Ведьмака», в стиле Сергея Лукьяненко.
Следовательно, я как минимум направил в правильное русло тренд чатбот-игр на российском рынке. В этой нише появилась конкуренция, зародилась движуха. И неважно, что это делают такие же инди-ребята, как я, а за мной не охотятся крупные корпорации с претензиями озолотить меня и озолотиться самим. Тренд задан, и для меня это важно!
В настоящее время ежедневный онлайн составляет несколько тысяч человек. О будущем мы несомненно поговорим. Пока я бы хотел детально углубиться в то, что происходит с игрой в настоящее время.
Что у меня есть сейчас
За два года мой проект вырос в полноценную MMORPG с большим коммьюнити игроков. Если раньше я относился к разработке Wasteland Wars как к хобби, отдыху от разработки мобильных приложений на основной работе, то на момент написания этого материала ситуация изменилась. В настоящее время я отдаю всё своё рабочее и свободное время разработке и поддержке игры.
За эти два года я пережил блокировку Telegram и частичную потерю активных игроков, предложение от одной студии приобрести игру и разногласия с близкими людьми. Кстати, я отказался от предложения тех ребят. Все эти события помогли мне переосмыслить отношение к Wasteland Wars.
Я не могу относиться к Wasteland Wars с позиции консервативного продакт-менеджера, который сидит на бюджете компании, получает годовые премии и потихоньку платит ипотеку. Ведь я разработчик, то есть единица, эксплуатируемая продактами и проджектами. Поэтому мой нонконформизм подсказывает мне, что в данной ситуации я работаю с сообществом живых людей, а не с их кошельками.
Меня вообще не волнуют модные бизнес-метрики. Мне важно, чтобы в этом текстово-нарративном мирке игроки были счастливы. И с каждым обновлением я иду к тому, чтобы отдать управление игровым миром в руки игроков. Вот такой я бунтарь.
Донаты, которые я получаю от игроков, я трачу на развитие игры. Развитие игры — это обеспечение стабильной работы серверов, оплата работы комьюнити-менеджеров (ибо я не могу быть им сам), а также мои исследования по улучшению игрового процесса. Ну и ещё чуть-чуть я оставляю себе на необходимые нужды и на жизнь.
Предпринимательство как лайфстайл
По идее, я создатель и владелец своего игрового проекта, главный разработчик и обладатель ещё множества всяких громких титулов, как у Тони Старка. Однако я не стремлюсь жить жизнью CEO, публиковать в Facebook умные и мудрые записи с очередного тренинга для «акул».
В моём понимании продукт должен приносить пользу другим людям. Если мы сейчас укореняемся в продуктовую историю, то игровой продукт в общем — рабочий способ удовлетворить потребности людей в развлечениях.
Кстати, давайте снова вернёмся к спискам, которые были в начале материала.
Время: за плечами университет и два года активной работы над игрой.
Ресурсы:
- iPad Pro 10.5;
- ПК под боком;
- около 40 тысяч рублей в месяц на сервера;
- около 20 тысяч рублей в месяц на зарплаты КМ-ребятам;
- время, которое могло бы быть потрачено на работу по найму;
- свои скиллы программирования на Python.
Желание: вырастить автономный игровой мир, где игроки могли бы развлекаться по собственным сценариям и влиять на ход событий сами.
Планы на будущее игры
В предыдущем абзаце я пропускаю ожидание и реальность, потому что сейчас все мои ожидания описаны в графе «Желание», а реальность пытается их корректировать.
Однако я не собираюсь сдаваться. Есть несколько заветных пунктиков, которые заставляют меня двигаться дальше изо дня в день, пилить обновления, за которые ловлю негатив, кодить с iPad из «Ласточки». Но:
- Я хочу показать, что даже MMORPG на базе Telegram-бота может жить самостоятельно и приносить удовольствие игрокам вне зависимости от стереотипных продуктовых циклов жизни (полтора года максимум).
- Я сделаю игру независимой от собственных вмешательств, чего бы мне это ни стоило. Ведь даже на движке Telegram-бота можно сделать свой World of Warcraft.
- Я собираюсь привлекать новых игроков в наше большое коммьюнити, и я уверен, что есть те, кто оценят Wasteland Wars по достоинству.
- Я хочу донести до людей мысль: геймдев по зубам тем чувакам, которые верят в ценность своих творений, а не в культ денег.
- Я работаю над собой и становлюсь предпринимателем, который улучшает жизни людей, а не обустраивает собственное благосостояние за счёт продукта-«бабловыжималки».
За два года с собственным игровым проектом я реально выжил: попал в эту историю «на минималках», а в настоящее время наращиваю боевой опыт.
Хочу обратиться ко всем стартаперам и предпринимателям, кто так или иначе рассматривает геймдев.
Понимаю, что те, кто хочет быстрых денег и особняк в Лос-Анджелесе впридачу, разочаруются и сольются с этой дороги. Однако стоит помнить, что только глобальная цель будет двигать вас каждый день на пути к воплощению своих задумок в мире игр!
Надеюсь, что мой опыт разработки игры будет полезен тем, кто решил попробовать себя в геймдеве и не знает, с чего начать.
Хронология моего проекта:
Гореть по-любому надо.
Удачи вам
главное, не подгорать
Пожалуй, это самое ценное в статье!
А ипотеку/съем жилья и еду кто оплачивать будет ?
Спасибо большое! Не бывает так, что создаёшь что-то ради денег и ставишь на поток, чтобы платить ипотеку 15 лет. Но чёт не все это понимают...
Т.е. человек, ничего не знающий про индустрию изнутри, решил рассказать, чем игры являются, а чем - нет.
Игры - это бизнес. В них можно гореть или не гореть. С качеством продукта и рентабельностью предприятия это коррелирует слабо.
Более того: самые крупные и самые крутые игры делают команды из огромного числа профессионалов, которые в первую очередь делают свою работу - четко, качественно, стабильно, изо дня в день годами.
А горение - это для мамкиных стартаперов.
Ну вот сам и работай, а мы горим =) хе хе
Комментарий недоступен
Интересно! Заставил понастальгировать по текстовым квестам и первому фолу - спасибо. В 80-х это был точно геймдев, для меня таким и остаётся.
Было бы интересно узнать о каких-то метриках игры, активные игроки от регистраций, или сколько средний срок жизни игрока.
Я не считаю средний срок жизни игрока, потому что у меня не сервис, а развлечение. И какой-то цели выжимать с игрока максимум я не ставлю.
Довольно сложно в вашем проекте уловить разницу между геймдевом и обычным веб-стартапом. С одной стороны - да, это игра. Реализована какая-то игровая механика, сюжет и так далее. Но с другой стороны, это просто чат-бот, в который заложен большой набор реплик. Плюс highload бэкенд приложение, судя по количеству игроков. В моем понимании, геймдев это все-таки в первую очередь про картинку.
Но это так, мысли вслух. А, вообще, вы молодец - так держать!
Спасибо! Мне нравится ваш подход. Бтв геймдев с картинкой я прошёл, в далёком 2013 году, когда выпустился из лицея. А этот игровой проект изначально был экспериментом, типа что можно сделать на движке чат-бота, как далеко это может зайти. Вот так и зашло, что называется)
МАКС ВЕРНИ ПРОЧКУ!!1!!1!
а на самом деле игра хорошая. спасибо тебе =)
:D
Да вся статья пропитана идеей - мне же бабло не нужно, я творю. Окей, но должны же быть амбиции - сделать не 1к человек онлайн, а 100к. Или вообще понять что игра достигла пика и нужно пилить новый проект. На это все нужны деньги. Те же CDRP со своим Ведьмаком много раз говорили - мы творим в первую очередь. Но они стартовали с многомиллионных инвестиций и никогда не бомжевали. Короче, деньги - это хорошо, и творчеству не мешают, но когда их нет - вопрос еды встаёт на первый план, творить уже как то не хочется
Не, тут ты прав, ясное дело. Однако я не припомню, что где-то написал о том, что я питаюсь объедками, ношу лохмотья, но пилю Wasteland Wars :D
Классная статья. Ты молодец. Хотелось бы больше реального опыта прочитать. Занимательные истории о том, как не сдаться и не перегореть. Кто помог и чего лучше не делать.
Благодарю! Приятно слышать такие слова! Я решил попробовать не сдаться :D
Репостните кто-нибудь статью ЕА, убикам и беседке
Мне что-то подсказывает, что им будет пофигу. Это устойчивые корпорации, которые ссать хотели на что-то вроде этих статей.. но как знать.
Полностью поддерживаю стать разработчиком.
Хотелось бы посмотреть на цифры, сколько пользователей в месяц, рост и т.д.
Это важно дополнит статью, потому что если играет <1000 тогда и читать не стоит и наоборот
Зря ты так. 1000 юзеров в день это очень-очень круто. Поделись своими цифрами если уж пришел с такой претензией
Играет >1000 в день. Но окей, я понял твой посыл относительно будущих постов. Просто о цифрах вообще не сегодня)
Шasteland? 🤔
интересный взгляд на мир, ты не ведешь блог где-нибудь? :) почитал бы
Ну, блог - понятие растяжимое, смотря какой) посты на VC тоже вполне могут считаться блогом. Если ты про какой-то блог просто о жизни, то пока такого у меня нет)
Если не считать прибыль и гореть, то скорость полного сгорания обратно пропорциональна сумме кэша в кармане.
Гореть - это в любом случае обязательно ) Считает автор прибыль или нет из статьи не понятно, но судя по всему, как-то считает. Без этого на такой серьезный уровень просто нельзя выйти. Просто он пишет о том, что считает более важным, чем цифры прибыли. И... он прав ))
Значит, тебе в нефтянку)
!
Очень любопытная статья! Удачи тебе с твоим проектом
Спасибо большое!
А как работает монетизация этой игры? Игроки донатят на плюшки или просто поддержать проект?
Монетизация сделана так, что она не мешает игровому процессу. Ведь любые вещи можно получить в бою, и так даже интереснее. Pay-to-win я ненавижу, потому что это убогая концепция заработка. Поэтому в основном люди донатят для внутренней игровой валюты и некоторых ускорений при перемещении по игровому миру. Уверен, в скором времени найду возможность рассказать о монетизации подробно.
Классная статья)))
Статья очень вдохновляющая! Спасибо автору, но не хватает больше цифр. Как происходит монетизация кроме донатов? (если она есть) Сколько проект приносит денег, которые вы потом, как я понял, реинвестируете? Какие методы продвижения использовали со старта и далее?
По-другому не монетизирую, только добровольные донаты. По цифрам немного позднее. Методы продвижения - игроки инвайтят своих друзей. По сути, сарафанное радио)
Полностью согласен. И ведь у нянкотиков всё именно так. Посмотрим что получится
Комментарий недоступен
Ваши статьи на всех ресурсах уже, на iphones читал как вы перешили на iPad для разработки и т.д. Вообщем СММ
Говорит человек сделавший клона Chat Wars.
А где-то сказано, что Chat Wars вышла после WW? Или что я сделал клона Chat Wars? Не совсем понятно.
По факту, очередной геймдев-задрот ))
Назови это так, что такого)
горим, а не считаем прибыль
Максим, что используешь на айпэде для работы с питоном?
пробовал себя в инвестировании разработки инди проекта)) чисто для души занятие.. на стриминге больше пользы можно получить в плане финансов. попал как-то даже на стрим дрифт казино https://accords-land.ru/azartnye-igry/driftcasino-svyvodom-deneg/ . Народ конечно совсем без тормозов.
Поставил игру, потом удалил, но бот продолжает меня периодически бомбить сообщениями про скидки на шмот. Как-то через чур агрессивно для "просто хобби". Как отписать от этих сообщений навсегда? я уже и в архив заносил и удалял всё.
Игры находить вообще очень сложно, особенно качественные в которые можно поиграть спокойно, но если говорить честно, то можно через такой сайт скачать все https://anderbot.com/android/angry-birds/ Тут есть крутые игрушки, что могут вам пригодиться вполне.
Так ты в итоге работаешь, или нет?
А где сказано, что я именно работаю? Работаю я над своим проектом, а не в найме