Наш опыт эффективного подключения в качестве внешней ИТ-разработки
На рынке заказной разработки Maxilect развивается уже почти четыре года. За это время мы выработали свои подходы к взаимодействию с различными командами заказчиков. Ранее мы с коллегами уже описывали, как это происходит с разработкой под ключ и со стартапами. Пришла пора поговорить о взаимодействии с командами на стороне заказчика, создающего продукты для внутреннего использования или внешнего рынка в условиях нехватки собственных ресурсов.
В каких случаях бизнес обращается за усилением команд?
Логичный шаг бизнеса при нехватке собственных ресурсов или экспертизы в командах – наем специалистов в штат с помощью собственных HR-отделов. Но наша почти четырехлетняя практика общения с банками и продуктовыми технологическими компаниями, где выполняются сложные разработки, показала, что поиск часто проходит долго и неэффективно.
Почему так происходит?
Предположим, компания пытается в короткий срок нанять пару десятков сильных специалистов. Сениоры не склонны часто менять работу – единовременно на рынке труда их не так много, поэтому в сжатые сроки удается собрать команду из мидлов или даже джуниоров с задатками мидла, которые сами активно откликаются на вакансии.
Для некоторых проектов команд из джунов и мидлов вполне достаточно, особенно если доля джунов невысока и есть время на их усиленный контроль и обучение. Но надо учитывать, что джун покажет хороший результат через 9–12 месяцев. До этого времени он будет тормозить команду: пока кто-то из более квалифицированных коллег его обучает, основная работа будет простаивать, и это придется учитывать при распределении задач (если в этот момент с обучающего спрашивать по стандартным нормативам, то он будет демотивирован и попросту сгорит на работе). Ситуация выравнивается как раз месяцев через девять. Но когда команда выходит на “проектную мощность”, обученных джунов и мидлов необходимо еще как-то удержать в компании, правда, это тема отдельного разговора. Однако если подготовиться к решению этих проблем, заложив время и ресурсы, схема с джунами и мидлами вполне работоспособна.
Чаще всего бизнесу необходимо решение задач “еще вчера”, т.е. времени на взращивание специалистов или более длительный поиск сениоров на рынке труда нет. В этих условиях эффективнее подключить подрядчика для выполнения части проекта, который за короткий срок способен собрать команду опытных специалистов.
В каких проектах мы эффективны?
Чем больше у нас опыта, тем тверже мы стоим на своем: учитывая специфику компании, мы беремся не за любой проект. Внимание к выбору проекта для нас – одновременно и рыночное позиционирование, и важный компонент работы с кадрами. И вот почему.
У нас нет джунов, а подавляющее большинство сотрудников имеют уровень сениор (сейчас соотношение сениоров и мидлов в компании – 4 к 1). Поэтому мы фокусируемся на сложных разработках – выбираем задачи, которые соответствуют уровню наших специалистов.
Имея сильную команду, мы ориентируемся на сегмент, где есть сложные задачи и готовность соответственно платить за это. Бессмысленно конкурировать с компаниями, готовыми хвататься за любые проекты, лишь бы «продать простаивающие ресурсы», и работающими по ставке ниже рыночной. Это другой бизнес. А мы создавали Maxilect не для этого. Учитывая, что это не единственное направление деятельности, работа в качестве подрядчика должна коррелировать с нашими западными проектами и решениями под ключ, и это задает единый стандарт качества для всей компании.
Сложность проектов определяет их длительность. Нас мало интересуют краткосрочные проекты (до 6 месяцев). За такую работу имеет смысл браться, только если специалисты простаивают, а у нас такое бывает крайне редко. Поэтому по большей части речь идет о сотрудничестве от 6 месяцев, но по факту это почти всегда приводит к тому, что на уровне проектной команды мы работаем более года.
Важную роль для нас играют языки и технологии, применяемые на проекте. Немногие готовы осознанно заниматься развитием старой (legacy) системы. В теории можно собрать команду и из таких специалистов, и мы умеем их находить быстро и без потери в качестве. Но чтобы не уронить свою репутацию на рынке труда, стараемся участвовать в проектах, где применяются современные языки и технологии. Наш основной технологический стек по разработке – Java, Kotlin, JavaScript/TypeScript, Python. По тестированию – Java, Kotlin, Python, JavaScript.
Еще один важный момент – мы не работаем с горящими сроками.
К примеру, в сентябре 2017 года к нам обратилась крупная российская компания с предложением поработать на проекте с дедлайном в конце года. Несмотря на выгодное финансовое предложение, мы отказались от участия, поскольку проект был действительно масштабный, и после его анализа мы поняли, что «9 женщин не родят ребенка за 1 месяц». При этом переговоры об удаленном взаимодействии вместо приглашения наших сотрудников в офис заказчика и увеличении сроков ни к чему не привели. Наш опыт подсказывал, что это провальный проект, независимо от того, как решится вопрос с увеличением проектной мощности.
Несколько слов о практике
О своем опыте взаимодействия с клиентами мы подробно рассказываем на сайте, но здесь я хотел бы акцентировать внимание на кейсах, отражающих, как именно все происходит и какие преимущества получает конечный заказчик.
Кейс №1 – увеличение скорости выполнения автотестов более чем в два раза
У одного из наших заказчиков автоматизация тестирования была, но долгое время не поддерживалась из-за отсутствия ресурсов. В результате 80% тестов не работали. К нам компания обратилась с просьбой исправить ситуацию.
Мы проанализировали текущее состояние тестирования и увидели, что существующий инструментарий только увеличивал расходы клиента на поддержку, поэтому было принято решение подобрать иной. И заказчик дал нам свободу выбора. Команда предложила более современные и функциональные инструменты именно с точки зрения оптимизации последующей поддержки. Внедренный ими фреймворк из коробки за счет распараллеливания позволил ускорить прохождение тестов более чем в два раза.
Кейс №2 – опережение согласованного плана
IT-отдел международной компании долгое время отказывал бизнесу в выполнении ряда задач, пытаясь улучшить ситуацию за счет привлечения специалистов с рынка труда. Но масштабирование шло не такими быстрыми темпами, как требовалось.
В ноябре 2017 мы предложили сформировать три небольшие команды общей численностью 10 человек на четыре месяца работы и согласовали план-график подключения наших специалистов к проекту.
Поскольку мы подбирали сотрудников под специфические потребности заказчика, мы получили положительную обратную связь и отработали с опережением согласованного плана-графика там, где это возможно. Мы продолжаем сотрудничество с этой компанией по сей день.
Кейс №3 – ускорение создания и поддержки автотестов
Наши специалисты участвовали в тестировании продукта, предназначенного для операторов сотовой связи. Изначально клиент пришел к нам с задачей разработки и последующей поддержки тестового фреймворка для REST API. Мы подключили к проекту специалистов по Robot Framework, которые привели тест-кейсы к общему шаблону (Preconditions-Test-Postconditions) и расширили возможности Robot Framework дополнительными библиотеками, в том числе самописными – на Python. В общей сложности они написали более 1500 автотестов, увеличив тестовое покрытие с 5–10% до 70–80%.
Техническая статья одного из участников проекта (ссылка).
В целом для заказчика привлечение специалистов подрядчика позволяет ускорить создание стабильных версий решения или же выполнить больший объем работы за отведенный период времени, вместо того чтобы отказать бизнесу в реализации выгодных проектов из-за отсутствия ресурсов. Технически это позволяет также повысить качество решений как за счет более размеренного темпа работы, так и за счет квалификации привлекаемых специалистов. Кстати, наше участие также дает новый опыт и навыки сотрудникам заказчика, которые часто замкнуты в своем стеке технологий, инструментов и практик ввиду высокой нагрузки при работе в режиме нон-стоп.
Автор: Сергей Марина (Максилект)
P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на наши страницы в VK, FB или Telegram-канал, чтобы узнавать обо всех наших публикациях и других новостях компании Maxilect.
отличный выбор фона для фото btw
Как с вами связаться. Хотим с вами поработать.
Будем рады обсудить! К сожалению, здесь нет личных сообщений, поэтому указываю общий адрес ([email protected]) и телефон (+7 (812) 775-60-86). Или если удобнее через личку соцсетей: Facebook (https://www.facebook.com/maxilectru/) или ВКонтакте (https://vk.com/maxilect).