Личный опыт
Ed Cher
2135

Мой путь в цифру

​Чередник Эдуард, Chief Digital Officer @ Angara 
В закладки
Аудио

Принято считать, что digital — путь для молодых и перспективных, а людям за 40, вроде как, там делать нечего. Собственно, и я так считал.

Как и многие мои ровесники, я немного поураганил в девяностых, пожил и поработал в разных странах, построил вполне достойную карьеру, принял участие в некоторых событиях, про которые люди, не имеющего никакого к ним отношения, по телевизору рассказывают, как там, оказывается, было на самом деле.

Однако, лично у меня как-то не сложилось зацепиться в одной стране навсегда. Большие должности с хорошей зарплатой – как спорт высоких достижений. Нужно постоянно что-то там достигать. За «ачиверов» очень хорошо платят, но тебе, как акуле, приходится быть в вечном движении. Твои дети привычно учат новые языки и заводят новых друзей в очередных школах, приобретая какое-то философское отношение к жизни, которое удивляет окружающих.

Однако, в отличие от спортивных и военных наград, которые остаются с тобой на всю жизнь (и для многих являются билетом на государственную должность с безбедной старостью), достижения в бизнесе обычно имеют срок действия до конца квартала. А с нового квартала или года - нужны новые победы и достижения. Прошлые ачивки никому не интересны.

И вот, в один прекрасный день ты осознаёшь, что Владимир Высоцкий – уже не какой-то недостижимо взрослый мужик, а твой ровесник. При этом, ты – совсем не Высоцкий, а %login и %password, просто квадратик в оргструктуре компании. Ты что-то там, наверное, в жизни познал, а все твои пластиковые призы, которыми ты когда-то очень гордился, однажды были сложены в большую коробку и оставлены где-то на помойке во время очередного переезда.

Всё чаще ты задумываешься над тем, что молодежь-то сильно поджимает, а ты хоть и сохраняешь ясность и гибкость ума, но понимаешь, что рано или поздно тебя заменит кто-то из них - более заряженный и мотивированный на успех. И вопрос, который донимает как комар в ночи: что делать дальше?

В принципе, можно ничего не делать и продолжать директорствовать какое-то время, благо дело платят прилично и какой-то запас накоплен. Однако, не покидает ощущение, что нужно начинать присматривать участок земли под теплицу, где ты будешь сажать кабачки, когда тебя сократят. Для этого достаточно потерять одного-двух крупных клиентов из одного-двух. А они, как назло, постоянно норовят соскочить или подрезать то немногое, что есть. Рано или поздно точно соскочат.

С каждым годом отрасль наводняют какие-то странные люди, принимающими какие-то странные решения, и ты вообще в один момент совершенно перестаешь что-либо понимать в происходящем. Одним словом - рандом, когда школота на каникулах. Нет желания заходить. И нет желания жить с ощущением того, что ты, твоя семья - всё, что у тебя есть, и что ты так долго создавал, каким-то чудесным образом вдруг перестало зависеть от тебя и эти рандомные чуваки теперь решают.

Утрата контроля над своей жизнью – серьезная проблема для любого, кто привык как-то ей управлять. Мы всегда зависим от кого-то, но, когда меняются правила игры, и ты больше не можешь прогнозировать людей, от которых зависишь, и управлять параметрами успеха – это, блин, проблема. К тому же, эти люди и сами-то ничего толком не понимают и ничем не управляют. Шума много – толку мало. И никто ничего не понимает.

Короче говоря, меняется мир, и привычная модель мироустройства трещит по швам. Я вспоминаю, что-то подобное на моей памяти уже происходило в девяностых, когда всё вдруг в одночасье перестало быть прежним и люди, которые привыкли к стабильности, оказались выброшенными из жизни. Тогда наступили времена передела.

Если разобраться, то сейчас ничего нового по сути не происходит – всё очень пугающе похоже на то, что мы уже проходили. Посудите сами: в девяностых мы приторговывали валютой, меняли доллары и марки на рубли с рук. Нас гоняли родители, валютчики и милиция. Сейчас появились крипто-обменники, владельцев которых точно так же все гоняют. Тогда мы у водителей фур закупались жвачками и топовым шмотом, которым фарцевали в школе – по сути, такая же валюта, как современные альткоины, но с гораздо большей ликвидностью. А разве стартапы чем-то принципиально отличаются от кооперативов и стартаперы - от кооператоров? Да нет же!

Мир сошел с ума.

Ботаны кибер-гопники кошмарят состарившихся бандитов. Digital всё отжал по методу эджайл – даже название метода узнаваемо! А чем по сути блокчейн отличается от обещаний, которые мы в девяностых давали пацанам «на районе»? Публичное слово пацана нам тогда заменяло консенсус proof of work, а если слово (ни дай бог!) не сдерживалось, то срабатывал smart contract – и пацана ставили на счётчик. Понятийная аналитика нам заменяла когнитивную, чиркизон был нашей офлайновой платформой, где мы закупались всеми новинками и тащили по своим торговым точкам.

Можно продолжать и дальше, но нет смысла. По мере погружения в новый мир мне вдруг стало отчётливо ясно, что наступило время «Передела 2.0», возврата к старому больше не будет. В литературе описаны пять фаз реагирования на изменения, описывающие эмоциональные реакции тяжелобольных и умирающих людей – отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.

Я подумал: ну какой смысл цепляться за старое, отрицая происходящее? Переживать и впадать в гнев, торг и депрессию? Раз мир изменился, то нужно как можно быстрее учиться в нем жить. Дальше будет тяжелей и больше конкуренции. Может быть, к черту старую карьеру, нужно строить новую и не тратить время на проживание всех пяти фаз? Проще перейти сразу к пятой. Принятие.

Я для себя решил, что мне эта новая движуха нравится – вообще нет смысла чего-то ждать. Пока все сидят ровно и ждут, ты можешь занять выгодную позицию без особой конкуренции. И в принципе, это - обычный проект, коим несть числа. Успокаивал себя тем, что в конце концов, ты же профи, который всю жизнь чего-то там достигал для других. К тому же, не с нуля ведь начинать - какие-то твои знания, навыки и инстинкты наверняка пригодятся, а с остальным справится можно.

Не буду перегружать деталями своей трансформации, там подсуетился, сям. Решил, что лучше перейти на работу к цифровым гигантам, пусть с потерей в доходах и должности – работая в своем же секторе, но уже в Digital. Там познакомился и подружился с ребятами, которые помогли освоить вводную и основные расклады, составил план обучения, открыл для себя возможности Coursera и начал жадно учиться.

Решил, что из всего многообразия нового технологического стека мне ближе всего Data Science. Естественно, становиться Data Scientist я не собирался, но посчитал важным окончить курс и получить диплом профессионального специалиста по работе с данными. Ведь важно понимать, что именно можно извлечь из данных и какими способами, чего можно ожидать от ребят и чего ожидать нельзя, почему подготовка данных занимает так много времени и т.д.

Всего на мою трансформацию ушло примерно полтора-два года, по крайней мере на изучение основного стека технологий, логики экосистем и принципов развития. Строить дальнейшую карьеру в Digital оказалось не очень трудно, но карьера консультанта мне показалась не подходящей – чем-то подобным я занимался давно в прошлом, а корпорации с их безумными процессами и процедурами меня утомили.

Собственно, я решил идти дальше – податься в кооператоры, вернее, в стартаперы. Раз наступила эпоха Передела 2.0, зачем прозябать в крупной компании? Подобрал себе интересный стартап в отрасли, с интересной базовой технологией, которая может сделать disruption, увидел для себя потенциал.

Когда никто не мешает, можно делать вещи довольно быстро. За пять месяцев мне удалось сформировать цифровую стратегию и определить основные трансформационные стримы, сформулировать видение когнитивного продукта, подать на него вместе с коллегами патентную заявку, сформировать основу будущей экосистемы, сделать бесплатный пилот и первый коммерческий проект, который даже вышел в финал довольно престижной отраслевой премии.

Нельзя говорить о каком-то успехе – проект коммерческий и всё пока в процессе, работы очень много, без выходных и отпусков, без отвлечения на разные вещи. Но вся работа содержательная и интересная, без офисной бюрократии.

Самое важное достижение – это ощущение, что я вернул контроль над своей жизнью, что успех снова зависит от тебя и ты снова стал понимать происходящее и людей, которые тебя окружают. Ну и комар со своим «что делать дальше» больше не жужжит – ясно что делать.

Наверное, правы китайцы – важны не конкретные цели, а путь. Не точки на кривой, а сама функция, ощущение, когда ты создаешь то самое знаменитое хайдеггерское «чё» из «ничё» в переводе Козлова.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ed Cher", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 39, "likes": 26, "favorites": 61, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 91806, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 08 Nov 2019 21:29:52 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 91806, "author_id": 391531, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/91806\/get","add":"\/comments\/91806\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/91806"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
39 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
20

Невероятно утомительный пост. Очень много воды в начале и малая часть основной информацией.

Ответить
2

Простите, что мой личный опыт показался вам невероятно утомительным. Поверьте, его прожить было еще утомительнее, чем чтение о нём 

Ответить
1

Писать про него тоже было утомительно?

Ответить
1

Этот опыт можно было написать в одном абзаце, а основная масса текста размытые рассуждения и вода. 

Ответить
1

Аналогично. Ожидал чего-то более детального, пусть в чем-то и в духе "войти вайти когда тебе за...", пусть так. Но когда 70-80% текста, с заголовком "Мой путь в..." представляет собой блаблабла, то просто жуть.

Ответить
10

"Одним словом - рандом, когда школота на каникулах." -   сразу видно почерк ЦА из танков или кораблей от Wargaiming,  это фраза как клише от ноющих летом,  40+  старперов с их форумов.  По существу, так и не понял, что ТС то  сказать хотел, мире не сошел с ума,  все как обычно, просто еще одна история как сливается в ноль,  полученная  компенсация при уходе по соглашению сторон ну и то что cмогли накопить и взять у трипл F,  на "проект века".  Все как всегда.

Ответить
0

ТС хотел сказать, что карьера в крупных корпорациях это круто, но стартапы круче.
В общем и целом, есть масса вариантов, чем занять себя на пути от памперсов к кабачкам, ТС выбрал вот такой.

Ответить
8

Конечно китайцы правы... А так, слишком много "нытья", я то еще и постарше, но никогда не чувствовал выкинутым из нового мира технологий. И молодым есть что ответить, никак они не кошмарят. А опыт и зубы, заточенные за прошлые годы, делают вполне конкурентноспособным во всей этой движухе.
Рецепт - самооценка всегда должна быть на очень высоком уровне. Есть знакомые программисты в Штатах, им уже за 60 далеко, ближе к 70-ти. Они так же на коне, всегда на гребне волны трендов, и позиции никому сдавать не собираются. Чем хуже мы? Ничем.

Ответить
7

И пофлексил и порефлексировал ))

Ответить
5

А мне пост понравился, где-то даже вдохновляюще )
Спасибо.

Ответить
3

Отличное чтиво, спасибо, как про себя читал )) Даже с учетом того, что я в диджитал был изначально, карьеры избегал намеренно, а усталость наступила именно от стартапов - интересных и насыщенных, но крайне недолговечных. В последние годы - ближе к кабачкам - пришло понимание, что работа в рамках бюрократической корпорации более комфортна и стабильна, и это именно то что нужно.

Ответить
3

Я так и не понял , чем автор занимался до диджитал и чем занимается сейчас. Зато штамп про жвачку и водителей фур в очередной раз прочитал.

Ответить
3

Мда... Какой-то странный диджитал высер и стенания очередного манагера-фарцовщика. Об чем мэсседж? Как снова, но под новомодным соусом, втюхивать хрень, как в былые времена? Не проходит тоска и сцуко ностальжи по 90м?

Ответить
2

Начинал кодить в 12, потом перестройка, опг, гастроли, три срока, героин, в 39 опять начал кодить.

Ответить
1

Нормально ты, босяк, жизнь повидал....

Ответить
2

Тяжелая статья. В плане восприятия. Мужик, пойми, надо писать выгоду для людей, а не про себя. Мотивационные речи - это где инфоцыгане (бизнес молодость и тд). Здесь люди хотят видеть конкретики больше. И пишут тебе тут ответы не для того, чтобы обидеть, а чтобы помочь.

Пис)

Ответить
–1

Я написал про свой опыт - свое понимание происходящего, свои сомнения и переживания, свои поступки, задокументировал их. Я не журналист, ребята. И это круто, потому что мне плевать на мнение читателя о моем опыте и мыслях, мне не нужно пыжится, чтобы кому-то понравиться, сочинять небылицы и создавать драматургию. 

Как посчитал нужным - так и написал. Я свою потребность удовлетворил, а не вашу. Такой формат. Подобные тексты сами выбирают, кому им нравится, а кому - нет. Кому надо - тот поймёт, а другие мне не интересны.

Ответить
2

Так может лучше не писать тогда? Создать блог на жж и самому себе писать и отключить коменты? Тогда не будет вот этих ярых защит самого же себя. Имхо, бред.

Ответить
1

Да. Писать в стол называется.

Ответить
0

Вы говорите, что вам плевать на читателя. Это невежливо и неразумно.

Ответить
0

Поясните

Ответить
2

Ну, как. Тексты пишут всегда для читателя. Если бы вы не хотели своих 5 минут славы, вы бы не тратили время и силы.
Кроме того, вы своим текстом забираете так же время и внимание у читателя. А потом плюете на него. Так-то надо быть благодарным, что на ваш текст люди потратили свое время.
И зря с пренебрежением о журналистах говорите. Ремарк, Довлатов, Хантер Томпсон, Лимонов...

Ответить
–2

Не говорите больше глупостей, умоляю. Я пишу, что мне плевать на мнение читателя о моем опыте - вы пишите, что мне плевать на читателя. Я прошу уточнить - вы упорствуете в своей глупости и сверх того - наделяете меня своей мотивацией. Давайте остановимся, свою точку зрения я изложил и вашу попытался понять. 

Ответить
2

Ну, хорошо. Тогда мне плевать на вашу точку зрения и на ваш опыт. А на вас нет. На этом и закончим.

Ответить
0

А мне понравилось. Спасибо.

Ответить
2

Таки а где proof of work?

Ответить
2

"определить основные трансформационные стримы, сформулировать видение когнитивного продукта" - простите, но я, айтишник и в принципе очень неглупый чел, нухуя не понял. Почему нельзя писать человеческим языком?

Ответить
1

да человек не видел ни фидонета в 90-х, который был покруче всяких Courser, ничего другого... Очень сомневаюсь, что это не вброс.

Ответить
0

Кстати, говорят Фидонет и сейчас ещё жив.. Сам не проверял. 

Ответить
2

побоялся выкапывать стюардессу? :)

Ответить
1

Решил читать с фразы "короче говоря",  потом с фразы "не буду перегружать деталями". А потом текст кончился.

Ответить
1

Лучшая характеристика для данного текста

Ответить
0

Спасибо.

Ответить
1

Спасибо что поделился

Ответить
0

Такое впечатления, что кто-то мои мысли выложил. Супер!

Ответить
0

Так и не понял на кого переобучился автор.В прогеры или девопсы как он сказал не собирался.В интернет маркетолог что ли?

Ответить
0

держаться за прошлое не верно, китайцы сносят старые здания и строят такие же но новые и говорят, а какая разница? 
мне такое нравится!
за прошлое кредита не дают...

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }