Образование для гуманитариев: попробуй выжить
Я прошла через журфак СПбГУ, и я желаю всем мужчинам пройти его… В конце первого курса собиралась отчислиться, но меня остановила мама — сказала, что без диплома я сразу стану наркоманкой. Мне такой вариант развития событий не подходил, потому еще 3 года я знатно охреневала от самого лучшего в городе университета.
Предыстория: спасибо астрологам
Как я оказалась на журфаке? О, это дивная история. В 10 классе ко мне пришла мама и спросила, куда я буду поступать. Естественно, я понятия не имела, кем хочу стать (да кто вообще в 17 лет может ответить на это вопрос).
Мама, будучи мудрой женщиной, быстро поняла, что здесь нужна профориентация. Она выписала на бумажку дату и время моего рождения и понесла астрологу. Через несколько часов вернулась и сказала: «Будешь журналистом, астрологи редко ошибаются».
«Огонь, матан сдавать не придется», — подумала я.
Выжимка четырех лет обучения
- Старые преподы
У нас порядочный процент преподов — это ребятки 70+, которые всю свою жизнь писали научные статьи о видах заголовков. Они не знали, что такое YouTube или Telegram. Они ни одного дня не работали в СМИ. Помню, у нас был предмет “Социология журналистики”, его вел дед, которому было лет 75 (мы каждый раз гадали, дойдет ли до аудитории или тромб оторвется). Так вот, на первой лекции он рассказывал о том, что теперь в интернетах можно ставить гиперссылки внутри статьи! И дал нам домашку: написать новость и поставить в нее три гиперссылки.
За 4 года у нас было только три молодых препода с реальным опытом в профессии. Мы буквально молились на них всем потоком. Кстати, на момент написания этого текста двое из них уже не работают в СПбГУ.
- Странная программа
Грустная правда: чтобы стать журналистом, хватит и года обучения — это на изучение базы. Остальное даст только практика в редакции. Но вот незадача: высшее образование — это 4 года обучения. А значит надо чем-то напичкать программу. Так у нас в расписании появлялись странные дисциплины: городская журналистика, экологическая журналистика, психологизмы и антипсихологизмы в журналистике, основы творческой деятельности журналиста (там мы придумывали ответы на вопрос “Какими качествами должен обладать хороший журналист”), медиаконвергентная журналистика.
Самое смешное, что из года в год преподаватели начинали читать лекции с определения слова “журналистика”. Из года в год этот вопрос появлялся в наших экзаменационных билетах.
- Плохие условия
Маленькие душные аудитории, в которых не помещается вся группа. Один комп на двоих на практических парах. А общага в Петергофе — это вообще песня. Я даже писала про нее репортаж и публиковала анонимно, чтобы не отчислили. Тов. декан, это была я! Кстати, жена ректора СПбГУ входит в ТОП-3 богатейших женщин России (ой какое совпадение), могла бы задонатить на нормальные туалеты будущим журналистам.
- Выживаемость студентов
Это вообще претензия ко всему универу, не к журфаку. То с матмеха толпами из окон прыгают, то студентку расчленяют, то утюгом пытают, то харассментом промышляют. Считаю, что осталась жива только потому, что много прогуливала.
- Работа по специальности
Кто-то на факультете вел статистику по трудоустройству студентов. И выяснилось, что журналистами становятся менее 10% выпускников. Помню, как преподаватели сокрушались по этому поводу и предлагали всех обязать отработать в государственных СМИ после получения диплома. Я не знаю, насколько надо быть мотивированным человеком, чтобы пройдя через журфак хотеть работать по специальности.
Я, кстати, хотела быть журналистом — грезила о серьезных исследованиях, социально полезной работе и хороших гонорарах. Но вместо этого в редакции меня ждал текст «ТОП-3 способа убрать геморрой этой осенью». Что касается зарплат: кажется, журналистика — это единственная отрасль, где их не индексируют. Чтобы в СПб получать 70 тысяч, придется пахать с графиком 6/1, иногда сидеть ночью на новостях. Просто откройте hh.ru, если сомневаетесь, — у нас кассиры получают больше.
Плюсы тоже имеются
Свободное время
По большей части преподам было плевать, посещаем ли мы пары. Домашки тоже особо не было. Чтобы как-то занять себя, я в конце первого курса пошла работать в редакцию. А на 4 курсе уже работала фуллтайм с хорошим окладом, писала диплом по своему проекту. За это действительно благодарна журфаку — выпустилась маркетологом с неплохим опытом и знала, что делать дальше.
Общая эрудиция
Я очень благодарная за прикладные знания — история, литература, философия. Нас заставляли много читать, много учить, много исследовать. Ну и два языка — тоже хорошо (английский + доп. язык на выбор).
Диплом для галочки
У меня никогда не спрашивали про образование на собеседованиях. В итоге диплом пригодился только моей маме — она проникновенно и с придыханием при любом удобном случае говорит, что я закончила СПбГУ. Кстати, я считаю, что диплом для галочки нужен, увы. Вот статистика hh.ru говорит, что 45% работодателей все еще смотрят на корочку о высшем образовании.
Точно такую же статью видел в 1993 году, почти слово в слово, и вообще такие статьи появляются постоянно, и думаю будут появляется еще долго. Просто молодые выпускники часто не понимают что высшая школа не дает профессию.
Своим детям когда-то придумал объяснение системы образования в стране
В пту учат - копать
В техникуме учат - как организовать копание
В институте учат - нахрена копать?
Много читать, много учить, много исследовать - вот именно это и главный актив высшей школы, имея эти навыки можно реализоваться где угодно...
Точно! "Университет вам ничего не должен"! От создателей "государство вам ничего не должно" и "это ваш долг перед государством"!
Так понимаю, организовать общаги и практику должен сам студент, верно?
Вся функция университета сводится к выдаче корочки гос образца, получается.
Вам и тут все должны? Наверняка в МГУ учились и ЦБ/ВТБ не дал вам реализоваться в экономической сфере?
Ну как бы университет должен обучать, в этом же идея, нет?
Признателен, что следите за мной, но в чем тут то ошибка?
Я вам ответил в другом треде и вы в этот зашли и начали так же жаловаться, это очень бросается в глаза.
Университет должен сформировать образ мышления, который поможет вам переваривать задачи в рамках выполнения рабочих обязанностей. Он этим и занимается.
Я читаю новости и комментирую их, это плохо чтоли? Опять какой-то дурацкий закон нарушил?
Прям так и вижу, как формируется образ мышления, когда вставляешь 3(ахуеть, целых ТРИ!!!) гиперссылки. А потом 2,5 часов едешь с универа в общагу, в которой клопы (кто жил в пунке в 15 общаге, тот поймет). Реальным делом заниматься университет учит?
А параллельно с этим жена ректора миллионер (вот же совпадение, да?).
Могу сказать, что декан моего факультета в 2011 году зарабатывал по 700к руб/мес., беря на себя кучу онлайн активностей.
А универ получил пару патентов на материалы для космоса и с этого очень успешно жил ))
А я не смотрел у кого какие доходы в универе и сколько нужно ехать, я получал знания, которые давали. Если вас просили вставить 3 гиперссылки, вы это делали и на этом заканчивалось обучение, то поздравляю, университет вам не нужен был, вам нужно было в ПТУ идти за специальностью.
То есть выполнил задание из университета и поэтому надо было в ПТУ идти? Так может тогда университет понизить до ПТУ, раз такие задания?
Получается, выполняешь требования университета, а всё равно плохой, как так то?
Ещё раз, как вставка 3 гиперссылок формирует образ мышления? Как ужасные условия жизни формируют образ мышления? Ответьте по сути, пожалуйста.
Я не знаю ни одного задания в университете на уровне "вставьте 3 гиперссылки". Ни одного.
Ощущение, что вы воспринимаете только четкие указания "нужно закрыть счет в ВТБ", "нужно вставить 3 гипперсылки" и их можете выполнить, ругаясь, что "а где же ответственность остальных". До вас нужно разжевать информацию какому-то человеку с высшем образованием, чтобы вам было понятней.
Отсюда предположение, что университет не нужен, нужна конкретная профессия и навык работы в ней с инструкцией от и до
Если почитать статью, станет понятнее. Попробуйте и ответьте на вопрос, а не уходите с темы.
Всего вам хорошего.