{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы пытались пройти в Y Combinator: от заявки до интервью

Меня зовут Денис, мы делаем сервис для iOS-приложений с подписками Apphud. Три дня назад вернулись из Калифорнии, где проходили интервью с Y Combinator для участия в зимнем батче W2020. К сожалению, нам отказали. Здесь расскажу о том, как мы прошли путь от заявки до очного интервью в Маунтин-Вью.

У всех, кто проходил интервью в YC, есть такое фото

Об Apphud

Я уже рассказывал о проекте на «Трибуне» vc.ru. Кратко: Apphud — это платформа для iOS-приложений, с помощью которой можно:

  • Легко интегрировать автовозобновляемые подписки в приложение.
  • Смотреть ключевые метрики подписок в дашборде и отправлять события в сторонние системы аналитики: Amplitude, Mixpanel, AppsFlyer, Branch.
  • Увеличить доход с подписок, используя встроенные в Apphud механики.

Зачем нам нужен был Y Combinator

Акселератор Y Combinator — самая влиятельная программа акселерации для стартапов во всём мире. Преимущества участия в ней:

  • Прямой выход на выпускников YC, которые могут стать клиентами. А это более 2000 компаний, включая Airbnb, Dropbox, Stripe, Reddit. Список ведущих выпускников YC можно посмотреть здесь.
  • Неформальный значок выпускника YC. По окончании акселерации стартапу автоматически присваивается рейтинг доверия ААА, с которым можно выйти на ведущих инвесторов Долины.
  • Демо-день, на котором 80% проектов привлекают инвестиции с оценкой $3 млн и больше.
  • Перспектива получить визу O1 и развивать бизнес в США.
  • А ещё YC инвестирует $150 тысяч за 7% от компании. На эти деньги небольшая команда может прожить полгода в Долине.

Чтобы попасть в Y Combinator, нужно последовательно пройти несколько этапов:

  1. Заполнить заявку на сайте YC. Крайняя дата подачи заявки в батч W2020 — 25 сентября 2019 года.
  2. Если заявка их заинтересует, вы получите электронное письмо. Письмо может содержать дополнительные вопросы, приглашение на видеоинтервью или сразу на личное собеседование.
  3. Личное собеседование с партнёрами YC.

Заявка

Наибольшее количество компаний отсеивается именно на этом этапе. Вам нужно ответить на несколько десятков вопросов о вашем проекте, в том числе:

  • Кратко описать суть идеи.
  • Рассказать о текущем прогрессе и трекшене.
  • Описать ключевых конкурентов, ваши преимущества по сравнению с ними.
  • Рассказать о команде, ваших компетенциях в предметной области проекта.
  • О ваших достижениях вне стартапа. О том, как вы успешно «взламывали систему» в целях выгоды.

При заполнении не нужно лить воду. Будьте максимально конкретными. Партнёры вручную просматривают каждую заявку (а их больше 10 тысяч), экономьте их время.

Мы заполнили заявку за пять часов и отправили её 3 сентября. Крайне полезными оказались видео основателя проекта Wallarm (YC S2016) Ивана Новикова.

В двух частях он рассказывает, на что нужно обратить внимание. Видео доступны по ссылкам: часть первая и часть вторая. Ещё на канале он разбирает реальные заявки стартапов. Если подаётесь в YC, обязательно посмотрите.

Структура вопросов в анкете YC грамотная и отполированная. Даже если вы не собираетесь подаваться в акселератор, заполните её: это отличное упражнение. В анкете задаются правильные вопросы, которые могут выявить потенциальные дыры в проекте на начальной стадии.

Именно благодаря заявке мы сменили фокус Apphud. Если ранее были прямыми конкурентами RevenueCat (выпускник YC S2018), теперь решили позиционироваться как инструмент для увеличения прибыли приложений с подписками и получения инсайтов от пользователей. Такая помесь RevenueCat и маркетинговых платформ Braze, Airship, Leanplum.

Видеоинтервью

6 октября мы получили письмо с приглашением на видеоинтервью. Спустя два дня мы созвонились с партнёром YC. Разговор занял 12 минут. Основные вопросы были о текущем состоянии проекта, числе пользователей и клиентов, о том, как мы привлекаем новых пользователей.

По окончании интервью было стойкое ощущение, что это провал. Пожалуй, мы невнятно ответили на вопрос «how are going to build a billion dollar company?» Y Combinator ищет только те стартапы, которые могут вырасти в «единорогов». И команды, которые могут пройти путь от нуля до миллиарда, не развалившись на полпути.

Посмотрите видео генерального директора Y Combinator Майкла Сайбеля о том, что для них важно при инвестировании в стартап:

Майкл Сайбель о том, как попасть в YC

Письмо с приглашением на видеоконференцию было не единственным возможным сценарием. Несколько команд, с которыми мне позднее довелось пообщаться, получили письмо с дополнительными вопросами в текстовом виде.

У других, тоже приглашённых на собеседование, дополнительно ничего не спрашивали. Видеоинтервью или вопросы не увеличивают ваши шансы. Скорее, наоборот, потому что они что-то не поняли в вашей заявке.

Приглашение на интервью и подготовка

16 октября YC начали отсылать email-приглашения на очное интервью. В это время мы находились в недорогом отеле в Сан-Франциско. Мы полетели в Долину сразу после видеоинтервью — привлекать инвестиции в проект, не рассчитывая получить приглашение на собеседование.

YC спутал нам планы: мы получили письмо с приглашением в Маунтин-Вью. Поиск инвестиций пришлось сворачивать, толком не начав. Мы понимали, что в случае успеха оценка компании вырастет как на дрожжах, поэтому привлекать деньги в проект сейчас было неразумно.

Ближайший свободный слот на собеседование был 4 декабря. Очные интервью (а их около 1000) в этом году проходят во Франции, Индии и США в несколько этапов. Нас пригласили в головной офис YC в Маунтин-Вью. Думаю, такой запас по времени специально предусмотрен для иностранцев, чтобы они успели получить визу.

Y Combinator покрывает расходы на перелёт всей команды, одну ночь в отеле и такси. Квота зависит от места проживания и количества основателей. В нашем случае (нас четверо) — чуть менее $5000.

К приглашению были прикреплены краткие рекомендации, как подготовиться к собеседованию. Основной тезис — сконцентрироваться на продукте, а не на самом интервью. Лучший показатель — прогресс в проекте за время между заявкой и интервью.

Мы решили следовать рекомендации. За три месяца с момента подачи заявки в сентябре число разработчиков на нашей платформе увеличилось с 37 до 180. В Apphud появились первые платящие клиенты. Мы продолжили активно развивать платформу.

К самому интервью мы начали готовиться за неделю, проводя моки и готовя ответы на типовые вопросы. Мок-интервью — это тестовое интервью, обычно с выпускниками YC, которое симулирует реальное десятиминутное интервью с партнёрами Y Combinator. Вопросы идут один за другим, на ответ даётся обычно не более 15 секунд.

Вообще, Y Combinator рекомендует отказаться от моков. Тем не менее все команды, с которыми мы общались, их проводили.

Некоторые — по 20, даже по 30 раз. У нас было четыре тестовых интервью с выпускниками YC. Сейчас понимаю, что надо было делать больше. Самые ценные советы мы получили от русскоговорящих ребят. Всё-таки манера общения американцев не позволяет им напрямую указывать на недостатки питча.

При подготовке полезными оказались:

Интервью

4 декабря мы приехали к офису Y Combinator в Маунтин-Вью. За 15 минут до назначенного времени нас пустили в здание, где мы зарегистрировались. Само интервью проходило в соседнем офисе через дорогу.

Регистрация на собеседование в Y Combinator Фото сделано не нами, а пользователем Quora

Мы общались с четырьмя партнёрами YC. Один из них проводил с нами видеоинтервью. Кстати, те партнёры, которые проводят собеседование, будут вашими трекерами в случае принятия в акселератор.

Обстановка была расслабленная, нас не перебивали, жёсткого тайминга на ответы не было. В начале интервью они попросили рассказать о проекте, спросили о текущем количестве пользователей и платящих клиентов. Попросили рассказать о прогрессе с момента подачи заявки. Остальные вопросы касались конкурентов и наших преимуществ перед ними.

Особое внимание они уделили конкуренции с RevenueCat, указывая на потенциальный конфликт интересов. Например, спросили, что мы будем делать, если конкуренты внедрят наши функции. Какие наши преимущества с точки зрения бизнеса, а не фич? Как мы будем бороться с Braze и Airship?

Собеседование продлилось ровно десять минут и оборвалось стуком в дверь. Время истекло.

Причина провала и итоги

Вечером в тот же день, находясь в баре, мы получили письмо о том, что нас не взяли. В письме говорилось, что рынок, на который мы выходим, слишком конкурентный и им непонятны наши преимущества.

На деле нам просто не удалось достаточно понятно и ёмко донести ценность, которую мы продаём клиенту. Думаю, сильно повлиял и RevenueCat, находящийся в их портфеле. Ещё нас четверо, а идеальное число основателей, по мнению YC, — два-три человека (чтобы сильно не размывать доли).

Вот основные итоги, которые мы вынесли из всего этого:

  • Если планируете подаваться в YC, не медлите. Текущая стадия проекта — не определяющий фактор.
  • Они ищут миллиардные истории. Качественный проект на небольшом рынке, — мимо. Если хотите пройти в YC, думайте о том, как расширить ваш рынок.
  • Пишите и рассказывайте о проекте максимально просто и без воды. Подготовьте ответы на типовые вопросы.
  • Знайте ключевые метрики вашего стартапа.
  • Проводите больше мок-интервью перед подготовкой к собеседованию.
0
65 комментариев
Написать комментарий...
Vadim Gregorev

Лучше бы потраченое время потратили на выход в плюс и прокачку продукта.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Seraleev

Благодаря YC увеличилась скорость разработки. Ту работу, что мы планировали сделать за 4 месяца, сделали за 1,5 мес. Плюс, благодаря, такой упорной работе пошли первые продажи. 

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Gregorev

Это не благодаря YC, это несмотря на YC ...
1. вы потратили кучу времени которое могли бы потратить на разработку.
2. если вы планировали сделать работу за 4 месяца, а сделали за 1,5, это значит что трекшен в 4 месяца был поставлен неправильно.

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда