3 правила полезной дискуссии и ловушка ложного согласия
«Я так сказал!» — рассказываем, почему спорить иногда полезно, как правильно отстаивать свое мнение и научиться уважать чужое.
Всем привет! С вами команда корпоративного мессенджера Compass.
Работа в коллективе предполагает обмен мнениями — в личной переписке, на созвонах или планерках. Специалисты, каждый со своим опытом и экспертизой, могут иметь разные позиции по одним и тем же вопросам. Это нормально.
Для эффективного обмена мнениями важно уметь вести дискуссии, где каждый может высказаться, быть услышанным, получить конструктивную обратную связь. Когда этот процесс настроен хорошо, сотрудники не боятся проявлять инициативу и предлагают смелые решения. Это помогает итоговому продукту стать лучше, а значит развивает компанию.
Бывает и обратная ситуация — когда мнение одного или нескольких лидеров признается правильным по умолчанию, а остальные молчат, боясь конфликтов. В этой статье расскажем, что такое эффект ложного согласия и как его избежать в своей команде.
Что такое ложное согласие
Это тонкая ловушка в общении команды, когда один сотрудник думает, что с ним согласны все. На самом деле другие участники команды не разделяют его мнения, но соглашаются или молчат, чтобы не вступать в конфликт.
Этот эффект описан в психологии: человек склонен считать свое мнение общепринятым и типичным. Мы делаем так не потому, что заносчивы или излишне самоуверенны, а по причине когнитивного искажения.
Каким бы ни было наше мнение, мы уверены, что с ним согласны все. По крайней мере, большинство «разумных» людей. Вспомните знаменитую фразу Шерлока Холмса: «Это элементарно, Ватсон!».
Мы переоцениваем степень согласия окружающих и часто не учитываем, что они могут иначе понимать ситуацию. Роль здесь играет и внутренняя потребность человека считать свои убеждения правильными и адекватными — это важно для поддержания и повышения самооценки. Ошибаются все: маркетологи, журналисты, дизайнеры, руководители, экономисты и преподаватели.
С точки зрения работы в команде на ложное согласие можно посмотреть с двух сторон.
Со стороны того, кто продавливает идею
Человек проецирует свое мнение на остальных и уверен, что предложенное им решение верное и его разделяет большинство. Если в команде принято проводить дискуссии и вместе улучшать идеи, то это когнитивное искажение саморегулируется.
Если же эти процессы по какой-то причине не выстроены — формируются лидеры, которые чаще остальных высказывают свои идеи. Когда их не подвергают сомнению, не оспаривают или не заставляют защищать, в голове у такого человека укрепляются установки:
- мои идеи всегда крутые;
- есть два мнения: мое и неправильное;
- я гений, это вы не шарите.
Это порождает следующую крайность: если идея гениальна, как кто-то в здравом уме может быть с ней не согласен? Когда находится тот, кто критикует решения такой «звездочки», он воспринимается каким-то странным и недалеким.
Если специалист, подверженный искажению ложного согласия — тот, за кем последнее слово по задаче, со временем это приведет к подавлению любых инициатив.
Со стороны того, кто избегает обсуждения
Ложное согласие в команде — это явление, когда ее участники не высказывают свою позицию, а просто соглашаются с мнением большинства. Или высказывают, но отбрасывают свою идею при малейшем давлении. Им проще принять чужую точку зрения, чем участвовать в обсуждении.
Это происходит по разным причинам:
- неуверенность и страх показаться глупым;
- избегание конфликта, если любая критика воспринимается в штыки;
- нежелание вникать в предмет обсуждения из-за недостаточной мотивации.
Получается, что часть людей публично демонстрирует свое мнение, остальные выбирают стратегию молчания. Так активные сотрудники еще больше утверждаются в правильности своих решений, а молчуны постепенно становятся фоновыми исполнителями и делают «тихое» или реальное увольнение.
Идеи лидеров могут быть действительно хорошими, но без обсуждения команда не ищет оптимальный путь. Бизнес достигнет результата, но, возможно, отмолчавшийся сотрудник мог предложить более быстрое и дешевое решение.
Избежать такой ситуации поможет правильная культура обсуждения в команде: поощрение открытости, активного участия и конструктивной обратной связи. Все это можно сделать через дискуссии.
3 правила полезной дискуссии
Основа основ — планировать дискуссии заранее. Обозначьте тему, срок и поставьте участникам задачу подготовить идеи, желательно с примерами.
У встречи должен быть модератор, который проследит за таймингом и ходом обсуждения. Если это не вы — назначьте его. И, соблюдайте правила успешной дискуссии:
1. Важно не победить, а найти эффективное решение
Работа — это не арена для боев без правил. Значит, признание вашего мнения единственно верным не есть победа. В действительности победа — это найти такое решение задачи, которое будет результативным и выполнимым для всех участников.
Учитесь слушать и находить компромиссы. Коллега может рьяно защищать свою точку зрения, потому что боится оказаться неправым. Покажите оппоненту, что не спорите с ним, а вместе решаете задачу. Затем привлеките остальную команду к доработке идеи.
2. Сначала совпадения, затем разногласия
Вместо того, чтобы разбить чужую идею в пух и прах, найдите точки соприкосновения. Согласие и принятие позиции собеседника снизит его желание с вами бороться и поможет перевести разговор в конструктивное русло.
Если вы видите выполнение задачи по разному — разбейте ее на этапы. Сначала обозначьте, в чем ваши мнения сходятся, затем поэтапно обсудите разногласия. Тогда это будет уже не спор, а обсуждение технических деталей. Такой подход особенно полезен для решения креативных задач.
3. Не отказывайтесь от идей без обсуждения
Если вам кажется, что коллега несет бред — ни в коем случае не давайте ему это понять. Отметать идеи без обсуждений — верный способ уничтожить мотивацию. Проявите интерес и попросите объяснить, что имеется ввиду и как это поможет проекту.
Скорее всего в идее есть рациональное зерно, раз сотрудник посчитал нужным ее озвучить. В ходе обсуждения вы получите дополнительную информацию и сможете общими усилиями придумать что-то годное. Или хотя бы доработать и отложить в банк идей.
Если люди увидят, что их идеи не критикуются, а дополняются, они станут смелее высказывать свое мнение. Как знать, может быть следующая идея этого коллеги окажется инновационной.
Итоги: чтобы достигнутые договоренности не потерялись в текстурах, модератор создает meeting notes — документ с результатами встречи. В нем должен быть перечень утвержденных идей, следующие шаги и их сроки. Этот документ отправляется участникам встречи, чтобы все понимали дальнейшие действия.
Что делать, если команда уже в пучине ложного согласия
Мы рассказали, как не допустить ложного согласия в условной идеальной команде. А что, если в вашей реальности все уже плохо?
Вот вы стали руководителем и понимаете, что люди в команде используют тактику со всем соглашаться. Скорее всего, это сформировалось постепенно и успело укорениться.
Значит, от возгласов «теперь вы можете мне все рассказать, давайте подискутируем!» толку не будет. Тут нужно действовать постепенно.
- Введите анонимную обратную связь
Настройте форму анонимной обратной связи и периодически устраивайте опросы по какой-либо теме. Анонимность поможет сотрудникам начать выражать свое мнение без страха осуждения. А если они увидят, что к нему прислушиваются, то в будущем станут делать это открыто.
- Спрашивайте, как прошла неделя
Проводите личные опросы по итогам недели. В таком опросе можно рассказать об успехах, рабочем настроении или пожаловаться на сложности. Никаких наказаний — только предложение о помощи. Это поможет лучше чувствовать настроение в коллективе и выстроить доверительные отношения с коллегами.
- Начните проводить брейнштормы
Начните с чего-то безобидного, не завязанного на мнении одного человека. Например, попросите сотрудников помочь с идеями для корпоратива. Используйте правила проведения дискуссии, чтобы затем переложить их на обсуждение реальных задач. Это поможет коллегам начать высказывать свое мнение публично.
Подведем итог
Взаимодействие в команде — это баланс мнений, которые в совокупности создают сильное и гармоничное целое. Из-за когнитивных искажений в нашем мышлении может возникать эффект ложного согласия — когда один сотрудник предполагает, что с его идеями все согласны, а остальные молчат, чтобы избежать конфликта.
Чтобы этого не допустить, нужны конструктивные дискуссии, где каждый может высказаться, быть услышанным и получить обратную связь. Открытый обмен мнениями поможет сотрудникам проявлять инициативу и эффективно решать командные задачи.
Ну а теперь рассказывайте про ваш опыт в комментариях!
Больше статей про общение с командой:
Еще один путь улучшить взаимодействие с командой — корпоративный мессенджер Compass. Для команды до 10 человек приложение бесплатное. Если пользователей больше 10, у нас есть бесплатный пробный период на 30 дней.
Был у нас один такой “руководитель”. Всех хаял направо и налево за отличное от него мнение. И попробуй угадай в каком он сегодня настроении и чего хочет. Угадал - молодец, день прошёл не зря😂 Только так и выживали, все быстро свинчивали оттуда, в том числе и я
С такой текучкой компания еще не закрылась?
страшная ситуация
Если ничего нельзя изменить, всегда можно уйти, все правильно сделали 😊
ненавижу таких "боссов". Просто давят авторитетом без обоснования вообще своих "аргументов"
Комментарий удален модератором
Рады, что статья понравилась 🤝
Могу сказать, что еще очень неплохо неформальное общение и смена обстановки помогает. Я попал в команду новую как руководитель проекта. Все почти сотрудники мягко говоря зажатые были. Решил их раскачать, в том числе проводили время вместе иногда - бары, развлечения по выходным. Дало свои плоды) Оказалось до этого у них начальник неадекват какой-то был. Все от человека зависит
главное не перегнуть и не стать дружбаном для своих подчиненных )
Согласна, это действительно помогает)
Интересный кейс 🤔
Главное, чтобы неформальные активности не стерли роли в команде, ниже комментатор хорошо подметил
А мне вот такое вообще не заходит. Как бы это правильно и гораздо лучше, чем просто в штыки чужую идею воспринимать, но если я что-то предлагаю, то мне хочется, чтобы это либо приняли, либо нет. Когда начинают дополнять и модифицировать идею, она мне кажется уже не моей - какой-то испорченной и неоригинальной( И что взяли все и испоганили, не чувствую своего вклада в развитие этой идеи и в целом, как будто-бы у тебя все лавры отобрали(
в тебя как раз и вселился лидер, который хочет, чтобы идея была только его!))
А я на работу хожу за деньгами и похрен чья и где идея...
В идее главное не авторство, а реализация и результат 🙃
Человек, который дополняет идею, не соперник, а друг – он просто хочет сделать путь к результату более быстрым и удобным
Статья очень интересная и полезная, в целом о феномене выражения личного мнения заставляет задуматься. Но такой вот вопрос и одновременно проблема. Установление дискуссии и адекватных правил это хорошо. Но что делать если сами начальники вообще не идут на контакт, игнорят и не понимают важность этого?
нужно поселиться с ними на Олимп и тогда появится право голоса ))
Поговорить с руководителями. Если ничего нельзя изменить, лучше уходить к другим руководителям.
Или самому стать им 🙃
То же, что и в других случаях, когда работа чем-то не устраивает: менять работу.
главное отставить эмоции в сторону и не вмешивать личностное отношение
Вот вот, эмоции могут много бед натворить
Если эмоции позитивные, то в дискуссию их добавить можно 😊
Это первое правило что было всё хорошо.
жаль,что многие этого не умеют и даже не осознают
Самое главное в дискуссиях с разными мнениями четко отрегулировать правила - чтобы никто их не нарушал, инчае в один момент все напрочь испортится. Например, не занижал чужую идею, и даже если она окажется откровенно посредственной - МЯГКО реагировал на нее. Только тогда люди в коллективе со временем будут чувствовать себя более комфортно и начнут раскрываться. Поверьте, это даст свои плоды
еще отлично - если есть фасилитатор и понятные прописанные правила для встречи, на которой проходит дискуссия...
Все верно написали 👍
Легко сказать, но бороться с таким трудно. Попробуй даже на старте сказать что-то такому человеку, твое мнение захейтят, ты еще тупым и останешься. А потом начинаешь думать - блин это точно со мной что-то не так( Комплексы на всю жизнь
а потом еще и с комплексами бороться
Нам это все напоминает эффект crab bucket.
Хейт в сторону коллег (не из числа лидеров), которые высказывают свои идеи – это как бы способ сказать "если я не могу высказаться, то и ты не сможешь".
Я вообще считаю, что про “ложное согласие” нужно прямо рассказывать активно на каких нибудь курсах повышения квалификации или просто на общекомандных лекциях. Чтобы все сотрудники открытыми были и шел качественный обмен информацией. На самом деле любому бизнесу, даже маленькому больше идей, качественных решений даст. Ну и хороший толчок к развитию соответственно)
А если сотрудники закрыты и не хотят делиться ни анонимными записками, и еще ничего дельного в их недельных отчетах нет. Как их еще раскачать можно?
В комментарии ниже верно написали – достаточно просто поговорить
Как вариант, пообщаться с людьми в неформальной обстановке – вытащить команду в бар или на активный отдых
Поговорить? Да не, бред какой-то...
Кстати, да, прикольная идея - если тебе не нравится чужое мнение, не “душить” человека, а просто найти точки соприкосновения. Так можно и конфликта избежать и какое-то действительно крутое решение найти) Обязательно попробую!)
И лояльность поднять к себе
Это, кстати, и в жизни хорошо применяется. Любой конфликт интересов можно сгладить, если начать дискуссию/спор с согласия и положительной оценки 😊
Можете какой нибудь пример таких опросов привести? Чтобы полезные были и действительно какую то нужную инфу директору давали
Здесь спор это указание на грницы, намек на то, что и тот и тот кое что понимают!!! В партнерстве например только равные доли могут быть, а если директор и подчиненный то....вечная история. Главное это мотивы и осознание, чего именно ты хочешь!
Диалог- это главное! И взаимоуважение!
Хорошая, кстати, тема.
Сталкивался с двумя проявлениями.
С одной стороны, когда генератор идей я, а не мог добиться ничего, кроме "ну да, хорошо, интересно..." и по результатам ничего.
И с другой:
Когда директор хочет инициативу, но в результате любая твоя идея отстой.
Человек, который считает, что все должны соглашаться с его мнением и он во всем прав, глупый человек не уважающий чужое мнение. В бизнесе это неприемлемо, такой индивид даже делегировать не сможет!
Комментарий удален автором поста
Очень полезная статья, спасибо! И визуал на высоте
Рады быть полезными, спасибо, что прочитали 🤗
Статья полезна для руководителей, от которых зависит работа в отделе. А если руководитель склонен к авторитарному управлению, то прочитавшие статью сотрудними мало что смогут изменить. Ну разве что сменить работы, без гарантии, что на новом песте будет лучше.
Согласны, с авторитарным руководителем сотрудники вряд ли что-то смогут изменить
Но смогут применить их в дискуссиях между собой. И если понравится, поймут, что искать на новом месте
Во правильных вариантах душнилово дежурными фразами, которые используются с целью задушить человека, чтобы он не дал ответ
Душнота – субъективная величина (с) Конфуций, 490 г до н.э.
Ну а вообще в примерах показали примерное направление, нужно только подогнать под стиль общения в каждой команде 😊
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Хорошая статья, спасибо) Можно много полезного для себя вынести)
Рады быть полезными 🤗
А спорить на разных языках ещё полезнее 😛 осваиваю ужу 13 👍
Мы под впечатлением, расскажите, на каких языках вы можете поспорить? 😊
Есть фильм, который на всех тренингах по деловым переговорам показывают. Кто-нибудь название помнит?)
Не "Спекулянт" случаем?
Неправильные и плохо проработанные идеи коллег на самом деле праздник для руководителя. Если доводы против не находят отклика, то сотрудник как инициатор получает право реализации и ответственности. Т.е. идея отправляется в управлемый провал. Даже если и удается довести до конца идею, непомерные усилия и стресс послужат хорошим опытом.
Самый эпичный случай в моей практике когда в запрограммированный провал отправилась команда из 20 человек, потратила 2 года с нулевым результатом. В тот раз на нас давили сверху и мы выкрутились таким интересным способом.
Интересная информация, раньше не слышал о ложном согласии
Чтобы на презентациях получался пес-качок, а не убогий песик, приходите к нам)
первое правило полезной дискуссии - много слушать
Нет ничего лучше аргументированного спора, помогает разобраться в ситуации и тд
Люблю спортить, особенно по делу. В споре рождается истина)
"Введите анонимную обратную связь"-думаю на работе это не совсем возможно , уже лучше открыто разговаривать о том, что не устраивает и совещаться коллективно
Если не быть эгоистом, то и проблем таких возникать не будет!