{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Никиту Кологривого «выгнали» с шоу – почему это хорошо для репутации и причем тут маркетинг?

На глаза попалась новость о том, как злой Гордон выгнал надоевшего Кологривого из студии. Посмотрел отрывок, почитал комменты – и удивился, насколько слабо народ представляет себе маркетинговые процессы. Без лишних слов, к разбору:

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Коротко для танкистов, о ком речь

Никита Кологривый – актер, 29 лет. Широкую известность получил в 2023 за роль уголовника Кощея в сериале "Слово пацана" и главную роль в блокбастере «По щучьему велению».

Что характерно, эти роли – далеко не первые у Никиты. Суммарно ролей у него столько, что мне было лень считать – очень много.

Казалось бы, ну окей, засветился в хайповых картинах, даже запомнился своей внешностью «простого русского парня» и «пацанской» харизмой. Было и было, забыли и пошли дальше.

Именно так, по идее, и работает современное инфополе. Повезет, если новость живет 3 дня – обычно уже через сутки большинство инфоповодов забываются. А теперь задумайтесь: хотели бы вы, получив знатную порцию славы, чтобы аудитория про вас забыла? Или вы бы хотели, чтобы банкет продолжался?

Уверен, что абсолютное большинство – и я в том числе – выберут второе. Просто потому что это логично, практично и безобидно. И, как мы видим, Никита тоже сделал выбор в пользу хайпа.

И вот с этого момента давайте рассмотрим ряд действий Кологривого, которые указывают на высокий уровень маркетинга у него, как у продукта.

1. Блесна на эмоциональное вовлечение

Никита очень четко понимает, зачем он ходит на интервью и шоу, будучи актером. Казалось бы, это же очевидно: раз ты звезда, то теперь ты всем интересен по умолчанию и твое присутствие автоматически повышает рейтинги всего на свете, а ты собираешь дань славой.

Так живет большинство из актерской тусовки – именно поэтому они никому не интересны. А Никита – Никита не такой. Ему приписывают так называемую звездную болезнь, однако звездная болезнь – это как раз то, чем занимаются другие актеры: проживание жизни в образе селебы.

Никита же остается актером, для которого позиции селебы – лишь инструмент. Именно поэтому ему нет никакого интереса и смысла приходить на многомиллионные подкасты к Джарахову и иже с ними, чтобы просто поболтать о великом себе – нет. Он отлично понимает, что каждый такой поход – это возможность запомниться. Не повздыхать, не поулыбаться – а выдать что-то такое, что все будут обсуждать.

Пример. Пока другие актеры «Слова пацана» просто ходили на интервью, застенчиво улыбались и что-то мямлили о том, как они горды за успех сериала – Никита взял и публично пригрозил пальчиком своим же коллегам по съемочной площадке. Чтобы они не забывались и не заламывали ценники, являясь новичками в профессии.

А затем начал расстреливать коллег точечно:

  • Бортич
  • Козловский
  • Янковский
  • Смоктуновский
  • Абдулов

Понимаете?

Крючки – нечто, за что может зацепиться внимание человека. Например, никто уже и не вспомнит интервью Ивлеевой известному иноагенту. Но все помнят, что база для мужчины – 15 см.

Вовлечение – когда человек не может пройти мимо и вовлекается: пишет комменты, эмоционирует, репостит, обсуждает с друзьями и так далее.

Именно это и сделал Никита – везде, где можно, расставил крючки, чтобы эмоционально вовлечь зрителей. И это сработало – сериал отгремел, а Кологривый из инфополя никуда не делся.

Однако здесь справедливо возникает вопрос: а не опасен ли такой подход для собственной репутации? Разве не нужно ценить и уважать своих коллег по цеху?

Все дело в пункте 2.

2. «Популизм» и слом ожиданий

Как часто вы слышите, чтобы актеры ругали друг друга? А «новая элита шоу-бизнеса» – комики? Это происходит крайне редко и вызывает огромный резонанс. И одно дело, когда какой-нибудь Идрак Мирзализаде устраивает батл с Чебатковым – все это больше похоже на какой-то внутряк и плохо воспринимается аудиторией.

А совсем другое – когда один хайповый актер публично озвучивает то, что вертится на языке да почти что у всех: на задолбали сочащиеся из всех щелей Козловские! Мы устали от «игры» не получивших образование Бортичей! И т. д.

Люди не ожидают этого услышать – шоу-бизнес не ожидает этого услышать! Все в шоке, в сторону Никиты Кологривого пристальное внимание со всех сторон – а со стороны зрителей еще и респект.

Причем, даже сам выбор жертв не так прост. Взять хотя бы связку Бортич-Козловский. Напомню про мем «Камон, это же Козловский…» – его смысл в том, что Козловский – суперзвезда и великий творец. Но Никита напоминает нам, кто именно произнес эти слова: Бортич – актриса без актерского образования. Просто красивая девушка. Так может тогда и метр – и не метр вовсе? Раз им восхищается человек, который априори не в состоянии (как будто бы) выносить справедливые оценки?

Понятно что, это логическая ошибка. Но она работает на интуитивном уровне, и когда народ слышит, что ругают и Бортич, и Козловского – народ рукоплещет.

Далее, советские актеры. Конечно, есть некоторая аудитория, которую эти слова задели. Но если возрастная аудитория все списала на возраст Никиты – 29 лет все-таки, молодой еще – то молодая аудитория реуспектнула, потому что:

  1. Он не просто обосрал советских метров, а сказал, что он сам – не хуже и не собирается принижать себя. Это честная позиция, это уважение к себе, к которому мы не привыкли от актеров. Вот лизоблюдство – это да, это мы видим регулярно. А непреклонность – это поражает молодые умы, такое поведение вдохновляет.
  2. Советское кино – это больная тема для молодых. Понятно, что там огромное количество классики. Понятно, что современный кинематограф в РФ тяжело сравнивать с советским. Но все-таки юным умам хочется свежей картинки, современного крутого кино. Если Гарри Поттеров и Властелинов Колец, да даже Звездные Войны еще можно пересматривать ежегодно, то советские фильмы в таких количествах – нет. При всей их крутости – просто огромный запрос на новое и боль о того, что все продолжают езду на советских лыжах.

Для них Абдулов и уж тем более Смоктуновский – не более чем какие-то старые, простите, пердуны, которыми когда-то восхищались их бабушки.

Вот и получается, что когда Никита говорит, что он НЕ ХУЖЕ Смоктуновского – он не то чтобы обсирает Смоктуновского, нет. Но это так воспринимается из-за лицемерия актерской тусовки, ярким примером которой можно считать того же коллегу Кологривого по «Слову пацана» – Ивана Янковского. Если вы посмотрите интервью с ним, то увидите, что при все той же амбициозности и желании быть признанным, Иван уже принял правила игры, одно из которых – не говорить критически в сторону коллег, тем более советских, тем более если они суперзвезды своего времени.

Янковский и все остальные боятся задеть чувство зрителя – не понимая, что их зритель уже давно не в курсе за Смоктуновских и Абдуловых. Они ориентируются на собственное образование, престарелых педагогов – в то время как все, что от них требуется на самом деле – играть так, чтобы зритель верил.

И сравнивая лоб в лоб подходы Янковского и Кологривого на примере того, как они играют – видно, что подход Никиты выигрывает. Ведь играет он лучше.

Опять же: я не говорю, что это так и есть – я лишь пытаюсь объяснить логические искажения и то, как они служат в угоду маркетингу. Вот показался Кологривый более убедительным, вот сказал он что-то, что у всех давно языки чесались сказать – значит он прав, значит он лев!

«Популизм» в кавычках – не потому, что его здесь нет. А потому, что слишком широкий популизм не будет иметь веса. Например, нет никакого смысла яростно отстаивать тезис «Земля вращается вокруг Солнца» или «добро – доброе, а зло – злое». Это слишком широко, это выстрел дробью вникуда.

Популизм нужен, но он должен попадать в целевую аудиторию, задевать ее боли, ее мысли, ломать ее ожидания. Учитывайте это в своем продвижении.

Но все-таки: ради чего так рисковать репутацией (даже если риска на самом деле нет)? Зачем, почему не лизать жопы, как остальные, и быть ближе к различным кормушкам?

3. Целевая аудитория и отстройка

Чтобы ответить на вопрос – нужно еще раз проговорить, кто целевая аудитория Никиты и чем она отличается от целевой аудитории большинства других актеров и творцов отечественного кинематографа.

Пойдем с конца. Вы наверняка замечали, насколько плотная «тусовочка» в нашем шоу-бизнесе. Проще всего ее описать двумя словами – голубой огонек. Вот именно так уже многие годы населением воспринимается мир селеб.

Причем, тут не имеет значения, будет то тусовка Первого или тусовка, например, ТНТ – в любом случае это примерно одно и то же, просто для разных прослоек населения, разных интересантов.

Большинство граждан откровенно бесят тусовки звезд в Мутаборах, бесит гламурный шик и невероятно огромные зарплаты актеров кино. Как минимум, потому что неясна их экономика – откуда и почему такие деньги. В то время как государство регулярно выделяет сотни миллионов на то, чтобы для обзоров Бэдкомедиана отсняли свежий материал. Получается, шикуют на народное?

В очередной раз – не подписываюсь под этой логикой, лишь констатирую и подсвечиваю ее наличие, важное для понимания.

Никита делает изящный и простой ход – отстраивается сразу ото всех, встает в один ряд с народом. Он использует весь свой имидж, внешность, бэкграунд ролей – соединяет в один цельный образ «народного артиста».

Обратите внимание даже просто на мимику других внезапных ярких звезд – Петрова, Козловского. У Кологривого мы не видим хитрых прищюров. Мы четко слышим, что он говорит – в отличие от того же Козловского. И главное – нам в целом приятно слышать, как один артист ругает других, кого и нам хочется поругать, и вместе с этим превозносит важные профессии, вроде пожарных.

Так почему же не лизать жопы мэтрам, продюсерам, режиссерам? Потому что целевая аудитория Никиты, в отличие от большинства (не всех, это важно – большинства) других артистов – народ, а не коллеги по цеху.

Образ «один против всех» очень выгодный с точки зрения бизнеса, ведь это максимально сокращает дистанцию между артистом и потребителем. А деньги приносит потребитель, зритель – а не селебы.

Именно за счет своего образа Никита становится генератором денег – а это, в свою очередь, гарантирует ему любовь и востребованность у работодателей.

Адаптируя этот подход под себя, попробуйте провести переоценку и разыграть «карту конкурентов». Почему-то у российского бизнеса это не принято, в то время как топы не стесняются это делать – больше такого: на этом построен весь твиттер-маркетинг.

Так что в итоге?

Как видите, несмотря на явную провокативность, репутация Никиты не пострадает. Для него нет никакой проблемы в том, чтобы взять и уйти из эфира на Первом канале спустя 1,5 минуты после его старта, от САМОГО ГОРДОНА – ведь он приходит туда не просто посветить лицом, а чтобы сгенерировать инфоповод, который будет обсуждаем. Все, ни для чего больше.

И пока совпадают два фактора – постоянное наличие инфоповодов и лояльность народа – Никита гарантированно не пострадает, и даже больше того – существенно преумножит свой успех.

Кажущийся на первый взгляд молодым инфантилом за счет своего «борзого» поведения, артист Кологривый показывает пример многим из нас – именно так и нужно действовать. Идти и брать свое за хвост. Продвигать свой продукт, ориентируясь не на какие-то рамки, конкурентов – а на потребителя, клиента.

Не верите мне – послушайте Караченцова:

Поведение Никиты Кологривого – это база маркетинга, база продвижения. Хотел добавить «база пиара», а потом вспомнил, как часто пиарщики любят закатывать глаза и выпускать пресс-релизы, отмахиваясь от современного и реально эффективного пиара.

В комментах под одним из предыдущих выпусков кто-то возмущался: а зачем проговаривать базу, если она очевидна? А затем, что бурления по любому вздоху товарища Кологривого подтверждают – не такая уж она очевидная и понятная всем и каждому, эта наша база.

И именно на таких жизненных и обсуждаемых примерах, как Кологривый или слабые российские кассовые хиты, особенно интересно рассматривать механизмы маркетинга. Да, я допускаю, что достаточно просто отследить маркетинговый подход Кологривого за его высказываниями. Но почему тогда эта простая, на первый взгляд, цепочка понимания прерывается и не идет дальше? На все остальные публичные телодвижения звезды?

Почти всегда для успешного продвижения вам будет достаточно:

1. Вовлекать аудиторию, триггерить ее.

2. Стать «своим».

3. Отстроиться от конкурентов и работать чисто на своих человечков.

Здесь даже порядок не имеет значения – главное, чтобы везде стояла зеленая галочка «готово».

P. S. 1 февраля на экраны вышел фильм с Кологривым «Я – медведь». Без какой-то громкой рекламной кампании. Даже в кинотеатрах его трейлер особо не крутили. И вы все еще думаете, что сливы таких отрывков с громкими заголовками «Кологривого выгнали» – не часть продвижения отечественного кинематографа через личный бренд конкретного артиста?

0
188 комментариев
Написать комментарий...
Barone Rosso

Соберутся продюсеры и решат больше не снимать Кологривого. Будет как с Куценко - взмах одной руки и 12 лет без ролей в большом кино, хотя был суперпопулярный после Антикиллера.
Либо все это идет как раз с отмашки, делают Жирика-Кологривого.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Шевченко

А Куценко в чем провинился?

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Был ведь когда-то легендарным антикиллером

Ответить
Развернуть ветку
Мария Шевченко

Это понятно, за что его из большого кино выгнали?

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Нагуглил:

«Стремление поменять род деятельности обосновано небольшим количеством эксклюзивных амплуа. Я считаю, что у каждого киноактера было время, когда все самые интересные роли предлагали только ему. И время, когда дают роли только второстепенного плана, вероятно, из-за возраста», - объяснил Куценко.

Тем не менее, все не так просто, актер считает, что в его ситуации существует еще одна не менее весомая причина.

«Уже десять лет я конфликтую с Первым каналом, в связи с чем меня не зовут сниматься в телесериалы, что безусловно отражается на моей профессиональной востребованности, так как этот канал создает стопроцентно качественные и дорогостоящие продукты. И еще, когда мой возраст достиг планки в пятьдесят лет, меня по какой-то причине удалили из всех передач в эфире, а я так хотел бы, чтобы, например, Иван Ургант поздравил меня в своей программе. В общем, они меня заблокировали. Причем, я даже не помню с чего все это началось», - признался расстроенный Гоша Куценко.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Шевченко

Оу, спасибо.
Эйджизм, короче.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Но есть же там еще актеры 50+? Возможно что-то еще тут замешено

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

По слухам послал Эрнста.

Ответить
Развернуть ветку
185 комментариев
Раскрывать всегда