Самый ёмкий конспект по неймингу для новичков
Внутри статьи – шесть видеоуроков и один большой конспект о том, как придумать классное название для вашей компании.
Привет! Меня зовут Антон Решетин, я маркетолог и копирайтер.
Это мой гайд по неймингу.
Материал рассчитан на новичков. Он пригодится тем, кто хочет придумать оригинальное название для своей компании.
А также тем, кто хочет попробовать себя в нейминге и зарабатывать на этом.
Гайд сделан в виде конспекта. В нём шесть разделов, каждый – в формате видео и текста.
Рекомендую сначала смотреть видео, а после читать для закрепления.
Изначально этот гайд должен был быть платным мини-курсом в нашей школе. Но соблазн поделиться чем-то крутым на VC оказался сильнее.
Это моя первая статья на VC и я буду рад вашей поддержке.
Всегда хотелось написать здесь что-то, что люди добавят в закладки и будут пользоваться. Поэтому лучшей благодарностью будет именно это.
Погнали!
1. Теория нейминга.
Что такое нейминг?
Это процесс придумывания названия. Для компании, продукта или услуги. От английского слова «нейм» – имя.
Цель нейминга, как процесса – создать название, которое отражает суть компании.Её сферу деятельности, принципы, услуги, продукт.
Кроме того, оно должно быть узнаваемым и отстраивать компанию от конкурентов.
Эффективное название:
- Легко запоминается;
- Лёгкое пишется;
- Лёгкое произносится;
- Непохоже на конкурентов (или наоборот);
- Уникальное;
- Удачно переводиться на английский;
- Понятное целевой аудитории;
- Соответствует концепции бренда.
С чего начинается нейминг? Мы узнаем о компании всё:
- История компании.
- Какие услуги оказывает.
- Кто её клиенты. Сегментация.
- Конкурентные преимущества.
- Кто её возглавляет. Топ-менеджмент.
- Как называется сейчас и почему.
- Как себя позиционирует.
- Какие названия есть у конкурентов (!).
Здесь вы можете скачать мой бриф. Если будете пользоваться им на коммерческой основе – переделайте хотя-бы немного.
Заполненный бриф нужен, чтобы отразить в названии характер компании, принципы и преимущества. А то, что не влезет – упаковать в дескриптор и слоган. Но об этом позже.
В любом названии есть объективная и субъективная сторона.
С объективной всё понятно – это практическая применимость и эффективность названия.
Её сложно измерить, но согласитесь: велика вероятность, что компания «Две палочки» будет коммерчески более успешной, чем компания «Суши от Катюши».
А субъективная сторона – это нравится или не нравится название заказчику:
Здесь важно ответить на вопросы:
- На какие названия должно быть похоже? Что нравится?
- О чем владелец компании хочет сказать людям?
- Какие ассоциации должно вызывать название?
- Язык?
- Длинное? Короткое?
- И так далее.
Универсальных приёмов по разработке крутого нейминга нет.
Часто сила названия, зависит не от самого названия, а от вложенных в его распространение и узнаваемость денег.
Примеры таких названий:
В этих названиях нет оригинальности и глубокой идеи. Они простые и максимально похожи на другие бренды. Просто в них вложено больше денег. И поэтому вы все о них знаете.
Это субстанция, у которой есть четкая функция отстройки от конкурентов и построения ассоциативного ряда в головах людей. А коммерческий успех зависит от сотни других факторов, возглавляют которые реклама и качество продукта компании.
2. Мозговой штурм.
На этом этапе мы уже изучили все материалы от заказчика и выслушали пожелания к работе. Заполнили бриф. Пришло время отпустить вожжи и позволить вашему мозгу творить.
Обычно я готовлю облако ассоциаций. Запускаю XMIND и начинаю выписывать всё, что приходит на ум, связанное со сферой деятельности компании и её продуктами.
Но перед этим пишу небольшой текст «О компании». Он позволяет мне собрать все важные особенности воедино, и не заглядывать в бриф. Результат выглядит примерно так:
Когда воображение заканчивается, подключаем интернет. Чем можно пользоваться:
- Синонимайзеры;
- Статьи по теме;
- Узкие термины из сферы;
- Форумы по теме.
Также рекомендую пообщаться с друзьями и знакомыми, которым хорошо знакома сфера.
Сохраняйте интересные фразы, предложения, термины в вашу карту.
Кроме того, я создаю подборку картинок, статей и сайтов на тематику компании. Это также помогает вдохновляться и творить.
3. Приёмы составления названия.
Техник много. Поэтому я решил озвучить только те, которые использую я.
1. Соединить несколько слов.
2. Придумать слово, которого нет (неологизм). Приставки, суффиксы, сложения слов, удачные аббревиатуры.
3. Использовать ФИ основателей / их части.
4. Литературные персонажи, легенды, мифы.
5. Названия на манер населённых пунктов.
6. Повторение слов либо слогов.
7. Рифмование и созвучие.
8. Метафора.
9. Юмор.
10. Фраза, которая описывает процесс использования продукта/услуги компании.
11. Противопоставление.
12. Транслитерация.
13. И, наконец, банальный перевод слова на другой язык.
Чего делать не рекомендую:
- Использовать имена собственные
- Использовать больше 3-х слов
- Юмор, если у вас с ним беда-бедулечка
4. Проверка на уникальность и возможность регистрации.
Вы можете придумать классное название, которое уже занято. Чтобы этого избежать, нужно делать проверку в роспатенте. Это дорого (от 18 тысяч рулей) и долго (от 4-х недель).
Поэтому проверяем название бесплатными методами:
– Ищем похожие названия в яндексе и гугле;
– Ищем в социальных сетях: фейсбук, ВК, инстаграм.
Кроме того, можно использовать специальные сервисы. Например, Znakoved.
Если находим такое же или сильно похожее – бракуем. Однако если вам понравилось название и оно используется в другой сфере, возможно, его удастся зарегистрировать по вашему направлению деятельности. Но не стоит рисковать.
5. Дескриптор и слоган.
Когда название придумано, его нужно дополнить дескриптором и слоганом.
Например:
Или взять известные бренды:
Зачем он нужен?
Чтобы пояснить за компанию. Рассказать, чем она занимается и раскрыть какую-то важную информацию для клиента:
- Конкурентное преимущество;
- Географию работы;
- Сферу деятельности;
- Сервисную информацию.
Чтобы составить этот микротекст, необходимо собрать о компании абсолютно всю информацию (смотри уроки 1-4), написать текст побольше, а после сократить его до 2-3 слов.
Или чуть больше, если ваша гениальная мысль не умещается в такие строгие рамки.
Теперь о слогане
Дополнительно отстраивает от конкурентов своей нетипичностью, оригинальностью. Если таковая присутствует, конечно.
Самые популярные примеры:
Примеры из моей практики:
6. Как оформить и красиво презентовать заказчику.
Раньше я долгое время отправлял заказчку результат работы примерно в том виде, который я вам показывал – просто интеллектуальная карта. И всё. И никто слова не говорил.
Но сейчас я понимаю, что это выглядит непрезентабельно. Хотя и не влияет на эффективность названий.
Поэтом уже полгода я оформляю названия в виде презентации. Слайд с названием выглядит так:
Здесь черный фон и белый нейтральный шрифт. Ничто не отвлекает заказчика от самого название и не искажает его восприятие.
Для разнообразия каждому из названий можно подобрать свой шрифт и фон. Однако этим стоит занимать только если вы уверены в том, что вы хотя-бы немного разбираетесь в дизайне и стиле.
Структура презентации:
- Название компании и описание услуги.
- Слайды с названиями и обоснованием актуальности.
- Благодарность за работу и мои контакты.
Структура слайда с названием:
- Название на русском.
- Название на английском.
- Короткое описание, что обозначает и пару тезисов «за» этот вариант.
Как я презентую нейминг:
- Отправляю презентацию.
- Звоню заказчику и говорю, что презентация у него.
- Говорю, чтобы изучил все названия и выбрал одно.
- Говорю, что я сам уже выбрал для себя несколько названий, которые считаю наиболее удачными. И озвучу их после того, как услышу вариант заказчика, чтобы он был непредвзят в своих суждениях.
- Если заказчику не нравится ни один вариант – думаю ещё. Моя задача – сделать так, чтобы название было крутым и нравилось заказчику. Одно из двух не прокатит.
Сделайте презентацию, отправьте 10-15 людям, чьё мнение вам важно. Попросите обосновать выбор. И сделайте выводе.
Но чаще опирайтесь на внутреннее чутьё.
Собственно, это всё. Спасибо, что дочитали и добавили в закладки.
Гайд, который вы только что прочитали – это полноценный мини-курс. Я буду рад, если вы усвоили информацию и сможете применить её на практике.
Если у вас остались вопросы – пожалуйста, задайте их в комментариях.
Также можете писать мне в личные сообщения в ВКонтакте.
Стараюсь отвечать каждый день.
P.S. Я посмотрел, какие статьи на тему нейминга есть на VC.RU и нашёл несколько полезных. Рекомендую почитать:
Всем, кто дочитал до этого места – отдельное спасибо. Вы лучшие.
Кстати, лайфхак для новичков - если автор пишет статью на чужих примерах и не приводит явным образом ни одной своей сильной работы, то с вероятностью в 99% это непрофессионал недавно прошедший бизнес-молодость, создавший инфобиз в виде онлайн-школы.
Еще 1%, что он давно этим занимается, но ничего путного не сделал и потому стыдно приводить примеры.
А как Вы определили, что это не его работы? По одному из всех?
По запаху.
Упс :) лишнюю учетку создал :)))
Ого, Павел Алексеев мне аж с двух аккаунтов минуса поставил))) никак Антон Решетин все свои аккаунты задействовал)
Плюсую.
Павел, а что вас так колбасит от учетки? Какая разница, когда она создана? И я нигде не писал, что создал "лишнюю учетку" - прочтите мой ответ внимательно. Есть аргументы и контраргументы, если имеете что-то сказать в защиту мальчика - пишите по делу, возражайте, докажите обоснованно обратное. А расставлять минусы и читать незнакомым людям нотации, ну, это такое.
Павел, свои работы принято представлять, это во-первых, и отделять от чужих, это во вторых, в-третьих, авторов большинства работ я знаю почти поименно, так как не только работал в данной отрасли, но и писал диплом по теме нейминга и слоганов. Это давно было, но продолжаю исследовать тему.
НУ зачем вы сюда пришли, что бы людям объяснять кто, что и зачем делать должен?
Идите к себе в туалет, только там вы повелитель.
Тут ни кто не слезы, не попку подтирать не будет.
Дружок, а с чего ты решил, что твое мнение кого-то интересует? Ты очевидный бот, который влез в разговор о том, чего явно не понимаешь)
И, судя по используемой лексике, у тебя сильные ограничения ментальных способностей. Успокойся и иди множить свои аккаунты.
О, отлично) Начал ставить минусы с одного аккаунта - ну, хоть немного удалось воспитать дурашку)