Прожарка: за что диджитал не любит маркетологов?
На связи Тихон Вечерский – я маркетолог, и порой терпеть не могу своих коллег по маркетингу. Вся эта статья – один большой разнос, наполненный реальными историями и примерами специалистов. Хватит терпеть, погнали разбирать грешки и промывать косточки!
Манипуляции
Первое, за что хочется бросить камень в маркетологов – это чертовы манипуляции. Казалось бы, это наш профессиональный навык, наша удочка и хлеб с маслом – способность буквально как персонажи Марвел впиваться цепкими когтями в саму ткань мироздания и выворачивать ее в угоду себе. Мы придумали пропаганду, без наших «штучек» мир не получил бы лучшие продукты – например, айфоны.
Но нет, маркетологам мало манипуляций с потребительским мнением – им хочется крутить и людьми вокруг себя, вечно доминировать, относиться к сотрудникам как к бездушным инструментам – конечно же, во имя их великих идей.
И ладно, если бы это был некий синдром вахтера – но еще раз нет! Реальность такова, что маркетолог – это, чаще всего, позиция руководителя. Если компания достаточно крупная, в ней будет директор по маркетингу – главный злодей. И уж он постарается вдохновиться своих адептов, чтобы те с особым усердием транслировали токсичность на исполнителей.
Можно подумать, что это болезнь не маркетологов, а руководителей в целом. Но практика показывает, что недугу подвержены именно маркетологи. Возможно, потому что именно они придумывают стратегии развития компаний и отвечают за реализацию.
Даже массовая культура высмеивает склонность маркетологов к манипуляциям. Взять, к примеру, популярный сериал про геймдев «Мистический квест» – в нем глава отдела монетизации, маркетолог – тот самый коварный серый кардинал и антагонист, который спокойно вертит людьми для достижения даже не своих карьерных целей, а эффективности, высокого уровня продаж.
Отсюда вытекает следующий грех...
Тщеславие
Вы и сами могли замечать, что маркетологи ведут себя так, словно они знают больше и лучше, чем все остальные сотрудники. При этом по всем фронтам работ. «Я хочу это – возьми и сделай» – и пофиг, что это не совсем то, что нужно компании, тем более сейчас. Ведь маркетологу лучше известно...
Отчасти это оправдано, потому что маркетинг – это волеизъявление бизнеса, как я его называю. Без маркетинга бизнес буквально как без рук, потому что все, что нужно бизнесу, является как раз заботой маркетинга, в том числе производство продукта.
Но чтобы грамотно распоряжаться ресурсами бизнеса, маркетолог должен быть опытным и умелым, а далеко не все такие. Зачастую тщеславие сносит крышу, и человек просто упивается собственным местом в иерархии, забывая о пользе, которую обязан приносить.
Часто маркетологи, ответственные за прибыли и бюджеты люди, в реальности не тратили собственные деньги на маркетинг, на продвижение, на найм сотрудников. Они привыкли работать с чужими деньги, и поэтому впадают в 2 крайности...
Расточительность
Первая крайность бьет напрямую по кошелькам клиентов. Компания нанимает специалиста, дает ему тонны денег и других средств, когда на самом деле тонна и не была нужна. И даже при сверхбюджете такой маркетолог умудряется все спустить на тестирование бесполезных гипотез, а после просит денег на новый оверпрайс.
Штука в том, что в маркетинге процентов на 90 устоявшийся набор способов достижения цели. Поэтому, если маркетолог хотя бы умеет читать и вычеркивать то, что уже было опробовано – рано или поздно что-то да выстрелит. А крупного бюджета как раз хватит на долгий последовательный перебор.
Да, вы скажете, что не все маркетологи такие – и будете правы. Однако задумайтесь: кто получает все лавры от факта больших продаж продукта? Кого хвалят и коллеги, и случайные зрители классной рекламной компании? Маркетолога. Этот яд проникает незаметно – и вот уже отравленный специалист готов спустить бюджет на то, чтобы любой ценой получить славу и внимание – даже если в процессе бизнес может лишиться всего.
Отсюда же растут и ноги сумасшедших спецпроектов – как, например, то, что сделал маркетолог компании Найки с иглой мужского одобрения. Он хотел сделать хайп, нечто эдакое – сделал. Но когда наступил закономерный финал – увольнение – был искренне удивлен: как так-то, я же гений, вон сколько охвата соорудил!
Скупость
Вторая крайность – это урезание бюджетов в попытке выжать миллионный результат из трех копеек. Вместо того, чтобы нанимать профессиональных подрядчиков, выставлять компании-клиенту адекватную рыночную смету, скупой маркетолог пытается экономить. И это тоже форма тщеславия – правильно, а зачем ему опыт собственных трат за спиной? Дайте возможность – и он сделает вам красиво, причем в разы дешевле других маркетологов. Это тоже приятный вызов для ЧСВ, отказаться от которого весьма непросто.
И если в первом случае в основном страдали финансы заказчиков, то скупость бьет уже по подрядчикам и сотрудникам. Типичный недалекий и скупой маркетолог нанимает джунов, потому что они готовы вкалывать в 3 пота за сладкие обещания красивой жизни. Естественно, его дешевые маркетинговые замки рушатся один за другим – и очень удобно, что под рукой всегда будет некомпетентный новичок, которого можно сократить, чтобы еще больше ужать и без того копеечный бюджетец.
Здесь стоит отметить для тех, кто не в курсе – чаще всего диджитал-агентствами заведуют как раз маркетологи. Поэтому истории показательны – и, как видите, все 3 про одно и то же, но про разные агентства. Предание старо как мир – классика, база, кошмар.
Трусость
Хороший человек – это не профессия. Хороший маркетолог – уже да, она. Однако хороший маркетолог не равно хороший человек – и в этом беда. Я лично работал с маркетологами, которые в профессиональном плане были отличные ребята, у которых есть, чему поучиться. Однако платой за это было их тотальное нежелание вникать в процессы.
Например, один директор по маркетингу был весьма харизматичным дядькой, любит путешествовать и вообще вести работу без лишнего напряга. Однако периодически, когда от него требовалось включиться, или срочно начать создавать видимость работы – он наседал на подчиненных с микроконтролем и мучал их своими правками и комментариями. Хотя его внимание в это время и в этом месте даже не требовалось, его компетенций все равно не хватило бы на такие специфические задачи – но зато такой подход позволял на ежедневной планерке демонстрировать всем свою «занятость».
Здесь важно сфокусироваться на мысли: речь не про лень или двуличие – речь именно про трусость. Часто маркетологи просто боятся реально влиять на что-то – им гораздо ближе принцип «казаться, а не быть». В своих глазах такой маркетолог важная птица – и в глазах подчиненных тоже, по крайней мере ему нравится так думать.
А на деле трусливый управленец не способен по-настоящему, искренне вникать в проблемы подчиненных, отстаивать правильные с человеческой точки зрения позиции, принимать справедливые гуманные решения. Это тяжело делать еще и потому, что под рукой всегда есть щит Капитана Эффективности, которым можно прикрыться. «Мне некогда – я маркетолог и решаю важные маркетинговые дела!» – типичнейшая фраза. А ведь эти люди – управленцы, они вертят судьбами других людей…
Глупость
Умным человеком хотя бы можно восхищаться, каким бы злодеем он ни был. Можно снять шляпу перед талантом. Но вот глупость – это злейший из пороков.
Еще раз акцентирую: маркетолог, чаще всего – руководящая позиция, а потому глупость, и без того страшная, страшна вдвойне. Просто представьте, каково сотруднику, который видит такую некомпетентность у руководителя – может ли он что-то сделать с этим? Нет.
Вместо вывода
Обычно прожарка заканчивается словами вроде «вы все все равно хорошие, мы посмеялись, а теперь давайте обнимемся!» – как вы поняли, это не наш вариант. Никто ни в чем не виноват, однако каждый – причина, влияющая на реальность вокруг.
Я показал, за что чаще всего маркетологов, мягко сказать, недолюбливают – а уж что с этим делать, вы решите сами. Например, скиньте материал коллегам – вполне возможно, кто-то узнает себя и его поведение изменится. Или, если узнали в тексте себя – вполне возможно, есть смысл что-то изменить.
В любом случае, эффективность и циферки лишь на одной чаше весов – на другой реальные люди, которые еще и большую часть работы делают за вас. Помните это.
Маркетологи считают, что их и так регулярно прожаривает бизнес, поэтому они не готовы найти силы на подобные материалы. Требую прекратить угнетение!
Видимо вы никогда не были маркетологом)
Не понял, как вы сделали такой вывод?)
Насчёт несоответствия упаковки и качества продукта: ahaha покажите мне компанию, в которой маркетолог может повлиять на качество продукта, и возьмите меня туда работать 🥲
Я думаю, что маркетолог любой компании может повлиять на все, что касается сбыта продуктов этой компании, в том числе на качество - вопрос только в том, хочет ли он этого)
Я соглашусь с тем, что повлиять он должен попытаться. Провести аудит, собрать ос, дать рекомендации. Но мне, видимо, не везло до сих пор с работодателями, и изменения в продукт внести не получалось ни разу.
Это на самом деле большая боль, когда на позиции маркетолога понимаешь, что ты не можешь повлиять на важные с точки зрения маркетинга моменты. То есть ты фактически не можешь делать то, ради чего тебя, по идее, нанимали.
И после этого увольняешься
Утопия или беззубая теория?
Почему беззубая?
Зубки еще не прорезались.
Аааа, в этом смысле))
Не понимаю, зачем здесь эта ложная дихотомия, как будто или беззубо, или утопия. Речь о том, что так оно должно работать и работает в адекватном бизнесе. Если мы решили, что весь бизнес мира сошел с ума - окей. Но это не значит, что массовое сошествие с ума равно новая норма)
Вам ясно пишут: на рынке такого нету и все. На качество продукта влияют непосредственные создатели, но никак не маркетологи. Точка.
Вы, вероятно, не желаете этого, потому что качественный продукт не требует активного маркетинга. Тогда у вас не получится перекладывать ответственность на отдел продаж и получать свою комиссию за ведение рекламы и делать «Креативные ролики» для своей же узкой прослойки любителей Каннских Львов.
Маркетологу не стоит вмешиваться в качество продукта, ему это невыгодно и точка.
Очень сложно завернули, кажется я запутался в слоях иронии)
Все кому надоело продавать «Какаху» ушли в продакты))
Казалось бы, а зачем?)
Я как раз раскрыл их мотивы выше, говорю как бывший маркетолог
О, классика) А чем тогда маркетологи занимаются, аналитикой и перекладыванием табличек?)
В том числе. Простыми и преземленными вещами. Рекламой.
А я вот считаю иначе) В моем понимание бизнес = маркетинг. Бизнес что-то хочет, маркетинг это что-то получает. Чаще всего под "что-то" подразумеваются деньги.
Глоток свежего воздуха, а то вся главная забита овощами да грядками 😂
Спасибо! Да, не самый удачный день выбрали, чтобы совместить в ленте клубнику и пожар :D
Бедные маркетологи, за что их так
За дело, вестимо!