{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы сделали курс по VC и обосрались

Грустная, но поучительная история: сделали удачный пилот, получили хорошие отзывы, начали масштабироваться — и не смогли. Рассказываю со всеми выкладками по деньгам.

Привет! Меня зовут Паша Молянов, я руковожу контент-агентством «Сделаем». Одна из наших частых услуг — это написание статей на VC: бизнес приходит к нам, делится кейсами и экспертизой, а мы по этой фактуре выпускаем интересные статьи, которые дают охваты, узнаваемость, лидов.

Сначала мы писали такие статьи для клиентов. Потом начали писать для самих себя. Потом решили, что опыта у нас достаточно, чтобы запустить обучение статьям на VC — для тех, кто не хочет заказывать статьи у нас, а хочет научиться делать их своими силами.

Дальше расскажу, как мы делали это обучение и что пошло не так при масштабировании.

Тестирование гипотезы: вебинар по VC за 1 900 ₽

Когда у нас появилась идея сделать обучение по VC, мы решили проверить гипотезу с помощью какого-то небольшого платного продукта — проверить, есть ли интерес и готовность платить за такой контент.

Остановились на платном вебинаре про статьи на VC. За 1 900 ₽ участники покупают билет на прямой эфир, на котором наш самый опытный редактор рассказал, как вести на VC бизнесовый блог.

Это было в сентябре 2022 года. Тогда у нас было 30 500 подписчиков в сумме по всем каналам:

  • 11 500 подписчиков в ВК
  • 9 000 — в имейл-базе
  • 4 000 — в Телеграм-канале агентства
  • 6 000 — в моем личном Телеграм-канале

На всех этих площадках мы сделали анонс вебинара и получили таким образом 52 продажи на 98 800 ₽. Еще мы запускали платную рекламу в ВК и на VC — потратили 11 100 рублей, получили 0 продаж, выключили и больше не включали =)

Результату мы обрадовались — увидели, что нам готовы платить за обучающий контент по VC. Значит, можно делать полноценный продукт.

Первые два потока «Висишки» — 30 продаж на 886 000 рублей

До полноценного продукта мы добрались спустя полгода. К марту 2023 года мы подготовили большой курс по VC, которому один из наших подписчиков придумал классное название — «Висишка».

Курс задумали в формате двухмесячного обучения: участники ходят на теоретические вебинары, а потом отрабатывают новую теорию на своей собственной статье. Вебинары проводил наш директор производства Рома Мориц (он же проводил вебинар, о котором шла речь выше), а в работе со статьями участников сопровождали кураторы — редакторы нашего агентства.

Если участник шел по плану, то спустя два месяца курса у него была опубликованная статья и понимание, как делать такие статьи самостоятельно. При идеальном раскладе, с «Висишки» выходил человек, который потом выпускает по 2-3 статьи в месяц, получает нормальные просмотры и лидочков.

Стоило такое удовольствие 27 500 ₽ — 25 000 ₽ нам и 2 500 ₽ Диме Беговатову за доступ участникам в чат «Покори VC». Мы приводили новых людей Диме в клуб, а он взамен рекламировал курс в своих каналах.

На тестовом потоке запланировали обучить 15 участников. С платной рекламой в этот раз не баловались, а просто запустили анонсы по своим каналам. На тот момент, у нас было 31 000 подписчиков:

  • 17 500 — в имейл-базе
  • 9 500 — в моем личном Телеграм-канале
  • по 2 000 — в агентских ВК и ТГ. Стало меньше, чем полгода назад, потому что по итогам 2022 года агентство разделилось, и старые соцсети ушли другому собственнику, а мы стартовали свои с нуля

Получилось продать 16 билетов на 440 000 рублей — последний билет продали случайно, потому что забыли закрыть окно продаж. План сделали, курс обкатали — пока все идет хорошо.

Лендинг стоил 20 000 ₽, его цену размазали на три потока курса — получилось по 6 667 ₽

Второй поток «Висишки» запустили спустя полгода, в сентябре 2023. По сравнению с первым потоком, второй проходил быстрее — за один месяц вместо двух. Дело в том, что многие участники оплачивали курс, делали 1-2 домашки и всё. Мы подумали, что если сделать обучение компактнее и держать более высокий темп, то отвалов будет меньше (увы, но нет).

Продажи второго потока проводили по прежней схеме: анонсы на наших площадках и у Димы Беговатова. И вот тут раздался тревожный звоночек: удалось продать всего 14 билетов. Казалось, будет больше, потому что аудитория выросла, появились отзывы, можно было использовать в продвижении примеры статей участников первого потока.

Тем не менее, выручка получилась на уровне первого потока: билетов продали меньше, а цена выросла с 27 500 ₽ до 32 000 ₽. Итог: 448 000 ₽ выручки на втором потоке.

💩 Третий поток: 12 продаж на 384 000 ₽

На февраль 2024 мы решили провести третий поток «Висишки» — уже не тестово, а по-полной. Запланировали продать 30 билетов по 32 000 ₽ и думали, что спокойно сделаем этот план. Ведь курс уже обкатан, плюс его теперь можно оплатить в рассрочку и с иностранной карты — никаких препятствий.

Мы даже теоретические вебинары заменили на предзаписанные видеоуроки — были уверены, что спокойно будем продавать по 30 билетов два раза в год, и нет смысла каждый раз проводить одни и те же вебинары. Лучше один раз вложиться в запись и потом использовать.

15 февраля мы открыли продажи и… пу-пу-пууу. Билеты покупали очень вяло. План сделать 30 продаж скукожился до «ну хотя бы 20», а потом и «ну хоть 15 билетов надо сделать, как в прошлых потоках».

Но и это у нас не получилось. Третий поток мы проводим с 12 участниками из 30 планируемых.

В третьем потоке мы не продавали доступ в чат «Покори VC», поэтому 0 ₽ в этой строке расходов

Мы стали думать, почему так получилось

Может быть, продавали как-то не так? Вряд ли, потому что мы сделали все те действия, которые стабильно приносят нам продажи курсов — и даже немного больше:

  • прогрев начали заранее: еще в конце декабря выпустили кейс, как продвигали сами себя на VC в 2023 году. Там не только статистика по просмотрам, но и по лидам — по идее, такое должно продавать
  • провели вебинар «Как писать на VC, если у тебя скучная тема» — отработали на нем частое возражение: мол, на VC меня не будут читать, потому что сам бизнес у меня «не висишный». Собралось около 100 человек в прямом эфире
  • в двухнедельное окно продаж делали посты и рассылки с кейсами по VC, сценариями использования курса, отзывами и примерами статей участников прошлых потоков.

Короче говоря, рекламная кампания, может, и не выдающаяся — но другие курсы мы продавали на большие суммы с меньшими маркетинговыми усилиями.

Может быть, к VC пропал интерес? Наверное, отчасти так и есть. По ощущениям, пик VC прошел в 2022 году: тогда к нам шло больше лидов на эту услугу, было много обсуждений VC в маркетинговой тусовочке, а еще было намного больше просмотров статей — набрать 10 000 было не чем-то из ряда вон, как сейчас.

Но все же я не считаю, что интерес к VC прямо исчез. Скорее, инструмент стал более привычным, поэтому не вызывает такой вау-эффект, как раньше. Но все же на VC выходит много статей от разных компаний, появляются новые блоги, площадку регулярно рекомендуют как источник лидов в B2B.

Может быть, с курсом что-то не так? Об этом мы решили спросить у аудитории наших соцсеток. И подписчики подсветили нам две важные вещи ↓

1. Копирайтерам и редакторам «Висишка» за 32 000 рублей кажется слишком дорогой. И дело не в том, что это неплатежеспособная аудитория — у нас хорошо покупали очные копирайтерские курсы за примерно эту же цену — просто навык, который ты обретаешь за эту цену, слишком узкопрофильный. Одно дело заплатить 32 тысячи за обучение профессии редактора, другое — за то, чтобы научиться предоставлять одну из многих редакторских услуг.

2. Предпринимателей, топ-менеджеров и специалистов (основная ЦА курса) останавливает слишком громоздкий формат «Висишки» — целый месяц надо писать статью, делать домашки.

И тут опять палку в колеса вставляет узкопрофильность навыка: тебе нужно выкроить время не чтобы построить отдел маркетинга, не чтобы решить проблему с конверсией в продажу, не чтобы внедрить системный менеджмент и выйти из операционки — а на то, чтобы самому пилить висишные статьи. Навык полезный, но явно не жизненно необходимый.

Поэтому «Висишка» так и напрашивается на то, чтобы ее отложить на потом. Это подтверждается и опытом первых двух потоков: большинство из тех, кто не доходил до конца курса, были именно предприниматели. Когда приходили редакторы и маркетологи, то они, наоборот, почти всегда доходили до конца.

Итак, наша ошибка: мы выбрали неуместный формат курса. Нафантазировали, что много кто хочет прямо серьезно взяться за обучение статьям на VC и пойдет на месячный курс. Оказалось, что таких энтузиастов мало, и, видимо, 12-16 участников в потоке — это предел для курса. Масштабировать его не получится.

А без масштабирования в «Висишке» нет экономического смысла. Так и будем организовывать продажи, привлекать наших редакторов на кураторство, организовывать обучение — чтобы зарабатывать по 250 тысяч рублей валовой прибыли за поток? Другие курсы приносят больше.

Выкрутились: сделали обычный теоретический курс и снизили цену до 6 тысяч

Мы решили закрыть «Висишку» после трех проведенных потоков. Но не прошло и недели, как в нас забурлила инфоцыганская кровь: мы решили поменять формат курса и запустить его снова.

Из курса убрали практику — работу над статьей с нашим редактором — и оставили только видеоуроки, записанные для третьего потока. Таким образом, курс стал подходить той аудитории, которая не могла подстроиться под время нашего набора и выделить месяц на обучение.

Без практики обучение стало дешевле. Мы сбили цену до 5 990 ₽, а в первые два дня после запуска продавали лайт-версию за 4 990 ₽. И буквально с одного анонса по всем каналам мы продали 78 курсов на 390 626 ₽. Уже в первые два дня продаж мы заработали больше выручки, чем на третьем потоке «Висишки» с прогревом почти на месяц.

Кажется, получилось сделать хорошо для всех: наша аудитория может купить курс и учиться по нему без привязки к нашим планам по запуску потока, а мы продаем больше и проще с точки зрения организации. А еще несем меньше расходов на проведение курса, потому что больше не нужны кураторы.

По изначальному плану на 2024 год, мы планировали провести два потока «Висишки» по 30 участников — это 1 920 000 ₽ выручки с рентабельностью по валовой прибыли 65%. Теперь будем пытаться сделать этот результат, но уже с маленькой «Висишкой», которая в пять раз дешевле, но рентабельнее и проще продается.

Если вам интересно читать про контент-маркетинг, внутрянку агентства и факапы, то можете подписаться на мой Телеграм-канал → @molyanov. Буду рад, если подпишетесь и будете называть меня инфоцыганом! И в комментариях тоже называйте, конечно же.

0
109 комментариев
Написать комментарий...
Arion

Есть ощущение, что кроме абсолютно кликбейтных форматов уже ничего не набирает просмотры. Перенасыщена платформа. Людям, которые могут реальные продажи делать через серьезные экспертные тексты, приходится переучиваться в мемоделов.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Конкуренция за внимание большая, поэтому приходится изворачиваться. Мне кажется, это не только на Виси так, а на всех площадках со свободной публикацией, где очень много статей от кучи людей выходит

Ответить
Развернуть ветку
106 комментариев
Раскрывать всегда