Саня, рассказываю на пальцах как мы откроем тебе дополнительный канал продаж с приложением
Привет, VC! После выпуска моего поста-убеждения Сани задуматься о собственном приложении прошел почти месяц и наш диалог сдвинулся с мертвой точки. Ура!
Короче, Саня заценил мой питч. Он глубоко вздохнул, посмотрел на меня своим пронзительным и томным взглядом и задал мне вопрос, который врезался в память и в корне изменил подачу информации для бизнеса. Я тут за то что тебя ищут в сторах, за установки ему рассказываю, за то что брендом твоим пользуются, за то что несправедливо это.
А он спросил: "И что предлагаешь?".
Шаг 1. Понять зачем.
У бизнеса могут разные цели и разные возможности. Для одних приложение - это фундамент удержания повторных покупателей, для других - управляемая воронка по привлечению новых покупателей.
Если в первом случае нам нужно рассчитать инвестиции и скорость возврата вложений для миграции клиентской базы в приложение, то для других вполне управляемая воронка привлечения новых все с теми же базовыми расчетами.
Или, как пример, можно отталкиваться от уже существующего спроса (как я это делала в первом моем разговоре с Саней).
Шаг 2. Спрогнозировать возврат инвестиций
Самый важный и правильный этап для открытия инвестиций на проект.
От чего зависит скорость возврата инвестиций при запуске приложения:
- сила собственного бренда
- ёмкость рынка и конкурентная способность компании
- объем инвестиций на само создание приложения
- сложность внутренних процессов ведения ecom
К примеру, для брендов MODIS, RBT.RU и похожих, ROMI (Return on Marketing Investment) в запуске приложения будет уже в 1-2 месяц положительным и составлять более 100% только на органической тяге рынка при создании приложения через готовые решения Fittin. При кастомной разработке приложения возврат инвестиций будет проходить сильно медленнее.
В своем примерном расчете я спроектировала ситуацию, когда у меня есть бренд со спросом в сторах и необходимо максимально быстро открыть дополнительный и стабильный канал продаж. Основными костами инвестиций стали: разработка приложения и оптимизация в сторах (ASO).
В расчете воронки поведения юзеров в приложении следует опираться на средние показатели в сегменте, а не на конверсии сайта. Так как поведение пользователей на разных площадках (web/app) отличается.
В таблице были взяты средние показатели внутренних конверсий в регистрацию (60%) и покупку (5%) со средним чеком в 10 000 рублей.
О том как мы считаем ёмкость рынка в сторах я описывала тут.
Шаг 3. Спланировать выход лончей и обозначить мейлстоуны контроля процесса.
Как я уже говорила, под разные цели бизнеса используются разные маркетинговые коммуникации. Если это создание нового приложения-стартапа, то в первую очередь надо пройти этап подтверждения пользы своего приложения. Если это ecom-приложение для существующего бренда (как в нашем случае), необходимо больше внимания уделить бесшовной связи приложения и существующего сайта (если он есть) на фронте и бэке. Чтобы не пришлось обучать своих любимых покупателей новым навыкам взаимодействия с брендом.
Шаг 4. Собрать команду под проект.
Совсем не обязательно решать задачу полным аутсорсингом процессов, вполне реально распределить роли и личные зоны ответственности при прохождении запуска и масштабирования приложения.
На что следует обращать внимание при выборе подрядчиков:
- насмотренность и опыт решения подобных проектов
- готовность брать на себя ответственность, если не полностью, то хотя бы разделяя ее между внутренними и внешними командами.
- точное понимание процессов и показателей на которые влияет каждый юнит.
Чего нельзя допускать - это несомненно размытых зон ответственности.
Шаг 5. Запуск и прохождение мейлстоунов.
Вывод нового приложения на рынок всегда интересная и непростая задача, которую можно в разных пропорциях поделить на этапы:
- Пре-лонч - подготовительный процесс, интеграция бэка и проработка фронта. Задача этапа - добиться максимальной бесшовности процессов, омниканальности коммуникации. Здесь показателем успешного успеха будет факт работающего продукта, который можно передавать в тест. Технический и ручной тест проводится на завершении этапа и выдается зеленый свет на привлечение первой порции живого трафика. Также, сюда могут быть включены маркетинговые активности, направленные на формирование первых списков желающих протестировать приложение в стиле early bird.
- Софт-лонч - важнейший этап для маркетинга и продаж. Пошел первый трафик в продукт и мы старательно собираем продуктовые метрики. Наша задача с одной стороны оперативно выявлять баги и краши, с другой стороны - собирать метрики, на основании которых мы будем расти. Также, именно тут мы подтверждаем Product-Market Fit. По итогу этапа мы уверены в полезности приложения на цифрах и с уверенностью можем сказать, что готовы расти и инвестировать больше в его продвижение. Поведение работающего автоматизированного продукта по продажам происходит на этом этапе.
- Масштабирование - процесс, когда мы активно подключаем каналы продвижения и приносим прибыль. Задача этапа - удерживать бизнес в операционной прибыли. Цель этапа - достижение определенной доли рынка среди мобильных приложений в своем сегменте.
"А что, если где-то что-то сломается или пойдет не так?" - спросил Саня
Как и в любом ином бизнесе - будь то открытие магазина в городе или новый яхт-клуб на Черноморье - риски есть всегда. Но нужно искать во всем что-то твердое, на что можно опираться. Для меня, например, это люди-эксперты, и проактивные личности, понимание рынка и разделение долей среди конкурентов, глубокое понимание внутренних процессов бизнеса и зрелость к изменением.
Мы довольно долго обсуждали тему ответственности и рисков, Саня ушел задумчивым и озадаченным. Кажется, я смогла до него донести пользу работы с приложением для бизнеса.
Ну что-ж, посмотрим.