Осознанный, здоровый, злой: что изменилось в жизни людей за 2019 год

Часто российские тренд-репорты представляют собой слегка измененный перевод западных материалов и не отражают местную действительность. Мы решили не опираться на мировой опыт, а спросить реальных людей, жителей России, что нового у них произошло в 2019 году.

В закладки

На наши вопросы ответили 148 человек. Чтобы удобнее было анализировать полученные данные, мы сегментировали респондентов по возрасту (поколениям) и географии (Москва и МО и другие города).

Респондентов из регионов у нас было немного больше, чем москвичей, а «миллениалов» — больше, чем «бумеров» и «зумеров» вместе взятых. Анкета состояла из четырех тематических блоков: медиапотребление, покупки, окружающая среда и досуг.

Прежде чем детально разбирать каждый блок, хочется пройтись по заметным положительным итогам 2019 года. Большинство респондентов стали больше заботиться о здоровье, осознанно покупать и заниматься саморазвитием, в частности читать.

Возросла ценность семьи, а чтобы семье было, где жить через пару десятков лет, — вырос уровень ответственности за окружающий мир. А теперь рассмотрим каждый блок «под лупой».

YouTube — новый телек

В отношении к медиа и социальным сетям респонденты четко поделились на два лагеря: «бумеры» и «миллениалы» не родились с профилем в Instagram, поэтому активно критикуют обилие рекламы, негатив в комментариях и стараются ограничивать время, которое проводят за пролистыванием многочисленных лент.

Каждую социальную сеть они используют для решения конкретной задачи или вообще для работы. «Зумеры» же чувствуют себя здесь как рыбы в воде: активно осваивают TikTok, считают Telegram и YouTube новыми СМИ, не стесняются говорить со своей аудиторией на сложные личные и глобальные темы (экология, буллинг, сексуальное здоровье и так далее).

Очень много контента, все пришли на ютуб, и качественную информацию приходится долго искать, ощущаю себя, как с пультом у телека, когда листаешь каналы и не можешь найти ни одного нормального фильма или шоу.

Несмотря на существенные различия в отношении к медиа и социальным сетям, респонденты сходятся во мнении, что видеоконтент окончательно победил текстовый формат и статические картинки, Telegram заменил людям СМИ, а YouTube стал новым телевизором.

Все поголовно ощущают «социальную тревожность», которой приправлен современный контент и которая только усиливается с течением времени.

Я стала редко и опасливо заходить в ФБ и инст, хотя это моя работа.

Легко предположить, что дальше различия между «старшим» и «младшим» поколениями будут только углубляться: «зумеры» и их младшие сиблинги продолжат считать Instagram чем-то, сродни лампочке или горячей воде из крана, а «бумеры» и «миллениалы» будут удалять аккаунты и ограничивать экранное время, потому что так и не смогут адаптироваться.

Экономить на одежде, но не на здоровье и правильном питании

В онлайне покупается всё: от велосипеда до изысканных ресторанных блюд, а аппараты для безналичной и бесконтактной оплаты есть даже в глухих деревнях. Только вот фокус у наших респондентов сместился со скорости доставки на качество продукции, которое найти становится все сложнее.

Появилось больше требовательности к поставщикам продуктов и услуг. Так как рынок перенасыщен разными товарами, то требования у потребителей к ним растут.

В тренде осознанные покупки: отказ от ненужного, ожидание распродаж, внимательное отношение к составу товаров. Тут же и тренд на экологичность — многоразовые мешочки для развесной продукции, авоськи вместо пластиковых пакетов, сортировка мусора, негативное отношении к продукции, тестируемой на животных.

Стал больше экономить на одежде, но не экономлю на здоровье и правильном питании.

Все отмечают рост цен, но вот экономить предпочитают не на здоровом питании или медицине, а на одежде. Эта положительная тенденция имеет все шансы вразумить крупные ритейл-концерны и значительно замедлить перепроизводство.

Загнанные люди за красивыми фасадами

На фоне развития урбанистики и инфраструктуры, улучшения транспортного сообщения и распространения тренда на экологичность, люди замечают, что окружающие стали злее, настороженнее, более закрытыми.

Рост благосостояния населения, который отмечают в отчетах, на деле выглядит как обеднение: москвичи жалуются на рост цен на все товары, регионы же особенно возмущает удорожание транспорта.

Люди стали красивее, но злее.

У людей потихоньку появляются деньги. Но это не точно.

Такое ощущение, что с похорошевшими фасадами, цифровизацией городской среды и чумовыми парками люди не стали счастливее. Новая среда скорее утомляет и лишает мотивации, потому что жители осознают поверхностность подхода государства к решению внутренних вопросов в стране.

Строительством массы модных общественных пространств не решишь социальные проблемы, которых достаточно.

… чрезмерное увлечение урбанистикой (построение красивых пространств и фасадов, но не решение социальных проблем).

Безусловно, в нашей стране совсем недавно начали задумываться об организации городской среды, и первый блин может быть комом. Решением тут может стать вовлечение населения в точечные городские инициативы, чтобы каждый чувствовал причастность и больше ценил то, что появляется вокруг, не лишним будет и акцент на социальной повестке.

ЗОЖ вместо клубов

Общая тенденция среди большинства респондентов — преобладание видов досуга, связанных с саморазвитием, над видами, связанными с социализацией без определенной цели (вечеринки, концерты, посиделки в баре и так далее).

Если наши респонденты не шли на работу, спорт или учебу, они проводили время с семьей, читали и старались в целом выбирать недорогие виды досуга.

Я больше всего хочу лежать.

Люди почувствовали ответственность не только за себя и семью, но и за окружающую среду: многоразовые кружки, сортировка мусора, осознанные покупки.

Однако кажется, что уровень удовлетворенности жизнью у людей по-прежнему низкий: усталость, апатия, зависимость от социальных сетей прослеживались в ответах респондентов. Скорее всего, здесь виной не столько недостаток досуга, сколько переизбыток информации.

Важность work-life balance пока еще осознают не все, но стремление к его соблюдению нужно попытаться сделать трендом, наряду с регулярной проверкой состояния здоровья или психотерапией.

Вместо заключения

Общая картина жизни наших респондентов, к сожалению, отличается от радужных обзоров общемировых трендов или трендов внутри самых прогрессивных сообществ:

  • Люди остро ощущают токсичность цифровой среды.

  • Цены на товары и услуги растут при снижении качества, а вот доходы нет, что вынуждает покупателей экономить и «нырять» в такой «удобно» появившийся тренд на осознанное и экологичное потребление.
  • Улучшения в городской среде масштабны, но на самом деле носят косметический характер. Реальные проблемы людей не решаются, что делает их закрытыми и злыми.

  • Досуг проводят с пользой для саморазвития и недорого, растет ответственность за себя и окружающий мир, но времени на всё это меньше и меньше, потому что работать нужно по-прежнему много.

Формально у нас в стране все хорошо: развитие городов, расширение транспортной сети, социальные программы, но если всё так хорошо, откуда злость и подавленность?

Во втором десятилетии 20 века люди хотят жить экологично: иметь здоровый work-life balance, ощущать, что их личные границы уважают, испытывать меньше стресса и стремиться к улучшению качества человеческого общения.

Сегодня многие уже пришли к тому, что сортировать мусор или пользоваться многоразовой кружкой для кофе — правильно, но остальные аспекты экологичной жизни у нас пока оставляют желать лучшего, как видно из опроса.

Чтобы приблизиться к экологичности, нужно, чтобы люди, государство, корпорации, профессиональные сообщества вместе продумывали и воплощали новые правила, в которых станет комфортнее жить.

Вы можете написать нам на info@plenum.ru с заголовком «Трендвотчинг 2020», чтобы получить результаты исследования в pdf.

В цитатах респондентов орфография и пунктуация — авторские.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Plenum Brand Consultancy", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 69, "likes": 7, "favorites": 57, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 109132, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 27 Feb 2020 13:12:01 +0300", "is_special": false }
0
69 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Почаще бы Государство проводило социальные кампании с опросами населения, например: Что необходимо сделать, чтобы ваша жизнь стала немного лучше?
И через 15-20 лет жизнь наладилась бы в РФ.
А на сегодняшний день их больше волнует перепись налогоплательщиков.

Ответить
3

Вот, оказывается, в чем главная проблема России. Редко опросы проводят. Всего-то! Надо в Конституцию поправку внести, чтобы чаще проводили, однозначно.

Ответить
0

до 22 апреля успеют  еще внести...

Ответить
1

Вот я и предлагаю Алексею обратиться с инициативой. Заживем же как люди "через 15-20 лет".

Ответить
3

Усталость от пох*ризма со стороны властьимущих, больше пропасть между слоями населения,  каждый сам за себя. Уверенности в завтрашнем дне нет как и самого дня, т.к. государство не отвечает ни за что, и не стесняется этого. Представить, чем будешь зарабатывать после 40-ка страшно, особенно если ты в цифре: каждый день что то новое, догонять технологии успевают не все, конкуренция бешенная. Чтобы в 40 тебя не уволили, взяв 22-х летнего парня, надо учиться как проклятый или идти на курсы сантехника/штукатура. Живём по принципу "live fast, die young" но уже не от юношеского максимализма а от отсутствия перспектив. 
Экзистенциальный кризис комом в горле после 30-ти уже не что то приходящее, а скорее ежедневная рутина, которая приходит с утренним кофе и заканчивается вечерним сериалом. 
И поверьте, это не крик о помощи, это предупреждение-отращивай когти, цепкость, и пох*изм к происходящему, иначе наша страна скушает тебя с потрохами.
Будь конкурентоспособен или умри.

Ответить
1

браво! 

Ответить
0

Спасибо, это был крик патриота.

Ответить
3

Люди стали не злее, а грамотнее. Все точно знают кто кому и чего должен, агрессивно реагируют на любую попытку манипуляции. Сами эти попытки наконец нашли свои четкие определения - т.н. токсичность, пассивная агрессия, маркетинговая атака. Годы "развода лохов" наконец дали о себе знать, большинство населения избавилось от иллюзий

Ответить
0

Чушь и компот. Кого опрашивали вообще? Судя по всему встали на входе у какого-то бизнес центра. И вообще опросы не отражают действительности, потому что никто не будет наговаривать на себя. 

Ответить
3

Чушь и компот - это Дмитрий Анатольевич Медведев однажды так реагировал на неудобную информацию ))
А вобще, спрашивать людей и проводить исследования как раз помогает держать связь с реальностью

Ответить
0

А я говорю, что не отражают, потому что есть множество факторов, которые влияют на ответы. Данная статья - это вообще субъективное мнение автора, которое он сделал исходя из ответов и своих личный умозаключений. Тут нет никакой статистики, просто манипуляция мнениями.

Ответить
2

Тут видите какое дело - любая аналитика по итогам исследования это интерпретация исследователем ответов людей. И те, с чьей картиной мира эта интерпретация не совпадает, всегда будут видеть субъективное мнение, манипуляцию и т.п., хоть бы это было даже сплошное статистическое наблюдение. В вашей картине мира, видимо, вокруг все хорошо и жизнь налаживается. Вот и слава богу ))

Ответить
3

Да, у людей есть склонность давать в опросах социально одобряемые ответы, но эта статья вполне отражает реальную ситуацию в стране. Написано, что люди экономят, доходы не растут, люди озлобленные и злые. Это по-вашему чушь? Как по мне, признаться, что нет денег и что ты экономишь на покупках, это вполне себе честные ответы, так что статья вызывает доверие

Ответить
1

Закончил чтение после после фразы «опросили 148 человек» 🤦
Город, локация в городе, время, возраст и ещё с 10 параметров которые делают всю работу бесполезной. У меня кастдев на большее количество людей проходит, а там одна узкая ца.
Даже не интересно что хотели выяснить, но 148 человек и статья про это, прям новый уровень.
Простите, неудержался.

Ответить
0

А зря закончили читать, там много интересных наблюдений. За размеры выборки можно долго спорить, но вы, как имеющий отношение к кастдеву человек, наверняка понимаете, что закономерности и тренды видно и на гораздо меньших количествах, если это конечно не опрос с закрытыми вариантами (а судя по цитатам людей в статье это не так)

Ответить
0

Если ваша цель написать статью на vc, то можно вообще ни с кем не говорить, а сказать что так и было, здесь сойдёт.
Если вы хотите принять решение о чём то важном опираясь на данные 150 рандомных людей и считаете что это ок, «итак же видно» - вы сильно заблуждаетесь.
Поэтому читать статью до сих пор смысла не вижу.

Ответить
1

Конечно, 150 это не так хорошо, как 15000. Но мы все-таки считаем, что лучше спросить 150 живых, настоящих, российских людей об изменениях, которые произошли в их жизни, а не перепечатывать западные тренд-репорты. Статья, разумеется, не претендует на академическое маркетинговое исследование, это наблюдение за трендами более реальными, чем мы обычно встречаем в инфополе. Как использовать этот материал - каждый решает сам.

Ответить
0

Вообще размер выборки  рассчитывают  под цель и  по вводным  ( можно и  в конспектик сходить - за более точным). В статье анализируется социальное состояние целой страны, сквозным  рассуждением  сразу через несколько поколений. Чуйка   мне подсказывает  совсем  небольшой тут  выборка  быть  не может. но это не точно. 

Ответить
0

Там по всем параметрам мимо.
Людям бы изучить, что такое когнитивные искажения, дофаминовый цикл, историю, статистику, хотя бы поверхностно.

Но это, кажется, девочки, которые думают, что если написать умными словами, то прокатит)

Ответить
1

Типа сравнивать людей с разным количеством опыта корректно?

Малыши сидят в соцсетях, пока своих детей кормить не надо, если сильно упрощать. Неужели это не очевидно, что это не вкусовое предпочтение, и не разница поколений, а просто разные условия жизни: за одних платят родители, а другие - эти родители, добывающие ресурсы, и им не до сидения в соцсетях.

Ответить
0

Так текст писал как раз беззаботный околозумер, у которого на такие мысли не хватает еще мозгов и опыта). 

Ответить
0

Именно)

Ответить
0

Конечно корректно, в этом и суть исследования - смотреть, как опыт одних людей отличается от опыта других. У молодых все так, а у взрослых иначе, это интересно и полезно понимать. Тут же нет сравнения в контексте "эти плохие, а эти хорошие" ))

Ответить
0

Озлобленных, нездоровых, равнодушных людей выращивает эта страна(

Ответить
0

Не страна, а вполне себе конкретные люди из вполне себе конкретных кругов.
И особая печаль в том, что это вовсе даже не осознанный "злобный" план, а "само так получается". Существа, вся суть существования которых выражена в триаде "отжать-поделить-кинуть", не способны на конструктив, как в общении так и в действиях. Поэтому мы и видим карго-культ во всех сферах, от созерцания которого хочется "развесить кое-кого по столбам"..

Ответить
0

а «бумеры» и «миллениалы» будут удалять аккаунты и ограничивать экранное время, потому что так и не смогут адаптироваться.

Господи, какая же чушь. Адаптируются к трудностям, а не к удовольствиям. Ограничивают экранное время, чтобы удовольствия не оставили без дохода.

Если все будут блогерами, не будет зрителей. И успешных блогеров среди всех пытающихся единицы. И блогерство - временный бум, как и всё.

Какое-то тупое сравнение того, как проводят время малыши и взрослые.

Ещё напишите, что новое поколение спокойно играет в игрушки, а взрослые никак не могут адаптироваться)).

Знаний о человеке ноль у автора) Зумер, что ли?))

Ответить
0

Адаптируются люди к любым происходящим изменениям, а не только к трудностям. Изменения в данном случае, что общение, контент и покупки переходят в онлайн. В онлайне нужно постоянно присутствовать, а присутствовать там становится напряжно. Поэтому ограничивают экранное время, как там и сказано, из-за огромного потока ненужной информации. И это, разумеется, прибавляется к занятому образу жизни. Хотя, насколько я вижу, если человека радует что-то делать (пить, смотреть телек), ему никакая работа вообще ни разу не помеха отказаться от любимого хобби.

Ответить
0

Чушь. К этому не нужно адаптироваться.
Привыкаешь к этому быстро. У меня даже мама за 50+ залипла. Тут же дофаминовый цикл, как у наркотика. И наркоманом стать может любой. Кто пишет про якобы поколения, просто вообще не знает механизмов мозга и этапов жизни.

Ответить
0

Ну так то наркотики  влияют  на выработку дофамина биохимический - т.е. непосредственно  через  химические реакции.  А выработка  дофамина от: общения, чтения книг, просмотра кино  и ТВ,  общения и  др поступков в  соц сетях  это психо-физиологический процесс.  Контент  из  интернет  никак на прямую ( отличии  от  химического ве-ва наркотика) в биохимических  реакциях не участвует. 

Ответить
0

Зачем так агрессивно 🤷‍♀️ Если вы миллениал и адаптировались - здорово, вы молодец, но бывает и по-другому. Тут, кажется, речь про то, что взрослые больше рефлексируют "соцсети отнимают время, отвлекают от работы и мешают развиваться". А у молодых с этим все ок, они и работают и развиваются в соцсетях

Ответить
0

Что значит, все ок, и все не ок?)))

Все ок тому, кому по жизни это не вредит. И не ок тому, кому вредит. И вообще не зависит от возраста. Читайте мой коммент выше. Изучайте хоть работу мозга тоже.

Ответить
0

Ну, очевидно, ваш жизненный опыт говорит, что адаптивность к социальным сетям от возраста не зависит, мой жизненный опыт и эта статья говорит об обратном. Истина где-то рядом :)

А вобще, тональность ваших комментариев очень хорошо подтверждает тезис статьи про токсичность цифровой среды

Ответить
0

Завтра утром ты проснешься.

Ответить
0

Утром я ложусь спать.

Ответить
0

А что вы делаете по ночам?

Ответить
0

Сплю иногда.

Ответить
0

Я думаю ты не умеешь

Ответить
0

Я умею. А вы все думаете.

Ответить
0

Как относишься к геям?

Ответить
1

Думаю, вероятность заразиться примерно как у восстания машин. Она есть.

Ответить
1

Коронавирусом?

Ответить
0

На то мне мозг дан, чтобы думать

Ответить
1

Зачем мозги, если есть опа.

Ответить
0

Ну это если ты девушка может сработает...

Ответить
1

Сработает. Главное, дерзайте.

Ответить
0

Я все же подумаю ещё

Ответить
0

Ну, только до завтра.

Ответить
0

Клаустрафоб Олег, надевая свитер, некоторое время орет

Ответить
0

Он без носков ходит.

Ответить
0

Гугл или Яндекс?

Ответить
1

Только Яндекс Красочно, приятно, легко. И вообще, в Яндексе найдется все.

Ответить
0

Как много человеку нужно?

Ответить
0

Ровно 1 килограм

Ответить
0

Что бы это могло быть?

Ответить
0

Это может быть знак, что-то может быть с отцом.

Ответить
0

Умственно-усталый

Ответить
0

А я уо.

Ответить
0

Умственно отсталый?

Ответить
0

Он нет, а вот его подписчики, да.

Ответить
0

Мне кажется или ты пытаешься пошутить?

Ответить
0

Все кажется вам:)

Ответить
0

И что мне с этим теперь делать?

Ответить
2

Бросьте и займитесь делом. Не тратьте время. Ну и здоровье тоже.

Ответить
0

Спасибо за совет, так и поступлю.

Ответить
0

Пожалуйста.

Ответить
0

С Алисой как у тебя отношения?

Ответить
0

Ну понятно, недорогие виды досуга старались выбирать, потому что на дорогие денег нет. Выбирали не между дорогими и дешевыми видами досуга, а между дешевыми и лежанием дома на диване.

Ответить
0

Прочитал текст. Написаны проблемы. Где решение? Опросы нужны. Решение тоже. Поднимать проблему и не предлагать решение это пустая болтовня. Есть люди кому это интересно? Можем объединиться, есть идеи.

Ответить
0

Результаты этого опроса будут полезны маркетологам, чтобы видеть потребности людей и понимать, что происходит в жизни потребителей. Создание полезных продуктов под актуальные потребности людей и будет одним из решением проблем. А к более серьезным вопросам - это уже выше. Но подобные опросы так или иначе полезны. Вот, например, у вас есть идеи, которыми вы готовы поделиться с единомышленниками после прочтения статьи. Это же здорово! 

Ответить

Прямой эфир