{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

За что готовы платить китайские потребители? Секреты успеха самых дорогих брендов Китая в 2019 году

Рассказывает Алексей Чигадаев, руководитель международных digital-проектов iMARS China.

Китайский рынок остается лакомым кусочком для бизнесменов по всему миру, но попасть на него и стать там своим по-прежнему очень сложно. И дело не в пресловутой ментальности, которой, между нами говоря, попросту не существует и даже не в сложной политико-экономической ситуации внутри Китая.

Все дело в потребителях. Дело в том, что они привыкли покупать, как они привыкли оплачивать и какой уровень сервиса считают приемлемым. Во многих европейских столицах на ваше неловкое «А вы принимаете банковские карты?» пожилой официант буквально испепелит вас взглядом. Пароль от wi-fi в приличном обществе спрашивать неприлично, а доставка еды в воскресенье воспринимается как персональное оскорбление всего цивилизованного человечества сразу.

iMARS успешно работает на рынке Китая на протяжении нескольких лет и понимает, что китайский потребитель в этом отношении очень похож на московского. Он не хочет ждать, он должен иметь возможность потреблять в режиме 24/7, а обратная связь от продавца должна быть максимально быстрой.

В последний раз при заказе готовой еды на дом я написал курьеру в личных сообщениях, что от его скорости зависит моя жизнь, и вдобавок попросил оставить еду у двери, потому что буду в душе. Сервис 1 с этой задачей не справился, и спустя час я все еще изнывал от ожидания. Сервис 2 отправил смайлик и оставил еду на пороге так, чтобы я не задел ее, открывая дверь.

Международный исследовательский холдинг Kantar и рекламно-коммуникационная группа WPP опубликовали ежегодный рейтинг «100 самых ценных брендов BrandZ». Мы прочли доклад и решили выделить ключевые изменения, которые произошли на китайском потребительском рынке.

Если вы только готовитесь к выходу на китайский рынок – то рекомендуем вам сопоставить свои возможности с запросами китайских потребителей.

Девять лет назад вышел первый рейтинг BrandZ – и меньше, чем за десятилетие, кардинально изменились не только участники рейтинга, но и в разы выросли ключевые финансовые показатели. Оглянитесь вокруг себя и посчитайте количество брендов из Китая – вы, наверняка, сможете назвать не менее пяти, и это неплохой показатель.

Рост в 30% является рекордным показателем с момента публикации первого рейтинга 9 лет назад. Стоимость первой сотни самых ценных китайских брендов увеличилась на 134% за последние 6 лет.

Благодаря увеличению стоимости на 59% в годовом исчислении бренд Alibaba вышел на 1-ое место. Alibaba впервые появился в рейтинге в 2015 году после проведения IPO в сентябре 2014 года – за это время стоимость бренда выросла на 136%.

Последовательный рост

13 из 24 категорий, рассмотренных в рейтинге, выросли в цене. Образование и розничная торговля продолжили демонстрировать высокие результаты с показателями в 57% и 55%. И только у восьми категорий рейтинга отмечен постепенный спад.

За что готовы платить китайские потребители?

Расширение Premium сегмента

Бренды категории Premium показали заметный рост – в 2014 г. они составляли 50% от общей стоимости брендов рейтинга, а в 2019 г. – уже 78%. Тенденция к премиализации продолжает уверенный рост, но от скидок и распродаж отказываться не готовы.

Это может показаться странным – как можно одновременно тратить огромные средства на Premium товары и радоваться скидке на молоко или мыло в 5%? Этот феномен называют стратифицированными расходами (stratified spending): люди готовы покупать предметы роскоши для демонстративного потребления (conspicuous consumption), «чтоб сосед Чжан умер от зависти», а товары массового потребления можно купить вскладчину с той же самой семьей Чжан либо дождаться распродажи.

Если вы не попадаете в премиальный сегмент, то постарайтесь, чтобы количество «уникальный предложений по выгодной цене при покупке товара на Х юаней» было максимально много и разных. Ваш покупатель это оценит.

Алексей Чигадаев, Руководитель международных digital-проектов iMARS China

Бренд iQiyi вырос на 158%

По показателю роста стоимости в годовом исчислении лидируют бренды в сфере потокового видео: iQiyi вырос на 158%, Youku – на 136%. Сфера развлечений на подъеме – еще рано говорить о закате телевидения, но с цифрами спорить сложно. Теперь это не только платформы для блогеров – это площадка для онлайн-вещания компьютерных игр, полноценная платформа по дистрибуции сериалов, шоу и т.п.

Если вы работаете в сфере развлечений (мобильные приложения, игры, у вас есть хороший контент, вы опытный стример), то это еще один повод задуматься над выходом в Китай.

Алексей Чигадаев, Руководитель международных digital-проектов iMARS China

За рубежом лидируют 6 технологических брендов

6 из 10 наиболее успешных за рубежом брендов представлены технологическими гигантами: производитель дронов DJI, лидер в робототехнике UBTECH и уже всем знакомые Lenovo, Huawei, ZTE и Xiaomi. Сам процесс цифровизации обусловлен не только возрастающими требованиями покупателей, но и активной работой китайского правительства по внедрению современных технологий, стимулированию внутреннего потребления на фоне замедляющейся экономики и сложных отношений с США.

Китай активно скупает стартапы по всему миру в области искусственного интеллекта, робототехники и зеленой энергетики. Если вам есть, что предложить в данной сфере, то стоит задуматься о китайских инвестициях.

Алексей Чигадаев, Руководитель международных digital-проектов iMARS China

17 новичков присоединились к рейтингу

По итогам года в рейтинге появились 17 новых брендов – большинство из них это те самые компании-единороги, о которых так активно пишут в последнее время. Топ-5 новых брендов в рейтинге – это прямая отсылка к тому, что революция потребительского рынка в Китае происходит быстрее, чем где-либо еще в мире, и основной драйвер этой революции, в первую очередь, интеграция онлайн и оффлайн сегментов для всесторонней заботы о клиенте.

  • Xiaomi – один из ведущих мировых производителей смартфонов;
  • Didi Chuxing – сервис для заказа такси, автобусов, лимузинов, частных авто;
  • Meituan – технологическая платформа, предоставляющая широкий спектр услуг: от доставки еды до покупки билетов в кино и бронирования отелей;
  • Ele.me (часть компании Alibaba) – платформа по заказу и доставке еды;
  • Lufax – финансовый маркетплейс, вторая платформа по объемам Peer-to-peer кредитования; платформа также работает как поисковик для заемщиков с инвесторов.

Главная отличительная черта «новичков» – огромный уровень адаптивности, готовность к постоянному изменению для расширения рынка в поисках новых клиентов. Кроме того, эти компании сделали ставку на мобильную экосистему и не прогадали. Компании не привязаны к колебаниям фондового рынка, ценам на ресурсы и геополитическим конфликтам – все это и создает ту атмосферу роста и конкуренции, которая продолжает подстегивать рост китайских компаний, в том числе и за рубежом. Если вы можете оказывать услугу быстро, недорого и технологично – это будет востребовано в Китае.

Алексей Чигадаев, Руководитель международных digital-проектов iMARS China

Новый ритейл

Цифровизация и мобильные телефоны упростили процесс потребления в Китае – теперь жители всех городов в Китае (а не только провинциальных центров) получили полный доступ к тем же самым брендам и продуктам, к которым только успели привыкнуть жители Пекин, Шанхая или Гуанчжоу. Доставка по стране занимает не более пары дней, а в мегаполисах счет идет на часы. Площадки электронной коммерции открыты для всех, кто хочет делать бизнес – и это один из наиболее серьёзных вызовов для почтенных крупных брендов. На пятки им наступают тысячи небольших компаний, которые готовы осуществлять доставку быстрее, работать над персонализацией товаров сильнее и предоставить более качественный уровень обслуживания. И если в крупных городах в лидерах все еще крупные сетевые бренды, то в городах 2-го уровня им приходится все сложнее выдерживать подобный уровень конкуренции.

Два дополняющих друг друга тренда меняют традиционную модель миграции: прибрежные города теряют часть своей привлекательности по мере того, как они становятся более переполненными, загрязненными и дорогими, а маленькие города с более спокойным образом жизни становятся все более привлекательными. В результате города нижнего уровня выигрывают от создания дополнительной инфраструктуры, в том числе: автомагистралей, высокоскоростных железных дорог, аэропортов и т.п. Эти улучшения, наряду с государственными финансовыми стимулами, привлекают все больше промышленных предприятий и заметно расширяют возможности трудоустройства.

Если бренд изначально родился в маленьком городе и дорос до национального – он прекрасно понимает эффективную модель роста, понимает своего покупателя. И наоборот, глобальным мировым брендам гораздо тяжелее встроиться в модель потребления небольшого города, потому что он слишком «глобален», и не может быть быстро адаптирован под конкретный рынок.

Всегда стоит одернуть себя и лишний раз напомнить о том, что Китай – это 1,3 млрд. жителей и более 100 городов-миллионников. В России на 2019 г. – 15 городов-миллионников. Не спешите объять необъятное – начните тестирование с небольшого городского округа, начните со страницы в социальной сети, с локального университета или маленького комьюнити. И только многократно протестировав свой продукт/услугу – приступайте к масштабированию.

Нет никакого менталитета или других культурных особенностей, которые могут катастрофически отразиться на вашем бизнесе. Китайский потребитель, как и любой другой в мире, хочет высокий уровень сервиса (он избалован), среднерыночную стоимость (он ценит деньги), высокое качество (он придирчив). Ничего нового здесь пока еще не придумали. Дерзайте – и у вас все обязательно получится!

0
4 комментария
Pol Bal

за медицинские маски

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

"Китай активно скупает стартапы"...
Китай не просто активно скупает стартапы, а скупает вообще все. 
Забейте в поисковик Спартак, и  в первых рядах выдачи будет не сегодняшний футбольный матч, а акция ситилинка на смартоны ZTE в честь спартака. 
ZTE стали офиц спонсором футбольного клуба.

Ответить
Развернуть ветку
Nike RossXP

за любое говно, не оскорбляющее их культуру.

Ответить
Развернуть ветку
Рашит Сафиуллин

Всем давно говорил "Китай это зло", теперь мы это даже почувствовали. 
Сам инвестор и пытаюсь донести до людей, что страна принтер не имеет будущего, в Китай нельзя инвестировать, отказаться от товаров из Китая--следующий шаг, низкое качество и всего лишь копия. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда