«Ускоряемся, насколько возможно». Как коронавирус повлиял на белорусский digital
Реклама в целом и digital в частности — своего рода зеркало белорусской экономики. Которая, в свою очередь, очень зависит от положения в других странах.
Когда все на подъеме и есть уверенность в завтрашнем дне — рекламный рынок растет, но как только наступает очередной кризис — бюджеты едва ли не моментально схлопываются, а новые проекты замораживаются.
Чтобы понять, как себя чувствует digital сегодня, я задал несколько вопросов представителям Webcom Group, Qmedia.by, GUSAROV и Webmart Group.
- Как эпидемия коронавируса повлияла на digital-бизнес в Беларуси? Что происходит в вашем агентстве и что вы сейчас предпринимаете?
- Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?
- Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?
- Что ждет белорусский digital в 2020?
Сергей Царик, директор Webcom Group
Глобального влияния на digital пока нет. Рекламные бюджеты, за исключением некоторых сфер, не падают, некоторые рекламодатели наращивают свою активность.
Мы работаем в гиперактивном режиме, ускоряем все свои внутренние процессы, насколько это возможно. Бизнес наших клиентов сейчас нуждается в скорости, четкости и слаженности наших действий, от нас ждут результат.
За 2 недели изменили с десяток процессов внутри, сделали то, что обычно делаем за 1-2 квартала. Но не думаю, что наша сфера какая-то особенная. Весь бизнес Беларуси сейчас агрессивно трансформируется.
Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?
Весь туризм, визовая поддержка и билеты остановились. То же касается фитнес-центров, тренажерных залов, SPA-центров, салонов красоты.
При этом есть санатории, которые остановились, сославшись на работу только с иностранцами, которых сейчас нет, но одновременно с этим другие санатории запускают рекламу, прицеливаясь на отечественных туристов, которые могут провести свой летний отдых в Беларуси.
Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?
Все, что касается e-commerce — растет. Если есть товар, который можно продать, то сейчас у интернет-магазинов хороший спрос. Есть масса кейсов по росту числа онлайн-конверсий и в 5, и в 8 раз на отрезке дня-недели. При этом мы не говорим о товарах острой необходимости, там все в десятки раз растет, появляются очереди в интернет-магазинах. Видно, как идет перетекание конверсий из офлайна в онлайн. Рост за счет этого.
Растут и другие сферы (образование в онлайне, развлечения в формате STAYHOME). Многие клиенты не откладывают запланированные покупки. Поэтому продажи идут и на коне те, у кого бизнес адаптирован под пользователей из онлайна. Локальные производители сейчас активнее стали двигаться в digital на фоне проблем с поставками импортных продуктов и их новых цен, пытаются достучаться до конечного потребителя, а также расширить партнерскую сеть.
Что ждет белорусский digital в 2020?
Белорусский digital сродни зеркалу нашей экономики. Бизнес, который не хочет погибнуть, должен продавать. Без рекламы это вряд ли возможно. В силу того, что онлайн был и остается самым доступным и недорогим способом привлечения клиентов, будет работать бизнес, будет его активность в digital. Особенно в условиях уменьшения количества перемещений людей, самоизоляций и карантинов. Да, гигантского роста точно ждать не стоит. Но те, кто откладывал до последнего выход в онлайн, спешно делают это. Кто стоит прочно на ногах в онлайне, укрепит свои позиции.
Алесь Мисуно, директор Qmedia.by
Стараемся не делать резких движений и продолжаем работать и анализировать ситуацию. Мы предложили техническим специалистам опцию работы из дома, решаем технические моменты для возможного перевода и специалистов по работе с клиентами.
Мы понимаем, что сейчас не самая простая ситуация на рынке, клиентам нужна наша поддержка как никогда ранее, поэтому стараемся работать еще более продуктивно.
Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?
Остановили рекламу представители туристического бизнеса, санатории, организаторы мероприятий, рестораны, салоны красоты, фитнес-клубы и т.д. Все, чья работа, по сути, парализована физически по разным причинам. Очень сложно микробизнесу, особенно продавцам товаров далеко не первой необходимости.
Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?
Сейчас на коне представители онлайн торговли.
Традиционно стабильны представители среднего и крупного бизнеса.
Кто-то годами откладывал старт направления онлайн продаж в компании, либо не уделял ему должного внимания — сейчас пытаются наверстать упущенное в крайне сжатые сроки.
Что ждет белорусский digital в 2020?
Очевидно, это будет не самый простой год, который потребует некоторой оптимизации, изменения процессов, подстройку под требования рынка. Все прошлые годы и кризисы рынок интернет рекламы бурно рос, перетекали бюджеты из традиционных рекламных каналов (ТВ, пресса и т.д.) в онлайн. Скорее всего, ситуация повторится, но рост будет менее активным.
Андрей Гусаров, digital-агентство GUSAROV
Еще до пандемии коронавируса сотрудники всегда имели возможность работать из дома, если нехорошо себя чувствуют или по другим обстоятельствам. Опцией этой пользовались редко и по крайней необходимости, потому что офис для командной работы все же эффективнее.
Еще 13 марта мы оценили необходимость как крайнюю и важную. Многие добираются до офиса на общественном транспорте, такси, во время обеда ходят в кафе или столовую. Мы решили не рисковать здоровьем команды и ввести свой карантин. Все, кому было нужно, забрали домой под расписку ноутбуки и другую офисную технику. 16 марта в понедельник — первый день удаленной работы. Для общения и работы по-прежнему остались Planfix, amoCRM и Telegram. Для видеоконференций стали использовать Zoom. Немного непривычно, но серьезных неудобств нет. В офис пришли человека 3-4 — они живут в шаговой доступности, посчитали, что так им удобнее.
Встречи с клиентами, партнерами, наши курсы перенесли в онлайн (со снижением стоимости). Мы в силу специфики бизнеса не привязаны к офису, поэтому быстро перевели Команду в процессы в онлайн.
Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?
Наши клиенты встретили кризис по-разному. Больше всего пострадали туризм, заведения, организация мероприятий. В других тематиках также сократились расходы на продвижение в онлайне: контекстную, таргетированную рекламу в особенности.
Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?
Транспортировка грузов, доставка, переход курсов/мероприятий из офлайна в онлайн.
Что ждет белорусский digital в 2020?
Вырос спрос на SEO. Потому что карантин закончится, нужно будет продавать. Мы уже несколько месяцев адаптируем свою работу по поисковому продвижению под CJM — путь пользователя. Считаю для нас это одной из основных точек роста в 2020 году. Все точки контакта должны работать на сопровождение пользователя по воронке продаж.
В других сферах, думаю, продолжится рост доставки, развитие способов отстройки от конкурентов за счет бесконтактного обслуживания, переход офлайн курсов в онлайн, тренировок (йога, фитнес и т.д.) также на онлайн-сопровождение.
За бортом останется агрессивный маркетинг с призывом «для смелых» посещать какие-то заведения с массовым скоплением людей вопреки здравому смыслу и рекомендациям по самоизоляции. Также не выживут в конкурентной антикризисной борьбе компании, которые не используют долгосрочные инструменты привлечения лидов вроде SEO.
Дмитрий Катющик, директор Webmart Group
Безусловно, ситуация, которая складывается за счет распространения коронавируса и падения рубля, так или иначе сказывается на нас.
- С 17 марта мы перешли на удаленную работу по желанию. Большая часть нашей команды работает из дома. Однако за счет того, что наша работа организована по scrum и все задачи полностью проходят через нашу ERP-систему, я бы сказал, что на эффективности это негативно не сказалось, скорее наооборот, мы увидели точки роста в процессах, которые позволят нам работать еще лучше.
- В рублевом выражении сильно выросли наши постоянные затраты: на аренду, различные сервисы в валюте и т.д.
- Клиенты из сферы HoReCa, event-индустрии, а также туристические компании остановили свои рекламные активности, так как у них сейчас отсутствует спрос.
Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?
Сейчас бизнес в Беларуси находится в такой позиции, когда онлайн может быть единственным инструментом, который связывает их с покупателями, поэтому каждый руководитель должен пристально посмотреть на стратегию своего присутствия в интернете: начиная от сайта и инструментов продвижения, возможности быстрой и, возможно, бесконтактной доставки до оценки рентабельности вложений в интернет-рекламу.
Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?
Нужно отдавать себе отчет в том, что люди сокращают посещение общественных мест, в тоже время в продуктовой категории покупок на начало исследования компании Audit Service 5% респондентов отмечали, что уже заказывают продукты через онлайн-доставку, но к концу исследования (через 5 дней) таких стало уже 8%. То есть рост за 5 дней составил аж 60%.
В нашем агентстве активно растут сегменты доставки еды, мобильных приложений; некоторые автодилеры даже ставят рекламу на паузу, так как спрос на новые авто в последние недели настолько велик, что они не справляются с наплывом. Также активно сейчас наблюдаем активный рост по недвижимости, финансовым услугам, продаже бытовой техники.
Что ждет белорусский digital в 2020?
Конечно то, как себя будет чувствовать бизнес будет во многом зависеть от развития событий: изменения ситуации по коронавирусу, принятия мер государств по стимулированию экономики и т.д. Однако одно можно сказать точно, сейчас нужно принимать активные действия, чтобы перестроить бизнес к новым реалиям и, в первую очередь, продумать стратегию вашего присутствия онлайн.
Ключевые выводы
- Все понимают, что если не продавать сейчас, то ничего хорошего для бизнеса в будущем не будет.
- Рекламу в онлайне остановили или сильно сократили: туризм, организаторы мероприятий, рестораны, фитнес-центры, тренажерные залы, SPA-центры, салонов красоты.
- На подъеме (бюджеты выросли): e-commerce, товары первой необходимости, курсы, мероприятия, развлечения в формате STAYHOME, доставки, мобильные приложения. Средний и крупный бизнес достаточно стабилен.
- Бизнес, который не хочет погибнуть, должен продавать. Без рекламы это вряд ли возможно. А так как онлайн по-прежнему самый доступный канал, то компаниям, которые еще не перестроились под него, придется наверстывать упущенное и перестраиваться прямо сейчас.
Евгений, в данном случае мы не рассматриваем момент удаленной работы как постоянный бизнес-процесс в компании, а лишь временный с целью дать понять сотрудникам, что компания солидарна как с их мнением и переживанием на счет COVID-19, так и мнением остальных компаний, которые предприняли этот шаг в трудное время. Поэтому прошу Вас не подменять предмет нашего общения.
В ленту лучше выводить подзаголовок, из которого читатели поймут, что будет в материале, пожалуйста, имейте это в виду на будущее
Спасибо, в будущем так и сделаю! Первый блин, он трудный самый)
Все говорят о переводе на удаленную работу своих сотрудников, показывая свою заботу к ним, а Webcom Group рассказывает об ускорении (facepalm)
Что на это ответит лидер рынка?
Постоянно кто-то из команды работает удаленно. Рассказывать об этом как о каком-то проявлении заботы — ну такое. Рядовая ситуация, рядовой процесс, проходили много раз еще много лет назад.
На состояние рынка и системные изменения в digital переход на удаленку никак не влияет, поэтому об этом и не рассуждаем в сотый раз.
И сразу вопрос для коллег из других стран: а как у вас обстановочка?
Комментарий недоступен
Будет хороший тред, если взлетит. Но меня все же больше digital интересует. Ибо невозможно объять необъятное.
Копирайтер, Украина. Работала с тревел и фитнесом. Все на стопе. Пришлось переориентироваться на свое старое направление: снова пишу для блогов об интернет-маркетинге.
Да, как раз те отрасли, где все практически остановилось. Хотя есть и обратные примеры, когда ребята быстренько переобулись с внешнего на внутренний туризм.