{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Мемы, на которых можно потерять миллионы рублей

Те, кто интересуются маркетингом и рекламой, наверняка помнят Малыша ча-ча-ча — это старый и в своё время очень популярный мем — видео появилось в 1996 году и мгновенно стало вирусным. Все знают фразу «I’ll be back» из «Терминатора», появившуюся за 12 лет до Малыша. А фанаты «Звёздных войн», конечно, захотят добавить в чарт предупреждение о ловушке из уст адмирала Акбара — серия про возвращение джедая появилась ещё годом ранее.

В 21 веке мемы — часть жизни. Неудивительно, что они повсюду, в том числе в продажах и рекламе. Привлечь внимание покупателя к товару или услуге понятным ему юмором — казалось бы, что может быть легче? Но не всё так просто.

Все знают, что мем может быть картинкой, нарисованной художником, коллажем из фотографий — или вообще текстом без визуального выражения. Независимо от объективной формы, мем — это, с правовой точки зрения, результат интеллектуальной деятельности (РИД). У РИД есть автор и правообладатель — часто это одно и то же лицо, но могут быть и разные: например, автор может продать свои исключительные права кому-то другому.

Использование РИД без согласия автора или правообладателя запрещено законом. Запрет означает, что за его нарушение должно следовать определенное наказание.

Существо с телом личинки

Статья 1301 ГК РФ говорит, что автор или правообладатель в этом случае могут требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. В 2017 году действие данной нормы испытал на себе в полной мере мобильный оператор Мегафон: Арбитражный суд Москвы рассматривал дело, в котором истец требовал от оператора компенсацию в размере 10 000 000 ₽ за незаконное использование в его рекламной кампании знаменитого Ждунапроизведения изобразительного искусства, представляющего собой фантазийное существо с головой морского слона и телом личинки, выполненным в положении сидя без ног, а также руками человека. Да-да, именно так описание Ждуна звучит на юридическом языке :)

Оказалось, что истец заключил лицензионный договор с автором изображения — Маргрит ван Бреворт. У Мегафона же доказательств законного использования мема не нашлось. Дело выиграл истец, суд назначил компенсацию 8 600 000 ₽. После этого была апелляция, в которой решение первой инстанции было отменено, но лишь потому, что истец отказался от иска. Похоже, что ответчик выплатил сумму компенсации добровольно.

Объединяй меня полностью

Ждун — произведение изобразительного искусства, то есть картинка, нарисованная художником. А как быть с мемами, которые не нарисованы, а например, составлены из одной или двух нелепых фотографий с подписью?

Любимый мем нашего эксперта «Женщина, орущая на кота»

Фотографии тоже являются объектом авторских прав и защищаются законом. Автор фотографии — тот, кто сделал снимок. Но можно также сказать, что человек, составивший коллаж из двух фотографий, осуществил переработку и создал другой объект авторских прав.

Переработка — это использование результатов интеллектуальной. При этом использование РИД без согласия автора законом не допускается. И даже снабжение фотографий смешной подписью не допускается без согласия автора. Так кто же нарушил исключительные права? Тот, кто составил коллаж или тот, кто его подписал? Ответ звучит так: нарушителями являются оба.

Почему же нас всех до сих пор не засудили? Полагаем, что всё дело в отношении авторов фотографий к своим творениям и их внезапной известности, случившейся после рождения мемов. В интернете мемы используются в шуточном качестве и не предполагают получение прибыли. А авторы обычно совсем не против такой славы. Но совсем другое дело, когда вопрос касается денег.

Что делать-то?!

Мы живём в мире, где информация распространяется очень быстро и достоверно узнать автора, правообладатель и того, кто переработал творение, крайне сложно. Поэтому всегда есть риск: ты выбрал мем для рекламы, а правообладатель предъявил претензию.

Но минимизировать риск можно. Стоит сделать вот что:

  • Узнайте историю появления мема.
  • Поинтересуйтесь, кто является автором/правообладателем и есть ли в его случае «судебный след» — как в примере со Ждуном.
  • Проверьте фотобанки: часто мемы делают из фотографий, которые находят там. Фотобанки дают на ряд изображений бесплатную лицензию, в том числе для использования в коммерческих целях. Если нашли искомое, то считайте, что проблемы с фотографом удастся избежать. Но остаются ещё автор и правообладатель мема.
  • Если удалось найти автора/правообладателя изображения и мема, то желательно с ними договориться — заключить лицензионный договор.

Загляните в реестры организаций по коллективному управлению исключительными правами, например УПРАВИС. Особенно полезно, если мем состоит из репродукций картин известных художников. Заключить лицензионный договор нужно и в этом случае тоже.

Такие дела. В общем, креативь, контрибьють, донать.

И — будьте здоровы, живите богато (конечно же, копирайт) 😊

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Daria Gazizova
Ответить
Развернуть ветку
Кнопка
Автор

Точно, это мем с обложки статьи 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Байдак

Полезно

Ответить
Развернуть ветку
Кнопка
Автор

Татьяна, спасибо 🙂Рады, что вам понравилось. 

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Тут еще уместен случай Grumpy Cat, хозяйка которого вроде как судилась со многими из-за этого мема, и имела какие-то контракты даже с именитыми брендами на право использования котика

Ответить
Развернуть ветку
Кнопка
Автор

Здорово, спасибо, что поделились :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда