{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Маркетологи в мобайле. Андрей Филатов, Prisma Labs

Героем шестого выпуска нашего с Rocket10 спецпроекта стал Андрей Филатов, CMO Prisma Labs. Мы поговорили о его любви к фотографии и том, как это помогает ему в работе, о светлом будущем технологий ИИ и компьютерного зрения и о самых впечатляющих проектах, в которых ему довелось поучаствовать. И спойлер: Андрей ищет сотрудников! А кого именно - узнаете из интервью.

Самые полезные инсайты я узнаю от друзей и знакомых из индустрии. Безумно радует, что люди открыты и готовы делиться своим опытом.

Андрей Филатов

Андрей, расскажи, как ты связал свою профессиональную деятельность с маркетингом? Это был осознанный выбор или так сложились обстоятельства?

Ещё в школе я сильно интересовался экономикой и обществознанием, эти предметы давались мне очень легко, на интуитивном уровне. Затем я поступил в Высшую школу экономики на факультет менеджмента. Там на третьем курсе нужно было определиться со специализацией и профильными предметами — от финансов и управления проектами, до стратегического менеджмента и маркетинга.

Маркетинг представлялся мне чем-то более креативным и увлекательным, так я его и выбрал. С тех пор я всегда работал по специальности, даже на первых подработках летом во время учебы.

В твоей карьере были как корпорации, так и стартапы. В чем самые большие отличия? И почему сейчас ты сделал выбор в пользу второго?

Тут многое зависит еще и от самого продукта или проекта — в корпорации может развиваться новое направление/сервис, что по своей сути довольно-таки похоже на стартап.

В целом, в крупной компании уже многое сформировано и определено - заслуженные люди, устоявшиеся процессы, корпоративная культура, набор успешных практик и система правил и запретов. Есть более долгосрочное бизнес-планирование и некая общая структурированность. Обычно твоя задача заключается в том, чтобы максимально быстро и эффективно встроиться в эту конструкцию и приумножать уже имеющийся успех. Зачастую всё происходящее в корпорации достаточно масштабно, что является ещё одним большим плюсом, и “причастность к великому”- отличная мотивация. Но, с другой стороны, делать какие-то существенные изменения или модифицировать отдельные процедуры сложнее, так как присутствует определенная инертность, идущая, опять же, от того, что текущая структура уже хорошо работает и результативна. Поэтому при прочих равных требуется больше обсуждений, согласований, необходимо придерживаться внутренней политики. Вдобавок и толерантность к риску существенно ниже, так как цена ошибки весьма высока. Но есть и много плюсов, например, хорошая инфраструктура и внутренние сервисы, которые очень помогают фокусироваться на своей работе. По большому счёту - и стресса меньше, и намного комфортнее.

В стартапе же огромное количество неизвестных, но и возможностей немало. Ты должен принимать верные решения в сжатые сроки, ты можешь действовать нестандартно и иначе, проводить всевозможные эксперименты, тестировать смелые и небанальные гипотезы и двигаться заметно быстрее. Да, тут меньше определенности, не такая масштабная структура, но часто здесь нет каких-то общих регламентов, которыми надо руководствоваться, и всё решается исходя из ситуации. С одной стороны в стартапах меньше бюрократии и внутренней политики, всё намного прозрачней, решения принимаются быстрее, а с другой - нужно в одном лице совмещать несколько профессий, что в среднем заметно увеличивает объем работ.

Молодые компании на заре своей деятельности еще не обладают ощутимой инерционной массой в хорошем смысле этого слова, у них пока нет огромного количества пользователей и выстроенного бренда - так появляется груз личной ответственности, и вклад каждого члена команды заметен и критичен для будущего успеха компании. Если не выкладываться на полную, это быстро бросается в глаза.

Если подытожить, то всё неоднозначно, и вообще, по-моему, не это главное. Куда важнее сама команда, продукт и вертикаль компании. В прошлом мне очень даже нравилось работать в Wargaming, вполне себе большая корпорация. А в последние месяцы я в стартапе.

Ты работал в разных компаниях, но преимущественно это всё же гейминг. Как быстро удалось перестроиться на новую вертикаль, ведь это другие бизнес-модели, подходы в монетизации и т. д.?

Гейминг тоже бывает разным, одно дело - большие ММО-проекты для PC, и совсем другое дело мобильные casual и hypercasual игры. Разный маркетинг, разные стратегии роста, разные фокусы.

Я присоединился к Prisma Labs недавно и, безусловно, рынок фото и видео приложений отличается от игрового — здесь сравнительно меньше сегментов и серьезных игроков, одним из которых мы, по счастью, являемся.

Это разные потребности и поведение клиентов — мы решаем совершенно другую задачу и помогаем разнообразить или удобно редактировать фото. Что в некотором смысле тоже развлечение, но несколько иное.

А подписки это действительно абсолютно другой подход к монетизации приложений в отличие от ин-апов с рекламными размещениям. Тут совсем иначе работает бизнес-модель, иные KPI, аналитика и фокус в коммуникации.

Твоё увлечение профессиональной фотографией как-то повлияло на переход в Prisma Labs и помогает ли твоё хобби в работе над продуктами?

Целиком и полностью - да! Моя любовь к фотографии была одним из переломных моментов, благодаря которому я присоединился к компании.

Я думаю, это помогает мне лучше понимать рынок и клиентов, эффективнее выстраивать коммуникацию и активно участвовать в развитии продуктов компании.

Впрочем, каждый из нас в это время немного фотограф. Хотя бы чуть-чуть, хотя бы в Instagram. Так что тема, на мой взгляд, близка многим.

В своё время Prisma произвела настоящий фурор, приложение буквально в считанные дни стало виральным. В период бурного роста инсталлы были исключительно органические или параллельно работала и UA команда?

Prisma и в 2020 году продолжает быть сильным, прорывным и, главное, актуальным продуктом, создавая очень качественные и запоминающиеся фильтры. И выстрелила она совершенно органически, без какого-либо платного продвижения. В 2016 приложение стало “App of the Year” в своей категории как в App Store, так и в Google Play. По факту количество наших подписчиков сейчас только увеличивается.

И хочу сразу ответить на очень популярный вопрос: “А что сейчас с Призмой и компанией?”. У нас есть второй продукт - AI-фоторедактор портретных фотографий и селфи Lensa. На данный момент он основной для компании, и тоже неплохо растет.

Моё огромное уважение команде фаундеров! Большая часть из которых до сих пор продолжает работать в компании.

К слову, какие каналы платного продвижения вы сейчас используете?

Прямо сейчас мы делаем достаточно много performance-маркетинга (Facebook, Google, etc.) и работаем с инфлюенсерами — огромное желание и дальше развиваться в этом направлении. У нас море планов по расширению, мы хотим продолжать совершенствовать строить бренды продуктов и больше работать с текущим комьюнити.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что открытых позиций много, как в продукте, так и в маркетинге. Пишите, буду очень рад пообщаться :)

У ваших приложений предельно простой и интуитивный интерфейс, но это не отменяет мощных технологий “под капотом”. Расскажи о них подробнее, над чем сейчас работаете?

Для достижения максимально качественных результатов при минимальных действиях со стороны пользователя мы применяем state-of-the-art методы современного AI. Одновременно с этим мы оптимизируем нейросети и другие алгоритмы, чтобы запуск происходил непосредственно на устройстве юзера, без отправки данных на сервер.

Мы всегда работаем над новыми фичами, но и не забываем улучшать качество текущих. Всё это осуществляется за счет самых современных подходов в ML & AI.

Каким ты видишь ближайшее будущее AI и в частности технологий машинного (компьютерного) зрения?

Будущее уже наступило. И мы видим это благодаря тем же виртуальным ассистентам: Siri, Google Assistant, Алиса. Уверен, что совсем скоро они смогут выполнять все более и более сложные задачи и станут намного лучше и отчетливее понимать контекст. Такие же ассистенты проникнут в нашу рабочую сферу. Будет как в фильме “Iron Man” - у каждого свой J.A.R.V.I.S (Just A Rather Very Intelligent System), который помогает как с рабочими вопросами, так и бытовыми поручениями.

Посмотрите на то, чем занимается Elon Musk в своем Neuralink, ведь помимо восстановления поврежденных функций мозга - это ещё и потенциальная возможность иметь дополненную реальность и такого виртуального помощника прямо у себя в голове и коммуницировать с людьми без слов.

Self-driving cars, думаю, станут значительно ближе как раз счет технологий компьютерного зрения.

Ну и куда же без несколько антиутопических систем слежения - камер и трекинга людей. В Москве в этом направлении делается очень много. Во время карантина жителям города приходят штрафы за то, что они вышли из дома — всё это происходит в автоматическом режиме и становится частью нашей жизни.

Без каких инструментов и сервисов не обходится твой день на удаленке? Чем пользуетесь? Что помогает упростить и улучшить рабочие процессы?

Бесспорный лидер сейчас - это Zoom. Там проходит вся коллективная работа и масса обсуждений. Его можно долго критиковать, но, на мой взгляд, ребята очень быстро работают над улучшениями и выкатывают апдейты чуть ли не каждый день. А виртуальные бэкграунды добавляют фана и разнообразия.

Slack, понятное дело, для внутренних коммуникаций. Notion для ведения документации и проджект-менеджмента. Telegram для связи с внешним миром. И немного Gmail, Calendar и Docs.

Дополнительно я обустроил стационарное рабочее место дома - купил большой монитор, поставил 4К веб-камеру и хороший микрофон. Мне кажется, мы сильно недооцениваем, насколько важен качественный звук на звонках. Причем плохое видео с хорошим звуком еще вполне работает, а вот наоборот — никак. Хотя я всё это не слышу, но надеюсь, что мои коллеги и люди, с которыми я общаюсь, довольны, и разница чувствуется :)

Как ты относишься к менторству? Есть ли наставник у тебя?

Отношусь отлично. Но у меня самого такого наставника никогда не было.

Зато я знаю людей, которые прибегали к помощи ментора или коуча и были весьма довольны.

Возможно в будущем и у меня появится такой человек.

За столько лет в маркетинге ты повидал если не всё, то очень многое. Возможно, есть какой-то кейс или ситуация, которые ты запомнил на всю жизнь?

Я часто вспоминаю работу над платформой интерактивных комиксов NARR8 в Game Insight в 2012 году. Это был невероятный темп и огромный объём успешно выполненных проектов. Мы собрали отличную команду всего за пару месяцев, запускали новые платформы, каждый месяц выходили на новые рынки — сегодня Корея, затем Латинская Америка. Потом появился новый жанр, после - запуск на Windows 10. Было очень круто, продукт точно опередил своё время! И, как мне кажется, ниша до сих пор свободна.

Последние три года я жил в Берлине. Там я работал в игровой компании Wooga и очень плотно участвовал в создании одной из новых игр. Непосредственно с момента рождения концепции и анализа рынка до валидации через прототип, небольшого релиза, созвонов с игроками и последующей работы над брендом, айдентикой и первичным маркетингом. Это было чистое творчество с постоянной проверкой product-market fit и получением положительной обратной связи. В то время мы планировали релиз на 2020 год, надеюсь, так и произойдет — и жду с нетерпением. Инновационная механика и качество там тоже будет на высоте, как Wooga умеет.

И противостояние World of Tanks с проектом “Армата” от Mail.ru в 2016 - достаточно накаленное соперничество. Все эти провокационные ходы вроде полос в топовых газетах “Make Love, not War” или рекламных щитов на Кипре. Создавалось ощущение игры в шахматы с серьезными оппонентами на ежедневной основе.

И наш традиционный вопрос. Где ты черпаешь новые идеи, знания и вдохновение? У тебя есть пул ивентов или митапов, обязательных к посещению? Какие ресурсы, на твой взгляд, мастхэв набор для маркетолога?

Если говорить конкретно про маркетинг, то я читаю три медиа на регулярной основе.

Это Mobile Dev Memo от Eric Seufert — там много полезного про мобильный маркетинг, аналитику и тренды в приложениях.

Колонки Mark Ritson в британском Marketing Week — про стратегию, про маркетинг вообще и про бренд-менеджмент.

И статьи Tom Fishburne на его Marketoonist — это забавные и часто ироничные зарисовки на тему маркетинга и людей маркетинга.

На YouTube есть невероятное количество интервью специалистов со всего мира из разных индустрий.

Для тех, кому актуально, из ивентов в геймдеве очень много отличных конференций - от глобальных GDC и Gamescom до наших DevGamm и White Nights.

Само собой, на vc.ru всегда есть что-то интересное в плане каких-то кейсов.

Но самые полезные инсайты я узнаю от друзей и знакомых из индустрии. Порой можно просто сходить вместе пообедать или всего лишь созвониться, чтобы узнать, как дела, и получить море полезной информации и идей! Безумно радует, что люди открыты и готовы делиться своим опытом.

Мой фотопроект #lunchmeout, где я встречаюсь за обедом с разными людьми и делаю их фото с небольшим обзором беседы, очень поспособствовал такому общению. Надеюсь возобновить эту активность после окончания карантина. Сам я тоже стараюсь откликаться на подобные просьбы, помогать советами и своей экспертизой.

0
1 комментарий
Diana Filina

Elon Musk 🙄 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда