vc.ru ищет PHP Middle разработчика
Маркетинг
RUVDS
6059

Как создать мерч ИТ-компании, который взорвёт Telegram-чаты и станет вирусным

После каждой IT-конференции я привозила полный пакет скучного и ненужного мерча: носки, блокноты, ручки с логотипами и чаще всего они отправлялись в мусорку (потому что я принципиально не коплю дома хлам).

В закладки
Слушать

Когда я пришла работать в хостинг и мне понадобилось самой придумывать мерч, я решила сломать систему и попробовать привезти кожаные плетки с логотипом компании.

Эффект был как у взорвавшейся бомбы: у нас оказался самый популярный стенд и нам пришлось ограничить выдачу по одной плетке в руки. Фотки завирусились в телеграм-чатах. После еще нескольких конференций с таким же успехом, я составила гайд, как создавать интересный мерч для компаний. В этой статье я расскажу об этих принципах, а также сколько стоит такой мерч, где искать идеи и как его заказывать, чтобы сэкономить сотни тысяч рублей.

Первый удачный опыт: кожаные плетки с логотипом

Небольшая ремарка:

Тогда моим клиентом была компания, готовая на любые провокации. Сейчас я перешла работать в более серьезный хостинг с крупными клиентами и, соответственно, делаю более серьезную рекламу. Тем не менее, на примере плеток я смогла вывести основные принципы создания корпоративного мерча и статья будет о них

Сания
автор статьи

Кожаные плетки были созданы для конференции Chaos Construction 2019. Тогда я придумала слоган "Когда разработчик сверху", имея в виду, что хостинг максимально управляемый и тонко-настраиваемый; под этой эгидой мы и раздавали кожаные плетки.

Плетки произвели фурор: к нам стояла очередь и наш стенд был один из самых популярных на конференции. Телеграм-чаты айтишников взорвались — мне постоянно падали репосты, где ребята делились фотографиями нашего мерча.

Те, кто входил на конференцию, замечали людей с плетками, торчащими в рюкзаках и начинали выяснять, где достать такую же.

Спикеры использовали плетки в качестве указок и радовались смеху аудитории. Плетка-мерч стала главным событием конференции.

Указки для спикеров — лучшая нативная реклама

Еще неделю после конференции нам прилетали сообщения из твиттера, что тимлид принес плетку в офис и гонял ею джунов.

Это был успех.

Как пришла идея привезти именно плетки

Я сразу осознанно отказалась от идеи "полезного" прикладного мерча, потому что все полезное среднестатистический программист может купить себе сам. Еще одна футболка не вызывает никаких эмоций и тем более желания сфотографировать ее в твиттер.

Я верю, что задача корпоративного мерча не в том, чтобы обеспечить бедного прогера носками; скорее привлечь внимание, вызвать улыбку и эмоции. В идеале такие, которые вызывают желание сфотографировать подарок и показать другу.

Нужно было гарантированно сломать шаблон, и я искала что-то максимально дерзкое, далекое от привычных футболок и календариков.

У меня была большая свобода действий, потому что организатором Chaos Constructions была моя подруга и она давала карт-бланш. И я сразу смотрела в сторону товаров, которые проходили по грани допустимого и полистав ассортименты секс-шопов, остановилась на плетках.

Плетки идеально подходили:

  • это было дерзко
  • это было забавно
  • это максимально рвало шаблон корпоративного мерча
  • несмотря на сексуальный подтекст, он прочно вошел в культуру как условно допустимый — увидев плетку на фотографии люди не испытывают неловкости, как с остальным ассортиментом секс-шопов
  • человек, который держит в руках плетку представляется как верхний, управляющий ситуацией — поэтому люди не стесняются взять ее в руки или сфотографироваться с ней, особенно мужчины

Но одной идеи мало — надо было понять, откуда нам взять плетки оптом, сколько это стоит и выйдет ли их забрендировать.

Тестирование идеи на жизнеспособность: стоимость закупки и брендирование

Сначала нужно было убедиться, что плетки не стоят, как самолет. Я поискала на алиэксперессе, оказалось все есть и довольно дешево. Для сравнения: качественная футболка с логотипом стоит около 500 рублей при небольшой партии в 300 штук.

Дешевле в два раза

Дальше надо было понять, сможем ли мы их забрендировать.

Я написала сразу в несколько компаний, которые занимаются нанесением логотипов. Некоторые отказывались сразу. В итоге компания, которая согласилась их забрендировать нашлась (они долго смеялись и попросили разрешения оставить себе одну). Я купила одну плетку в ближайшем секс-шопе и повезла к ним в офис, чтобы протестировать варианты нанесения.

Мой молодой человек поймал меня на выходе из дома: я очень стеснялась ехать с плеткой в метро, поэтому пришлось запаковать торчащую часть в пакет

В идеале было бы нанести яркую золотую краску, но оказалось, что резина, из которой сделана плетка, плавится и красиво не получится.

Первые пробы

Поэтому мы остановились на лазерной гравировке на ручке. Цена тоже устраивала — каждое нанесение обошлось нам всего в 20 рублей.

Результат

Как привозить мерч оптом из Китая дешевле, чем через Алиэкспресс

Я решила обратиться к компании-посреднику, которые возят товары оптом из Китая для небольших интернет-магазинов.

Они помогают найти продавцов на сайте detail.1688.com — это тот самый маркетплейс, на котором закупаются магазины Али.

Таких компаний-посредников много, я выбрала ребят с не слишком высокой комиссией в 10% и они нашли хорошего поставщика, который отгрузит нам партию плеток в 500 штук по 9,5 юаней — это примерно 95 рублей за штуку.

Вместе с брендирование и доставкой каждая плетка обошлась нам примерно в 140 рублей — намного дешевле, чем футболки и как оказалось, эффективнее.

Плетки тогда разлетелись как горячие пирожки, но не на каждую конференцию можно привезти такой мерч.

Когда надо быть серьезнее: кейс с шапками-акулами для HighLoad++

Когда пришла пора придумывать мерч для конференции HighLoad++, задача усложнилась: у конференций Бунина очень строгий Code of Conduct, любая реклама с сексуальным подтекстом там запрещена.

Надо было придумать что-то смешное, но не такое провокативное.

Я выписала список требований к мерчу:

  • что-то забавное, что хотелось бы получить себе
  • то, что люди с удовольствием сфотографируют
  • мерч должен был быть заметным: человек, получив его, должен был либо надеть это на себя, либо носить в руках, чтобы другие тоже захотели
  • это должно было быть дешево

Я задумалась, не производят ли в Китае смешные шапки, в которых интересно сфотографироваться и отправить маме, парню, жене и в рабочий чат.

Полчаса гугления и я нашла на алиэкспрессе несколько вариантов:

Пицца покорила мое сердце, но цена такой шапки была слишком высокой. Я снова связалась со своими китайскими посредниками и мы неделю искали варианты, которые подойдут по цене, минимальному заказу и нормального качества, не рассыплются еще до того, как программист успеет сделать в нем фото.

В итоге выбор остановился на шапках-акулах

Как брендировали эти шапки

Самый очевидный вариант — сделать вышивку с логотипом на самом видном месте. Он отпал по двум причинам:

  • это дорого
  • не хватало времени: нас попросили привезти шапки для вышивки сильно заранее, а китайский поставщик задержал заказ

Выходом было заказать шевроны с логотипом — такие нашивки, которые часто можно видеть на спецодежде и форме.

Полиция брендирования, чем можем помочь?

Их можно было сделать заранее, чтобы когда шапки приедут, просто приклеить шевроны сверху. Цена вопроса: 100 рублей за штуку.

Результат

Это снова был абсолютный хит — люди стояли за ней в очереди, приезжали на второй день конференции на 4 часа раньше, чтобы урвать. Были даже замечены случаи воровства друг у друга.

Мы взяли не самое дорогое расположение — наш стенд стоял за углом и найти его было непросто, но в чате конференции люди спрашивали, где стоит наш стенд (опять же, чтобы получить мерч) и поток целенаправленно шёл к нам.

Когда шапки закончились, участники конференции начали предлагать деньги, убежденные, что где-то на складе есть еще.

Обычно на конференциях мерч дают за какое-то действие: решить задачку, оставить визитку, зарегистрироваться. Тогда мне пришла шальная мысль на следующей конференции поставить большую картонную коробку, куда надо было бы выкидывать весь мерч, набранный на чужих стендах, но я отмела эту мысль как неэкологичную.

Но перейдем к общим принципам, как создавать интересные подарки от компании.

Общие принципы создания крутого мерча

За два года работы в хостинге организации я поняла про мерч 4 вещи:

  1. Мерч не должен быть полезным, он должен быть смешным
    Все пытаются раздавать что-то полезное: перчатки для смартфонов, кружки, носки и тд. В результате получается набор "фиговые подарки от тетушки на др", который люди берут только потому, что они бесплатные, а иногда и бесплатно не берут.

    Идеальный мерч это мерч, который сфотографируют в инстаграм и принесут в офис, чтобы похвастаться и выглядеть остроумным.

    Огливи в своей книге Огливи о рекламе отмечал, что развернув газету, люди в первую очередь утыкаются в страницу с анекдотами. И неважно, насколько это серьезное издание и насколько богат и серьезен читатель. Все мы любим посмеяться, и это можно и нужно использовать в рекламе своих продуктов.

  2. Мерч должен как-то характеризовать того, кто держит его в руках

    В идеале показывать хозяина остроумным, kinky, необычным, смелым. Когда я привозила на конфы плётки и спикеры использовали их как указки во время докладов, они радовались, что аудитория смеется их шутке; потом гоняли своих джунов в офисе, то тоже радовались их смеху.

    Быть остроумным — значит быть популярным, поэтому плётка — бесполезный, но идеальный мерч.

    Шапки-акулы мы привезли, потому что поставили на то, что в них будут фотографироваться в твиттер — и это тоже сработало.

    Этот принцип я вычитала в книге Заразительный. Психология сарафанного радио Йона Бергера. Люди делятся тем, что покажет их осведомленными или классными. И этот принцип прекрасно работает для попыток создать виральный контент.

  3. Мерч нельзя заказывать у типографий
    Типографии и компании, которые специализируются на сувенирке дорогие и возят в основном кружки и футболки. Поэтому искать мерч лучше в Китае.
  4. И последнее — мерч должен быть заметным
    В идеале крупным и торчать из сумки или быть таким, чтобы его сразу надели на себя. Плетки торчали изо всех рюкзаков, шапки люди сразу надевали.

Пошаговый план по созданию интересного мерча

  • Сначала я просматриваю группы "самые дурацкие и смешные покупки на алиэкспресс" для вдохновления
  • Когда придумываю, что я могла бы привезти, рассчитаю, можно ли легко забрендировать вещь
  • Затем пишу в компании, которая возит товары с оптовых сайтов вроде taobao и 1688.

    Именно на этом этапе надо оценивать стоимость товара — баеры предложат конкретные варианты по конкретной цене. Может оказаться, что то, что вы нашли на алиэкспрессе, пока нет у оптовых поставщиков или реальная цена окажется сильно ниже и ваша компания вполне может себе это позволить.

    Опытные баеры умеют находить максимальное качество за низкую цену, обычно дешевле, чем на али. Дальше просто — скидываете деньги на карточку, через 3 недели коробки уже в типографии, готовы к брендированию.
  • Последний этап — найти компанию, которая забрендирует. Лазерные типографии, швейные компании, тут все зависит от типа мерча, который вы закупили. Если вам говорят, что что-то невозможно — вам врут, ищите дальше. Есть вариант брендирования прямо в Китае, но я пока не пробовала.

Как еще можно это использовать?

Точно по такому же принципу я подготовила подарки для нашего последнего розыгрыша в RUVDS.

Каждую весну мы делаем розыгрыш подарков среди клиентов, которые пополнили баланс больше, чем на 10 000 рублей. Обычно это какой-то крупный приз, в этом году мы решили подарить iPhone 11 и еще несколько промежуточных призов.

Чтобы зафорсить конкурс забавностью подарков, мы закупили огромные плюшевые игрушки в виде еды: куриную ногу, гигантскую креветку, плюшевые сосиски.

Почему я считаю, что кейс удался

Мы написали пост на Хабре о розыгрыше, не придумывая никакой технический контент. Просто показали, что у нас смешные призы и получили охват в 5000 прочтений и положительный рейтинг — редкое исключение, когда пост без полезного контента хорошо заходит.

5000 прочтений — это большой охват для статьи, которая просто рассказывает только о скидках и конкурсе

Очевидно, когда шутишь от лица компании, важно понимать где границы допустимого, к чему готова аудитория и какое в итоге останется впечатление о компании у клиентов.

Мне очень нравится, когда даже крупные игроки готовы использовать юмор в рекламе. Не знаю, видели ли вы ролик Old Spice, который получил Каннского Льва в 2019 году, но я мечтаю, что когда-нибудь смогу создать что-то подобное.

А пока меня ждут VPS, виртуальные серверы и программисты, которые готовы посмеяться на конференциях. Что в общем-то, тоже здорово.

Идеальный хостинг для бизнеса: автоматизированный, быстрый и надежный.
{ "author_name": "RUVDS", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 58, "likes": 52, "favorites": 174, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 131652, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 03 Jun 2020 21:06:53 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
58 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
31

Так мощно взорвали, что я об этом только на vc узнал
Ну и мерч, кстати, кажется что для задротов

Ответить
1

Слово «взорвали» дурацкое, но я, не имея никакого отношения к автору поста, могу подтвердить, что по меркам конференционного мерча хлысты и шапки были суперпопулярными. Видели ли вы когда-нибудь, чтобы в конференционном чате было столько упоминаний мерча?

Ответить
0

А на что влияет этот показатель?

Ответить
0

Эмм, ну на многое, начиная с того, сколько людей захотят подойти к стенду компании. Но если эту метрику считаете неудачной — скажите, какие тогда для мерча удачные, посмотрим, что получается с ними.

Ответить
0

Ну я поэтому и уточнил. Есть прямая зависимость между количеством людей у стенда и другие показателями, которые про бизнес?

Если разливать бесплатно пиво, там тоже очередь и обсуждения бы были, даже может на уровне повыше.

Ответить
0

Я не могу сказать за компанию, какие показатели важны конкретно для неё — но в целом мне понятно, как это может улучшать «показатели про бизнес». Например, компании, которые ищут кадры, зачастую выдают мерч ценнее наклеек в рамках каких-то активностей, для участия в которых надо дать контактную информацию. Тогда если мерч ярче и участникам его хочется больше, то информации можно собрать больше.

Ответить
0

Ну и такой вопрос: если предположить, что желание зрителей заполучить мерч не влияет на бизнес-показатели компании, то в чём тогда вообще смысл конференционного мерча и почему компании массово его делают? :)

Ответить
0

этот вопрос меня и беспокоит :)

Ответить
12

Какую херню я сейчас прочитал, RUVDS я оплатил сервер уже пол часа назад, у вас был автоматический запуск, сервер уже продлен, но кнопка включить не работает, займитесь лучше этим вопросом

Ответить
–2

Либо напишите номер сервера в личку – я постараюсь помочь 

Ответить
4

А зачем нужны все вы, если не работаете

Ответить
6

Чтобы техподдержка имела право дать какую-то информацию о сервере, она сначала должна убедиться, что это действительно вы и это не попытка украсть чужие данные/выключить чей-то сервер.

Поэтому мы просим обращаться через форму обратной связи на сайте, после того, как авторизовались. Так мы уверены, что это правда вы, потому что авторизация у нас достаточно безопасно устроена.

Представьте, я — мошенник. Вижу на VC ваш коммент, что у вас проблемы с интерфейсом, пишу вам в личку "Здравствуйте, я сисадмин ruvds, присылай номер сервера"

Потом иду на сайт и пишу в правом нижнем окошке ваш номер сервера и представляюсь вами, прошу выключить сервер. И если поддержка дает ответы про ваш аккаунт и серверы, у меня уже широкое поле, чтобы вам навредить.

В будущем, самый быстрый способ получить ответ — это написать в поддержку сразу. Мне пришло ваше сообщение только в 1:40 ночи, я, конечно, не дежурю по ночам — а техподдержка дежурит.

Поэтому если ночь, пишите сразу им — у нас отвечают в течение 20 минут гарантированно. Если не отвечают — поддержке можно позвонить, они на телефоне круглосуточно.

Ответить
3

Я скинул номер вам 10 часов назад, я проснулся и вижу, что сервер все еще выключен, а кнопка по прежнему не работает! Да я написал сейчас уже в техподдержку, но я чувствую себя маленьким человеком в мире ваших корпораций где на меня всем насрать, спасибо за это чувство...

Ответить
2

Кажется, RUVDS занимается только написанием статей. Но никак не хостингом.

Хотелось купить у них сервер, но не получилось. Поддержка так вообще болт забивает на проблемы.

Ответить
–1

Здравствуйте. Вы пытались купить 30-рублевый тариф?

Если да, то скорее всего у вас не получилось, потому что эти тарифы имеют ограничение для заказа, мы открываем их несколько раз в год, делаем рассылку тем, кто подписался на ожидание и их разбирают в течение первых 30 минут.

Если это был какой-то другой тариф, то пожалуйста, напишите в поддержку или прямо мне (я онлайн с 10 утра до 00:00) и я постараюсь помочь решить проблему

Ответить
2

Ну ка успокоился, а то сейчас плеткой получишь. 

Ответить
–1

Здравствуйте. Напишите, пожалуйста, в техподдержку, ребята работают круглосуточно и они вам быстро ответят.

Ответить
0

Проверила ваше обращение.

Вы написали в поддержку тикет в 10:57. В ~11:10 сервер уже работал.

Ответить
1

Все так, но я ваш клиент уже несколько лет и у меня десятки серверов было и есть и есть уровень сервиса, которым вы меня привлекли и гарантировали, что когда оплачиваешь сервер он автоматически запускается, держите уровень или держите удар

Ответить
0

Согласна, проблема и правда была. Могу только сказать, что рада, что она решилась :)

Ответить
10

Великолепная статья и куча убогого хейта в комментариях. Классика VC и DTF.

Ответить
1

Спасибо! 

Ответить
–1

Заказная петушатина с двумя комментами. Давайте, шквартесь по полной.

Ответить
–1

Не нужно путать VC и DTF. Разная аудитория.

Ответить
0

Когда читаю комментарии, я этого не вижу. Одно и то же на обоих сайтах.

Ответить

Комментарий удален

5

Думаю любой секс атрибут из соответствующего магазина вызовет аналогичную реакцию толпы. Главное с ЦА определиться по секс предпочтениям )

Ответить
0

Да, но можно и без секса)

Ответить
7

Да я о чём и говорю) главное событием IT конференций должны становится не плётки ) на них люди всё же приходят посмотреть, перенять опыт, найти решение своих проблем.

Вообще айтишники довольно практичные люди, им профит нужен в виде времени, знаний, экономии и простоты процессов.

Информационного шума всегда много, пользы мало, для конечного потребителя.

Ответить
4

Ты объясняешь эти прописные истины людям, которые убеждены, что айтишников интересуют лишь идиотские игрушки и стандартные офисные ништяки (кофемашина, печеньки, молодой дружный коллектив). Этакая ферма, где разводят программистов-бройлеров пубертатного периода.

Ответить
4

Это не плётка а хлыст, даже на скрине из магазина написано хлыст и при этом у вас столько раз слово плётка упоминается

Ответить
–9

95 рублей кожаная? О.о   сомнения гложут. ну и хлыст не плетка) но угу    я бы утащила, а покушать не дешевле? как там было? хороший человек солонку спер не побрезговал....покушать,а на тарелочку логотипчик и мне две порции ,хм.....можно даже мороженое шариками....

Ответить
8

Что за поток сознания

Ответить
0

SMELL AMAZING FOREVER WITH THE NEW OLD SPICE

Ответить

Комментарий удален

1

Главный вопрос остаётся ли след от лого на попе при использовании плетки?)

Ответить
1

Нет, они же выбрали нанесение лого на ручку.

Ответить
0

до этого момента, к сожалению, статью не дочитал...

Ответить
1

Вот это занудство и снобизм в комментариях. Либо переизбыток свободного времени. Статья вообще никак не опровергает практическую ценность IT-конференций и важность качественного контента, за которым туда приходят.
Речь о другой стороне процесса. На любой конференции выстраиваются очереди на конкурсы и мерч, который может быть полезный, а может быть фановый, и дорогой, и не очень. Автору спасибо, что поделился кейсом. 

Ответить
0

Не все сувенирные компании одинаково убоги, есть, например, Иллан 🟡🤘🏽

P.s. Плетки супер 😅👍🏼

Ответить
2

Вау, Иллан кажется крутыши

Ответить
1

Да ладно! Ну вы посмотрите, они просто красиво пофотали, а так это все те же зонты, зарядки, переходники и левитирующие лампы! 

Ответить
1

С небольшим или средним бюджетом-объемом вы не дождетесь от Illan креатива, - на выходе будут ручки с логотипом. А автор отлично рассказывает, как уйти от всего этого и творчески решить задачу сувенирки на ~100-500 единиц по 150-200 рублей за штуку.

Ответить
0

Безусловно, креатив который несёт идею, продвигает ваше позиционирование на рынке, тот который не просто про посмеяться, а про ваш бред - стоит денег.
Все остальное в рамках бюджета 😉👌🏽

Ответить
2

Наверное, всё-таки "про ваш бренд", а не "про бред".
Хотя ваш вариант тоже не лишен смысла ;)
Креатив безусловно стоит денег. Но масштабы затрат на маркетинг у Danone и Pepsi не сравнимы с бюджетами малого/среднего бизнеса (и, насколько я могу судить, с бюджетом хостинг провайдера из статьи). И здесь возникает извечная проблема: стоит ли идти в крупное агентство с небольшим бюджетом?

Ответить
–1

Господи, просто рука лицо...  Вирусный мерч о котором никто не слышал, а сейчас два калеки прочитали на виси ру и подумали, что вы идиоты. Плетки какие то, камон, вы считаете это смешно, забавно или что?

Ответить
2

Я считаю, что если мы сэкономили бюджет, получили в 10 раз больше обычного регистраций в день конференции и сделали популярный стенд, то это здорово.

Ответить
0

Вы сейчас получите в десять раз меньше регистраций, потому что в комментах будут не ваши псевдорадостные, псевдопозитивные рассказы про плетки и нелепые шапки, а сообщения ваших реальных пользователей и судя по всему они не очень рады сотрудничеству с вами. А заодно им подскажут куда лучше свалить.

Ответить
1

Если вы посмотрите на коммент выше, то станет понятно, что клиент не обращался в поддержку, подтвердив владение сервером. После обращения сервер заработал в течение 15 минут.

Ответить
0

Там, видимо, изначально имелось ввиду, что аварийные ситуации у вас в принципе имеют место быть, а не то, что вы их разруливаете в течение нескольких минут...

Ответить
1

Разумеется, мы и не пытаемся делать вид, будто не бывает. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Ответить
0

Я решила обратиться к компании-посреднику, которые возят товары оптом из Китая для небольших интернет-магазинов.- к какой именно?

Ответить
1

ChinaToday

Ответить
0

Так как создать крутой мерч?

Ответить
0

мегатупость

Ответить
0

А не могли написать компанию-посредника, через которую закупали вещи в Китае?

Ответить
0

ChinaToday. Мне понравилось с ними работать, очень оперативные ребята и баеры хорошие

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
0

Мне показалась статья полезной. Описаны и принципы подхода и варианты для разных ситуаций. Про хлыст довольно убедительно, шапки — уже не так оригинально, но тоже ок. Спасибо автору, а то многие читатели виси ожидают какую-то панацею на все случаи, что не совсем справедливо и разумно.

Ответить

Комментарии