{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Контент НЕ продает — и это хорошо

Или почему контент-маркетологу нужно принять себя и позволить контенту “быть собой”.

Photo: Unsplash by davisco

В начале июня я участвовала в конференции Content Sense — она для тех, кто работает с контент-маркетингом. Основные вопросы, которые задают себе участники рынка, звучат так:

— как начать продавать с помощью контента?

— какие метрики привязать к своей статье, чтобы это работало как в маркетинге?

За всеми этими вопросами у профессионалов кроется один большой мотив — размер бюджета: если докажем, что контент продает, бюджет будет маркетинговый (большоооой), а если не докажем — то пиарный (маааленький). Вырисовывается диагноз для индустрии: мы все страдаем комплексом неполноценности.

Как человек, пришедший в контент из пиара, я чувствую здесь кризис позиционирования. Маркетологи провозгласили контент новым "королем" — и обвесили его новыми, неадекватными, ожиданиями. Неадекватными — потому что контент сегодня работает так же, как и 50, и 150 лет назад: удовлетворяет потребность людей получать релевантную информацию и впечатления. Собственно, фразу "Content is King" Билл Гейтс произнес почти четверть века назад! (в 1996 году). Изменилось только отношение маркетологов — раньше им казалось, что контент это "дорого-сложно-неизмеримо", в отличие от рекламы написанной и доставленной "в лоб" — на ТВ, щите на хайвее или баннере в интернете. Поэтому использовали контент точечно и в основном в пиаре. Но по мере того, как инструменты прямой рекламы привели к рекламной слепоте у аудитории, маркетологи начали понимать, что контент дает доверие, он позволяет пробиться туда, где баннеры уже не работают.

Вот только с тех пор как контент стал модным, о его качестве стали судить по тому, чего ждать от него неправильно: продажам.

Возможно, об этом стыдно сказать на конференции, но это правда. Контент НЕ продает. Его сила — в другом. Поэтому я предлагаю контент-маркетологам честно принять себя такими, какие мы есть, и заодно позволить и контенту быть собой, стать контент-позитивными, наконец! Это ведь тоже вполне модная философия? Я подкину аргументов из своей десятилетней пиар-практики в крупных корпорациях, потому что "родовая травма" у пиара такая же, как у контента — пиар НЕ продает. Но может кое-что другое.

2000 заказов с 1 статьи

Однажды предприниматель Блейк Майкоски, который решил запустить бизнес по производству обуви в аргентинском стиле, проснулся популярным. За ночь на его почту пришло заказов на 900 пар обуви (и еще больше 1000 за день!). Блейк был к этому не готов — настолько, что пришлось расписать поступившие заказы на четыре месяца вперед. Оказалось, что о его компании TOMS Shoes написала Los Angeles Times. Идея проекта — за каждую купленную пару обуви вторую отправлять детям с заболеваниями ног — настолько понравилась читателям, что они просто обрушили сайт заказами.

Первые 300 заказов стартап MadRobots получил с одной статьи на iphones.ru, рассказывал недавно его основатель Николай Белоусов. Правда, по словам самого Николая, идея, что контент дальше поможет так же продавать, оказалась "ошибкой выжившего". Следующие публикации никогда больше не приносили такого результата.

Мы все периодически встречаем такие истории, и я в своей практике не раз слышала вопрос: сколько клиентов придет ко мне после статьи на Forbes? Честный ответ на такой вопрос — как повезет, друг. Ведь статья на Forbes — это не про продажи. Про славу, честолюбие, экспертизу, на слайд в презентацию для инвесторов или потенциальных клиентов (к которым поедет ваш продажник).

Если вы хотите продаж здесь и сейчас – купите рекламу, наймите хорошего сейлза. Хотите признания и внимания – будьте готовы к работе "в долгую", то есть к расходам на пиар и контент. Потому что даже в историях про "и на завтра он проснулся знаменитым" почти всегда есть часть про скучные N лет кропотливой работы до этого.

Зачем же компании может понадобиться контент? Вот с какими запросами приходят к нам в Ornament Media:

  • Для международной финансовой группы мы пишем тексты для email-рассылки. Чем больше ваш "потребитель" понимает в рынках, акциях и инвестициях, тем меньше он паникует во время резких колебаний рынков. Чем меньше он паникует, тем реже выводит деньги из портфеля и совершает другие необдуманные движения. И в конце концов тем лучше его финансовый результат. Это не мешает использовать эти же тексты и на Яндекс.Дзене, где отдельные статьи набирают по 200-600 тысяч органического охвата — который затем маркетологи компании могут конвертировать в новых клиентов.

  • Для другого нашего заказчика, работающего с крупным бизнесом, мы запустили бренд-медиа — чтобы усиливать экспертизу среди топ-менеджеров компаний из разных отраслей. Да, иногда, чтобы продать что-то нужное и вообще развивать рынок — требуется сначала образовывать клиентов. В российском бизнесе, построенном гениальными самоучками, до сих пор очень не хватает хорошо структурированных знаний и обмена опытом.
  • Еще один наш клиент с помощью блога укрепляет отношения с клиентами: транслируя на своей площадке их кейсы и ноу-хау, он получает и крутой контент, и фору по сравнению с конкурентами, которые продают только продукт — без PR-бонуса.
  • Ну и наконец для тех, кто работает в b2b-секторе, контент — это вообще, пожалуй, must have, если не хочется плестись в хвосте с имиджем "несовременных". Классные конференции с грамотным сценарием (контентом!), собственный блог с возможностью подписаться на рассылку (контент!), подкаст с гостями в студии из твоей ЦА (контент!) и мн.др — все это создает дополнительный повод зайти к такому редкому, ценному, дорогому и еле выловленному клиенту, который ловится обычно "ручками". И прийти к нему не с прямым предложением в "лоб" как баннер, а с поводом для разговора, возможностью перейти из категории "виделись один раз" в группу "партнеры". А бонусом – получить внимание и других потенциальных партнеров-единомышленников. "Мы на одной волне", "я много знаю", "со мной интересно" — вот о чем скажет контент. О любви, не о деньгах.

Но черт подери, как же это сложно измерить метриками! А если-таки изловчиться и перевести в стоимость контакта, то контент снова проиграет на поле других маркетинговых метрик. Почему, на мой взгляд, важно перестать себя обманывать в том, что контент — это про продажи, и смириться с тем, что он — про имидж? Так же как и пиар не про продажи, а про репутацию?

  • Потому что нет ничего хуже, чем когда клиент приходит в пиар за продажами — в бытность свою пиарщиком, я не соглашалась работать с такими клиентами, понимая, что мы останемся разочарованными друг другом.

  • Потому что нет ничего хуже, чем когда клиент тратит много денег, не понимая, что выбрал неправильный инструмент для своей задачи.
  • Потому что нет ничего хуже, чем когда вы тратите свое время на то, в чем не можете приносить максимальную пользу и вынуждены оправдываться за то, чего не можете совершить.

Но люди — самый любознательный вид, и на выжженном поле качественных СМИ мы все еще хотим "что-нибудь почитать". Нужно просто научиться работать с этим "вниманием".

Коллеги, рынок, бизнес-заказчики! Мы очень рады, что вы оценили прелесть контента! Но давайте также сбережем его прелесть. Если вы сейчас заставите всю индустрию верить в исключительно "продающий" контент, то получится еще одна мозоль на лбу у аудитории, закрывающая возможность до этой головы что-то содержательное донести. Цените контент за контент. Метрики хорошего контента — это читатели, которые не закрыли страницу, а дочитали до конца, пустили — с благодарностью, интересом, любопытством, эмоцией — ваш контент к себе в голову. Пустили по тем каналам, которые настроили ваши маркетологи, в помощь тем сейлзам, которые знают, как воспользоваться его преимуществами.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Шерер

Очень много статья прояснила для меня, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Jack Kerouack

Замучался это объяснять, не понимают, хотят всё и сразу. Больше объема, больше ссылок, больше cta, больше переходов и продаж. А что сам материал от этого становится уродливым и люди бросают статьи недочитанными — это неважно. Что доверия к марке не возникает и следующую статью просто не откроют, прочитав в предыдущей откровенно рекламную дичь — кого это волнует...

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kiyatkina
Автор

Да, вот эта боязнь многих (теперь?) работать вдолгую, и доносить это до клиентов, меня тоже настораживает. Понимаю, что все считают и экономят деньги, но по факту это получается пустая их трата от пустых ожиданий. Если нигде не изобретено волшебной пилюли, странно считать, что она есть в контент-маркетинге. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Калюский

Спасибо за статью, Надежда! Экспертно, ненавязчиво, по делу, с лимоном)

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kiyatkina
Автор

Спасибо!) Рада, что созвучно и что полезно 

Ответить
Развернуть ветку
va loo

У меня негативный опыт, и я просто не могу найти объяснение почему это не сработало.
Приходили клиенты, которым "нужен только премиум, но денег на него нет, а меньшее мне не подходит", и сконвертировать их было невозможно: они так и висели вечными MQL (marketing qualifed leads). Объективных причин брать "премиум" у них не было: только ЧСВ, объективно им по всем параметрам подходят более дешевые варианты.

Поставил себе задачу: скорректировать спрос, сдвинув спрос с "премиум" модификации товара (которая стоит дорого, и не по карману основной части аудитории) на более дешевые варианты. Казалось, именно такого рода задача может быть решена контентом.

Я пытался писать образовательный контент (действие происходило в соц.сетях) - его не читают. Я пробовал разные формы (пытался "на пальцах", пытался говорить на языке аудитории, мемами, дерзостью, юмором, откровенным хамством) - не работает. Аудитории просто не интересны детали и тонкости того товара, который они покупают.

Из Дзена по этому контенту приходили только молодые фрилансеры, коллеги, с вопросами про то, как на самом деле устроен товар и бизнес, в который они лезут. То есть ты пишешь статью для потенциального покупателя, разъясняя тонкости товара, а читают его менее понимающие "коллеги".
Я так и не смог понять в чем конкретно я ошибался, найти и устранить причину, но разочарованию моему не было предела. Бросил это всё. Пришёл к выводу, что клиенты в этой сфере просто хотят быть идиотами: им и так норм. Они готовы переплачивать за своё невежество, их не парит.

Аудитория - мужчины 21-28 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Моисеев

Пока не видно вашего контента, как вы его подаете, сложно что-то сказать и дать обратную связь.
Дайте ссылку на вашу страницу соцсети и сайт если есть.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kiyatkina
Автор

А если не секрет, какой товар? 

Ответить
Развернуть ветку
va loo

Инструменталы (минусовки/биты/аранжировки - как угодно) для начинающих исполнителей/артистов. Ну, то есть, хочешь записать песню, а музыку писать не умеешь - вот эту музыку ты можешь купить.

Есть разные варианты купить один и тот же инструментал:
1) "Лизинг" (неисключительная лицензия), то есть, даже если ты себе купишь инструментал, он будет продаваться дальше другим людям. Это стоит 1-5 т.р.

2) "Эксклюзив" (отчуждение исключительных прав): если ты его купишь - инструментал переходит полностью в твоё распоряжение, ты становишься правообладателем, и больше он не будет продаваться никому. Это стоит 20+т.р.

Покупатели хотели "эксклюзив". Денег на него у них нет, необходимости нет, но хотят именно этот вариант. Из-за этого они были "вечными" лидами. Объективно - он им не нужен, они не отобьют затраты и никаких приемуществ не получат: тот же инструментал можно взять в "лизинг" за 1-2т.р., и спокойно записать свою песню.

Но никакие доводы не работали. Вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kiyatkina
Автор

Сложно комментировать ситуацию, не зная деталей, но, наверное, вы пали жертвой с одной стороны, действительно амбиций аудитории, а с другой – общей неготовности платить (особенно, дорого) за лицензионный контент. Мне кажется, в вашем случае можно было бы скорее попробовать таргетированные скидки для этих пользователей, показывая им скидку, действующую ограниченное кол-во времени :) 
А что касается контента, то, мне кажется, в целом на привлечения внимания можно было бы создать какие-то прикольные тесты, онлайн-тренажеры и другие штуки для "залипания", куда музыканты могли бы прийти потренироваться в формате edutainment, и по ходу бы узнали и о ваших продуктах. 
Как референс, например https://www.themusiclab.org/quizzes/td

Ответить
Развернуть ветку
va loo
Таргетированные скидки для этих пользователей, показывая им скидку, действующую ограниченное кол-во времени

Надежда, я чего только не пробовал, честно )
Никакие, как самые хитрые и так и примитивные варианты никогда не работали хоть сколько-нибудь стабильно и предсказуемо в принципе. Но это не было бы проблемой, если бы ROI для учетного периода был положительным. А он стал отрицательный, и я так и не нашёл способа "починить" это.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kiyatkina
Автор

Интересный кейс! вот бы вам с ним на какой-нибудь "маркетинг-линч" выйти, чтобы собрать идеи и гипотезы, что работало и не работало и почему, и сколько тут от ваших действий по продукту и маркетингу, а сколько от социологии  психологии :) 

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Курочкин

А для чего молодому исполнителю для своей песни покупать инструментал, песни на который будут одновременно делать и другие исполнители?

Ответить
Развернуть ветку
va loo

а нет никакой взаимосвязи между "уникальностью" инструментала и успехом/"качеством" трека. тем более, для начинающего, делающего первые шаги, исполнителя. что так, что так, трек начинающего ноунэйма едва ли наберёт несколько тысяч прослушиваний (если вообще дойдёт до записи).
а если нет разницы - зачем платить больше?
исполнитель получает желаемый инструментал в десятки раз дешевле (1-2т.р. вместо 20+), а битмейкер отбивается количеством продаж. широко распространённая (особенно за рубежом) практика.
лизинг (аренда) инструменталов - взаимовыгодный вариант.
пришло к этому.

Ответить
Развернуть ветку
Ivandelpro Ivandelpro

Я совсем недавно начал интересоваться контент маркетингом, интересная точка зрения.

Но, читатели, которые пустили себе в голову ваш контент -
тем самым формируется эмоциональная связь в голове клиента, повышается доверие к продукту, вовлечение, стимулирование интереса, вызвать желание купить продукт.
Разве это не так?

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kiyatkina
Автор

Да, именно так) Пиар, контент – это "ускоритель" продаж. Если вас не знают, вам будет сложнее и дороже продавать. Но знание и доверие – это еще не покупка. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Калюский

Не для всех продаж ускоритель, не для всех продуктов, не для всех услуг и не всегда ускоритель в данный конкретный период времени (особенно если речь про PR). 

Контент нужен только тогда, когда он нужен (наработка доверия/узнаваемости, образования пользователя в контексте продукта или лиц его продающих или представляющих бренд/продукт и ряде других случаев). Заморочка со всем этим делом 'не по времени' может сильно тормозить продажи и оказать существенный вред делу (особенно в период высоких внешний изменений, когда есть вещи, которые надо продавать 'здесь и сейчас' — не растягивая во времени).

Если детально не выстроен сценарий продаж с учетом контента с полным осознанием его роли, то лучше сначала просто попродавать и лишь потом понять, когда этот контент реально нужен (примерные цели прописал выше). Если товар/продукт на рынке давно, то с этим тоже спешить не надо — достаточно поддерживать регулярность (для имиджа, лояльности, узнаваемости, напоминания о себе и пр.). 

Суть: контент может быть фундаментом для продаж, увеличителем конверсии, но называть это так однозначно «ускорителем» я бы не стал.

Пишу это как предприниматель и как автор, который пишет практически весь контент для своих проектов сам. И то и другое в течение 2+ лет. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Моисеев

Как сказал Жванецкий
- Мало знать себе цену, нужно еще пользоваться спросом

Пиар контент мастхев!

Ответить
Развернуть ветку
Jack Kerouack

Люди пытаются заменить контентом прямую рекламу, напихивая в него рекламных инструментов, но тут он рекламе не соперник, у него свои цели и свой жизненный цикл.
Читатель, в большинстве случаев, не верит тексту, в котором есть слегка замаскированная "нативочка".
Если же текст объективный — это видно и, даже если он публикуется от лица компании, то и ему верят, и источнику. Так образуется положительный имидж.
Может быть проблема в том, что бизнес считает покупателя идиотом, которого надо носом ткнуть, и у которого память как у гуппи.

Ответить
Развернуть ветку
Троицкий Филипп

Очень в тему наших затей статья! Спасибо!

Мы продаём автозапчасти.

Продвигаем ряд вендоров.

Кому заказать промо/маркетинг - не знаем. Впрочем как и цели/метрики сформулировать можем смутно.

Как быть простым крестьянам?

Ответить
Развернуть ветку
Ivandelpro Ivandelpro

Согласен)

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Васильева

А вы пишите такие продающие статьи?

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kiyatkina
Автор

Да, мы пишем статьи, и не только. Но не продаем их как продающие)) Вот здесь (почти) полный перечень наших услуг, если интересно подробней: https://ormt.io/

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Васильева

А где стоимость услуг?

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kiyatkina
Автор

скидываем по запросу. можем списаться в телеграме во вашим задачам, если удобно – @kunape или по почте

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда