{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Турбизнес, который выжил. Тактика продвижения в кризис

Кризис, который мы все с вами сейчас наблюдаем, уже признали худшим для туристической сферы с 1950 года. Всемирная туристская организация UNWTO публикует осторожные прогнозы на восстановление отрасли, и в них речь идет об осенне-зимнем сезоне этого года. Правда, пока все заявления касаются, в основном, внутреннего туризма.

Мы обсудили ситуацию на Горячей линии Pressfeed вместе с экспертами, работающими на туристическом рынке не первый год. Директор туроператора по Карелии и русскому северу «Полярная Аврора» Сергей Луговой и создатель креативного кластера MelnicaSpace и сервиса индивидуального сопровождения переезда Relocatio.ru Сергей Долгов рассказали о тенденциях, возможностях и перспективах отрасли.

Вся работа, которую мы делали в январе, закончилась в один момент

Сложно сказать, кто из туроператоров переживет кризис-2020, но уже понятно, что выживут не все. На момент написания этой статьи о закрытии объявила только одна компания. В марте прекратила работу«Индиго-Тур», отправлявшая туристов в Индию, Шри-Ланку и Камбоджу. Но ассоциация туроператоров уже предположила, что сложившаяся ситуация может привести к банкротству 30% мелких и средних туристических компаний.

Оставшиеся туроператоры вспоминают о сытных годах. Директор туроператора по Карелии и русскому северу «Полярная Аврора» Сергей Луговой, рассказывает, что прошлый сезон компания закончила успешно и активно начала вкладывать полученные средства в продвижение. Однако вся работа, которую компания проделала в январе, закончилась в один момент, 28 марта 2020 года.

Где-то в Карелии pixabay.com

«Сейчас ситуация начала улучшаться, — рассказывает Сергей Луговой. — Заказчики постепенно возвращаются. Раньше мы старались привлекать в нашу страну иностранцев, но пока международный въездной туризм рассматривать не приходится. Зато отечественные компании стараются проводить мероприятия на территории России, к нам стали обращаться крупные туроператоры, которые до этого занимались зарубежными направлениями. Это дает дополнительный приток корпоративных клиентов. Россия, конечно, не самый лакомый кусок с точки зрения инфраструктуры. У нас есть хорошие отели, но, например, найти микроавтобус Mercedes Viano в Мурманске почти нереально. Но регионы постепенно подстраиваются под запросы рынка».

Туроператоры ждут конкретных постановлений в сфере туризма. Как только будут понятные требования к отелям и транспорту, работа начнет восстанавливаться.

Уже сейчас можно предположить, какой она будет.

Тенденции в туристической сфере 2020

Исследовательская компания Ipsos опубликовала исследование планов россиян на туристические поездки в этом сезоне. В ближайшие полгода путешествовать по России планируют 36% опрошенных, за границу – 20%. Половина участников опроса не готовы к путешествиям по России, а 68% не планируют в ближайшее время ехать за границу.

Тренды туристической отрасли-2020 от создателя креативного кластера MelnicaSpace сервиса индивидуального сопровождения переезда Relocatio.ru Сергея Долгова:

  • Городские визы: столицы начнут защищаться от наплыва туристов и фильтровать посетителей.
  • Виртуальные путешествия станут по-настоящему увлекательными.
  • Кратно вырастет количество внутренних туристов.
  • Резко вырастет популярность развивающихся стран.
  • Бесконтактные путешествия станут обычным делом.
  • Фокус на экологическое потребление.
  • Забота и безопасность путешественников перестанут быть просто лозунгами.
  • Туристические центры и гостиницы станут культурными центрами.
  • Путешествия станут образом жизни.
  • Путешествия в поисках впечатлений сменяются поиском личной трансформации.
  • Вырастет стоимость международного туризма.
  • Популярность коливингов будет расти.
12 трендов туристической отрасли Сергей Долгов

Международный туризм станет более дорогим и элитарным

Всемирная туристическая организация UNWTO предложила три возможных сценария для международных туроператоров. По самому оптимистичному - число международных поездок в 2020 году сократится до 60%. Пессимистичный прогноз предусматривает падение рынка на 80%.

В такой ситуации крупные туроператоры (TUI, Coral Travel, Anex Tour, Pegas Touristik и др.) пытаются выйти из положения за счет ранних бронирований на зимний сезон и на следующее лето. Этот подход требует колоссального доверия со стороны туристов. В ситуации, когда сложно строить планы даже на текущий месяц, лишь немногие рискуют покупать туры с отсроченной датой. В такой ситуации компании очень важно показать свою надежность, завоевывать доверие.

Именно сейчас особенно важно вкладываться в продолжительный контакт с аудиторией, утеплять потенциальных клиентов и развеивать их опасения. Даже если сейчас нет продаж, нельзя ставить все активности на паузу и исчезать с радаров, так вас быстро забудут и ваше место займут другие компании. Посвятите время развитию блога, публикациям в соцсетях и предоставлению материалов и комментариев в СМИ. Так вы будете все время на слуху и создадите репутацию надежной компании.

Скорее всего, вкладываться в рекламу сейчас преждевременно, особенно учитывая резкое падение продаж. А вот вести соцсети, делать публикации в блоге и давать комментарии в СМИ через Pressfeed - хорошая тактика и задел на будущее.

Можно потратить всю жизнь, чтобы путешествовать по России и получать невероятные впечатления

Для внутреннего туризма сейчас появляются новые возможности, которые важно не упустить. Самое время активно искать клиентов, выстраивать долгосрочные отношения, повышать интерес к путешествиям по нашей стране. Правда, не у всех есть средства, которые можно вложить в рекламу. К примеру, в апреле–мае загрузка отелей достигала не больше 5%. У туристических компаний дела обстояли не лучше. Поэтому сейчас будет актуально перебрать способы продвижения, не требующие бюджета, одним из которых является продвижение в СМИ.

Для примера мы взяли кейс лофт-пансиона в Тульской области Melnica Space. Семейный дом отдыха в современном творческом формате открыла семейная пара Сергей и Ольга Долговы.

«Еще до официального открытия Мельницы осенью 2018 года мы стали заниматься контент-маркетингом и PR-продвижением в СМИ, - рассказывает Сергей Долгов. - Пишем тексты и даем комментарии на темы, которые связаны с деятельностью Melnica Space: путешествия, досуг, отдых. Со СМИ работаем через сервис журналистских запросов Pressfeed ― это платформа, где журналисты ищут героев и экспертов для публикаций. Ежедневно смотрим запросы, которые приходят на почту, и оперативно реагируем. Если запрос срочный, то нам удобнее написать журналисту на Facebook и уточнить какие-то моменты по будущей публикации через мессенджер».

Опыт Сергея показывает, что публикации на известных площадках отлично работают на привлечение внимания к проекту. Первая же публикация увеличила посещаемость сайта в 4 раза. За 6 месяцев с небольшим бюджетом Melnica Space удалось из места, о котором никто не знал, попасть в перечень достопримечательностей Тульской области и стать любимым местом для многих. Около 20% клиентов проект получил из СМИ благодаря Pressfeed. Еще около 50% заказов пришли из соцсетей и еще 30% - благодаря «сарафанному радио».

Пробивают нас по спарку, по службе приставов, выясняют, сколько долгов у порядочных предпринимателей

Вопрос доверия всегда был ключевым при поиске клиентов. Однако сейчас ценность доверия возросла в разы. С одной стороны, туристы опасаются путешествовать из-за риска подхватить новый вирус. С другой - в нестабильной ситуации сложно что-то планировать. Турфирмы несут колоссальные убытки, а значит, сложно предугадать, кто из них останется на рынке, а кто обанкротится.

Особенно важна репутация надежной компании там, где речь идет о корпоративных клиентах.

Директор туроператора «Полярная Аврора» Сергей Луговой описал, как происходит выбор туристического подрядчика: «Нам звонит секретарь заказчика, узнает о наших предложениях, о ценах. После этого обязательно идет смотреть, что мы за компания и сколько долгов у порядочных предпринимателей, пробивает нас по спарку (сервис для проверки контрагентов) по службе приставов, смотрит, что имеется на директора, вплоть до штрафов за вождение. После этого изучают аккаунты в соцсетях и публикации о компании».

Для внутреннего туризма сейчас появляются новые возможности pixabay.com

Пошаговый план продвижения турагентства в СМИ

Пока продвигать бизнес через СМИ умеет лишь небольшая часть компаний. Однако вскоре все может измениться, под влиянием всем известных обстоятельств бюджеты на рекламу будут снижаться, а потребность в формировании репутации - расти. В выигрыше окажутся те, кто зайдут на эту территорию раньше остальных.

  • Подумайте какой контент вы можете предоставлять СМИ на регулярной основе. Можно писать о том, что активно обсуждается в мире, отслеживая тренды с помощью систем YouScan и Brand Analytics. Можно проводить исследования рынка и делать обзоры. Или собрать участников рынка, которые смогут рассказать о том, что происходит с разных точек зрения.
  • Подготовьте площадки. Это могут быть аккаунты в соцсетях или свой блог, который можно собрать своими руками в конструкторе Tilda. Наполняйте их интервью, рассказами, конкурсами, отзывами и другим полезным контентом.
  • Подготовьте «команду цифрового прорыва», которая будет работать в соцсетях, общаться со СМИ и участвовать в профессиональных мероприятиях в качестве спикеров.
  • Заведите аккаунт на Pressfeed. Если вы никогда не занимались пиаром и у вас нет связей со СМИ, Pressfeed - это реальный шанс попасть в СМИ. Сервис публикует запросы журналистов, которые ищут фактуру, аналитику или комментарии для статей. Вам остается только выбрать подходящие и отправить ответ через сервис. Если он подойдет, вы получите бесплатную публикацию в нужном вам СМИ.
  • «Начинайте день с Pressfeed и, наверное, даже заканчивайте им. Если у вас задача сейчас конкретно продвигаться - это ваш инструмент», советует Сергей Долгов.

Количество людей, желающих отправиться в путешествие, уменьшилось незначительно. По-прежнему нужны отели, доступные чартеры и лоукостеры, надежные регулярные рейсы и туристические компании, способные организовать отдых мечты. Отложенный спрос играет на руку туристическим компаниям. А значит, задача - дождаться благополучных времен, предпринимая правильные шаги, чтобы оставаться на рынке.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Илья Мазур

Спасибо Алена, отличная статья! В нашей стране просто неисчерпаемые возможности для открытия новых впечатлений, в хорошем смысле) но цены однозначно портят всю малину и здесь нужно креативить, искать знакомых к кому съездить повидаться куда-нибудь в Калининград, выуживать дешевые билеты с помощью сервисов. Для привыкших валяться у бассейна возможно не самая топовая стратегия, но каждому свое. Тур бизнесу желаю крепости духа!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Lugovoy

Ценная статья. Когда говоришь это все, не всегда получается так структурировано)

Ответить
Развернуть ветку
Elena Belousova

Про продвижение в кризис подписываюсь под каждым словом :) Нельзя уходить с радаров, нужно быть на виду - именно!

Ответить
Развернуть ветку
Viktoriya Degtyareva

Да, все верно ! Примечательно, что те компании, которые были на виду, сейчас собирают шквал заявок, хоть и по России))

Ответить
Развернуть ветку
Хаттори Ханзо

Пишите еще! Интересно! +++

Ответить
Развернуть ветку
AdAurum 79

Да, действительно, на лето-осень 2020 российским туроператорам приходится фокусироваться на внутреннем рынке. Однако здесь тоже есть возможность для захвата рынка, особенно с учетом закрытия многих игроков. Основное — это целевой трафик (имеется в виду и трафик на сайте, и трафик из входящих обращений). Например у нас в Санкт-Петербурге новыми красками заиграла реклама, продвигающая курорты Карелии. Рекламные кампании настроили и борьба за чистоту горячего целевого трафика ведется у нас в агентстве каждый день.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда