Из-за европейских законов о защите данных начинают закрываться бизнесы
Oracle с 15 сентября официально закрывает в Европе возможность таргетироваться по внешним данным о поведении пользователей. Речь идёт о продукте Oracle Data Cloud. И он явно не последний. В могилку могут отправиться очень известные и заметные игроки на рынке сбора и торговли данными. Атакуют также и Фейсбук за передачу данных в США.
А ведь частью бизнеса Oracle за последние 5 лет стали одни из самых больших и известных игроков этого рынка. Например, огромная биржа Bluekai (куплена за $400M) - ей, например, пользовались и в России, в том числе когда-то в нашем главном продавце телерекламы.
Или знаменитый сборщик данных Addthis (куплен за $200M) - кнопки социального шэринга, собирающие данные на 15 миллионах сайтов. Год назад бизнес Addthis в Европе был закрыт. Может, помните, у него был в России копикэт "Плюсо" Гордеева?
Всё дело в лютом европейском законе GDPR, требующем получить явное согласие пользователя на сбор и использование данных о нём.
Его реально применяют и собирают штрафы. На Oracle подали иск в августе 2020 аж на 10 миллиардов долларов. Такой же иск подали против Salesforce и их биржи данных.
Oracle стал первой корпорацией, официально закрывшей очень важную для своих клиентов часть своего дата-бизнеса. А ведь им пользуются Zenith (часть Publicis), Volkswagen, Hewlett-Packard, Visa. И все заплатили уже прилично за интеграцию с ним!
Это ещё не вся активность регуляторов в Европе. Одновременно ирландские органы атаковали Фейсбук за передачу данных между европейскими и американскими серверами и требуют это запретить под угрозой штрафа в 2.5 млрд. долларов. Чтобы удовлетворить их требованиям, нужно либо переписывать платформу, либо просто прекратить работать на этой территории.
Это ещё один сильный удар по всем, кто пытался конкурировать с Гуглом. Теперь за "легальными" данными только туда, в его продукты, его системы. США пока ещё остаётся "островком свободы", хотя и там бастионы падают - недавно сдалась Калифорния, приняв похожий на GDPR закон под названием California Law. Остаётся только гадать, когда и в каком виде эти законы появятся в России - но кажется, что это только вопрос времени.
Я знаю несколько компаний, где просто отключили функционал для Европы из-за GDPR. Просто выключили, потому что страшно нарваться на коллективный иск.
Думаю, что каждая большая компания в ближайшем будущем сделает оценку рисков и подумает, приносит ли рынок Европы столько денег, чтобы продолжать там работать или нет. Если не приносит – будут отключать. Если приносит – будут закладывать в бюджет эти риски и всё.
Так фронт атаки шире, чем только Европа. Закон Калифорнии это первая ласточка и дальше это коснётся и остального рынка США. Вопрос стоит в целом - технологии против регуляторов. И открыт такой вопрос - реально ли регуляторы преследуют интересы пользователей, или занимаются опасным популизмом?
Стартапы - так явно на рынок Европы не будут спешить. Впрочем это не первый и не последний закон в Европе, ограничивающий прогресс, и делается это больше из идеологических причин
Комментарий недоступен
Конкретно GDPR такого сделать не позволяет. К тому же экосистема трекинга и показа рекламы настолько сложная, что юзер просто осатанеет от этих "галочек".
Комментарий недоступен
Сегодня фактически любая компания рискует нарваться на многомиллиардный коллективный иск из-за GDPR, в котором может участвовать любой желающий. Уже появились юридические организации, где для участия в коллективном иске достаточно просто оставить юристам свои контакты
Программа полной занятости для европейских юристов, а технический прогресс - ну его нах.