{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Куда идет бизнес после пандемии. Новые данные

За последние полгода пандемия коронавируса стала фактором, который непрерывно влияет на состояние бизнеса в целом и электронной коммерции в частности. Весенние месяцы обернулись катастрофой для туристической сферы, жд и авиаперевозок, оффлайн и даже онлайн торговли. Стали тяжелым ударом для других категорий бизнеса.

Мы следим за ситуацией и регулярно проводим исследования аудитории всех проектов, входящих в экосистему IT-компании «Мегабонус». Прежде всего, кэшбэк-сервиса. В апреле мы публиковали на VC собственное исследование об изменении ситуации в сфере электронной торговли за 1 квартал 2020 года. В июне выпустили новое исследование, совместно с компанией «АНАЛИТИКА ПЛЮС», где наметились первые позитивные сдвиги. Летом началась стабилизация. Однако, уже осенью пришла вторая волна коронавируса. К чему она приведет?

Сегодня мы хотим поделиться с аудиторией VC последними тенденциями в электронной торговле, которые получены после анализа статистики продаж кэшбэк-сервиса с июня по сентябрь 2020 года включительно.

Как проводился анализ

Новая статистика подготовлена с учетом покупок российских пользователей сервиса, которым доступны все магазины, работающие на территории России. Выбраны категории товаров, в которых было отмечено наибольшее количество продаж.

Все приведенные данные указаны в процентах по сравнению с маем 2020, как месяцем, который последним был проанализирован в предыдущем исследовании.

Данные по магазинам-партнерам, с которыми за этот период проводились совместные промокампании, не исключались из выборки. В тексте встречаются упоминания об оказанном влиянии этих кампаний на общую статистику.

Июнь

В начале лета в России постепенно уменьшается количество новых заболевших и ограничения, введенные из-за коронавируса, смягчают. Происходит медленное восстановление активности покупателей в интернете. Также заметно увеличение объемов продаж по сравнению с маем этого года. С другой стороны, после отмены режима самоизоляции, часть пользователей возвращается к привычным офлайн покупкам.

  • В категории «Гипермаркеты» происходит увеличение объема продаж на 20,8% и количества заказов на 9,1%. В эту категорию входят маркетплейсы, такие как AliExpress и российский «Яндекс.Маркет» (Беру!).

  • В категории «Электроника» заметен рост объема продаж на 33% и заказов на 5,4%. Этому поспособствовали маркетинговые активности кэшбэк-сервиса с магазинами «М.Видео» и «Эльдорадо», также прошедшие в июне.

  • В категории «Мода и стиль» объем продаж вырос на 61,7%, а количество покупателей на 33,3%. Во многом это обусловлено стартом летних распродаж в июне во многих магазинах одежды

После нескольких месяцев жестких запретов в стране возобновляется внутренний туризм. Начинается период отпусков. Однако, внешние границы страны все еще закрыты.

  • В категории «Путешествия и туризм» в три раза вырос объем продаж, а количество покупателей выросло на 187,5% по сравнению с маем 2020 года. Следует отметить, что эти показатели составляют не более 10% от аналогичных данных за тот же период в 2019 году.

Июль

Несмотря на смягчение ограничений по коронавирусу, восстановление экономики после кризиса идет очень медленными темпами. Многие люди столкнулись с уменьшением доходов, покупательская способность населения падает. Также лето традиционно является низким сезоном и происходит общее падение спроса у покупателей.

  • В категории «Электроника» отмечен рост объема продаж на 10,1% и при уменьшении количества заказов на 17,3%. Продолжается промокампания с магазином «М.Видео».

  • В категории «Гипермаркеты» объем продаж уменьшился на 9,7% и на 20,5% количества заказов.

  • В категории «Мода и стиль», напротив, объем продаж увеличился на 27,1%, а количество покупателей на 23,7%. Все еще сохраняется прирост относительно мая, хотя в целом показатели уже продемонстрировали падение по отношению к июню.

Несмотря на общие признаки отрицательной динамики во многих категориях, продолжается медленное восстановление уровня продаж в категории «Путешествия и туризм». Вероятно, это связано с тем, что многие авиакомпании возобновляют отмененные ранее регулярные рейсы, а туроператоры снова предлагают путевки по некоторым туристическим направлениям на август и сентябрь.

  • В категории «Путешествия и туризм» объем продаж вырос на 536,5%, а количество покупателей на 556,3% - что, однако, составляют не более одной пятой части от аналогичных показателей 2019 года.

Август

В августе происходит падение курса рубля к доллару. Это стало дополнительным фактором, негативно повлиявшим на покупательскую способность пользователей. Восстановление экономики после кризиса в августе замедлилось. Параллельно наблюдалось ускорение роста безработицы в России. Однако, в основных категориях исследования все же произошло увеличение продаж.

  • В категории «Гипермаркеты» отмечено увеличение объема продаж на 13,7% при общем уменьшении количества заказов на 2,1%. В магазине AliExpress в этот период проходит распродажа «Миллионы скидок», а также начинается большая промокампания сервиса с AliExpress.

  • В категории «Электроника» вырос объем продаж на 17,4% при уменьшении количества заказов на 16,1%. На это повлияли промокампании с магазинами «М.Видео» и «Эльдорадо».

  • В категории «Мода и стиль» заметно увеличение объема продаж на 4,6% и количества покупателей на 24,8%. Наметилась тенденция уменьшения объема средних трат на пользователя. Возможно, люди стараются сэкономить на данной категории товаров в период кризиса.
  • В категории «Путешествия и туризм», между тем, объем продаж вырос на 660,8% и количества покупателей на 671,9% по сравнению с маем. Сказывается снятие ограничений и постепенное открытие границ. В августе для россиян вновь стали доступны некоторые популярные туристические курорты за рубежом. В том числе Турция, Черногория и другие страны.

Сентябрь

Осенью в России, как и во всем мире, за исключением Китая, началась вторая волна пандемии. Вновь вводятся ограничения, связанные с коронавирусом, хоть и в меньшем объеме. Это не способствует восстановлению покупательской активности, снижается спрос и в онлайн магазинах. Люди склонны больше экономить, так как не уверены в своем будущем. Также продолжается ослабление курса рубля к доллару.

  • В категории «Гипермаркеты» происходит увеличение объема продаж только на 1% и уменьшение количества заказов на 12,2%. Промокампания с AliExpress в сентябре продолжалась.

  • В категории «Электроника» объем продаж вырос на 56,4%, а количества заказов на 18%. Произошло увеличение среднего чека. Вероятно, это связано с ростом спроса на товары, пока не поднялись цены из-за изменения курса валют. Так же в этот период продолжались рекламные кампании с магазинами «М.Видео» и «Эльдорадо», повлиявшие на общую ситуацию.

  • В категории «Мода и стиль» произошло заметное увеличение объема продаж - на 52%. И количества покупателей на 51,7%. Начинаются осенние распродажи в магазинах.
  • Впервые за лето замедляется восстановление в категории «Путешествия и туризм» - всего +369,9% к объему продаж и +575% к количеству покупателей относительно мая 2020 года.

РЕЗЮМЕ:

Следует также отметить, что в период с июня по сентябрь стала заметна положительная динамика в подкатегории «Образование». Очевидно, за время пандемии среди пользователей вырос спрос на онлайн-образование.

Новая волна коронавируса быстро меняет ситуацию в различных секторах бизнеса. Сложно давать точные прогнозы на будущее. Однако, наши аналитики полагают, что данные за октябрь почти повторят ситуацию в сентябре.

В ноябре 2020 года пройдут популярные распродажи - «11.11» и «Черная пятница», - поэтому сектор ритейла должен показать значительный рост. Однако, вторая волна пандемии окажет свое негативное влияние на общую ситуацию поздней осенью и зимой. Кроме того, пользователи готовятся к новогодним праздникам и экономят. Это означает, что после ноябрьского всплеска от распродаж в сфере E-Commerce в декабре наступит общий спад продаж.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда