Куда повернет бизнес после пандемии

Пандемия и самоизоляция быстро меняют ситуацию в различных секторах бизнеса. Не секрет, что последние месяцы были катастрофическими для авиа и железнодорожных перевозок, туристического бизнеса и торговли, а также очень тяжелыми для абсолютного большинства других категорий бизнеса. Еще в апреле было опубликовано на VC наше исследование о том, что изменилось в сфере электронной торговли за первый квартал 2020 года. Тогда все выглядело пугающим.

Но время идет, и уже видны позитивные изменения. У кэшбэк-сервиса, который входит в экосистему IT-проектов «Мегабонус», около 2700+ магазинов-партнеров из разных сфер бизнеса. За последние месяцы накопилось достаточно статистической информации. Вместе с компанией «АНАЛИТИКА ПЛЮС», специализирующейся на разработке решений по анализу данных для разных сфер бизнеса, мы провели новое исследование. И сегодня, в июне 2020, готовы поделиться первыми обнадеживающими данными.

Методика расчета

В этом исследовании рассматривались только магазины, которые действовали и в 2019, и в 2020 году, чтобы убрать эффект от подключения новых и отключения старых магазинов. Все магазины-партнеры сервиса по сфере деятельности подразделяются на категории и подкатегории. Например, в категорию «Электроника» входят подкатегории «Телефоны и планшеты», «Компьютеры и ноутбуки», «Бытовая техника», «Фото и видео», «Софт». В исследовании рассматривались подкатегории, где в течение двух лет было достаточно много покупок. Изменение метрик анализировалось по месяцам, то есть показатели января 2020 года сравнивались с данными за январь 2019 года. И так далее.

В исследовании были использованы следующие метрики:

  • Количество покупок — число покупок через кэшбэк-сервис в той или иной категории магазинов
  • Количество пользователей — число уникальных пользователей, совершивших покупку через кэшбэк-сервис в той или иной категории магазинов.

  • Сумма покупок — сумма всех покупок через кэшбэк-сервис.
  • Средний чек — сумма покупок через кэшбэк-сервис, поделенная на количество покупок.

  • Сумма трат на пользователя — сумма покупок через кэшбэк-сервис, деленная на количество покупателей.

Как работать с данными

Для обработки полученных данных была использована программа Tableau. Все данные в ней сгруппированы по пяти интерактивным дашбордам. Все данные интерактивны. Чтобы узнать более подробную информацию о каждом элементе дашборда можно навести на него курсор и появится подсказка. Зайдя на один дашборд, можно легко переключаться между ними, чтобы изучить все остальные.

Для большей наглядности сделаны еще отдельные «истории» о пяти видах бизнеса, по которым можно детальнее изучить общую картину в них. История (stories) в программе Tableau — это последовательность нескольких рабочих листов и дашбордов, которые работают вместе для передачи информации. Если просматривать последовательность от начала до конца, то можно получить максимум информации. Истории позволяют создать объёмную картину по заданной теме, дать дополнительное описание с помощью комментариев и аннотаций, а также выделять и фильтровать нужные данные.

В дашборде №1 рассматривалось относительное изменение метрик, от максимального изменения до минимального. В ТОП списка попадают категории, которые в определенный месяц 2020 года выросли больше, чем за аналогичный период в 2019 году.

В дашбордах №2 и 3 исследовано совместное изменение двух метрик. Это особенно полезно для пар метрик «количество покупок-средний чек» и «количество пользователей-средние траты на пользователя».

В дашборде №4 рассмотрено изменение метрик в 2020 году относительно показателей 2019 года.

И, наконец, в дашборде №5 показана сравнительная динамика показателей в 2020 и 2019 годах. Категории расположены в порядке от максимального абсолютного изменения суммы покупок к минимальному.

Приведем примеры

Изменения в бизнесе, произошедшие за период пандемии, с января по май 2020 года, можно отследить на примере нескольких категорий.

Путешествия и туризм

В январе в категории «Путешествия и туризм» заметен рост покупок по подкатегориям, связанным с туризмом, но уже в феврале на фоне развития пандемии коронавируса и закрытия границ начинается падение.

В подкатегории «Авиабилеты» падение более заметно. В подкатегории «Ж/Д билеты» падение меньше, т.к. в основном поездки на поездах происходят внутри одной страны. Затем в марте становится более заметным падение и в подкатегориях «Отели» и «Туры». Падение в подкатегории «Туры» усиливается в апреле, когда у покупателей рассеялась надежда на скорое окончание пандемии и самоизоляции.

Если сравнивать по рангу изменения метрики «количество покупок» , то с января по май, «Отели» с 1 места рухнули на 22-е; авиабилеты с 3 места на 25-е, «Ж/Д билеты» переместились с 8 места на 24-е, а «Туры» с 14 на 23-е место.

Примерно такие же изменения происходят и с количеством покупателей — заметен тренд на уменьшение их количества. В мае ситуация принципиально не изменилась, в туризме все еще наблюдается очень сильное падение.

Общая сумма покупок начала уменьшаться еще в январе. Лидером по падению здесь оказалась подкатегория «Отели». Со средним чеком все не так однозначно. Несмотря на уменьшение количества покупателей и покупок, средний чек в туризме не особо пострадал. Вероятно, это связано с тем, что туроператоры не готовы были снижать цены на путевки, а авиабилеты, наоборот, только дорожали из-за уменьшения количества рейсов.

Электроника и бытовая техника

По количеству покупок наибольшее падение в подкатегориях, относящихся к категории «Электроника» зафиксировано в феврале и марте. В апреле падение стало замедляться и в мае уже наметился рост показателей.

Средний чек по бытовой технике и электронике упал в апреле. Это связано с тем, что покупатели начали экономить на крупных покупках. На последних двух страницах истории «Electronics» можно наблюдать как сначала замедлилось падение, а в последние месяцы карантина начался рост количества покупателей с параллельным падением среднего чека. Также произошло увеличение числа покупателей при уменьшении суммы покупок на пользователя.

По количеству пользователей тоже заметно падение в январе и феврале, но в марте число покупателей начало расти и падение замедлилось. Возможно, это связано с тем, что в марте ненадолго вырос спрос на технику из-за повышения курса доллара. В мае экономика начала оживать и выросли количество покупок и пользователей.

Если говорить отдельно о мае 2020 года, то, по сравнению с апрелем того же года, в этот период в категории «Электроника» произошел настоящий прорыв. Здесь число заказов в целом выросло на 79%. По рангу изменения метрики «Количество покупок» к концу мая 2020 года подкатегория «Бытовая техника» взлетела с 20 на 2-е место; «Телефоны и планшеты» с 19 на 3-е место; «Фото и видео» с 22 на 4-е; «Компьютеры и ноутбуки» понялись с 18 на 5 место.

Мода и стиль

Заметен положительный тренд по «количеству покупок» в целом по всем подкатегориям в категории «Мода и стиль». В марте и апреле росли покупки детской одежды, а в мае выросли продажи по остальным подкатегориям.

Снижение числа покупателей произошло в марте и апреле, несмотря на небольшой рост числа покупателей в мае — на прежний уровень оно не вернулось. Рост в мае скорее всего связан с приближением летнего сезона и началом распродаж в онлайн-магазинах.

Общая сумма покупок оставалась на уровне прошлого года в марте и апреле, а в мае начала расти. С апреля начинают расти средний чек и траты на пользователя. Начиная с марта происходит увеличение суммы трат на пользователя при параллельном падении числа покупателей.

Здоровье и красота

В этой категории не наблюдалось падения покупок, связанное с пандемией коронавируса. Напротив, в марте выросли продажи по всем подкатегориям, кроме подкатегории «Аптеки». Этому поспособствовал праздник 8 марта. Уменьшение продаж в данных подкатегориях произошло только в мае и, возможно, не связано c коронавирусом.

Уменьшение «количества покупателей» также заметно в мае. При этом в подкатегории «Аптеки» — падение замедлилось и появился тренд на восстановление.

В подкатегории «Здоровое питание» сильное падение объясняется блокировками магазина iHerb в России, поскольку это крупная площадка, которая сильно влияет на всю подкатегорию.

Происходит постепенное уменьшение суммы покупок пользователей и уменьшение среднего чека. Это может быть связано с желанием покупателей сэкономить на менее необходимых вещах, таких как косметика, из-за ухудшения финансовой ситуации во время пандемии. Рост среднего чека произошел только в подкатегории «Аптеки» в апреле. Вероятно, это связано с появлением в продаже таких популярных сейчас товаров как медицинские маски и перчатки.

Сумма трат на пользователя в аптеках также продолжает расти, но этот показатель падает во всех остальных подкатегориях.

Гипермаркеты

Падение в категории «Гипермаркеты», большинство магазинов в которой — это китайские торговые площадки, началось еще в январе. Это связано с началом распространения коронавируса в Китае. Затем в феврале и марте падение только усилилось из-за глобальной пандемии, приостановок фабрик, долгих сроков доставки и обработки заказов. Падение начало замедляться только в апреле, и к маю количество покупок все еще не вернулось к прежним значениям.

Количество покупателей также пошло на спад в начале года. И только в апреле и мае с улучшением ситуации по коронавирусу в мире началось постепенное восстановление. При этом сумма трат на пользователя выросла в апреле и мае. Возможно, пользователи начали делать покупки, которые ранее откладывали. Также сохраняется тренд на увеличение среднего чека, несмотря на его небольшое падение в марте.

Резюме:

Всего в исследовании собраны данные и сделаны дашборды по 25 категориям, охватывающим совершенно разные виды бизнеса. Вы можете по своему усмотрению выбрать и подробно рассмотреть на интерактивных дашбордах все интересующие вас категории. Возможно, это поможет вам понять, куда именно разворачивается бизнес после выхода из вынужденной самоизоляции. И вовремя принять правильное решение.

66
2 комментария

Довольно трудоёмкое исследование проведено.
Заинтересовали в нём два пункта - доставка еды и здоровое питание.

Хотелось бы узнать ваше мнение куда именно разворачивается бизнес общественного питания: в сторону ресторанов авторской кухни или пельменных ?

Ответить

Думаю в сторону пельменных , потому что проще выбрать для заказа , но и скоро можно будет авторские кухни по отзывам.

Ответить