реклама
разместить

Куда повернет бизнес после пандемии

Пандемия и самоизоляция быстро меняют ситуацию в различных секторах бизнеса. Не секрет, что последние месяцы были катастрофическими для авиа и железнодорожных перевозо��, туристического бизнеса и торговли, а также очень тяжелыми для абсолютного большинства других категорий бизнеса. Еще в апреле было опубликовано на VC наше исследование о том, что изменилось в сфере электронной торговли за первый квартал 2020 года. Тогда все выглядело пугающим.

Но время идет, и уже видны позитивные изменения. У кэшбэк-сервиса, который входит в экосистему IT-проектов «Мегабонус», около 2700+ магазинов-партнеров из разных сфер бизнеса. За последние месяцы накопилось достаточно статистической информации. Вместе с компанией «АНАЛИТИКА ПЛЮС», специализирующейся на разработке решений по анализу данных для разных сфер бизнеса, мы провели новое исследование. И сегодня, в июне 2020, готовы поделиться первыми обнадеживающими данными.

Методика расчета

В этом исследовании рассматривались только магазины, которые действовали и в 2019, и в 2020 году, чтобы убрать эффект от подключения новых и отключения старых магазинов. Все магазины-партнеры сервиса по сфере деятельности подразделяются на категории и подкатегории. Например, в категорию «Электроника» входят подкатегории «Телефоны и планшеты», «Компьютеры и ноутбуки», «Бытовая техника», «Фото и видео», «Софт». В исследовании рассматривались подкатегории, где в течение двух лет было достаточно много покупок. Изменение метрик анализировалось по месяцам, то есть показатели января 2020 года сравнивались с данными за январь 2019 года. И так далее.

В исследовании были использованы следующие метрики:

  • Количество покупок — число покупок через кэшбэк-сервис в той или иной категории магазинов
  • Количество пользователей — число уникальных пользователей, совершивших покупку через кэшбэк-сервис в той или иной категории магазинов.

  • Сумма покупок — сумма всех покупок через кэшбэк-сервис.
  • Средний чек — сумма покупок через кэшбэк-сервис, поделенная на количество покупок.

  • Сумма трат на пользователя — сумма покупок через кэшбэк-сервис, деленная на количество покупателей.

Как работать с данными

Для обработки полученных данных была использована программа Tableau. Все данные в ней сгруппированы по пяти интерактивным дашбордам. Все данные интерактивны. Чтобы узнать более подробную информацию о каждом элементе дашборда можно навести на него курсор и появится подсказка. Зайдя на один дашборд, можно легко переключаться между ними, чтобы изучить все остальные.

Для большей наглядности сделаны еще отдельные «истории» о пяти видах бизнеса, по которым можно детальнее изучить общую картину в них. История (stories) в программе Tableau — это последовательность нескольких рабочих листов и дашбордов, которые работают вместе для передачи информации. Если просматривать последовательность от начала до конца, то можно получить максимум информации. Истории позволяют создать объёмную картину по заданной теме, дать дополнительное описание с помощью комментариев и аннотаций, а также выделять и фильтровать нужные данные.

В дашборде №1 рассматривалось относительное изменение метрик, от максимального изменения до минимального. В ТОП списка попадают категории, которые в определенный месяц 2020 года выросли больше, чем за аналогичный период в 2019 году.

В дашбордах №2 и 3 исследовано совместное изменение двух метрик. Это особенно полезно для пар метрик «количество покупок-средний чек» и «количество пользователей-средние траты на пользователя».

В дашборде №4 рассмотрено изменение метрик в 2020 году относительно показателей 2019 года.

И, наконец, в дашборде №5 показана сравнительная динамика показателей в 2020 и 2019 годах. Категории расположены в порядке от максимального абсолютного изменения суммы покупок к минимальному.

Приведем примеры

Изменения в бизнесе, произошедшие за период пандемии, с января по май 2020 года, можно отследить на примере нескольких категорий.

Путешествия и туризм

В январе в категории «Путешествия и туризм» заметен рост покупок по подкатегориям, связанным с туризмом, но уже в феврале на фоне развития пандемии коронавируса и закрытия границ начинается падение.

В подкатегории «Авиабилеты» падение более заметно. В подкатегории «Ж/Д билеты» падение меньше, т.к. в основном поездки на поездах происходят внутри одной страны. Затем в марте становится более заметным падение и в подкатегориях «Отели» и «Туры». Падение в подкатегории «Туры» усиливается в апреле, когда у покупателей рассеялась надежда на скорое окончание пандемии и самоизоляции.

Если сравнивать по рангу изменения метрики «количество покупок» , то с января по май, «Отели» с 1 места рухнули на 22-е; авиабилеты с 3 места на 25-е, «Ж/Д билеты» переместились с 8 места на 24-е, а «Туры» с 14 на 23-е место.

Примерно такие же изменения происходят и с количеством покупателей — заметен тренд на уменьшение их количества. В мае ситуация принципиально не изменилась, в туризме все еще наблюдается очень сильное падение.

Общая сумма покупок начала уменьшаться еще в январе. Лидером по падению здесь оказалась подкатегория «Отели». Со средним чеком все не так однозначно. Несмотря на уменьшение количества покупателей и покупок, средний чек в туризме не особо пострадал. Вероятно, это связано с тем, что туроператоры не готовы были снижать цены на путевки, а авиабилеты, наоборот, только дорожали из-за уменьшения количества рейсов.

Электроника и бытовая техника

По количеству покупок наибольшее падение в подкатегориях, относящихся к категории «Электроника» зафиксировано в феврале и марте. В апреле падение стало замедляться и в мае уже наметился рост показателей.

Средний чек по бытовой технике и электронике упал в апреле. Это связано с тем, что покупатели начали экономить на крупных покупках. На последних двух страницах истории «Electronics» можно наблюдать как сначала замедлилось падение, а в последние месяцы карантина начался рост количества покупателей с параллельным падением среднего чека. Также произошло увеличение числа покупателей при уменьшении суммы покупок на пользователя.

По количеству пользователей тоже заметно падение в январе и феврале, но в марте число покупателей начало расти и падение замедлилось. Возможно, это связано с тем, что в марте ненадолго вырос спрос на технику из-за повышения курса доллара. В мае экономика начала оживать и выросли количество покупок и пользователей.

Если говорить отдельно о мае 2020 года, то, по сравнению с апрелем того же года, в этот период в категории «Электроника» произошел настоящий прорыв. Здесь число заказов в целом выросло на 79%. По рангу изменения метрики «Количество покупок» к концу мая 2020 года подкатегория «Бытовая техника» взлетела с 20 на 2-е место; «Телефоны и планшеты» с 19 на 3-е место; «Фото и видео» с 22 на 4-е; «Компьютеры и ноутбуки» понялись с 18 на 5 место.

Мода и стиль

Заметен положительный тренд по «количеству покупок» в целом по всем подкатегориям в категории «Мода и стиль». В марте и апреле росли покупки детской одежды, а в мае выросли продажи по остальным подкатегориям.

Снижение числа покупателей произошло в марте и апреле, несмотря на небольшой рост числа покупателей в мае — на прежний уровень оно не вернулось. Рост в мае скорее всего связан с приближением летнего сезона и началом распродаж в онлайн-магазинах.

Общая сумма покупок оставалась на уровне прошлого года в марте и апреле, а в мае начала расти. С апреля начинают расти средний чек и траты на пользователя. Начиная с марта происходит увеличение суммы трат на пользователя при параллельном падении числа покупателей.

Здоровье и красота

В этой категории не наблюдалось падения покупок, связанное с пандемией коронавируса. Напротив, в марте выросли продажи по всем подкатегориям, кроме подкатегории «Аптек��». Этому поспособствовал праздник 8 марта. Уменьшение продаж в данных подкатегориях произошло только в мае и, возможно, не связано c коронавирусом.

Уменьшение «количества покупателей» также заметно в мае. При этом в подкатегории «Аптеки» — падение замедлилось и появился тренд на восстановление.

В подкатегории «Здоровое питание» сильное падение объясняется блокировками магазина iHerb в России, поскольку это крупная площадка, которая сильно влияет на всю подкатегорию.

Происходит постепенное уменьшение суммы покупок пользователей и уменьшение среднего чека. Это может быть связано с желанием покупателей сэкономить на менее необходимых вещах, таких как косметика, из-за ухудшения финансовой ситуации во время пандемии. Рост среднего чека произошел только в подкатегории «Аптеки» в апреле. Вероятно, это связано с появлением в продаже таких популярных сейчас товаров как медицинские маски и перчатки.

Сумма трат на пользователя в аптеках также продолжает расти, но этот показатель падает во всех остальных подкатегориях.

Гипермаркеты

Падение в категории «Гипермаркеты», большинство магазинов в которой — это китайские торговые площадки, началось еще в январе. Это связано с началом распространения коронавируса в Китае. Затем в феврале и марте падение только усилилось из-за глобальной пандемии, приостановок фабрик, долгих сроков доставки и обработки заказов. Падение начало замедляться только в апреле, и к маю количество покупок все еще не вернулось к прежним значениям.

Количество покупателей также пошло на спад в начале года. И только в апреле и мае с улучшением ситуации по коронавирусу в мире началось постепенное восстановление. При этом сумма трат на пользователя выросла в апреле и мае. Возможно, пользователи начали делать покупки, которые ранее откладывали. Также сохраняется тренд на увеличение среднего чека, несмотря на его небольшое падение в марте.

Резюме:

Всего в исследовании собраны данные и сделаны дашборды по 25 категориям, охватывающим совершенно разные виды бизнеса. Вы можете по своему усмотрению выбрать и подробно рассмотреть на интерактивных дашбордах все интересующие вас категории. Возможно, это поможет вам понять, куда именно разворачивается бизнес после выхода из вынужденной самоизоляции. И вовремя принять правильное решение.

66
реклама
разместить
2 комментария

Довольно трудоёмкое исследование проведено.
Заинтересовали в нём два пункта - доставка еды и здоровое питание.

Хотелось бы узнать ваше мнение куда именно разворачивается бизнес общественного питания: в сторону ресторанов авторской кухни или пельменных ?

Думаю в сторону пельменных , потому что проще выбрать для заказа , но и скоро можно будет авторские кухни по отзывам.

Где и как предпринимателю брать энергию на свои свершения

И не только предпринимателю. Статья про энергию на дела и решения с научной точки зрения.

Где и как предпринимателю брать энергию на свои свершения
2020
66
22
11
11
11
реклама
разместить
Полезные функции Telegram, о которых мало кто знает

Telegram — это не просто мессенджер, а мощный инструмент с множеством скрытых возможностей, которые могут значительно упростить его использование. Многие знают о секретных чатах и возможности редактирования сообщений, но есть и менее известные функции, которые могут быть очень полезны. Давайте разберем самые интересные из них!

Полезные функции Telegram, о которых мало кто знает
1414
ЦЕРН - это интересно
Источник фото: CERN
Как я получил 34 672 рубля пассивного дохода за март. Дальше — больше

Продолжаю подсчитывать пассивный доход — зарплату, которая капает с акций, облигаций и депозита. Март вышел почти таким же грустным, как февраль, но всё же получше.

Как я получил 34 672 рубля пассивного дохода за март. Дальше — больше
1010
33
11
«Допустимое далеко стоит от нормальности»: в НИУ ВШЭ описали потребительские стандарты глазами россиян — это «комфорт», «норма», «жить можно» и «очень тяжело»

Первый предполагает «элитарность». Последний — существование на грани выживания.

Источник фото: «Лента.ру»
1818
33
А если я могу позволить себе ходить в рестораны каждый день и покупать технику без накоплений, но у меня нет жилья и авто, то какая у меня категория?
Что если ваш продукт не покупают из-за одной ошибки в позиционировании?
Что если ваш продукт не покупают из-за одной ошибки в позиционировании?

Вы сделали крутой продукт. Услуга у вас – топ. Результаты – 🔥.
А клиенты… проходят мимо.
❌ «Дорого!»
❌ «Я подумаю…»
❌ «Ой, мне надо посоветоваться с котом»

55
33
Джеки Чан на «Черкизоне» и кассирша Скарлетт Йоханссон: в соцсетях генерируют ролики со звёздами в российской провинции

Всё дело в нейросети Reve, которая в марте научилась воссоздавать российские реалии.

3030
1818
55
22
22
Пару лет назад ещё было смешно посмотреть на звёзд голливуда в антураже российской глубинки 90-х, но сейчас уже как-то кринж, если честно.
Найм после 40 лет. Есть ли шанс найти работу?

Недавно понял, что инстинктивно пропускаю анкеты тех, кому 40+. Хотя сам давно старик. Со слов HR проблема частая.
Можно обсуждать причины, но факт есть факт. Что делать?

Найм после 40 лет. Есть ли шанс найти работу?
5050
2323
66
44
22
Да можешь дальше игнорить анкеты 40+ С текущей ситуацией на рынке труда просто не найдешь себе сотрудника. Прошли те времена, когда зажратый наниматель брал только от 20 до 25, с "горящими глазами", потому что "очередь за забором"
80 нейросетей, которые помогут тебе разобраться в теме и проанализируют десятки источников. Залил в одну табличку + краткое описание — эпичная подборка
80 нейросетей, которые помогут тебе разобраться в теме и проанализируют десятки источников. Залил в одну табличку + краткое описание — эпичная подборка
143143
66
44
44
Мне нужна нейросеть чтобы разобраться в подборке из 80 нейросетей