{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Wildberries против поставщиков: как отреагировали СМИ и соцсети

Новость о том, как Wildberries поссорился с поставщиками накануне распродаж 11.11, вызвала большой резонанс: 44,4 млн — охват в СМИ, 5 млн — аудитория в соцсетях, 30% сообщений — негативные.

Этот кейс выбивается из общей тенденции, когда крупные компании строят позитивные коммуникации не только с конечными клиентами, но и с другими аудиториями: партнерами, поставщиками, экспертами рынка и пр.

Кроме того, кризисную ситуацию компания спровоцировала сама и продолжала придерживаться своей линии до конца, чем в итоге удачно воспользовались конкуренты.

Разберем эту историю подробно. Напомним фабулу событий и покажем, как шла информационная волна.

Это не ваш бизнес!

За неделю до Всемирного дня шопинга Wildberries написала партнерам ультимативное письмо — или вы делаете скидку 25% на свои товары, или мы убираем на неделю ваш товар с сайта. Историю рассказал в своем профиле Facebook владелец бренда «Кофтёныши» Александр Блохин, после чего маркетплейс сначала заблокировал поставщика частично, а затем и полностью.

Сначала об этом написали Telegram-каналы, затем присоединились СМИ: «Ведомости», vc.ru, Inc., Retail.ru, Retailer.ru, Bfm, Sostav, Adindex — всего больше 60 публикаций.

На разных языках

Пресс-служба компании отреагировала на ситуацию только на следующий день, распространив в СМИ свое заявление (оно вышло, например, в ТАСС):

«Информация об обязательном участии в распродаже на Всемирный день шопинга не соответствует действительности. Участие в любой акции является добровольным — поставщики самостоятельно принимают соответствующие решения.

В случае, если продавец не участвует в акции, то его товар временно становится недоступным для реализации в соответствии с правилами онлайн-платформы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей, ожидающих скидки в дни крупных распродаж, исключить возможность злоупотребления акцией», — сообщили в компании.

Wildberries выбрала для коммуникации спорный аргумент — обязательного участия в акции не было, просто партнеры лишались возможности продавать свои товары. В качестве объяснения говорили о том, что для них и покупателей важно, чтобы скидка на товар была реальной, а не фейковой: «Мы следим за тем, чтобы не было обмана покупателей. В случае злоупотреблений товар снимается с продажи, а к продавцу применяются санкции вплоть до блокировки».

Но эти тезисы никак не отвечали на вопросы поставщиков: почему они не могут оставить свою, не фейковую скидку на товар (ниже 25%), как быть тем, кто до применения «необязательной» скидки уже сделал свое предложение клиентам и теперь продавал с двойной скидкой, терпя убытки, и почему поставщикам указывали на дверь в случае возникновения спора?

Целесообразность акции объясняли так — продавцы, которые принимают в ней участие, получат значительный рост оборота, а покупатели — широкий ассортимент и реальные скидки.

Маркетплейс или собственный канал продаж?

Ситуация с Wildberries спровоцировала волну обсуждений на тему «Бизнес на маркетплейсах — это не ваш бизнес, а бизнес маркетплейса». «Магазин, не развивающий свой собственный канал, — обречён», — писали пользователи, — «Лишнее доказательство того, что необходимо развивать личный бренд в соцсетях».

Многие поставщики только после этого случая узнали, что в договоре оферты сервиса указано — маркетплейс может самостоятельно устанавливать скидки на товары без предварительного запроса.

Почему история получила такой широкий резонанс? В том числе потому, что на Wildberries много малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, которые и так находятся сейчас не в самом лучшем положении из-за пандемии.

Ответный шаг AliExpress

Российский AliExpress быстро использовал ситуацию в свою пользу. Он предложил новым магазинам на площадке скидку в 25% за свой счет во время распродажи «Черная пятница» или распродажи на Новый год. Маркетплейс таким образом решил поддержать продавцов «в ответ на ситуацию на рынке».

Малый и средний бизнес, который начнет работать с AliExpress до конца года, сможет доставить первые 100 заказов бесплатно. Кроме того, продавцы, открывшие магазин на AliExpress после 9 ноября, смогут получить промо на платформе и скидку в 25% во время распродажи «Чёрная пятница» или распродажи на Новый Год.

«Кофтеныши» получили рекламный баннер на AliExpress.

Оцените цитату представителя компании. Ни слова о Wildberries:

«Мы видим сложную ситуацию на рынке: 2020 год был, мягко скажем, непростым для российских предпринимателей. Мы считаем, российскому бизнесу нужна поддержка и со своей стороны постараемся предложить как можно больше инструментов в дополнение к существующим», — рассказал СМИ гендиректор AliExpress Россия Дмитрий Сергеев.

Он также напомнил, что в договорах маркетплейса с продавцами нет пункта о том, что AliExpress имеет право менять цену в одностороннем порядке. Любое действие продавец контролирует сам: цены, ассортимент и маркетинг.

Активнее всего инфоповод распространялся в Facebook, где сосредоточена почти половина всех сообщений. Также тема была популярна в Telegram и «ВКонтакте».

«Быть щедрым за чужой счёт сейчас в тренде», — писали пользователи.

«И им это сойдет с рук, клиентов много и маловероятно что поставщики массово откажутся сотрудничать».

«Похоже на ошибку программистов, которые что-то не учли, не хочется верить в то, что единственный крупный маркетплейс настолько наглый. Думаю на него выходить со своим устройством, но у меня нет такой маржи, чтобы позволить скидку в 25%».

Позитивных упоминаний практически нет, в то время как негативные сообщения составляют 30% инфополя.

Распространялись сообщения преимущественно в профильных сообществах, которые рассказывают о бизнесе, маркетинге и ритейле. Ещё одна важная категория авторов — сами поставщики.

Всего в соцсетях за несколько дней вышло 1069 сообщений, общая аудитория — 5 млн, вовлеченность — 6459.

Часто кризисная ситуация для компании выглядит так: клиент пострадал из-за форсмажора или по вине сотрудников, и руководство решает проблему в пользу пострадавшего, извиняется и обещает изменить процессы. В истории с поставщиками Wildberries ошибку так и не признала, предпочитая настаивать на своей линии.

В учебники по пиару кейс, может, и не войдет, но некоторые авторы бизнес-курсов уже пообещали включить его в свои лекции. Историй, которые научили бренды уважать клиентов (и даже их котиков на земле и в небе), было уже много. Примеров публичных конфликтов с партнерами пока, видимо, было недостаточно.

0
123 комментария
Написать комментарий...
Святослав Гусев

Я конечно всё могу понять. Но это их площадка и их правила и их требования. Если кому-то не нравится работать на их площадке, то этот человек может не работать и спокойно уйти себе

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Ну конечно, это же просто рассказ о том какие они долбанутые с долбанутыми правилами, что бы все знали и могли сделать выбор работать с ними или нет. Никто Вайлбериз не запрещает делать то, что они делают, но вот пнуть их за то, что они делают никто не может запретить нам. 

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда