Давайте выберем самый громкий репутационный провал-2020
Опрос: какая компания хуже всего справилась с выстраиванием репутации в 2020 году?
Меня зовут Ольга Соколова, я партнёр агентства по управлению деловой репутацией и аналитике социальных сетей Digital Guru. В 2020 году мы не успевали удивляться, как одно событие сменяется другим. Мы сидели дома, «обнулялись», переживали за Беларусь и выясняли, кто виноват в экологической катастрофе на Камчатке. Параллельно с этим компании пытались вписаться в быстро меняющуюся повестку и привлечь к себе внимание. Но не всегда удачно. Давайте вместе выберем, у кого это получилось сделать хуже всего.
Lay’s, «Пятёрочка» и Володя XXL
В октябре 2020 года российское представительство бренда Lay’s выпустило вместе с «Пятерочкой» рекламу, в которой снялся блогер Володя XXL. В январе этого года он в одном из интервью резко высказался про ЛГБТ-сообщество.
Я бы просто расстрелял бы всех этих людей вонючих, я не понимаю, зачем они вообще живут, — заявил блогер-тиктокер в интервью YouTube-каналу «Пушка».
Lay’s выложило ролик на своей странице в «Инстаграм». Пользователи соцсетей раскритиковали представительство компании и потребовали извиниться за то, что в ролике снялся блогер-гомофоб.
После этого Lay’s просто удалили рекламный ролик, что вызвало новую волну возмущений у пользователей.
Чуть позже ситуацию прокомментировали в PepsiCo, производителя чипсов Lay’s в России. Компания заявила, что не приемлет любые формы дискриминации и будет разбираться в ситуации.
Mercedes Benz Russia
Всё началось с того, что блогер Михаил Литвин выложил на своём YouTube-канале видео, как он сжигает свой Mercedes AMG 63 GTS стоимостью 13 млн рублей.
Литвин (а эту историю мы знаем исключительно с его слов) объясняет: за год машина глохла 5 раз. При этом загоралась лампочка «Проверить двигатель». Ремонт не помогал, и машина глохла снова и снова.
После пятой поломки менеджер перестал отвечать на звонки Литвина. Блогер пытался обратиться к бренду через «Инстаграм» — но и это не помогло. В аккаунте бренда закрыли комментарии. Мы так и не знаем, что именно ответил Mercedes (и ответил ли). Как объясняет Литвин, он пытался вернуть деньги, но не вышло. Тогда блогер решил сжечь авто.
Об этом написали все СМИ, а российское представительство бренда так и не дало комментарий. В «Инстаграме» время от время вспыхивает флешмоб, когда владельцы Mercedes выкладывают видео, как в их машинах что-то не работает. Но бренд по-прежнему не реагирует на обращения, а негативные комментарии — просто удаляет.
Бизнес-блогер Алина Уколова посчитала, какие убытки понёс Mercedes от такого PR-провала — это примерно 8,1 млн € (730 млн рублей) валовой маржи.
«Тануки»
3 июня в соцсетях сети японских ресторанов «Тануки» появился пост с фотографиями четырех видов роллов. И хэштеги #всероллыважны и #allmakirollsmatter . Так бренд пытался влиться в повестку, в которой все писали про США, где с 25 мая шли массовые протесты под лозунгом #BlackLivesMatter против полицейского насилия в отношении афроамериканцев.
Судя по всему, SMM-специалисты компании таким образом хотели привлечь внимание к сети ресторанов. И у них это получилось, правда, не так, как они хотели. «Тануки» засыпали негативными комментариями.
Пользователи призывали удалить пост и не позориться. Но он так и остался в соцсетях сети ресторанов. Представители бренда не прокомментировали слишком провокационный SMM.
Sunlight и бесконечное закрытие
Если вам ни разу не приходили СМС от ювелирной сети Sunlight о том, что магазины закрываются, то, кажется, вас на самом деле не существует. Сеть постоянно делает массовые рассылки о ликвидации магазинов и скидках до 80%. Сначала такая маркетинговая стратегия давала свои плоды, но ликвидация так и не наступала. Сеть ликвидируется по меньше мере три года, но магазины по-прежнему работают.
В 2020 году PR-кампания Sunlight достигла своего апогея, и сеть стала постоянным героем интернет-мемов:
«Санлайт закрывается так же, как я обещаю себе не есть на ночь»
«Похоже твой купидон решил, что у тебя будет нормальный мужик, когда закроется санлайт»
«Санлайт закрывается чаще, чем люди дышат.»
Теперь эта история напоминает, скорее, историю про мальчика, который кричал: «Волк!»
«Победа» и Дзюба
В ноябре главным ньюсмейкером России стал капитан национальной сборной по футболу Артем Дзюба — в сеть попало интимное видео с его участием. К резонансу вокруг спортсмена решила присоединиться авиакомпания «Победа».
11 ноября борт «Победы» летел по маршруту Москва-Екатеринбург. Посередине полета лайнер вдруг полетел по траектории, которая напоминает фаллос.
«Мы не знаем, что именно могло померещиться в траектории полета нашего самолета, но, возможно, что капитаны «Победы» так выразили поддержку капитану сборной [России по футболу] Артему Дзюбе и показали свое отношение к его травле», — рассказали представители авиакомпании.
В этот момент на борту находились больше 100 пассажиров. Из-за отклонений от маршрута самолет приземлился в Москве на полчаса позже, чем планировалось.
После такой акции поддержка понадобилась руководству «Победы». Гендиректору компании Андрею Калмыкову объявили выговор, а его заместителя уволили.
Комментарий недоступен
а здесь об этом нельзя писать.
Корпорация Российская Федерация и трусы Навального
Кто вобще ведется на это говно в россии про Навального? (не сарказм, правда интересно, много ли там тех, кого возбуждает эта новость)
Что?
.
О, сразу видно человека, "которому правда интересно"
Ищвините, не сдержался)
"Бомбит", как говорится..🙄
BLM, Слава Украине!, Они отравили Навального!
Блин, пипец карме)))
Я ж не знал что тут так много ущербных.
Не знал что на vc так шутить нельзя.
ну это гораздо более удачный ремейк истории "Алибасов и крот", тут хайпанули так хайпанули.
Не плохо было бы ссылаться на расчёт убытка Мерседеса чем на страницу бизнес-блогера.
"бизнес-блогера"
+1
Спасибо за комментарий, добавила ссылку в статью. И сюда для удобства - https://www.instagram.com/stories/highlights/17928524968447480/
и где? Ссылка ведёт на сторис про котиков и аэрофлот. А вообще - делать анализ в сторис - это так мило ))) Я рассчитывал на нормальные бизнес-выкладки, но это ж инста, тут так не принято.
Александр, полистайте дальше сторис, там довольно интересный разбор.
ИМХО, провал с изменениями в конституцию топ. Начиная с гарантированных пенсий и тут же заморозки их накопительной части, далее по списку
Какое отношение накопительная часть пенсии имеет к гарантиям выплаты пенсии?
Вы уж там как-нибудь прочитайте, что такое накопительная часть, да и сравните с подобными частями пенсии в еуропах и америгах. :)
Ну, если вы не в бочке живете, должны помнить гарантировали не просто факт выплаты, а достойный уровень (ну как "гарантировали," лапши пенсионерам навешали). Просто сократил для ясности
Ох вы и сказочники.
Это так отсутствие знаний на мозг наложило отпечаток, или всё методичку штудируете? :)
Комментарий недоступен
Посмеялся.
С такими вашими знаниями общение не имеет смысла :)
Да с вами никто и не общается, успокойтесь.
Обиделся, что послан? :)
Комментарий недоступен
Вот бы нынче измерять репутацию по количеству негативного шлака в комментариях под постами в Инстаграмм от шизанутых мамаш, зожников и зожниц, блогерок и прочих пукателей в лужу.
Да 99% этих даунов Мерседес за 13 млн. только на картинке видели.
Комментарий недоступен
В чем провал Тануки? Ну бомбануло у кучки леваков-твиттерастов и?
У них постоянно с чего-то бомбит.
Кто все эти люди?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Аэрофлот с живыми и мертвыми котами
Авито со своими доставками
Сбербанк с тупым ребрендингом
Яндекс и Мэйл с навязыванием своих сервисов и копированием чужих идей.
У лгбт серьезные проблемы с толерантностью. Им ненавидеть гомофобов, публично заявлять об этом и люстрировать можно, а гомофобам нельзя. Идите вы нах и начните с себя.
в среднем, лгбт так же похер на вас как и вам на них, но в любой среде есть особо активные персонажи из-за которых создается много негативного шума.
Уровень неадекватов со стороны ЛГБТ как раз и растёт как ответ на необоснованный первичный хейт в их сторону. Они-то геями никого не пытались сделать, а их "лечили" большую часть двух тысячелетий.
Конечно противодействие возникнет, и пусть уж лучше будут две точки зрения в стиле Аксиомы Эскобара, чем сплошное мракобесие
да нет тут громких провалов никаких. так, в твитторе да инстаграмме пошумела молодёжь и всё. тож мне провал.
А можно добавить вариант в опросе "я все пропустил"? Читать интересно, но все это таки прошло мимо меня :)
А использование образа "вора-домушника" в рекламе сбера не является провалом, или моргенштерн в рекламе альфы, то еще фейспалмище.
Дебилы правят миром. Господь жги!
Везёт. Пока вы там удивлялись весь год, мы тут каждый день жалобы на Озон читали 😒
а как же киви и авито доставка?
Да все они там 😶
А как же Яндекс и его кэшбэк?
тогда уж весь "плюс"- как фейл, а так же и Тинькова захватить, с изменениями условий по яндекс карте, а сверху еще и Альфой, с их "навсегда", которое поменялось через пару месяцев
Я считаю самым большим провалом 2020 год.
В конце 2019 года все-все-все твердили 'Это будет хороший год, лучше чем все остальные'.
Авотхуй
Предлагаю своего кандидата — Wildberries и Чёрная Пятница