(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(86596735, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(86596735, 'hit', window.location.href);

Как оптимизировать PR в digital-среде

Пиарщик — это многорукий многоног, который одновременно решает десяток задач по продвижению бренда, компании, конкретного товара или эксперта. Он всегда живет в условиях цейтнота, над его головой острыми мечами висят дедлайны, а через плечо заглядывают и шумно дышат коллеги, которые уже ждут результатов.

К счастью, в XXI веке часть рабочих процессов пиарщика можно оптимизировать при помощи цифровых сервисов, освободив ему время, руки и голову.

Расскажем про доступные инструменты, которые точно будут полезны PR-специалистам. Для удобства разбили обзор по задачам, которые можно решить с помощью этих сервисов.

Задача 1: отслеживаем брендовые запросы

SERM (управление репутацией бренда или персоны в поисковых системах) — часть работы PR-специалиста. Оценить количество и динамику упоминаний в сети можно, анализируя статистику по брендовым запросам.

Брендовый запрос — это осознанный поиск информации именно о вашей компании или о конкретном продукте. Набирают в поисковике такие запросы те, кто уже что-то о компании знает, чаще всего в связках «название компании/товара+отзывы», «название компании/товара+история». Отслеживая такие запросы, можно более эффективно управлять репутацией в интернете, а иногда даже найти идеи по доработке продукта или продуктовой линейки.

Посмотрим, какие инструменты помогут быстро собрать статистику по брендовым запросам.

Serpstat

Популярный и многофункциональный сервис, с помощью которого в том числе можно собрать и брендовые запросы.

Авторизуйтесь/зарегистрируйтесь в сервисе. В поисковую строку на главной странице введите название бренда, выберите регион и поисковую систему, кликните кнопку «Поиск».

На открывшейся странице выберите пункт «Анализ ключевых слов» — и вы получите либо рандомную выборку с указанием общего количества найденных ключей, либо (при использовании платного тарифа) сможете отсортировать ключи по релевантности. Кстати: вы увидите даже стоимость каждого ключевого слова в контекстной рекламе.

Стоимость использования наиболее доступного тарифа Lite:

  • $69 за месяц;
  • $196,65 за 3 месяца;
  • $372,6 за полгода;
  • $662,4 за год.

Яндекс.Вордстат

Удобный, бесплатный и простой в использовании сервис от Яндекса. Введите в поисковую строку название бренда, выберите пункт «История запроса» и запустите поиск. За секунду результаты покажут вам динамику количества упоминаний бренда.

Samsung показывает рост
А вот интерес к бренду Yota падает

Первое хорошо, второе — пиарщик явно делает что-то не то. Или же что-то не так с продуктами этого бренда. Жаль, что на качество продукта PR-специалист напрямую повлиять не может.

Scan

Сервис мониторинга СМИ от ведущего российского новостного агентства Интерфакс.

Сервис собирает упоминания в СМИ и отзывы в соцсетях, формирует ежедневный отчет, присылает уведомления о новых публикациях. С его помощью можно быстро проанализировать тональность упоминания компании в медиа и при необходимости отреагировать на негатив. У сервиса есть мобильное приложение.

Дополнительная интересная возможность — поиск журналистов, которые чаще всего освещают события в вашей отрасли.

Тестовый доступ предоставляется по запросу, тарифы в открытом доступе не публикуются.

Модуль SERM от PromoPult

В отслеживании репутации бренда в сети поможет бесплатный модуль системы PromoPult. Как он работает:

  • система порекомендует ключевые слова для отслеживания в поиске («бренд+отзывы», «компания+бренд» и подобные) и даст возможность добавить свои фразы;
  • снимет по ним позиции в Яндексе и Google;
  • определит страницы, которые находятся в ТОП20 поисковых систем по репутационным запросам;
  • разметит тональность части страниц (определит их как негативные, позитивные, нейтральные или собственные ресурсы компании);
  • будет ежедневно мониторить позиции по брендовым запросам, находить новые площадки и обозначать проблемные.

Разметка тональности происходит в таблице при помощи цветовых обозначений. В отдельном столбце представлен рейтинг компании на ресурсах. Пометка «serm» рядом с URL страницы обозначает, что на ней можно оставить отзыв или комментарий о компании.

В итоге вы сможете увидеть текущее положение репутации вашей компании в поиске, а также воспользоваться дополнительной ручной разметкой для страниц, тональность которых автоматически не определена. В отдельных вкладках будут показаны площадки для Яндекса и Google.

Вам остается только работать с негативом на проблемных площадках и следить за тем, чтобы позитивные упоминания о компании росли.

Для того чтобы воспользоваться модулем, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь в PromoPult, добавьте проект в систему и перейдите в раздел «Управление репутацией» из левого меню:

Задача 2: оцениваем посещаемость ресурса

Чтобы оценить посещаемость и целевую аудиторию площадки, пиарщик может запросить данные у ее владельца из систем веб-аналитики (Яндекс.Метрики или Google Аналитики). Но не всегда это можно сделать оперативно. В этом случае на помощь приходят сервисы, созданные для анализа трафика. Расскажем о двух популярных.

SimilarWeb

Многофункциональный сервис для анализа трафика сайтов в разрезе каналов, ключевых слов, аудитории, географии, а также сравнения посещаемости с конкурентами в стране, мире и тематике.

Интерфейс SimilarWeb не русифицирован, но интуитивно понятен. С терминами, которые вызывают трудности, легко справится Google переводчик.

Чтобы начать отслеживать трафик любого ресурса, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь при помощи аккаунта в Google. Затем придется указать данные карты, имя, фамилию и контактный телефон.

У сервиса есть небольшой бесплатный триал длительностью в неделю, далее стандартный тариф составляет $199/месяц. Обратите внимание, что в стоимость пакета не включен НДС, так что российским гражданам придется заплатить $238,8 в месяц.

Воспользоваться основными возможностями SimilarWeb по оценке трафика можно и бесплатно, установив расширение для Chrome. Закрепите значок расширения на панели и кликните на иконку, когда зайдете на нужный сайт. По клику откроется виджет с рейтингом сайта в мире, стране и категории, к которой относится ресурс.

Также доступна расширенная информация о количестве визитов в месяц, географии, источниках трафика и другие ценные сведения.

Semrush

Возможности Semrush не ограничиваются отслеживанием посещаемости сайтов. С помощью инструментов платформы можно проводить сбор и расширение ключевых слов, организовать постинг и рекламу в соцсетях, следить за упоминанием бренда, анализировать конкурентов, составлять контент-стратегию и многое другое.

Оценить посещаемость сайта в динамике, найти самые популярные страницы, посмотреть географию пользователей и получить другие важные для PR-специалиста данные поможет инструмент «Анализ трафика».

У сервиса есть бесплатный недельный триал, аналогично SimilarWeb. Для того чтобы оценить возможности инструментов, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь при помощи аккаунта в Google, выберите тарифный план и получите пробную версию.

Тарифные планы:

Pro — $119.95 / месяц;

Guru — $229.95 / месяц;

Business — $449.95 / месяц.

К каждому тарифу можно подключить расширенные возможности за дополнительную плату.

Задача 3: мониторим соцсети

Youscan

Это платформа, которая помогает провести анализ социальных сетей с использованием возможностей искусственного интеллекта.

Соцсети объединяют миллионы пользователей — наверняка в соцсетях есть аудитория и того бренда, который продвигаете вы как PR-специалист. С помощью сервиса можно оперативно собрать информацию об упоминаниях бренда и оценить контекст: хвалят? ругают? рекомендуют? собираются уходить к конкурентам? Это поможет вам корректировать стратегию продвижения, добиваясь ее максимальной эффективности. Потребительские инсайты — очень большая ценность.

Персональный ассистент AINA уведомит о том, когда в соцсети появилось важное/набирающее популярность упоминание о бренде. Удобно и то, что сервис ранжирует все упоминания бренда по вовлеченности аудитории, количеству репостов и просмотров. Так вы можете отмести малозначимые посты, оставив лишь те, с которыми есть смысл взаимодействовать, — отработать негатив, ответить на вопросы, поблагодарить за внимание к бренду. Используйте сами или делегируйте эту задачу SMM-специалисту.

Кстати: вместе с соцсетями инструмент мониторит площадки-отзовики и форумы.

В сервисе есть бесплатная демоверсия. Платные тарифы — от 35 000 ₽ в месяц. Для серьезной компании вполне подъемная сумма.

BuzzSumo

BuzzSumo — сервис для мониторинга и анализа популярного контента, поиска тем и идей, инфлюенсеров в различных нишах (новости, спорт, развлечения, политика, здоровье и многих других).

Искать статьи и посты можно по ключевым словам, как в привычном поисковике. База сервиса обновляется ежедневно, результаты можно отфильтровать по стране, языку, времени публикации, вовлеченности и другим характеристикам. Удобная функция — автоматические уведомления о популярных материалах в выбранной тематике.

Важно упомянуть, что сервис ориентирован на соцсети, популярные в мире. Для российского сегмента интернета будет интересны данные по вовлеченности в Facebook и Twitter, ведь Pinterest и Reddit пока не могут похвастаться сопоставимой базой пользователей.

Бесплатный пробный период в BuzzSumo — 30 дней. Тарифы начинаются от $99 / месяц. Годовая подписка сэкономит вам 20% от стоимости.

Rival IQ

Еще один англоязычный сервис, разработанный для мониторинга социальных сетей. С его помощью можно анализировать свои соцсети и аккаунты конкурентов.

Доступные соцсети: Facebook, Instagram, Twitter, LinkedIn.

Основные возможности:

  • анализ вовлеченности пользователей;
  • отслеживание упоминаний бренда в соцсетях;
  • анализ конкурентов с настройкой оповещений о новых постах;
  • аналитика хэштегов;
  • углубленная аналитика по каждому каналу и другие.

Бесплатный триал — 14 дней. Начальный тарифный план обойдется в $199 в месяц. Годовая подписка даст скидку в 15%.

Медиалогия

Настоящая палочка-выручалочка для пиарщика. Сервис, который оценивает эффективность коммуникаций бренда на основе анализа 900 миллионов аккаунтов в соцсетях и почти 60 тысяч средств массовой информации. Отслеживает количество упоминаний бренда и их тональность (позитив, нейтрально, негатив).

Есть возможность формирования аналитического отчета о положении бренда в инфополе — сколько всего публикаций/постов с упоминанием бренда найдено, как изменился этот показатель по сравнению с прошлыми периодами.

Есть и специальное предложение для пиарщиков — можно каждое утро получать данные мониторинга всего в 2 клика, чтобы анализировать качество площадок, где упоминается бренд, и качество инфоповодов, которые вы использовали для публикаций.

На основе авторской технологии сервиса разработан даже специальный индекс для определения KPI пиарщика — МедиаИндекс.

Сервис можно попробовать и оценить в работе за время действия бесплатной демоверсии.

Стоимость платных тарифов в открытом доступе на сайте не обозначена, сторонние источники дают такую информацию: от 44 000 ₽ в месяц при контракте на год, от 55 000 ₽ в месяц при оплате за 1 месяц.

Live Dune

Еще один полезный сервис, который поможет проанализировать конкурентов во ВКонтакте, Facebook, Instagram. Доступна функция ежечасного сбора статистики для выявления наиболее эффективного контента. Можно зарядить автопостинг на неделю вперед, снизив для себя количество рутинной работы. Есть возможность отслеживать все комментарии по интересующей теме и находить часы пиковой активности аудитории.

В Live Dune можно проверить аудиторию группы/сообщества/аккаунта, в которых вы хотите разместить гостевые посты, и понять, есть ли в этом смысл. Сервис позволяет оценить, насколько аудитория вовлечена и активна.

Вся информация доступна в виде дашбордов — удобный формат отчета «все на одной странице».

Бесплатный пробный период — 7 дней.

Тарифы:

  • для небольших компаний — от 2000 ₽ / месяц,
  • для крупного бизнеса и агентств — 9900 ₽ / месяц.

Задача 4: интегрируем уведомления из соцсетей

Если компания активно ведет аккаунты в нескольких соцсетях, неизбежно встанет вопрос об их ежедневном мониторинге. А как быть, если нужно успеть пролистать еще и соцсети конкурентов? Потратить полдня на ленты Facebook или твиты (пусть и с рабочими целями) — плохая идея. Автоматизируйте процесс: пусть уведомления о новых постах приходят к вам в рабочий мессенджер, на почту или по SMS. Помогут в этом сервисы интеграции.

Zapier

Популярный сервис интеграции с англоязычным интерфейсом. С его помощью можно связать приложения, аккаунты в соцсетях, CRM, мессенджеры, почтовые клиенты и другие сервисы. Например, можно настроить отправку уведомлений о новых постах в Facebook в корпоративный Slack. Чтобы не отвлекаться, можно запланировать получение уведомлений на определенное время дня или день недели.

Из популярных в России соцсетей доступна интеграция с Facebook, Instagram и Twitter, также можно получать уведомления о новых роликах на YouTube. Полный список из приложений, сервисов и CRM, которые способен связать между собой Zapier, — здесь. Его можно отсортировать по категориям.

Протестировать сервис бесплатно можно в течение 14-ти дней. Есть бесплатный тариф с существенными ограничениями, платные начинаются от $20 в месяц.

IFTTT

Еще один интегратор также с английским интерфейсом. Функционал аналогичен Zapier. Плюс для России — возможность создания связок с Telegram.

Для обычных пользователей есть бесплатный тарифный план и продвинутый за $3.99 в месяц. Годовая подписка для бизнеса обойдется в $199.

Задача 5: готовим тексты

Сразу о главном. Сервисов, которые могли бы определить маркетинговую составляющую текста и выдать вердикт вроде «Вот это будет работать» или «Это точно нужно переписать», нет. Но есть сервисы, которые могут улучшить лингвистические показатели текста, что очень важно при работе по продвижению бренда. Ведь пресс-релиз с ошибками вряд ли добавит очков бренду, который его рассылает.

Орфограммка

Прекрасный сервис, в котором можно проверить грамотность, обнаружив пунктуационные, орфографические и даже стилистические ошибки. А также сложные опечатки, которые не «вылавливает» обычный Word — «стили» вместо «стали», «тест» вместо «текст».

Вкладка «Красота» поможет избавить текст от тавтологии, излишне мудреных предложений и найти неблагозвучные словосочетания.

Вкладка «Качество» работает в режиме бета-тестирования. В этой вкладке можно отжать из текста воду, найти неестественно вписанные ключи и в целом «причесать» материал.

Есть небольшой пробный период (можно проверить до 6000 знаков текста). Платные услуги сервиса рассчитываются по двум схемам — за количество символов и за время доступа.

По количеству символов:

  • 100 ₽ — 100 000 знаков (1 ₽/1000 знаков);
  • 300 ₽ — 400 000 знаков (0,75 ₽/1000 знаков);
  • 500 ₽ — 1 000 000 знаков (0,5 ₽/1000 знаков).

По времени доступа:

  • 300 ₽ — один месяц, но не более 1 000 000 знаков;
  • 1500 ₽ — полгода, но не более 6 000 000 знаков;
  • 2400 ₽ — год, но не более 12 000 000 знаков.

Главред

Сервис от одного из самых известных редакторов Рунета Максима Ильяхова. Помогает убрать из текста воду и излишне художественные эпитеты, привести его в соответствие с информационным стилем, что неплохо в случае с пресс-релизами и новостями.

Сервис полностью бесплатный, пользоваться им легко — просто вставьте текст в поле, выберите пункт «Чистота» или «Читаемость» и запустите проверку. Главред укажет на ошибки и даже предложит варианты их решений.

Важно не увлечься и не «пересушить» текст — не стремитесь к 10 баллам по Главреду, это сделает текст совершенно безэмоциональным и скучным, как статистический отчет. Ориентируйтесь на целевую аудиторию, для которой пишете материал. Приемлемый диапазон оценки от этого сервиса — около 8 баллов.

Реформатор

Детище Артемия Лебедева. Этот бесплатный сервис полезен при подготовке набранного в Word текста к размещению на сайте. Часто при этой операции вместе с текстом на сайт копируется мусор в виде ненужного форматирования, которое верстальщику приходится убирать вручную. Реформатор избавляет от ручной работы, убирая лишние теги, атрибуты, приводя код к соответствию со стандартом HTML. Верстальщики скажут вам спасибо.

Пользоваться инструментом несложно: вставьте текст в окно на главной странице и выберите «Очистить HTML-код» в правом сайдбаре.

Регулярно наполнять сайт оптимизированным актуальным контентом поможет модуль «Наполнение сайтов» в PromoPult. Штатные копирайтеры напишут тексты на посадочные страницы, статьи для блога, новости. Срок выполнения заказа — всего три рабочих дня. Стоимость — 250 рублей за 1000 знаков, учитывая написание текста и профессиональную редактуру.

Задача 6: взаимодействуем с журналистами и блогерами

Pressfeed

Cервис журналистских запросов — крайне полезная вещь для PR-специалиста. На этой площадке журналисты СМИ (офлайн и интернет-СМИ) ищут экспертов, которые могут дать комментарий по теме будущей статьи или полностью подготовить и прислать материал. В месяц в среднем на площадке размещают 1500 запросов, в том числе от федеральных и ведущих отраслевых средств массовой информации.

Отслеживать новые запросы удобно — подборка высылается на почту, из письма в один клик можно перейти на сайт сервиса. Почитайте раздел «Для экспертов» и вы увидите, что работать с площадкой несложно, а результаты — упоминания, комментарии, экспертные статьи в СМИ — точно пойдут на пользу бренду. И не будут стоить компании ни копейки сверх оплаты услуг сервиса.

Регистрация на площадке бесплатная, но чтобы всерьез работать с журналистами, придется платить. Бесплатно можно ответить лишь на 3 запроса в месяц — чтобы опробовать и оценить принцип работы; к тому же, при бесплатном использовании посетитель площадки видит не все запросы.

Платные тарифы:

  • от 3591 ₽/месяц — для экспертов;
  • от 8910 ₽/месяц — для компаний, у которых есть свои PR-специалисты;
  • 25 200 ₽/месяц — для PR-агентств.

Prex

Prex — онлайн-сервис, который позволяет создать собственную базу СМИ, сегментировать контакты и настроить рассылку пресс-релизов. Фактически это CRM для пиарщика.

В сервисе много удобных функций, которые экономят время PR-специалиста:

  • автоматическая проверка контактов на актуальность;
  • редактор для создания пресс-релизов с возможностью интеграции фирменного стиля и адаптации под мобильные устройства;
  • отслеживание эффективности рассылок;
  • планирование автоматической рассылки на определенную дату и время.

Тарифы начинаются от 3300 рублей в месяц, есть возможность подключить дополнительные платные услуги.

GetBlogger

Российская платформа, которая помогает пиарщику подобрать блогеров для размещения рекламы в Instagram и на YouTube. Фактически это маркетплейс блогеров, с которым довольно удобно работать. В базе сервиса почти 35 000 блогеров с большой аудиторией, прошедших проверку на отсутствие накруток (а всего зарегистрировано больше 192 000 блогеров).

Платформа автоматически анализирует и сегментирует подписчиков каждого блогера по полу, возрасту, географии, интересам, определяет, как много у того или иного блогера интересной вам аудитории и даже дает рекомендации по стоимости размещения рекламы. Функционал площадки позволяет планировать график выхода рекламных публикаций.

Тарифы на услуги сайт в открытом доступе не публикует. Сторонние площадки дают такую информацию:

  • для блогеров сотрудничество бесплатно;
  • для брендов — доступ на 3 месяца стоит 30 000 ₽, на полгода — 48 000 ₽, на год — 84 000 ₽.

Задача 7: следим за трендами в информационном пространстве

Быть в тренде, быть в теме — крайне важно для пиарщика. Поймав тренд, можно вовремя сделать публикацию, связав с ним упоминание о компании. Отследить набирающие популярность темы в сети вам помогут два популярных сервиса.

Google Trends

Этот сервис не столько про ключевые слова, сколько про самые обсуждаемые события момента, дня, недели. Сервис совершенно бесплатный.

Можно даже не вводить ключевые слова, а просто отсматривать тренды (например, утром и вечером) и искать то, что можно применить — прокомментировать с пользой для имиджа и репутации вашей компании. Не забудьте выбрать Россию в выпадающем списке стран, если вас интересуют именно отечественные тренды.

Впрочем, если вы точно знаете, какая тема вам важна — ключевые слова помогут получить релевантную информацию по трендам и их росту/падению за 1 час, 4 часа, сутки... и так далее глубиной до пяти лет.

Trend Watching

Это сервис, который анализирует мировые рынки и выявляет идеи (они же тренды) с наиболее хорошей перспективой. Кладезь идей для хорошего пиарщика, место рождения новинок, которые могут стать мастхэв сезона или года.

Пользуясь этим инструментом, вы сможете дать владельцу компании/бренда ценную информацию о том, чего хочет рынок. Ежемесячно сервис выпускает бесплатный обзор трендов.

В числе платных услуг — тематические исследования на заказ и обучение в Академии Трендвотчинга.

Итоги

Каждый пиарщик желает знать, как повысить свой KPI. А если при этом еще и освободится время для решения стратегических задач — вообще прекрасно.

Сделать это будет проще, если вы начнете активней использовать в работе современные digital-инструменты. Такие, которые либо созданы специально для PR-специалистов, либо фактически способны выполнять за вас функции поиска и частичного анализа информации.

Не пренебрегайте возможностями, которые находятся на расстоянии всего пары кликов. За некоторые из них даже не придется платить!

0
1 комментарий
AdAurum 79

Полезная подборка! Добавим к списку стареньки, да удаленький Google Alert. ☺

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда