Как использовать анализ трафика: от поиска инвестиционных идей до оценки интересных ниш для стартапа
Привет, меня зовут Коля Голос, я сооснователь стартапа Metrica — мы собираем данные о конкурентах в интернете и помогаем доставать из них инсайты. Рассказываю, почему мы начали именно с анализа трафика и сколько неочевидных выводов можно из него извлечь.
В ноябре я уже писал статью на vc.ru, как мы искали идею для стартапа и сделали первые продажи ещё до запуска продукта. С тех пор я ушёл из Тинькофф, на наш сайт из статьи перешло более 1 000 посетителей, мы получили 120 заявок и сделали 10 продаж на 250 000 рублей.
Мы составили много отчётов с глубоким конкурентным анализом для первых клиентов и поняли, что идём не туда: пытались собрать как можно больше данных под каждого клиента и в итоге сильно закопались. Стоило начать с одного показателя и постепенно расширяться.
Стало ясно, что много инсайтов мы извлекаем из анализа трафика сайтов, поэтому решили сосредоточиться конкретно на нём.
Из общения с потенциальными клиентами выяснили, что мало кто понимает, зачем смотреть трафик других компаний. А те, кто его всё-таки смотрят, делают это в основном для трекинга конкурентов. Делюсь, как через анализ трафика я нахожу идеи для стартапов и вложений в ценные бумаги.
Как анализ трафика помогает находить идеи для стартапов
Через анализ трафика отдельных компаний стартаперы и венчурные инвесторы могут быстро оценить динамику различных ниш и найти те, которые быстро развиваются или, наоборот, стагнируют.
Например, последний год быстро растёт трафик сайтов, которые связаны с шахматами.
При этом я думаю, что в нише не хватает качественных продуктов: неделю назад я хотел зарегистрироваться на онлайн-турнир, но вместо кнопок «регистрация» или «заплатить взнос 300 рублей» мне выпала инструкция на 3 страницы, как зарегистрироваться. Записаться на офлайн-турнир ещё больший ад, можете проверить сами: )
Ещё один растущий сегмент — сервисы подписок на создателей контента. Последние пару лет идёт тренд на то, что контент монетизируется не только за счёт рекламы, но и за счёт платежей от подписчиков.
Другая интересная ниша, которая начала расти во время ковида — инструменты для распределённых команд. Яркий представитель — Miro, стартап с корнями из России.
Точно так же можно найти сегменты, которые падают или стагнируют, хотя, казалось бы, там всё хорошо. Например, в последнее время много шума вокруг киберспортивных стартапов, в частности, в нише киберспортивного образования. Однако я сам 3 года назад делал стартап в этой сфере и знаю, какое там большое кладбище проектов.
Чтобы определить потенциал ниши, я сравниваю динамику нескольких крупных сайтов из этой сферы и смотрю, есть ли у них общий тренд. Оценив динамику, можно выбрать наиболее сильных игроков и скопировать их, либо подумать, как выделиться и создать свой продукт. А если вы венчурный инвестор, можно найти рынок или стартап, к которому стоит присмотреться.
Как конвертировать трафик в инвестиционные идеи
Есть компании, у которых важные бизнес-показатели зависят от трафика. Соотвественно, у них есть корреляция между динамикой визитов и курсом акций.
Иногда бывает, что трафик выстреливает быстрее, чем акции. Так было с Zoom весной 2020 года. Если бы я месяцев девять назад посмотрел динамику прироста их трафика, то наверняка изучил бы компанию детальнее и выложил бы в их акции часть портфеля. Это был тот случай, когда трафик ещё до публикации отчётов и громких новостей в СМИ сигнализировал инвестору, что здесь стоит попробовать.
Понятно, что на рынке в тот период была паника, но с помощью анализа трафика можно было найти компании, которые из-за пандемии не упали, а, наоборот, взлетели. Тогда я это не учёл, а теперь имею в виду.
Сейчас я как инвестор смотрю трафик, чтобы понять, как компании и ниши восстанавливаются после пандемии — например, слежу как дела у Booking и Airbnb. Ещё сравниваю динамику сайтов интернет-компаний — интересно, как справляется Dropbox в условиях жёсткой конкуренции с Apple, Google и Microsoft.
Как ещё можно использовать трафик
Анализ трафика пригодится, если у вас есть конкуренты и вы хотите отделить растущих игроков от стагнирующих, чтобы уделять больше внимания первым, изучать детальнее их маркетинг и продукт.
Ещё я частенько смотрю, насколько события и новости влияют на компании. Например, шумиха в декабре вокруг PornHub, связанная с удалением контента, ему аукнулась.
Через анализ трафика можно найти ниши, которые целиком зависят от определённых событий. Например, популярность криптовалютных бирж да и сайтов о крипте сильно зависит от курса Биткоина.
В каких случаях анализ трафика особенно полезен
Трафик — это классный индикатор, на который я особенно обращаю внимание, если:
- Посетители компании пользуются в основном веб-версией продукта, а не мобильным приложением;
- Ключевые метрики компании вроде конверсий и прибыли зависят от объёмов трафика. Например, онлайн-образование, интернет-магазины, сервисы стриминга, облачный гейминг, фриланс или маркетплейсы;
- Сайт посещают больше 200 000 человек в месяц: тогда будет меньше вероятность выбросов и сильных погрешностей;
Отмечу, что рост трафика не всегда говорит о качественном росте бизнеса. Стартапы могут сжигать деньги инвесторов и привлекать кучу трафика, а с экономикой при этом у них может быть беда. И, как в любом анализе, я принимаю решение, основываясь на нескольких показателях, из которых трафик — это одна из полезных переменных.
Какие сервисы я использую
- Google Trends — можно отследить общий тренд по запросам. Правда, сервис показывает некую оценку запроса от 0 до 100, по которой сложно понять объём аудитории.
- Wordstat — для трекинга роста ниш и спроса на отдельные продукты. Сервис показывает только запросы от пользователей Яндекс и не подойдёт, если хотите сравнить, как растёт ниша или компания в разных странах.
- SimilarWeb, Alexa, Semrush — профессиональные инструменты для отслеживания трафика и его источников у отдельных сайтов и даже индустрий. Бесплатно они показывают данные максимум за полгода и зачастую только по сайтам с посещаемостью примерно от 50 000 визитов в месяц. Этого недостаточно, чтобы делать выводы по динамике и сезонности ниш.
В целом у существующих сервисов есть свои ограничения, которые мешали мне решить задачи, о которых я здесь пишу. Поэтому, как это часто бывает у стартаперов, мы сделали для этого свой продукт — телеграм-бота MetricaRobot.
Ключевые отличия: можно бесплатно посмотреть трафик любого сайта за 3 года и сравнить его с другими сайтами, а данные — легко экспортировать в эксельку.
Данным из бота можно верить: мы спарсили аналитику нескольких тысяч сайтов, чтобы сравнить точность существующих сервисов и своего продукта. Это уже тема для отдельной статьи, но, если вкратце, то мы не уступаем текущим решениям.
Если у вас есть идеи, как ещё можно использовать трафик, поделитесь в комментариях, буду рад почитать!
Интересно! Скажите, не совсем понял источники данных. Вы используете платные подписки для сбора данных?
Мы собираем данные из множества открытых источников, включая Alexa, SimilarWeb и других ресурсов. Далее обрабатываем их с помощью своего алгоритма, чтобы подтюнить точность
Комментарий недоступен
Тоже интересно
Интересный подход анализа компаний для инвестиций. Будем пробовать)
Привет!
Спасибо за статью, интересно.
Хочу уточнить про 1 момент: существует выражение "Buy the Rumor, Sell the News" – покупайте на слухах, продавайте на новостях. И кажется, что действительно, когда мы видим рост макро-показателя (тренда посещаемости нескольких популярных сайтов из индустрии), то возможно входить уже поздно и тренд упущен? Как вы считаете?
То есть, например, после Хода Королевы очевидно появится пачка проектов про шахматы, но скорее всего выиграют конкуренцию из них те, кто по каким-то причинам начал делать проект до Хода Королевы. Или вообще имел существующий. Аналогично с инвестициями.
Как вы думаете, каким образом можно увидеть зарождение тренда на ранней стадии?
Классный вопрос! Я думаю, что, когда ты запускаешь в проект почти всегда будут игроки, которые уже в нише существуют и получат за счет этого преимущество
Другое дело, можно заходить в растущую нишу, а можно, например в падающую. Конечно, когда ниша растет, и ты уверен в дальнейшем ее росте, то это позитивный фактор. Плюс когда рост стремительный, то освобождается место для других проектов, например, более узких, направленных на отдельные сегменты в нише.
Комментарий недоступен
Нельзя ли убрать ботов из каментов?
(которые восторгаются друг другом)
Почему-то в комментариях, если не засирают автора, то люди начинают думать, что это боты) Люблю наш менталитет, чего грешить сам такой)
И ещё, нельзя ли как то помечать статьи, начинающиеся "Привет, меня зовут Коля Голос".
Если вы окончательно решили писать для тиктокеров - УБЕДИТЕЛЬНАЯ просьба как-то об этом явно сообщить.
Немного напрягает терять время на статьи для тиктокеров.
яндекс вас ещё не засудил за название?)
Слово метрика - это как слово погода, может использовать каждый. А на латинице название различается)
Отличный сервис!
А PRO версия будет? Хочеться разбивку на источники трафика и ключевые параметры (среднее время, отказы и тп)
спасибо за фидбэк! будем делать!
Это какаята гениальная тема анализа современности.
Те-же инвестиции на всяких новых стартапах можно предположить, проанализировав спрос на тематику, на сколько она востребована. Тг бота добавил. Спасибо
Добрый день, Николай, очень интересная статья! А вы работаете на англоязычном рынке? У меня свой блог про SEO and Digital marketing - https://digiexploration.com/.
Было бы очень интересно написать про вас статью со ссылкой на ваш сайт бесплатно.
Прикольное предложение, можно попробовать. Английскую версию не сложно добавить. Давайте спишемся обсудим детальнее? Можете написать мне в ТГ @nigolos?
Про Booking и Airbnb.
Если анализ покажет, что у них растёт трафик, то это будет означать только одно. Границы открылись. Люди стали больше путешествовать. Что обязательно приведёт к тому, что публика начнёт массово скупать симки, а также подключать международные тарифы связи.
В таком раскладе возможно и акции мобильных операторов возрастят в цене.
А ещё продажи powerbankов, рюкзаков и термосов :)
Да, но опять-таки этот рост вы увидите уже по факту. Словить момент очень сложно.
Сравнил вашу Metrica с ЯМетрикой на трех сайтах. Не бьется от слова "совсем". Ни по динамике графика, ни по абсолютным значениям.
Да и никогда не билось. Например, в симиларвеб то выше данные в разы, то ниже. Пальцем в небо для красивой картинки.
А есть еще кейсы по зависимости акций от трафика?
Да, специально пересерчил
В целом зависимость есть у многих компаний из ниш екома, фриланса, аренды жилья и так далее
Например: Ebay, Etsy, Dropbox, Upwork, Airnbn, Booking, Amazon и другие
Кейсы то перечислили, только рост трафика (а стало быть и акций) можно увидеть только постфактум.
Когда вы увидите рост трафика в том же симиларвебе, то акции уже поднялись
Молодцы.
Конкурентов все изучают, но трафик — это как бы сердце. «Не жай себе засохнуть», не проспи
Автор, ты уверен, что стоимость акций зависит от трафика? Компания может расти в сегменте мобильных приложений, а трафик это не покажет
Если у мобильного приложения есть сайт и случается резкий рост популярности, то на сайте тоже часто взлет визитов
Взять тот же нашумевший клабхаус, на их сайте тоже видно ракету)
Но динамику мобильных приложений, лучше смотреть по установкам, это да
Николай а у вас же было расширение?
Да, у нас есть расширение Metrica Extension
-
А почему не используете сервисы типа серпстат или Ahrefs, ведь, если там сузить поиск по фильтрам тоже можно интересные идеи найти по трафику.
Насколько я знаю эти сервисы оценивают трафик только из поисковиков (органический и платный трафик) Это интересные данные, но не дают полной картины по трафику
А есть возможность подписываться на тренды/ниши и получать оповещения при стабильном росте трафика и интереса не к конкретным 1-3 игрокам, а к некоему скорринговому показателю трафика рынка по главным его игрокам?
Огонь!!!
Хочу товарные ниши!
Откуда берутся данные о визитах? Насколько они достоверны?
Мы собираем данные из множества открытых источников, включая Alexa, SimilarWeb и других ресурсов. Далее обрабатываем их с помощью своего алгоритма, чтобы повысить точность.
Данным по динамике можно верить на 99% Можете потестировать на своих сайтах
Про нашу точность и других сервисов собираемся опубликовать отдельную статью)
Что то не работает((
У нас есть проблемы со старыми браузерами, сейчас пробуем поправить
Можете, пожалуйста подсказать, какой у вас браузер и какой версии?
👍🏼👍🏼👍🏼
Короче в случае, когда мусорного трафика более 70% на сайтах из поисковиков в определенной сфере вся эта статистика и посещения особенно крупных порталов ни о чем. ЦА как правило крохи и судить по статистике о спросе дело неблагодарное.
Пруф простой - чем более раскручен сайт при наличии похожих сайтов в нише, тем выше процент отказов и меньше время на сайте. Заходят такие же "продвигатели" и конкуренты.
Присоединяюсь к вопросам про источники данных. Это может быть даже темой отдельного поста.
Можете сделать так же не только для сайтов, но и для запросов поисковых?
Привет! Поисковые запросы можно смотреть на яндекс вордстате, если по русскоязычным интересно