{"id":4265,"title":"\u041a\u0430\u043a \u043e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u0435\u043a\u0441\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u2014 \u043d\u0430 UX\/UI-\u0441\u0442\u0440\u0438\u043c\u0435 \u00ab\u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a\u0430\u00bb","url":"\/redirect?component=advertising&id=4265&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/261764-korotko-strim-dlya-ux-ui-issledovateley-i-produktovyh-dizaynerov&hash=f623a23125f37225f64e6616544f0d26ed8f50071c4de3546ddf4ec4da7564de","isPaidAndBannersEnabled":false}

Что такое продуктовый маркетинг и зачем он нужен продактам

В рунете много ресурсов о продакт-менеджменте, но почти ничего нет о продуктовом маркетинге. Это объясняет, почему продуктовые команды и топ-менеджеры плохо понимают его ценность. В зарубежных стартапах эта тема уже давно является горячей, и продакт-маркетинг становится стратегической единицей бизнеса, а в России как-то совсем глухо.

Меня зовут Павел Гиоргобиани, и я евангелист продуктового маркетинга. Последние 5 лет я работал продуктовым маркетологом в ИТ, глубоко погружался в тему и хочу привнести лучшие практики западных коллег в русскоязычное продуктовое сообщество. В этой статье расскажу о ценности продуктового маркетинга для продактов и в целом для компаний.

Раскол продакт-менеджмента и маркетинга

Недавно я наткнулся на фундаментальную статью Daniel V. Thomas на vc.ru на тему разницы продакт-менеджмента и маркетинга, и в какой момент бизнесы свернули не туда. Если изложить совсем коротко, то в эпоху информации роли и функции продакт-менеджмента начали расходиться из-за фокуса на технологиях, упрощения концепций маркетинга, супербыстрого появления и развития инструментов и каналов, и «новых» видов маркетинга.

Так продакт-менеджмент начал ассоциироваться с клиентом, выявлением потребностей, разработкой, юнит-экономикой и т.д. А маркетинг начал ассоциироваться с контентом, креативом, инструментами продвижения и оптимизации воронки.

Продуктовые маркетологи, которые сейчас появляются в компаниях, пытаются осознать свою роль и определить сами, чем же они должны заниматься, потому что компании сами толком не знают. То ли growth им дать, то ли performance, то ли inbound, то ли этап воронки какой-то, то ли все-таки отсыпать немного стратегических задач. Ну или все-таки дать уже совместно с продакт-менеджером делить продуктовую/маркетинговую стратегию, а в остальном — тактики, исходя из имеющихся ресурсов у обеих сторон.

Какую проблему решает продуктовый маркетолог, он же Product Marketing Manager (PMM)?

Быстрый рост и динамика ИТ-компаний порождают много неочевидных решений, которые принимаются в моменте. Если сверху добавить разный бэкграунд и опыт сотрудников, то будут просто идеальные условия для хаоса. Продакты делают одно, у маркетинга — свое понимание продукта и KPI в других метриках, продажи и клиентский сервис вообще могут жить сами по себе. Эти истории про изоляцию команд примерно одинаковые что в России, что на западе. Печально то, что изолированные (siloed) команды забывают о самом важном — о целостном клиентском опыте.

PMM — это тот человек, который выстраивает процессы запуска продукта в единую систему:

  1. Cозданный продукт решает понятную проблему рынка, поэтому рынку нужно рассказать о решении и заработать на этом;
  2. Маркетинг понимает, кому, как и где рассказать о продукте (позиционирование, коммуникационная стратегия, сторителлинг и т.д.);
  3. Продажи понимают, кому, как и что они продают, и у них для этого есть все инструменты (sales enablement);
  4. Клиентский сервис готов поддержать клиента в любом вопросе, и для этого у него есть все инструменты (customer success enablement).

Конечно, PMM не отвечает за это один и не делает все сам. Его главная задача: синхронизировать все команды и поддержать их в нужном месте, чтобы привести к общему результату с помощью go-to-market стратегии.

Когда нужен PMM?

Как правило, продакт-маркетологи не нужны на начальных этапах развития компании, потому что процессов не много и они не сложные. Со всеми можно быстро договориться, так как вся команда буквально находится на расстоянии вытянутой руки. Функционал роли просто распределяется между командой: продактом, CEO, CTO и т.д. Бывают и исключения, когда на ранних этапах, например, нанимают PMM с хард-скиллом в performance-маркетинге: он может закрывать собой и стратегические функции, и ручное тестирование гипотез через платный лидген.

Когда компания целится в кратный рост, PMM может выступить стратегически важным активом для того, чтобы спланировать дальнейшее развитие продукта вместе с продактом и топ-менеджментом. Ресурсов становится больше, ровно как и желания их потратить быстрее, поэтому ими нужно грамотно управлять. Сегментов рынка / целевых клиентов становится больше, поэтому продуктовые запуски должны становиться более осмысленными. Конечно, в краткосроке компания будет расти просто из-за новых вливаний. Но останется ли взаимодействие между командами таким же слаженным, прозрачным и гибким, а клиентский опыт — таким же классным?

В средних и крупных компаниях — это уже must-have по причинам, описанным выше.

Чем PMM отличается от других маркетологов?

Работа маркетологов в ее нынешнем понимании прочно ассоциируется с привлечением: реклама, PR, мероприятия и т.д. Лиды, ROI, сквозная аналитика — это все классно и, безусловно, важно. Где брать новых клиентов — это один вопрос. Как сделать, чтобы больше лидов покупали продукт или не уходили из продукта — это уже другое.

Увеличить конверсию в продажу, например, — это как? Снабдить сэйлов брошюрами и презентациями? Улучшить онбординг? Триггерные письма? Или провести серию тренингов? А кто за что отвечает?

На мой взгляд, есть два основных отличия продакт-маркетологов от других маркетологов:

  1. PMM — не специалист в определенном канале, инструменте продвижения или этапе воронки. В хорошем смысле. Он понимает, что есть в арсенале, и как общаться с маркетологом-специалистом, чтобы запартнериться для достижения общих целей.
  2. PMM — хореограф, а не танцор. Его основная задача — обьединить все возможные ресурсы для выполнения общих целей выхода на рынок. Там, где много стратегической активности и коммуникаций, уже не остаётся времени и ресурса на работу руками — можно легко выгореть и потерять фокус. Только если это не сильная сторона PMM в его Т-образных навыках. Например, мне интересен Lead Nurturing, но в контекстную рекламу я стараюсь не лезть.

Чем продакт-менеджер отличается от PMM?

В идеальном мире продакт-менеджер (PM) управляет продуктом от и до: «от» создания «до» доставки покупателям.

От:

  • Общения с клиентам для выявления проблем рынка;
  • Составления роадмапа с набором решений этих проблем
  • Утверждения бизнес-целей со стейкхолдерами;
  • Синхронизации с другими командами (R&D, маркетинг, продажи, клиентский сервис)

До:

  • Планирования кампаний по запуску продукта или фичей
  • Исследования рынка, конкурентов, сегментации и поиска возможных коллабораций
  • Ценообразования, определения позиционирования и коммуникационной стратегии продукта
  • Анализа результатов и внесения корректировок в процессы маркетинга и продаж

Но исторически сложилось так, что продакты обречены проводить больше времени в части "от« (с R&D), а частью »до" занимаются как получится, в надежде, что другие команды сами все подхватят (ха-ха, нет). Отделы маркетинга с частью «до» не всегда справляются, потому что, как я и писал выше, они не погружаются в продуктовую часть и больше сконцентрированы на тактиках: прорекламировать, пропиарить и завиралить уже готовое. Еще может быть, что у них нет таких ресурсов и компетенций, потому что зачем им это? Пусть креативят и пишут «продающие тексты». Про отделы продаж можно не говорить — это не их работа. Так из-за образовавшейся пропасти в части «до» и появилась роль продуктовых маркетологов (PMM).

Важно не только понимать отличия ролей PM и PMM, но и насколько они пересекаются и дополняют друг друга экспертизой из смежных областей. Утверждение "product managers put products on the shelf and product marketers get products off the shelf" показывает все черно-белым, хотя в реальности это не так. И PM, и PMM глубоко понимают целевую аудиторию и рынок, вместе работают над go-to-market стратегией, работают в кросс-функциональных командах и общаются со стейкхолдерами. И, как вы, наверное, уже поняли, во многом они взаимодействуют еще задолго до релиза продукта. Иначе что-то важное где-то потеряется по пути.

Чтобы нагляднее показать различия и пересечения ролей, прикрепил инфографику от коллег из Product Marketing Alliance.

Чем отличаются и в чем пересекаются роли продакт-менеджера и продакт-маркетолога Product Marketing Alliance | https://productmarketingalliance.com

Что дальше: где искать PMM’ов и узнать больше

Если вы узнали себя среди тех продактов или стейкхолдеров, которые видят, что в запусках продуктов что-то не клеится, то теперь вы знаете, в какую сторону копать. Искать ли себе в команду PMM’a или закрывать эту роль другими людьми — ваше решение. Но в найме будет нелегко, потому что людям этой профессии пока особо неоткуда браться.

Где узнать больше о продуктовом маркетинге

Где искать PMMов

Если интересно узнать больше о теме, кидайте апвоуты, пишите вопросы и мнения в комментариях, буду рад обсудить :)

{ "author_name": "Pavel Giorgobiany", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 82, "likes": 49, "favorites": 261, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 215097, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 10 May 2021 21:25:41 +0300", "is_special": false }
0
82 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
19

«Продуктовый»
«Продактам»
Вы уж определитесь, вы коверкаете русский язык или не коверкаете?
«Меня зовут Павел Гиоргобиани, и я евангелист продуктового маркетинга» сорри с этого выпал ржать, чота смешно 😝 без обид )

Ответить
6

Я евангелист плавания, уже более 5 лет плаваю в разных водоёмах.

Хотел преподнести вам мировые практики коллег по плаванию, у вас же нет интернета?

Расскажу вам какие проблемы решает плавание и скопирую разные части статей по теме, а так же скину вам джоб дескрипшн, подписывайтесь на мой канал про плавание.

PS: сам я не очень хорошо плаваю, так что не стану говорить где именно я плавал и как там всё прошло, я не пловец, я евангелист плавания

Ответить
1

Вот про плавание "сейчас обидно было".
Поскольку именно Я - евангелист плавания, преимущественно, в морской=океанской воде)))

Ответить
3

сегодня шел на работу и не видел ни оного пловца, вы плохо справляетесь с евангелизмом плавания.

я кстати ещё евангелист евангелизма, подписывайтесь на мой канал в телеграм, там я делюсь полезной информацией про евангелизм, рассказываю как быть хорошим евангелистом

Ответить
1

Виноват, до вашего города не дотянулись пока(((
Озон и Вайлдберриз не справляются с доставкой нашего концентрата морской воды)))

Кстати, на работу нужно не пешком, а только вплавь добираться: и здоровья будет больше, и тусовка профильная)))

Ответить
0

зумерок пади открыл новое слово и решил дать огонь людям

Ответить

Комментарий удален

0

@Инспектор эй парень, у меня есть для тебя работёнка 

Ответить

Долгий коктейль

БАБКА
0

Почему для вас это так важно?

Ответить
11

Всегда думал, что вся эта шушера из продуктовых менеджеров, это и есть маркетологи

Ответить
14

Так и есть, просто автор не знает что такое маркетинг. 
Мейнстримная маркетинговая теория гласит: весь маркетинг строится на концепции 4p 
- Product
- Price 
- Place 
- Promo 
За эти сферы и отвечает "классический" маркетолог. 
Евангелист продуктового маркетинга))) почему-то решил разделить продукт и промо на 2 разные категории и получилось "я маркетолог маркетинга", "я дирижёр, а не оркестр". Эта должность называется директор по маркетингу или руководитель отдела маркетинга, а автор придумал новую профессию. 
В целом, это обычное словоблудие под типу "авитологов".

Ответить

Долгий коктейль

Станислав
0

Станислав, я ничего не делил. Это деление происходит уже давно, и поэтому мы сейчас имеем то, что имеем. Вы, видимо, далековато от ИТ работаете, если ничего об этом не слышали?

Ответить
0

Я в IT уже лет так 15. Последние годы управляю разработкой в компаниях разного размера. Разве что в гигантах не работал, но и не интересно. Однако, много с ними сотрудничал. И всё это деление очень условное. И любой грамотный продает и так прекрасно ориентируется в маркетинге. А не только "а/б тесты и кастдев!"

Ответить

Долгий коктейль

Олег
1

Если бы все продакты были «грамотными», то и обсуждать было бы нечего. Но эволюционно получилось так, что они необязательно должны быть «грамотными», потому что закрыть недостающую часть «в грамотности» теперь могут продуктовые маркетологи.

Проблема даже не столько в грамотности, сколько в отсутствии времени на все процессы во зоне ответственности «грамотного» продакта. Либо ещё недостаточный уровень полномочий или грамотности у других подразделений или стейкхолдеров.

Ответить
0

Ага, ну да, эволюционно получилось, что на ответственной должности пусть сидят бездари. Которых учат на курсах за полгода. Которые не могут отличить unit-экономику от расчета roi. Которые считают, что кастдев решает все вопросы. Которые считают, что rice - панацея. Я уже не говорю про специфические знания в IT (поверхностные знания о sdlc не считаются).
Одно дело делегировать полномочия, а совсем другое - отбирать их. 
Ваши слова прямо противоречат смыслу эволюции - выживает не сильнейший, а глупейший и слабейший.

Ответить

Общий франт

Олег
1

Нет. Эволюционно получилось, что когда должность начинает вмещать в себя слишком много, специализация сужается, и появляются смежные направления. Вы как человек, который в IT уже 15 лет, должны были все эти процессы наблюдать воочию. Или у вас до сих пор по каскаду все работают с полугодовым описанием требований к одной фиче?

Ответить
0

Вопрос только является ли маркетинг смежным с управлением продуктом? Нет, конечно. Это часть работы. В данном случае нет сужения специализации продакта. Есть потребность выделения отдельного маркетолога на направление promotion. Ибо если в рамках одного продукта один отвечает за планирование продукта, а другой за его продвижение, то с очень высокой вероятностью это будет как в известной басне Крылова.
Кстати, удивлю вам, но вотерфолл все ещё имеет право на жизнь. В том числе в IT. А большинство компаний прекрасно совмещают гибкие и каскадные методологии

Ответить
0

Я согласен с вами в теории, но не согласен на практике, потому что это именно так и работает в куче компаний. Куда вы денетесь от реальности? С умным видом будете брезгливо воротить нос и говорить, что так быть не должно?

Да я не против вотерфолла, каждый пляшет как умеет

Ответить

Общий франт

Олег
0

Вот вам пример, как человеку из IT (приводил в ветке ниже, приведу ещё раз)

Вы требуете от своих разработчиков продукта уметь работать с условными Spark, Airflow, админить кластер какого-нибудь гринплама/вертики, админить продуктовые базы или заниматься автоматизацией в инфраструктуре? Наверное нет, потому что это 3 отдельных специальности: Data Engineer, DBA, SRE. При этом на всех трёх позициях (внезапно!) пишется код, более того, все три направления (и сам продукт) можно реализовать на условном питоне. То есть как будто бы скиллсет один и тот же?.. 🤔

А теперь вспомните, полезли бы у вас глаза на лоб, если бы к вам 15 лет назад пришёл разработчик и сказал бы: ну не, чувак, я оптимизацией запросов и индексами не буду заниматься, это это пусть делают другие люди. Вы бы покрутили пальцем у виска и отправили бы этого человека гулять

Ответить
0

А потом вдруг внезапно оказывается, что у всего этого есть тимлид, СТО и так далее, который когда-то большую часть обязанностей делал сам (хоть и в другом стэке) но потом делегировал их кому-то. В итоге он продолжает отвечать за всю область работ, понимает как все устроено, но при этом рядом с ним нет работающего параллельно над его же продуктом тимлида с немного другими, но пересекающимеся обязанностями.
Вообще, сравнивать менеджерские обязанности с техническими не совсем корректно. Да, ещё 5 лет назад встречал олдфагов, которые категорически не хотели работать с контейнерами. Да и не далее, чем пару месяцев назад субподрядчик попросил доступ с ftp сервера... А 15 лет назад большинство разработчиков вообще были full stack. Но они есть и сейчас. И они востребованы. И останутся востребованными.
К чему это я? К тому что нет будущего за разделением. Это не будущее, а реальность. Только нишевая. И для существования отдельного product marketing manager рядом с product manager в одной компании должно сложится очень много факторов. 99% продуктов достаточно отдельного маркетолога в команде продакта. 

Ответить
0

В итоге он продолжает отвечать за всю область работ, понимает как все устроено, но при этом рядом с ним нет работающего параллельно над его же продуктом тимлида с немного другими, но пересекающимеся обязанностями.

Внезапно, есть и такие. Называются системные аналитики, и если посмотреть hh и профильные чаты в телеге — спрос на них ого-го какой

Ответить
0

Да, системные аналитики есть, но они не совсем параллельно, все таки. 

Ответить
0

Ну а кто взял бы на себя обязанности системного аналитика/архитектора, если не CTO? Больше некому, у других сотрудников не хватит экспертизы

Ответить
0

Ну так может пора хоть в 1 компанию, где не пихают 18 левых ответственностей на 1 специалиста?

Ответить
0

У меня нет левых ответственностей и обязанностей. В моей компании каждый занимается своим делом. 

Ответить
0

ну да, ну да, то то у вас смешано продакт, проджект, маркетолог, аналитик и бухгалтер

Ответить
0

С чего вы взяли, что где-то что-то смешано? 

Ответить
0

Строго говоря на личном опыте продуктового маркетинга , PMM по задачам и своим знаниям это человек на уровне руководителя маркетинга продукта. То есть директор по маркетингу. Если продукт не весь большой банк , а часть экосистемы ( фича или функционал типа "заказ билетов " ) то задачи PMM сходны с функциям руководителя маркетинга растущего продукта .

Ответить
0

Да просто маркетолога, почему руководителя?

Ответить
0

Браво. Емко и по делу.

Ответить
14

Почему-то все думают, что Product manager - профессия новая. Сугубо айтишная. Но продакты уже десятки лет работают во всех сферах. И их работа без знаний основ маркетинга невозможна. 
Все "новые" инструменты продактов тоже существуют давно. А создание продукта в любом случае будет основываться на marketing mix. 
Сфера развивается. Появляются новые фреймворки и канвы для различных задач. Но ядро все равно будет удаляться в каноны, описанные тем же Котором более 40 лет назад.

Ответить
3

Котлером, конечно же

Ответить

Долгий коктейль

Олег
1

Так и есть. А еще была (и есть) такая профессия бренд-менеджера, которая появилась в 1930 году. Ну и комментаторы на vc, которые любят 4P, конечно же, учитывают, что речь идет о самой быстро растущей отрасли в истории человечества.

Я уж не стал об этом рассказывать, надеясь на то, что аудитория придет несколько подготовленной, но увы :) 

Ответить
2

Судя по комментариям, аудитория вполне себе подготовленная. А вот автор - не факт. Ощущение, что нахватал по верхам. 
Отрасль не имеет значения. Поймите, что все методологии перешли в IT из промышленности. Они кое где изменились, но ядро осталось прежним. Например, разговаривать про agile с человеком, который не знаком с TPS - занятие максимально неблагодарное. 
Самое главное отличие IT от промышленного производства - возможность быстро проверять гипотезы и получать обратную связь. 

Ответить

Долгий коктейль

Олег
2

Если аудитория думает, что я все это выдумал, или что это мой непрофессионализм, и при этом для неё англоязычного интернета не существует, то вряд ли эту аудиторию можно назвать подготовленной. Просто прийти и сказать всем «работайте по 4P» — класс, спасибо за инсайт, конечно, но проблема несколько глубже. Более того, я привёл решение этой проблемы, которое нашли в более развитых компаниях и экономиках.

Ещё раз: я не спорю с тем, что есть базовые принципы маркетинга, на них все построено и тд. Если вы не понимаете, о чем речь, то задавайте вопросы, а не отсыпайте своей базовой маркетинговой экспертизы, пожалуйста, там где она не нужна.

Ответить
0

Если у вас нет экспертизы, то как ей не поделиться? У вас есть мнение из какой-то статьи из "развитой компании и экономики", которое чем-то может и подкреплено, но не факт. 
Но не надо это преподносить как истину. Не факт, что решение, которое подошло одной компании подойдёт другой. Для кого-то оно может быть смертельным. 

Ответить

Долгий коктейль

Олег
3

Если у вас плохо с критическим мышлением, как и у других людей, за которых вы переживаете, то это ваши и их проблемы. Я открыто призвал к дискуссии в статье и поделился ссылками на ресурсы и сообщества, в том числе глобальные. Что мешает просто спросить? Или если вы хотите привнести ценности в дискуссию, то поделиться, как в вашей компании решается эта проблема? В глобальном сообществе эти проблемы и индивидуальные ситуации обсуждаются постоянно. Для этого и существуют сообщества.

Ответить
0

У меня нет проблем с критическим мышлением. Я прочитал ваш "материал", посчитал его как минимум странным и не объективным - сугубо личным мнением. Ссылки на ресурсы? Это вы про канальчики в телеге и один а слаке? И ещё один сайт альянса не пойми кого с полезной информацией? 
Ну давайте мы сейчас с коллегами придумаем должности и сделаем альянсы, чтобы потом выдавать сертификаты за бабло. Придумаем product monetization manager, product prioritization manager, product voloyob manager... И будем всем доказывать, что выделение отдельной обязанности в отдельную должность - это будущее! Несите ваши денежки!

Ответить
2

У меня нет цели никому ничего доказывать, потому что это бессмысленное занятие. Потому что есть люди, которые дальше своего забора не видят и не могут высунуть голову, чтобы посмотреть туда. Вы пока к этой категории ближе.

Пояснить свою точку зрения — да, с удовольствием, для этого я и открыл дискуссию. Поделиться более подробной информацией — тоже без проблем.

Ответить
1

Я не знаю, где учатся текущие продакты (подозреваю, что как обычно в подворотне), но их познания в маркетинге, о котором Вы пишете, обычно стремятся к нулю. Так что мб вывести эту часть маркетинга в отдельный подвид - не плохая идея. Опять же, кто их всех набирает в штат, рукожопый управленец, который еле научился бюджет на год сводить и просить бабла у инвесторов убедительно. А управленец никогда (а вот прям всех можно спросить, и народ подтвердит) не ставит задачу маркетингу помочь с продуктом. Нене, пусть рекламные кампании делают, нам деньги и клиенты прям завтра нужны. Пусть продуктолог сам с этим сексом занимается.
Это мой скромный опыт многих лет в айти и телекоме. 

Ответить

Долгий коктейль

Анна
1

Анна, вижу, что наболело, и понимаю, о чем вы говорите. Поэтому я и предлагаю под другим углом посмотреть на ситуацию и подумать, как можно адаптироваться.

Насчет образования продактов — я в программах курсов не встречал, чтобы преподавался комплексный продакт-менеджерский подход. Кажется, что мы бросились все перенимать у продактов топовых компаний, забыв о второй важной  составляющей. Ну и, опять же, не исключено, что в текущих реалиях таких единорогов, которые все будут успевать, просто невозможно выращивать.

Ответить
8

В целом соглашусь с автором. В некоторых компаниях продакты это ребята с сугубо айтишным бэкграундом, которые занимаются тем, что пилят фичи и растят метрики.
В это же время маркетологи живут своей жизнью, и продуктовая сторона вопроса вообще их не касается, что странно, если учесть тот факт, что такие метрики как удержание, arpu и тп как раз и являются kpi crm менеджеров, например. Но как можно улучшить условное удержание если ты вообще не прикасаешься к продукту а работаешь только с клиентской коммуникацией в каналах ? Непонятно…

Ответить

Долгий коктейль

Елисей
0

Елисей, да, спасибо!

Ответить
0

Вы говорите про продактов в IT компаниях. В других сферах они тоже были есть и будут.
Если менеджер "пилит фичу" в отрыве от ценообразования, продвижения, позиционирования и так далее - гнать его в шею, он вреден больше

Ответить

Долгий коктейль

Олег
0

Вся статья о продактах в ИТ-компаниях.

Ответить
0

Ну да ну да. Я думал, что статья про продуктовый маркетинг

Ответить
8

Что такое продуктовый маркетинг, и зачем он нужен продуктам?

Ответить
6

Каковы метрики успеха для продуктового маркетолога, как понять, что он хорошо или плохо проработал квартал? Несет ли ответственность продуктовый маркетолог за финансовый результат? Расскажите, как, на ваш взгляд, взаимодействуют продуктовый маркетолог и отделы продаж, в статье про это буквально одно слово? Спасибо! 

Ответить
5

если лавочка не свернулась за квартал уже хорошо

Ответить
0

ROI не подойдёт как метрика? 

Ответить
1

Romi тогда уж (возврат инвестиций на марктеинг ) . Вот когда от марктеолога хотят roi и начинается проблема . 

Ответить

Долгий коктейль

Alexander
0

Александр, спасибо за вопросы!

По целям и метрикам картина в 2020 следующая (во вложении). Так что, да, выручка — вполне себе критерий успеха. Более того, логично, если у продакта и PMM будет единая верхнеуровневая метрика, которую они совместными усилиями и компетенциями будут достигать. Полную версию ответа тоже прикреплю, если интересно узнать больше.

По продажам — да, отдельная тема, не получилось запихать все в одну статью, к сожалению. Напишите мне в личку или в наше сообщество PMM’ов (ссылка в конце статьи), будем рады поделиться опытом.

Ответить
6

Все смешал. «Узкую» область называет маркетологами и определяет как «лидогенераторов». Продакт менеджеров, как стратегов.
Так нельзя. Оно по другому работает и идентифицируется

Ответить

Долгий коктейль

Иван
0

Я ничего не смешивал, индустрия так смешалась .

Ответить
5

Всем привет! Я продуктовый маркетолог. Покупаю продукты в "Пятерочке" по выгодным акциям и не чураюсь этого! 

Ответить
4

А это дефолтное, когда при разговоре о продуктах, всегда подразумевается B2C с овердофига юзерами? 

Ответить
5

конечно, тут люди херней не занимаются, если делаешь что-то то сразу нужно конкурировать с apple, adobe, ibm, microsoft итд. у вледльца всегда есть очень простое и понятное видение как можно нагнуть любую из этих компаний за год и занять рынок, осталось найти нормального продакт менеджера чтобы он это всё сделал и можно на пенсию

Ответить

Долгий коктейль

Nikolay
1

Что вас натолкнуло на эту мысль? По исследованию Product Marketing Alliance около 90% PMM‘ов работают в B2B.

Ответить

Общий франт

–2

В комментах какой-то калейдоскоп диванных специалистов, разбирающихся и в том, «как на самом деле надо», и в русском языке, и вообще во всём на свете, экспертность over 9000.

А автору за статью спасибо, интересный материал. Про вечные непонятки с ответственностью за управление жизненным циклом продукта не в бровь, а в глаз 🙏

Ответить
1

Но ведь по факту описал то, чем должен заниматься классический маркетолог , примерно на должности руководителя отдела. Или не так? Это все существует уже давным давно. И он точно не евангелист, только если отдельно мухосранска какого-нибудь. По мне это статья ни о чем.

Ответить

Общий франт

Павел
3

Беда в том, что от компании к компании ситуация очень сильно отличается, и все ситуации ещё и очень сильно отличаются от «классического» формата, и не только в маркетинге. Я не могу назвать ни одной компании в своём послужном списке, где ситуация с доставкой продукта соответствовала сферическому идеальному формату в вакууме.

Бизнес массово порождает спрос на определённый скиллсет — рынок труда реагирует, и по этой схеме в последние годы возник не один десяток профессий (по крайней мере в IT).

Если провести параллели с недавно возникшими техническими специальностями (мне в них ориентироваться немного проще), можно увидеть, как в самом начале их зарождения всем казалось, что они не нужны, и что их функционал на самом деле должен закрываться специалистами смежных подразделений — как пример можно вспомнить, как появлялись DevOps, SRE и Data Engineering. Казалось бы, девопс — это вкачанный админ (нет), задачи SRE может делать разработка (опять нет), а нормальный аналитик должен уметь и запроцессить данные, и хранилище админить (увы, снова нет). Почему-то про ненужность этих ребят сейчас уже никто не говорит, и это кажется абсолютно очевидным, а противоположные точки зрения звучат бредово, но ведь так было не всегда 🤷‍♀️

Пройдёт время, и всё встанет на свои места. Направление слишком молодое и только оформляется, чтобы рассуждать о нём в том ключе, в котором извергается добрая половина комментаторов. Надо быть чуть более open minded и уметь смотреть шире своего опыта и методичек

Ответить

Долгий коктейль

Павел
0

Павел, вы тоже из тех, кто кроме 4P в маркетинге больше ни о чем не слышали?

Ответить
2

Ждем, когда он дочитает до 12P

Ответить
–1

Я уже чего только не слышал. А в итоге к этому все возвращается. Продуктовый менеджер интересный человек, но по сути это и есть руковолитель всего отдела маркетинга. Необязательного большого или канонически правильного.

Ответить
0

К сожалению, чем должен заниматься маркетолог, знает только учебник. Руководство/учредители от тебя всегда будет требовать продаж, а не вдумчивой аналитики, исследований рынка, размеренной работы над продуктом.

Ответить
0

Дармоеды которые непонятно что делают, пишется короче.

Ответить
2

Пойду резюме перепишу, спасибо)

Ответить

Комментарий удален

0

Лайкну, что бы там ни было. Просто потому что верю в людей

Ответить
0

Не понял проблемы. Если строить правильно команду, то в ней будет сидеть продакт и маркетолог, если он нужен, в рамках команды они и будут разбираться, что и как будет. Продакт отвечает перед руководством продактов, если он есть, а маркетолог перед руководством всех маркетологов, если он есть. Скажем продакту, что нужно вот такое сделать, а маркетологу, что другое сделать и в рамках команды продукта они решают, что и как они будут делать. Все, никакой проблемы нет. Разделять ответственность тут сверху не надо, команда должна быть достаточно автономной, чтобы разбираться в таких вопросах самостоятельно. 

Ответить
0

Много Вы на рынке правильных команд видели? 

Ответить
3

ой согласен. Я бы еще провел анонимное исследование среди продуктологов, как часто они подделывали результаты кастдева....

Ответить
1

Я Вам скажу, что маркетологов даже не спрашивайте, там такие исследования, я даже подумываю анонимный канал в тг завести для баек из склепа.

Ответить
1

Было бы интернсно)))

Ответить
0

Если команда построена неправильно, то и статья не поможет. Костыли городить только 

Ответить

Долгий коктейль

Michael
0

А кто команды должен строить и влиять на их структуру? 

Ответить
0

Как получится, естественно. Если никто не знает как сделать, сделает тот, кто первый заявит о том, что он знает.

Ответить

Долгий коктейль

Michael
0

Ага. А почему вы за всех решаете, что они ничего не могут изменить в своей компании или жизни?

Ответить
0

Это сейчас откуда вылезло? Кто за кого решил? Конкретнее. 

Ответить
0

"...я евангелист продуктового маркетинга.." -

спасибо что сразу вначале сказал и мне не пришлось дочитывать эту статью полностью.

Ответить

Долгий коктейль

Valentin
1

Пожалуйста

Ответить
0

Павлушу разморозили только сейчас? Никто не знает... Павлуш, все всё знают, тебя наебали

Ответить
0

В чем отличие от Product Operations Manager? Задачи довольно схожие. 

Ответить

Долгий коктейль

Andre
0

Классный вопрос, спасибо. В эту роль пока сильно не углублялся, но в моем понимании она ближе к продуктовой команде и помогает ей с датой, тулзами и внутренним взаимойдействием в продукте. Хотя, кажется, что да, эта роль имеет перспективу снять груз кросс-функционального взаимодействия с продакта и продуктового маркетолога.

Ответить
Читать все 82 комментария
Alser - майним крипту на вашей технике, с любовью

В филиале магазина по продаже техники занимаются майнингом криптовалюты на продаваемых ноутбуках.

В магазине техники Alser на продаваемых, новых ноутбуках майнят криптовалюту
Московские рестораторы попросили власти перенести введение «бесковидного режима» для ресторанов с 28 июня на 1 августа Статьи редакции

И предложили пускать посетителей на летние веранды без QR-кодов.

У Timepad появился раздел «сервисы»: кому и зачем это нужно

Timepad обновляется. Вслед за сменой бизнес-модели и введением подписного формата работы с организаторами мы улучшаем внутренний функционал платформы. Цель последнего изменения — легкость работы по созданию событий на Timepad. Мы постоянно кастомизируем и улучшаем наши сервисы и продукты для того, чтобы организаторы получали новые опыты и…

HR-сервис Т1 TalentForce повышает эффективность массового найма

Наша компания запустила сайт HR-платформы Т1 TalentForcе, которая повышает эффективность рекрутмента за счет автоматизации найма.

Основатели южноафриканской криптобиржи Africrypt пропали вместе с биткоинами пользователей на $3,6 млрд Статьи редакции

В апреле они объявили о «взломе» платформы и попросили пользователей не обращаться к юристам.

Умер Джон Макафи, создатель антивируса McAfee — его нашли мёртвым в тюремной камере Статьи редакции

По предварительным данным, он совершил самоубийство.

Сервис для быстрой проверки QR-кодов вакцинации

C 28 июня кафе и рестораны Москвы и Московской области будут обязаны проверять QR-коды посетителей на предмет вакцинации. Мы решили немного помочь рестораторам и сделали сайт checkQR.ru, который ускорит и упростит процесс проверки вакцины.

Как прокачать команду, компанию и экологию: акселератор, который понравился бы Кофи Аннану

Рассказываем о простом и классном проекте, благодаря которому METRO развивает сотрудников и генерирует инициативы по устойчивому развитию.

Учимся подглядывать в портфель Баффета и не только

Наверняка каждый инвестор интересовался, куда инвестируют крупные фонды или известные профессионалы: Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Джордж Сорос или Рэй Далио. Узнать все это можно и достаточно просто.

Что внутри у Алены: разбираем чат-бота по косточкам
Часть 2. «СберМегаМаркет» заменил разбитое зеркало

В прошлом посте я написал, как доставка Сберлогистика привезла мне разбитое зеркало.

Комментарии
null