Как Ozon создал собственный продакшн для работы с блогерами
Маркетплейс отказался от агентств и с помощью Solar Staff подключил десятки контент-мейкеров со всей России.
Привет, vc.ru! Это Solar Staff, сервис для безопасных сделок с вашими фрилансерами. Мы помогаем крупным компаниям вроде Skyeng, Profi.ru и Ozon работать с ИП, самозанятыми и физическими лицами со всего мира.
В этот раз мы хотим рассказать, как мы помогаем Ozon работать с блогерами и заодно поднять важные проблемы.
Проблемы в работе с блогерами
Ozon хотел собрать собственный продакшн, чтобы наладить работу с блогерами, и сразу столкнулся с несколькими проблемами:
- Рынок блогеров плохо регламентирован. Не все исполнители готовы работать официально — проще получить деньги на карточку, без договора и счетов. Ozon, как крупная компания, так работать не может.
- Оформление договоров превращается в бумажный ад. Даже если блогер готов работать официально, через условное ИП, оформление, согласование и выплата денег может занимать больше месяца. Бухгалтерии придется заключать договор с каждым отдельным блогером, а в месяц с компанией может работать 40-50 исполнителей, и это не одни и те же лица.
- Блогеры работают по полной или частичной предоплате, не все бренды готовы работать по такой системе. У большинства — постоплата.
Обычно, чтобы решить эти проблемы, бренды работают с агентствами. Но Ozon решил делать все самостоятельно.
Почему Ozon не отдал всю работу агентствам
Агентства выступают посредниками между брендами и блогерами. Они оформляют блогера по предоплате, кредитуя компании, и заодно закрывают вопрос с документооборотом.
При этом агентства также дают свою экспертизу и часто специализируются на определенных нишах. Пример — Winstrike, который специализируется на киберспорте и игровых стримерах. Вникая в задачу, агентства помогают подобрать нужных инфлюенсеров. Так создаются действительно классные проекты, которые приносят пользу и бренду, и блогеру, и зрителям.
Условия работы с агентствами:
- Размер агентской комиссии может быть в два-три раза больше самой стоимости размещения.
- Каждое агентство специализируется на определенном сегменте: некоторые помогут с тик-токерам, кто-то с фуд-блогерами. Если компании нужны будут и первые, и вторые, придется заключать два договора с разными агентствами.
- Бывает и так, что для решения задачи нужны микроблогеры с 10-30 тыс. подписчиков. Некоторые агентства предлагают нужных людей, а некоторые, предлагают крупных, потому что так можно больше заработать. К сожалению, это проблема рынка.
Какие альтернативы существуют?
Можно воспользоваться сервисами для заключения сделок между компаниями и фрилансерами, например Solar Staff. Именно так и поступил Ozon и теперь процесс работы с блогерами выглядит так:
- У департамента маркетинга рождается задача, например «надо заказать рекламу у блогера».
- Менеджер из отдела маркетинга связывается с блогером напрямую, дает ТЗ, получает расценки. Если все участники согласны, то менеджер подключает блогера к Solar Staff и заводит задачу.
- Менеджер приходит в отдел контроля за бюджетом и документооборотом, рассказывает про задачу, рассказывает про фрилансера.
- Solar Staff забирает документы у блогера, согласовывает их с бухгалтерией и оформляет договор.
Блогер создает контент для бренда.
Менеджер принимает результат работы блогера, закрывает задачу в Solar Staff
- Solar Staff отправляет блогеру деньги, а отделу контроля за бюджетом — закрывающие документы.
В такой системе Ozon начал работать с любыми блогерами, без ограничений:
Миллионниками. Это могут быть, как владельцы Youtube-каналов, так и контент-мейкеры в TikTok и Instagram.
Микроблогерами с 20-30 тыс. подписчиков, у которых размещение может стоить 5 тыс. Например, с блогерами по узким тематикам вроде строительства или детских товаров. Часто это люди из регионов России, которые, к примеру, могут сделать обзор товара для соцсетей Ozon.
Справедливо будет рассказать об условиях:
1. Мы берём от 3,5% до 10% в зависимости от оборота и налогового статуса исполнителя
2. Мы не аккаунтим сам процесс взаимодействия, а лишь «подаем патроны». Ozon самостоятельно сформировал свой отдел продакшна, мы лишь дали ему инструменты оформления и менеджмента.
Результаты
Ozon в месяц создает около 40 интеграций у блогеров, что раньше было
невозможно.
Без сервиса компания могла платить за интеграцию в 2-3 раза больше. Потому что агентства добавляют собственную комиссию за работу с блогерами
- Мы ускорили процесс создания контента. Тут передаём слово клиенту:
Как вы работаете с блогерами?
Нам интересно, как компании выстраивают работу с блогерами. В будущем мы хотим провести полномасштабное исследование (если интересно поучаствовать, то напишите в телеграм), но пока ограничимся ресурсами VC.
М-да... Не в адрес организаций, но в целом.
Не думал, что вопрос рекламы когда-то упрется в поиск блогеров, у которых есть какое-то количество подписчиков. Недавно просто добило то, как на ПМЭФ Милохин представлял Сбер. Это же до чего должна быть примитивная логика: "Так, нам нужон блогер с миллионами подписоты... О, какой-то Даня Милохин, его и пригласим".
И по барабану, кто там чем занимается, кто каких инфоцыган и пирамиды пиарит между делом, лишь бы был приток людей.
Выпускники-актеры из ВГИК, ГИТИС, школы МХАТ и др. - это не то, у них же подписоты нет)
Согласен....Рынок деградировал. 99% блогеров в Инсте юзают накрутку, аудитория необразованная, слабая по бюджету, не имеющая интереса к львиной доле товаров и услуг, что им впаривают лидеры мнений.
А Сбер лезет...как и прочие...ну бюджеты осваивают,че...
Какую интересно страну это напоминает? Никак не могу понять
Блогеры – это новые медиа. Сейчас бренды не гонятся за миллиониками, а наоборот в рамках своих медиапланов отдают предпочтение небольшим лидерам мнений. На самом деле все зависит конкретно от задачи, которую нужно решить с помощью коммуникации, если вы хотите вывести новый продукт на рынок то часто все равно на платежеспособность аудитории во многом, особенно, когда вы бренд и это какой-то недорогой батончик. Нужно сформировать новое знание и продемонстрировать его как можно широкой аудитории. Опять же здесь все упирается в сам продукт, если вы выводите на рынок батончик для подростков тогда – это какие-то селебрити по типу Клавы Коки, Милохина и др. Если же продукт более нишевой и предположим какой-то крем против морщин тогда вы идете к косметологам с аудиторией, селебрити постарше и, например, коммуницируете не через Инст, а телек и тд.
Ну и еще проблема рынка не в том, что все идут к большим блогерам, а в том, что вирусные кампании с негативом работают. Их задач вызвать у вас эмоции. Негатив, позитив – пофиг. Главное, чтобы об этом говорили. Посмотрите на кейсы с Моргенштерном. Где Альфа выпустили 160 000 карт и фактически CAC обошелся им 62.5 руб. Или трек, который Моргенштерн записал для War Thunder. Ну и вы пишите коммент про Сбер и Милохина, вас бомбит, значит задача была достигнута.
Комментарий недоступен
ну хз. у нас отлично работает.
А что у вас за бренд?
Добрый день
Был негативный опыт какой-то?
Комментарий недоступен
Чем вы отличаетесь от СБР FL.ru и какая итоговая комиссия? Я так понял НДС 20% + 5-10% вашей комиссии?
Условно вот есть исполнитель. Его зп = 100.000р. в месяц, какой итоговый счет от вас я получу со всеми налогами и комиссиями?
Так и есть. +20% +x%. А блоггер должен свои 13% заплатить, если он физик.
НДС в вашем прочтении портит всю малину, если мы на УСН. FL.ru это обходит с помощью агентского договора и там НДС копеечный в итоге.
То есть НДС для вас плюс, если вы имеете дело с крупными или просто НДСными компаниями, поскольку они могут зачесть свой НДС и для них это реально крутая тема, с точки зрения уменьшения НДСной базы с ФОТа.
Если вы пришли на сайт предпринимателей, то НДС ну вообще не в тему, вот ну вообще.
Подумайте насчет агентского договора и начисляйте НДС как FL с суммы комиссии, а не всей суммы. Тогда вы будете реально интересны УСНной мелочевке. А пока точно нет.
Эм, я их клиент..
Добрый вечер.
100 000 + ндс + наша комиссия (она составляет от 3,5 до 10%)
Плюс в том, что компании на осн ндс принимают к вычету
Читайте выше мой комметарий для тех кто на усн вы мало интересны. Рассмотрите вопрос агентского договора с НДС с комиссии, а не всей суммы. Вы конкурентно всухую проигрываете СБР от FL.ru.
Иван.
Действительно наш сервис выгоднее для компаний, применяющих общую систему налогообложения в России и мы преимущественно с такими компаниями и работаем. Но тут важно кое-что пояснить:
Мы не применяем агентскую модель поскольку она очень опасна для заказчика и ведёт к возникновению налоговых рисков. Прежде всего, к доначислению социальных взносов.
Кроме того, при агентировании сервис стоит в стороне от сделки, не идёт в неё и не берет на себя риски по сделке. Мы же идём внутрь сделок — понимаем установленные государством правила и создаём такие условия, в которых действуя в рамках сервиса риски во взаимодействии сторон минимальны.
Мы начинали с безопасных расчетов и пошли дальше, в сторону создания среды с максимальной свободой выбора, Solar Staff — максимально универсален. То есть работать можно с любым исполнителем вне зависимости от его налогового статуса и даже страны резидентства
Касательно нагрузки на фот — мы не работаем с трудовыми отношениями.
Добрый день, не совсем понял, кого вы подразумеваете под словом «фрилансер» в описании схемы работы. Блоггера? Или вы так называете своих сотрудников? Кто этот персонаж?
Максим, добрый день.
Для нас фрилансером может быть и блогер, и курьер, и копирайтер. Это человек, который выполняет некую проектную работу для компании. Зачастую таких людей не нанимают в штат, а привлекают к конкретной задаче.
Поэтому мы часто используем термин «проектный исполнитель», но он не всем знаком.
И как с Вами сотрудничать в качестве блогера?
У меня два канала на Дзене, есть сайт.
агрегатор блогеров))))
Мы — нет
но у нас есть такие клиенты :-)
Еще 1 маркетплейс с дропшипингом лидеров мнений)) особенно умиляет, что в 2021 году все еще роляет не важное количество подписчиков)))
На сколько у вас дороже платежи тем, кто принимает только на карту и по другому не работает?
Игорь, отвечаем:
Физик — от 6 до 10 %
Самозанятый и ИП — от 3,5 до 6%
Минимальная сумма платежа какая-то есть, кроме комиссии ? Про тарифы на сайте указано, про минимум не нашел.
Если меньше 1000₽ выводить на карту, то комиссия 100₽.
Это единственное ограничение для фрилансера. Если выводить на кошелёк, то любая сумма без комиссии.
Минимальной суммы задачи нет, можно хоть по 10 задач по 50₽ поставить.
Вы облегчили путь и прохождение шагов сотрудничества крупной компании. Предоставили на ура "меню из 7 блюд и вон тот нямкисель..".
Это все в итогах будет им приносить миллионные прибыли.
Так зачем вы, увеличив Ценность, уменьшили им стоимость ? Ещё и коллег подставляя на грызодемпинг??
Справедливо ли агентствам брать в 2-3 раза больше чем блогер? Чаще да.
Ведь блогер один, а в агентстве команда.
Но и базовый минимум труда должен стоить не меньше материалов.
Цемент и цементирования.
Дизайн и печать полиграфии.
Краска и нанесение.
До каких пор
стратеги
маркетологи
топы
изобретатели
инженеры
авторы контента
логотипов
и слоганов
будут отдавать за копейки
свой труд компаниям,
где полученная прибыль идёт на домик в Швейцарии, а ее работники в кредитах за еду лекарства коммуналку похороны??
Добрый день.
Это два разных подхода. В отличие от агентств, мы не даем экспертизу и не ведем проекты и у нас нет стратегов и маркетологов под клиентов. Мы делаем другое — подаем «патроны», то есть даем доступ к другим людям.
Бренд сам решает, как ему комфортнее работать. Мы не против, а только за, чтобы агентства зарабатывали на экспертизе.
Я понимаю ваши аргументы. И все же..
Вы считаете, что подача и скорость подачи нужных патронов имеют меньшее значение в итоговой прибыли, чем стратегии?
Если определять ваш труд как механику, давайте сравним.
Стратег придумал "найму команду которая будет перепродавать кем-то созданные помидоры/платья/смартфоны". Привлеченные им стратеги и топы придумывают, как мотивировать покупать именно у них. Линейники (тактики) сидят работают ручками. Каждую минуту.
Если они остановятся какова ценность стратега и ко?
Какая скорость вашей подачи патронов? Какая обойма? 9 патронов? 50 патронов? Сколько вы в итоге заменяете линейников? Стоит ли 2хчасовой экспресс с 380км/час и 700 пассажирских Также как паровоз 80 дней 50 л.с. на 150 пассажиров?
Нет, не считаем. Повторимся — каждый бизнес сам выбирает свой подход к работе. И стратеги могут быть и внутри компаний, необязательно в агентствах.
Так что и нём понял зачем вы? Для откатов руку отдела маркетинга озона 50% с 10% ? Почему отдел маркетинга озон не может сам заключить договоры с блогерами?
Алексей, добрый день.
Может, но это занимает слишком много времени. Когда речь идет о двух-трех блогерах, то проблем с оформлением нет. Но у Ozon таких десятки и причем со всей России. Документооборот может занимать несколько дней.
Мы, как сервис, берем на себя всю рутину.
Я так и не понял, в чем сложность оформления? Весь документооборот и подписание договор можно делать по email. Не ужели маркетолог который и итак общается с блогером не может с ним заключить договор и направить платежку в бухгалтерию?
Представьте, если вам для каждого размещения каждого блогера нужно оформлять договор. Это же очень долго. А что делать, если у них еще и разный налоговый статус? В случае Ozon так и получается.
Представляю и? Это примерно 10 минут в шаблон договора забить данные и отправить его по имал, потом дождавшись скана по имаил и выполнены работ отправить заявку на оплату, так в чем сложность, если маркетолог и так общается с блогером по самому рекламному материалу, ведёт прописку и обмен информацией, что сложного туда ещё договор добавить?
Есть ли у вас промокод на регистрацию?
Илья! У нас можно зарегистрироваться и без промо-кода, если вы заказчик. Если вы исполнитель, то нужно, чтобы заказчик пригласил вас в сервис.
Прочитала быстро, механизм не поняла. Где там предоплата возникает на платформе в описании шагов, как преодолевается эта проблема? Выглядит просто как передача геморройных функций на аутсорс, и все)
Недавно начал работу в одной IT-компании, которая также сотрудничает с некоторыми физиками через Solar Staff. И у меня конечно впечатления странные от этой темы. Начнем с того что работая с физиком вы документы получаете не как от работы с ним а непосредственно от Solar Staff, иногда учетная запись физика в Solar Staff - это просто адрес электронной почты. Никакие налоги физиком естественно не платятся. В общем по сути этот "сервис" это такая IT-альтернатива раздачи денег в конверте, но для компаний, которым надо как-то обелить процесс. И тут все таки закрывающие документы, какие никакие, у вас будут, и вы за это им заплатите процент (комиссию). Если у вас большое количество таких физиков - то это огромный шанс вашим менеджерам начать переводить бабло кому угодно (себе в карман), так как контроль организовать будет сложно. А если внутренний контроль увеличить, то и пропадет смысл, так как в на скорость оплаты тут и делается ставка.
Алексей, добрый день. Ответим вам завтра в первой половине дня.
Алексей, возвращаемся к вам, как и обещали. По пунктам:
1. «Начнем с того что работая с физиком вы документы получаете не как от работы с ним а непосредственно от Solar Staff»
Да это так. Solar Staff работает по подрядной модели — мы встраиваемся в цепочку между исполнителем и заказчиком и готовим документы.
2. «Иногда учетная запись физика в Solar Staff - это просто адрес электронной почты».
Это уже давно не так. Теперь у исполнителя обязательно должен быть телефон, электронная почта, а также он выбирает налоговый статус. Как только сумма, которую получает исполнитель превышает 15 тыс. рублей он обязательно проходит верификацию, где еще нужно фото паспорта, прописка и тд.
3. «Никакие налоги физиком естественно не платятся».
Это не так. Самозанятые, которые работают с нами платят налоги, как и ИП. Для физических лиц у нас даже создан целый отдел из специалистов, которые консультируют людей и помогают им платить налоги. Для нас это настолько важно, что со следующего года Solar Staff сможет платить 3-НДФЛ за физических лиц.
4. «В общем по сути этот "сервис" это такая IT-альтернатива раздачи денег в конверте, но для компаний, которым надо как-то обелить процесс».
К нам действительно часто приходят кампании, которые хотят обелить процесс, но у нас очень подробная проверка заказчиков. Мы отслеживаем выплаты и смотрим кому платит компания — если это, например, собственные, штатные сотрудники, то мы связываемся и выносим предупреждение. Если ничего не меняется — баним компании.
5. «Если у вас большое количество таких физиков - то это огромный шанс вашим менеджерам начать переводить бабло кому угодно (себе в карман), так как контроль организовать будет сложно».
Все наши выплаты производятся через расчетный счет, и они проходят через бухгалтерию компании. Как правило, мы работаем с крупными брендами и у них постоянно проводятся аудиты и контроль бюджета, поэтому кажется, что менеджеру будет очень трудно положить себе эти деньги в карман.
А с сайтом то что ???
Хабиб! К сожалению, у нас нет уже нет доступа к редактированию статьи, сейчас там указана ссылка на страницу, которую снесли.
Но сайт наш работает: https://solar-staff.ru/
Комментарий недоступен
Илья, добрый день!
Это временно :)
https://solar-staff.ru/