{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему AB тесты не работают?

За что мы так любим AB тесты? За то, что они помогают нам сделать больше продаж, получить больше подписок и наконец сказочно разбогатеть. Стоп, а ведь с последним они не помогают, а мешают даже. Сейчас обсудим как это происходит.

“Невероятный” пример

Допустим, вы маркетолог или модный нынче продакт-менеджер и делаете ручки для дверей. Продукт зрелый, появился где-то в неолите. Но это вас все равно не печалит, вы же инновативный-инноватор: постоянно добавляете новые технологии и делаете исследования с AB тестами. Ваши ручки бодро зажигают: подписки и ревенью постоянно растут, конкуренты плачут кровавыми слезами, и скоро вы к черту монополизируете весь рынок...

Но не тут-то было. Внезапно где-то на Тибете просыпается инфекция, которая перекинулась человеку от кротов. Никто не знает, зачем тибетцам понадобилось жрать этих долбаных кротов, видимо, думали, что улучшит потенцию и долголетие. В результате расклад теперь примерно такой: инфицированный человек потрогал ручку, 80 человек из 100 не заразились, 19 перенесли бессимптомно и пошли заражать другие дверные ручки, а у 1-ого из 100 руки почернели и отвалились. История с перчатками сразу не проканала, так как если в этих перчатках потрогал ручку, а потом нос, то почернел и отвалился нос. СМИ усиливают панику, в соцсетях, вы постоянно видите людей с отвалившимися руками, носами, ушами и прочими местами. Где-то откручивают ручки, где-то вообще выпиливают двери и оставляют проход открытым, в рестораны теперь можно только по QR коду. А это тут причем? А сами не знаем, просто очень старались.

Так вот, вашему бизнесу с дверными ручками пришел пушистый конец. И дело не в том, что вы сделали неудачный интерфейс или неправильно провели AB тест. А в том, что пользователи почему-то стали относиться к вашему интерфейсу иначе и теперь иначе с ним взаимодействуют.

Скептики возразят: “Да какие кроты в тибете, хватит фантазировать, такое невозможно.”

Мой ответ: “А представьте, что завтра в этих ваших Тик-Токах объявят челлендж “Смажь дверную ручку вареньем”? Когда понимаешь принцип, то и кроты из тибета не нужны, можно использовать инструменты попроще!”

Что мы упускаем при AB тестировании?

Когда потребитель взаимодействует с нашим продуктом, то дело не только в самом продукте. Дело в навыках, дело в предыдущем опыте, дело в представлениях и заблуждениях, которые пользователь тащит в своей башке взаимодействуя с нашим продуктом. Да, AB тест дает вам снимок как есть сейчас, но это может измениться мгновенно. Люди, которые уже измазали руки в “варенье”, будут иначе проходить все последующие AB тесты!

А как правильно тогда тестировать?

А теперь давайте подумаем что бы нам такое исследовать и протестировать, чтобы все-таки разбогатеть? Можно ли, не меняя продукт и не меняя интерфейс, изменить взаимодействие пользователя с вашим продуктом? Как мы уже протестили на кротах и на “варенье”, еще как можно. Но хочется бросить вызов стихии, и сделать эти процессы более управляемыми и более подвластными маркетологам и менеджерам продуктов новомодным.

Представьте у вас есть какой-то элитный тематический отель. В нем есть правило “открываем двери попой”. Вы тут впервые, и когда швейцар открывает вам дверь, он делает это попой и таинственно шепчет вам: ”У нас так принято!” Вы заходите внутрь и видите, что весь персонал, постояльцы и все вокруг открывают двери попой. А как только вы пытаетесь ухватиться за дверную ручку, то все смотрят на вас с осуждающим недоумением. Вам все постоянно показывают и рассказывают, как правильно взаимодействовать с дверями. И вы либо к черту съезжаете от этих придурков, либо решаете, как все, разрабатывать ягодицы.

То есть нужно пытаться тестировать не только сам интерфейс, но и правила взаимодействия с ним. Последователи Якоба Нильсена и его Юзабилити ответят мне, что интерфейс должен быть таким, чтобы не требовал правил взаимодействия и обучения. Уважаю Нильсена, но реальность такова, что писать на клавиатуре нужно учиться, взаимодействовать со смартфоном нужно учиться, ездить на велосипеде нужно учиться, ездить на гироскутере с вэйпом и фалафелем и то нужно учиться. И от того, как вы научитесь, зависит, как вы будете взаимодействовать.

Тестировать нужно не только сами правила взаимодействия с продуктами, но и способы донесения этих правил до потребителя. Понятное дело, что если вы напишите инструкцию, повесите всплывашку, влепите бессмысленный онбординг - это не получится. Придется потратить много ресурсов чтобы научиться влиять на безумие в голове потребителя. Кстати, в той истории с кротами в итоге выяснилось, что инфекция передавалась не через дверные ручки, а через воду. Извините, ученые и СМИ угробили ваш бизнес на пустом месте. Попробуйте теперь переубедите их, что ваши дверные ручки безопасны и удобны, когда все научились жить без них.

А что же почитать, посмотреть, чтобы углубиться в тему?

Мне очень помог курс Роберта Сапольски “Биология поведения человека”

Вот тут на английском: https://youtu.be/NNnIGh9g6fA

Вот тут на русском: https://youtu.be/ik9t96SMtB0

Там 27 лекций, ссылку даю только на первую.

Заключение

Я написал эту статью, чтобы в очередной раз пригласить вас подумать над тем, что продукт - это не только условия, интерфейс, конкурентные преимущества, но и то что варится у человека в голове. И когда вы делаете AB тесты, я хочу чтобы вы задумывались: “Тестирую ли я взаимодействие продукта с покупателем? Или же я тестирую способы изменить отношение покупателя ко всему классу продуктов.” Разбогатеть можно, только если научитесь менять отношение. И научиться этому можно!

Меняем интерфейс VS меняем отношение

А теперь давайте перейдем к практике. Чтобы лучше разобраться в том как волшебство в голове потребителя влияет на его взаимодействие с интерфейсами нам нужно больше примеров. Вот тут я собрал несколько. Присылайте мне в комментарии или в личку примеры из вашей жизни, когда вы или другие люди использовали продукты не так как это было задумано производителем. Я с удовольствием добавлю их в эту статью!

Это не просто, придется голову поломать!

1. Поясная сумка

Пришиваем сумку к поясу - получаем поясную сумку, но модники носят ее через грудь.

2. Мешалка для кофе

На пластмассовую мешалку для кофе сделали удобную ручку для пальцев, но все думают что это не ручка а мини-ложка и мешают ею.

3. Укороченные носки

У носков отрезали верх и они стали по щиколотку - круто носки для лета, но модники носят зимой потому что стильно.

4. Символьная графика

На компе столько классных графических пакетов, но кто-то до сих пор рисует символьной графикой.

5. Игры для знакомств

Многопользовательские игры заточены под игру, но кто-то использует их как сайт знакомств.

6. Заметки в мессенджерах

Столько сервисов заметок, но многие делают заметки в неудобных чатах вотсапа, телеграма, фб, а некоторые даже в вк.

7. Из проктологии (пример от Валерии)

У хирургов-проктологов целая коллекция вещей их пациентов, использованных не по назначению :)

8. Дорожки для велосипедистов (пример от Алексея)

Дорожки для велосипедистов были сделаны, чтобы они не мешали пешеходам, а многие мамы с колясками любят по этим дорожкам ходить потому что "ну там же пусто!"

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Александр Смажук

Говоря про А/В тесты не нужно путать мух с котлетами. Данный вид тестирований предназначен для улучшения интерфейса его удобства и "читабельности". Да рынок и потребитель меняются. Именно потому, подобные тестирования ведутся по полгода для получения достоверного результата.
Касаемо глобальной "смены вектора" так тут не только тесты, тут и весь остальной маркетинг может накрыться медным тазом))) От такого фиаско спасти может только диверсификация инвестиций... Но это уже совсем другая история.
Касаемо А/В тестов, как и любых других маркетинговых инструментов, их не нужно переоценивать, но нельзя и недооценивать.
Например, если из всех посетителей сайта заявки оставляет 10%, при этом 50% заявок отпадает на уровне отдела продаж - сначала нужно протестировать именно отдел продаж.
Глобально же, нужно совершенствовать каждый элемент. Ведь повысить продажи на 50% за счёт только тренингов для продавцов или A/B тестов - достаточно сложно. А вот улучшив всего на 1-2% уровень отдела продаж, на столько же качество рекламы, тот же интерфейс сайта и ещё десяток параметров - на выходе можем получить и +100% к продажам.

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

Александр, но как же быть с ручками измазанными "Вареньем"? Должны ли мы относиться к этому как к стихийному бедствию, или можно этим управлять?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Смажук

Федор, уточните, что именно Вы имеете ввиду?

Если Вы про форс-мажоры - тогда и жить нет смысла ведь кирпич может в любой момент упасть на голову...
Но, в этой непредсказуемости есть своя прелесть. Что касается маркетинга в современном мире - да мы можем измерить не все. При этом, количество параметров, которые действительно можно получить благодаря системам аналитики достаточно высоко для того, чтобы диджиталом управлять. Вспомните про кейсы компании Кембридж Аналитика.
При этом, нужно всегда здраво мыслить и взвешивать целесообразность применения каждого инструмента. Например, если вы только открываете интернет-магазин на 250-300 товаров - А/В тесты точно не имеют смысла. Лучше посмотреть как сделано в маркет-плейсах и прайс-агрегаторах. А также провести аудит парочки лидеров ниши. Это точно даст больше полезной информации. Но, если вы маркет-плейс с едедневным многотысячным трафиком, то без А/В тестов уже намного сложнее стать лучше!

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

Я если честно атакую саму концепцию, что классические AB тесты нам вообще что-то показывают -)
Я предлагаю задуматься над тем, что они показывают настроения толпы, которые меняем не мы. А могли бы и менять, если бы задумались -)

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai

Это абсолютно разные ценовые категории.

А/Б тесты сильно на порядки дешевле. 

В общем случае у вас просто не хватит бюджета на "менять". 

Так что общий ответ - нет, вы бы не могли. 

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

Вы считаете, что я не найду бюджета на банку "варенья", чтобы смазать 100 дверных ручек? 

Вот, например, так бывает: https://tjournal.ru/internet/400348-podrostki-snimayut-kolpachki-s-avtomobiley-i-hvastayutsya-ulovom-v-tiktoke-regionalnye-smi-zhaluyutsya-na-novyy-chellendzh

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai

В лучшем случае получите раздражение ряда жильцов.

На второй раз рискнете хулиганкой или набитой мордой. 

А вот создать общую привычку... Нет, не хватит 

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

Фантазии это ценно, нам сейчас не хватает как раз креаторов сильно.
Но в данном кейсе не помешает изучить вопрос сначала, т.к. фантазии реальности не соответствуют -)

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai

Это верно подметили.
С реальностью ваши домыслы не дружат вообще никак. 

С логикой, кстати, тоже. 

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор
Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда