{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как с помощью только NoCode мы повысили LTV образовательной платформы на 20%, а конверсию на 30%

Если вы до сих пор уверены, что NoCode-разработка — это ограниченная история, и с ней можно только собирать лендинги на «Тильде», то вам точно нужно прочесть этот кейс.

Всего за месяц мы собрали техническое MVP для детского образовательного сервиса вообще без кода, да еще и повысили конверсию на 30%, а LTV на 20%.

Привет! Меня зовут Ринат, я сооснователь агентства NoCode-разработки Ohuenno. И мы действительно всего за месяц собрали полноценное техническое MVP, да еще и достигли классного роста метрик.

В этой статье я расскажу о процессе, гипотезах и о том, почему NoCode — это не про сайты, собранные в конструкторах, а про полноценный и гибкий инструмент, который может встраиваться в существующий бизнес и автоматизировать в нем процессы.

До нас клиент обращался к разработчикам, чтобы выполнить задачу на обычном коде. В итоге стоимость они назначили в 3 раза выше, чем вышло у нас, а сроки — в 2 раза дольше. Так что NoCode — это не только проще, но быстрее и дешевле.

О клиенте

Dizz.tv — это платформа с полезными трансляциями для детей. Ребята проводят прямые эфиры на темы, которые интересны малышам, но с образовательным подтекстом. Например, ребенок может учить языки, математику и естественные науки, смотря видео про Майнкрафт. Получается полезный ютуб, который работает по подписке.

Так как текущая MVP-версия продукта была собрана на коленке, она работала на Discord — мессенджере с кучей настроек, в качестве площадки. В какой-то момент ребятам на нем стало банально тесно и неудобно — он срезал все конверсии на этапе онбординга, а создателей ограничивал в тестировании гипотез. Пришло время переезжать, а заодно протестировать пару существующих гипотез.

Какие были задачи

Мы погрузились в продукт, сформулировали кучу гипотез, которые проверили NoCode-разработкой, но в этой статье разберем 2 конкретных.

Гипотеза 1: увеличить LTV, если показывать родителю результаты ребенка, полученные на платформе

Так как в продуктах для детей решение о покупке принимает родитель, продукт должен удовлетворять и потребности родителя. Для этого мы решили показывать ему индивидуальный план для ребенка и успеваемость за прошедший период. Благодаря демонстрации результатов мы планировали повысить конверсию в оплату следующего месяца, то есть увеличить LTV.

Значит нашей задачей будет сделать так, чтобы платформа могла собирать данные из разных источников об успеваемости (Discord, квизы, стриминговые платформы) преобразовывать в понятный вид, отображать в личном кабинете, а также отправлять родителю по почте и в Whatsapp.

Гипотеза 2: увеличить конверсию, если в начале воронки обзванивать только тех, кто посмотрел пробный урок

Модель продаж у платформы была следующая:

Шаг 1: родитель оставляет заявку

Шаг 2: получает бесплатный пробный урок в записи

Шаг 3: получает пуши и рассылки с призывом посмотреть урок

Шаг 4: менеджер звонит родителю и продает

Как вы заметили, в этой модели продаж участвует живой человек — менеджер по продажам. Ему нужно платить зарплату, из-за чего растет CAC. При этом, очевидно, продукт покупают только те, кто посмотрел пробный урок.

Значит второй задачей стало сделать так, чтобы мы могли понимать, кто посмотрел пробный урок, а кто нет. После мы хотели передавать эти данные в CRM, чтобы менеджер не тратил время на тех, кто не смотрел пробный урок, и смог сфокусироваться на теплых клиентах.

Какие инструменты использовали

  • Bubble — для создания личного кабинета, где будем отображать персональную информацию. Сервис отслеживает время пользователя на сайте и взаимодействия ребенка с системой. У клиента уже был личный кабинет на Тильде, но он не подошел. В нем нельзя отображать индивидуальную информацию для каждого пользователя.
  • Integromat — для связки всех сервисов и данных. NoСode серверная часть системы.
  • AmoCRM — для взаимодействия оператор-клиент и куратор-клиент + sales bot для автоматизации постановки задач и переноса карточек.
  • Pact — для рассылок в мессенджеры
  • SendPulse — для email-рассылок
  • Google analytics, Google tag manager, metabase — аналитическая прослойка, чтобы собирать все необходимые данные и передавать в Airtable.
  • Airtable — единая база данных. Место, куда стягиваются данные из CRM, аналитики и всех других сервисов.

Что делали

Для начала нам нужно было агрегировать всю информацию об активности ребёнка:

  • Время просмотра обучающих роликов за день/неделю/месяц
  • Выполнение интерактивных тестов после роликов и выполнение домашних заданий
  • Активность ребенка в чате во время обучающих трансляций

Мы решили собирать все эти данные и раз в неделю отправлять родителям такое сообщение:

На этой неделе ваш ребёнок посмотрел 2 часа обучающих видео и выполнил 5 заданий вместо Ютуба и компьютерных игр.

Он узнал:

  • почему огонь не может гореть в воде
  • в каких странах водятся тигры и львы....

Вы можете закрепить знания и интересно поболтать с ребенком сегодня вечером!

Для сбора информации об активности мы использовали Google Analytics, GTM и Metabase:

Так выглядит кабинет Metabase. В нем собирается вся аналитика в сыром виде. Тут мы пишем SQL запросы, чтобы получать данные о просмотрах ребёнка, его активности, посещениях для отправки родителю

А это те самые сырые данные, которые нужно было обрабатывать вручную. И, конечно, у стартапа на это не хватает ресурсов, поэтому одной из наших задач стала автоматизация обработки данных. Для этого мы сделали несколько дашбордов и отдавали их каждому пользователю в ЛК, чтобы родитель мог посмотреть всю информацию по обучению ребенка прямо в нем.

Но не все родители часто посещают личный кабинет, а те, кто посещает, и так продлевают подписку. Поэтому было решено отправлять им статистику по почте и в Whatsapp — для этого мы использовали Integromat.

Изначально у нас возникли трудности со связкой AmoCRM, но так как мы официальный партнер Integromat, у нас была приоритетная поддержка. Нам выделили менеджера и мы быстро решили проблему.

В итоге это решение позволило увеличить конверсию перехода из первого месяца во второй на 20%. Возражение со стороны родителей: «За что я плачу деньги?» сошло на нет, разгрузив саппорт и отдел повторных продаж.

Далее нам нужно было понимать, кто посмотрел пробный урок, а кто не смотрел вообще, чтобы отдел продаж мог фокусироваться только на теплых клиентах.

В целом эта задача одна из самых приоритетных для бизнеса: выявить ранние тригеры, которые помогут понять, купит клиент продукт или нет, чтобы оптимизовать работу sales-менеджеров.

Эту задачу мы также решили с помощью NoCode-инструментов. Нам было нужно:

  • Понимать кто из потенциальных клиентов уже посмотрел пробный урок
  • Следить за тем, какую продолжительность урока клиент посмотрел, чтобы понимать, отрабатывать нам возражения (посмотрел 30%) или закрывать на продажу (посмотрел от 70%)
  • Передавать эти данные в сделку в AmoCRM
  • Автоматически ставить задачи менеджеру в CRM для горячих клиентов

В итоге это работало так:

  1. Клиент оставил заявку на пробный урок
  2. Ему пришло письмо и сообщение в мессенджер с уникальной ссылкой урока (связывать все компоненты и генерировать ссылки помогал Integromat)
  3. Клиент переходит по этой ссылке и начинает смотреть урок
  4. Как только клиент посмотрел 70% урока, ему сразу звонит менеджер, чтобы закрыть на покупку.

Integromat связывал все компоненты этой цепочки воедино и обновлял статус сделки, когда он менялся. А salesbot (часть AmoCRM, которая позволяет автоматизировать действия) отправлял сообщения и ставил задачи менеджерам.

GTM же cледил за тем сколько времени видео смотрел потенциальный клиент. При просмотре клиентом 70% видео срабатывает триггер, мы перемещаем карточку клиента в amoСРМ в специальный статус. Запускается рассылка и оператор звонит, чтобы узнать впечатления от просмотра и записать ребёнка на курс.

Так выглядит карточка клиента в Tag Manager. Здесь видно, что сработал триггер: клиент посмотрел 70% пробного урока, менеджер может ему звонить.
А так выглядит сценарий пути пользователя после просмотра пробного урока целиком — здесь показаны все программы и сервисы, которые помогают передавать данные о статусе сделки

После внедрения этой фичи мы смогли повысить конверсию в продажи на 30% с тем же количеством менеджеров по продажам. Мы оптимизировали работу отдела, так как они перестали делать холостые звонки клиентам, которые не были готовы к покупке.

Если коротко

В итоге за месяц работы нашей NoCode команды Ohuenno мы смогли улучшить конверсию возврата клиентов из первого месяца на 20%, а конверсию продаж на 30%.

Мы построили цепочку, автоматизирующую работу отдела продаж, настроили личный кабинет с индивидуальной информацией для каждого клиента. И все это только с помощью NoCode и ВООБЩЕ без использования разработки, что обычно является самой затратной частью бюджета и времени на проекте.

Так что этот кейс — еще одно подтверждение, что NoCode — это не только про сборные на Тильде лендинги. Это про гибкие инструменты, которые можно встраивать в существующий бизнес, про экономию времени и денег, а также про крутые результаты.

С нами всегда можно обсудить внедрение NoCode в ваш проект. Стучитесь мне в телеграм @rinatkh или оставьте заявку на сайте студии.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Ilya Tkachenko

"техническое MVP для детского образовательного сервиса" - Ohuenno!
Я сам в шахте работал, и на русском матерном я разговариваю без проблем. Но я бы никогда не обратился за помощью к конторе с Вашим названием.

По существу: Чем больше в механизме движущихся частей, тем больше вероятность того, что он сломается. Десяток инструментов, на мой взгляд, это практически гарантия, что что-то пойдет не так.

Ответить
Развернуть ветку
Alina Velman

Я не эксперт, но насколько в этом плане обычная разработка на коде проще и надежнее?

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

В обычном коде это можно быстро пофиксить, а если в ноукоде существует баг, то придётся с этим смириться или потратить много часов разработки, что сделать альтернативный вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Zero To One
Автор

Только багов в обычной разработке кратно больше, потому что больше человеческого фактора. 

Если сравнивать топового разработчика и nocode сервис - разработчик лучше. Но и стоимость разработки кратно выше и дольше. 

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Серьёзно...  в обычной разработке больше багов чем в bubble ))) 
Все эти ноукод системы крашутся если у вас становиться больше ~100 юзеров в день. А из-за того что это ноукод это даже должным образом нельзя отследить. 
А самое прикольное в ноукоде, что если сервис начинает расти, то придется заново собирать команду и с нуля переписывать весь софт.
Чтобы сделать мвп — ноукод супер. Но рассматривать его как альтернативу нормальной разработки крайне не дальновидно.  

Ответить
Развернуть ветку
Zero To One
Автор

1) Ну не крашатся они со 100 юзерами в день. Вы, скорее всего, не разобрались в вопросе. Со 100к могут возникать проблемы с доступностью, возможно. Но как и в обычной разработке…
2) Самое прикольное, это действительно то что придется нанимать команду разработки. Но это напротив хорошо, значит что стартап взял раунд или вышел на другой уровень.

Я считаю что в самое главное качество стартапа – скорость. Скорость принятия решения, тестирования гипотез, сбора обратной связи с рынка.

И пока не найдена бизнес-модель, которую нужно скейлить, инвестировать в разработку не нужно. Лучше сделать 10 MVP на ноу коде, чем 1 самописный продукт. По бюджету +- одно и тоже.

А если бизнес модель подтвердилась, то можно собирать команду и идти в большой бой.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Главное чтобы какой-либо из использованных сервисов не умер раньше, чем из него удалось экспортировать данные в свою базу.

Кстати, насколько сложно и дорого заменять существующие системы на собственные постепенно, а не мигрировать всю систему целиком?

Как мигрировать аккаунты пользователей при их наличии?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

В обычной разработке есть подходы обеспечения качества, включая ревью кода, многоуровневое тестирование, тестовые окружения, непрерывная интеграция и резервное копирование.

В nocode-разработке, фактически, оператор напрямую работает с продакшен-системой, и любая ошибка может привести к недоступности системы или необратимой потере данных.

Разумеется, программные ошибки всё равно просачиваются на продакшен, но влияние человеческого фактора в nocode, имхо, на порядок выше. Именно поэтому для прототипирования данные системы подходят, но чем серьёзнее задачи, тем больше становится цена ошибки или утечки данных на продакшене. Не зря поэтому доступ к продакшену всячески ограждают узким кругом доверенных лиц и стараются максимально автоматизировать процессы деплоя.

Ответить
Развернуть ветку
Zero To One
Автор

Вы написали:

В обычной разработке есть подходы обеспечения качества, включая ревью кода, многоуровневое тестирование, тестовые окружения, непрерывная интеграция и резервное копирование.

И я с вами согласен. Действительно, для того чтобы сделать что-то обычной разработкой нужны редкие кадры, большие инвестиции.

Но у стартапов на начальных этапах нет времени на это, им нужно проверять бизнес-гипотезы.

Поэтому нужно делать то что вы говорите, но сначала убедиться, что идея рабочая. А это идеально проверить НоуКодом

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Редкие кадры? Фулстек-разработчиков так-то довольно много.

Проверку гипотезы можно сделать и на основе какой-либо популярной CMS типа Битрикса, если добавить нужные плагины и чутка подпилить.

Самое главное здесь — в дальнейшем при росте проекта можно переписывать систему постепенно, где в центре будет своя СУБД. Переписывать всю систему с нуля чревато провалом проекта. В случае с nocode такое вполне может случиться.

Ответить
Развернуть ветку
Zero To One
Автор

1) Ну вы же сами говорите про ревью и стандарты кода. Не может разработчик в одного писать сложную систему. Нужен поставленный процесс, управление разработкой, все это стоит денег и времени.

2) На рынке HR идет война за мидлов. Компании платят по 30% годовой зарплаты, за разработчика HR агентствам.

Откуда у стартапа, который не в кругу IT иначе искать разрабов?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

1) Изначально система может начинаться с совсем небольшой системы и без сложных процессов. Но их можно вводить постепенно с ростом команды.

2) фрилансеры

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov

Фрилансеры не панацея, во первых хороший фрилансер-разработчик будет стоить дороже человека в штате (иначе зачем ему работать на фрилансе а не идти в штат компании?)

а плохой фрилансер вам просто не сделает более менее нормальный mvp - пропадет, подведет, напишет не поддерживаемый код. А если нужно нанять нескольких фрилансеров, то это уже надо выстраивать процессы, куча сложностей.

Так что с точки зрения заказчика если проект можно сделать без написания кода - надо делать без написания кода, скорость создания  компенсирует нехватку гибкости.

Да и нужна ли это гибкость? Большинство проектов сейчас это типовые платформы типа маркетплейсов, агрегаторов услуг и товаров, онлайн-школ и тд. Тратить силы хорошего разработчика на mvp таких типовых проектов это как стрелять из пушки по воробьям.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Но ведь nocode-специалист — тоже не в штате, а нанят на проект.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov

Хороший nocode-специалист дешевле хорошего разработчика.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Кстати как определить: хороший он или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Хромченко

Тут как бы цель в том чтобы делать никого не нанимая. Разработчик, что code, что nocode в любом случае будет дорогим.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Хромченко

Я как-то посмотрел на bubble.io. Короче там под видом "No Code" впаривают вполне себе норм разработку, где люди также мучаются и вынуждены становится специалистами, только уже привязанными к какой-то компании а не стандарту. 

Да, наверное что-то сваять там получиться быстрее чем на React, но это вопрос к тому каких разработчиков вы ищете для каких целей.

Ну и на днях тут пролетала биржа для "Node Code разработчиков" - какой же это нафиг no Code если все равно нужны разработчики.

Cкрин - вопрос с форумов про bubble.io

Ответить
Развернуть ветку
Zero To One
Автор

Обычная разработка точно сложнее. Например, только чтобы написать такую базу данных, нужно потрать 100т рублей и 1-2 недели специалиста. + её нужно постоянно поддерживать. 

В случае с NoCode решением AirTable, это заняло у нас 2 дня. Все доработки вносятся движением мышки и без помощи специалиста. Поддержку берёт на себя сервис - за это мы платим ежемесячную абон. плату - 9-29$ в зависимости от объёмов. За надёжность тоже отвечает AirTable.

В обычной разработке специалист сам выбирает архитектуру и есть множество путей реализации одной задачи. В noCode разработке большинство задач описано и имеют понятный путь реализации. Так же человеческий фактор снижается = снижается вероятность ошибки.
Но за это мы платим ограничениями по функционалу. Так что AR/VR приложения, сложные анимации и deep tech проекты не реализовать на NoCode. 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Tkachenko

А сказать почему база данных написанная специалистом за 100 тыс., лучше чем, накиданная на листочке НЕ специалистом в БД в AirTable за 30 баксов в месяц? 
Начиная от того, что в AirTable это не ваша БД и никаких гарантий что она будет существовать в следующую минуту. И кончая тем, что специалист поэтому и берет на работу недели, что делает качественно. 

Итого: Вы пытаетесь доказать что решения NoCode - это быстро, дешево и качественно. Может быть, но мой опыт разработчика (да и просто бытовой) говорит, что так не бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Zero To One
Автор

Я считаю что в самое главное качество стартапа – скорость. Скорость принятия решения, тестирования гипотез, сбора обратной связи с рынка.

Не помню статистику, но знаю что большинство стартапов становятся большими совершенно не с той идеей, с которой начинали.

Из этого вопрос. Зачем инвестировать большие деньги в разработку того, что завтра лучше выкинуть и сделать другое, получив обратную связь?

Как писал выше на нормальную веб команду нужно от 1млн рублей инвестиций в месяц. Эта команда пилила бы минимум 2 месяца, то что мы сделали за треть их месячной зарплаты.

И вопрос к вам. Что лучше: проверить 6 MVP идей, меняя гипотезу, в поиске успешной бизнес-модели? Или вложить все в одну самописную систему? 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Tkachenko

Для начала отвечу вопросом на вопрос: Вы озвучиваете заказчику, что после того, как он убедится в успешности бизнес-модели ему придется все делать заново? Т.е. теперь ему нужно писать нормальное приложение, со своими базами и своим кодом, которое масштабируется, которое соответствует GDPR и ФЗ-152 и т.д. и т.п. 

Отвечаю: Лучше всего проверить 10 MVP идей, меняя гипотезу, в поиске успешной бизнес-модели, только где здесь NoCode :)
В общем я понял - решения NoCode - это быстро, дешево и НЕ качественно. 

Кстати, задумайтесь о других рисках, представьте, что идея взлетела, а реализовать ее нереально, даже с обычным кодом (Theranos)

Ответить
Развернуть ветку
Zero To One
Автор

NoCode это инструмент в первую очередь для бизнеса. А не для разработки. Хотите сделать технологию – пилите разработку. Хотите проверять гипотезы и искать успешную бизнес-модель – лучше использовать NoCode

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Вы лукавите, Ринат :)

НоуКод хорош для МВП, но для полноценной разработки ничего лучше живого разработчика ещё не придумали. И 100к для бизнеса — это не деньги.

Да, базу нужно поддерживать, но и за пачку noCode-сервисов тоже надо платить. А когда проект выходит из беты и начинает зарабатывать или привлекать инвестиции, то всё равно придётся всё переписать, и в рамках ноуКод уже станет очень тесно.

ИМХО, для раннего билда, тогоже МВП или пет-проекта — noCode действительно супер-хурма. Но, — ИМХО, — для сурьёзного бизинеса полагаться на пачку сторонних сервисов весьма и весьма чревато. 

Ответить
Развернуть ветку
Zero To One
Автор

Да, на данный момент это действительно так. Но NoCode очень хорошо заходит в жизненный цикл стартапа. 

Чтобы внедрить в бизнес реальную разработку, нужно либо самим быть с глубоких техническим бэкграундом, либо платить за эти компетенции большие деньги.

Минимум для веб команды: фронт, бэк, дизайнер, тимлид-проджект. Такая команда будет стоить от 1млн рублей в месяц, если это сеньоры, за которыми не нужно будет переписывать код потом.

Действительно логичнее собрать MVP за 300 000 рублей. Выйти на первые 1-2 млн MRR, взять раунд и только после инвестировать в обычную разработку.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Минимальная веб-команда: 1 толковый фулстек-разработчик.

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Uvarov

Мде. Чтобы проверить гипотезу можно нанять одного прогера который на коленке напишет вам нужные штуки. Будет не красиво но дёшево

Ответить
Развернуть ветку
alexandr schurf

Она "сложнее", когда это звучит из ваших уст, иначе как это продать. 100т и 2 недели работы специалиста это не деньги и не время для бизнеса (кстати не увидел ничего, что могло бы занять такое количество времени). 

"В обычной разработке специалист сам выбирает архитектуру и есть множество путей реализации одной задачи. В noCode разработке большинство задач описано и имеют понятный путь реализации. Так же человеческий фактор снижается = снижается вероятность ошибки." - чего? То есть это как специалист, только уже выбрали архитектуру и реализацию? 

Вся проблема такого рода сервисов - когда нужно добавить какую-нибудь фишку (иногда очень простую) все упирается в доработки с вашей стороны, нужно ждать (и не факт что это вообще будет реализовано) и ждать и писать письма и снова ждать. Разработчик он для этого и нанимается, не просто мышкой поводить, а реализовать задачу и поддерживать ее по мере необходимости.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov
когда нужно добавить какую-нибудь фишку (иногда очень простую) все упирается в доработки с вашей стороны

+1, бывает, что внутри одной компании команда неделями ждёт реализации фичи от другой команды, а тут вообще третья сторона.

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда