(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Что за чудеса происходят с алгоритмами «Яндекс.Директ» в РСЯ. Почему испортилась РСЯ и как это исправить

Многие рекламодатели «Яндекс.Директ» начиная с лета 2021-го года заметили странные тенденции в работе нейросети РСЯ. Я в их числе. Что делать, если рекламные кампании резко перестали приносить конверсии и засоряют сайт некачественным трафиком за ваши деньги?

Попробуем разобраться и изучить вопрос на конкретных примерах мусорного трафика.

По какому принципу работает РСЯ?

РСЯ — это инструмент показа рекламных объявлений на сайтах-партнёрах Яндекса. Он никогда не славился тем же уровнем конверсий, что и реклама на Поиске, однако у него всегда были два существенных плюса:

  • Низкая стоимость клика (в сравнении с Поиском)
  • Возможность оптимизировать рекламу по коммерческим целям, таким как покупка, корзина, заполнение формы и так далее.

Поэтому алгоритм работы с РСЯ всегда был более менее понятен: Создаём РК, сегментируем семантику, обучаем кампании на ручных стратегиях и переводим на оптимизацию за конверсию спустя какое-то время.

Также, всегда была возможность тестировать одну и ту же кампанию на разных стратегиях, что было довольно-таки удобно.

Что происходит с РСЯ в последние месяцы?

Где-то с середины лето примерно у половины своих клиентов я начал замечать некоторые странности, а именно поломку многих кампаний в РСЯ. Причём как на авто, так и на ручных стратегиях.

Казалось бы обычное дело, возьми да перезапусти кампании. Ага, конечно, тут и начинаются основные сложности. Кампании просто перестали адекватно обучаться и приносить конверсии. Вернее приносят, но существенно дороже и намного менее качественные.

Например, в одном интернет-магазине женской одежды, с которым я достаточно давно сотрудничаю, стоимость конверсии с середины августа выросла почти в два раза. Лишь большими усилиями её удалось снизить. Если в старых рабочих РСЯ всё более менее нормально, то с новыми совсем беда. Да и количество продаж резко просело.

Да, может рост цены и не покажется колоссальным, но сама проблема состоит в том, что эти конверсии не работают. То есть падают некачественные заявки.

В итоге мы за последние месяцы имеем:

  • Резкий рост цены за конверсию
  • Резкое падение качества заявок
  • Обучать новые кампании стало всё труднее

Такую историю я наблюдаю сейчас у большей части своих клиентов. И причина, как оказалось, у всех общая. Поговорим о ней ниже.

Какой трафик вам приводит Яндекс?

Проблему в мастере отчётов мы вычленяли достаточно долго, но общая картина стала ясна, когда мы стали изучать статистику по всем аккаунту, а не только на уровне кампаний. Их оказалось две и обе достаточно серьёзные.

Первую проблему мы назвали «бабки», вторую же — «Андроид топ за свои деньги». В отдельную категорию можно вынести бабок на андроидах (это вообще комбо). По порядку разберём каждую из них, затем расскажу почему это происходит и как с этим работать.

Как бабки в РСЯ съедают ваш бюджет

«Бабки» — это демографическая группа якобы женщин старше 55 лет. Так вот по странному стечению обстоятельств количество данных женщин увеличилось в несколько раз и они начали съедать до половины рекламного бюджета, при этом принося заявки, которые практически никогда не конвертируются в заказ. Поэтому даже если CPL в норме, то CPO сильно страдает.

Богдан Ефремов

Один из ярких примеров. На скриншоте показана разбивка по полу и возрасту на одном из проектов. Половину бюджета съела возрастная группа «Женщины старше 55-ти». Половина конверсий так же приходится на них. И все эти конверсии крайне скверного качества. Учитывая что основная группа покупателей — женщины от 25 до 35 лет.

Многие спросят, мол, почему не поставили понижающую корректировку? Ставили. Но если раньше она была -40% и всё работало в пределах нормы, то сейчас данная корректировка стоит на -100%. Но даже без всяких корректировок должно быть понятно, что не должна одна возрастная группа сжирать половину бюджета. Да, Яндекс?

Богдан Ефремов

Вот ещё один схожий случай, но в другой тематике. Не так критично, но всё равно. Плюс не забываем, что на эту аудиторию стоят понижающие корректировки. И таких ситуаций достаточно много.

Кто эти женщины? Почему Яндекс начинает усердно таргетироваться на них? Не понятно. Знаю, что не только я столкнулся с такой проблемой. Кто-то пишет про ботов, мол Яндекс компенсирует свои убытки таким образом. Поэтому, когда я пишу слово «бабка», я не имею ввиду реальных женщин данной возрастной группы. Я имею ввиду тот трафик, который Директ начал подсовывать рекламодателям.

Однако я склоняюсь к мысли, что Яндекс отдаёт сейчас приоритет своему новому Мастеру кампаний и крупным рекламодателям. Остальным же пытается напихать трафик по остаточному принципу. Но это всё теории. В конце концов никто по настоящему не знает, как работает эта нейросеть РСЯ.

Как Android съедает ваш бюджет

Аналогичная ситуация происходит и с Андроид-устройствами. Если раньше можно было дать корректировку по всем смартфонам, то теперь приходится делать разбивку на Android и iOS, ведь на Андроид приходится значительная часть трафика.

Разбивка по типам операционных систем для мобильных устройств Богдан Ефремов

На скриншоте выше видно, что ситуация тут ещё хуже, чем в случае бабок. Большая часть трафика приходится на Андроид, при том показатель отказов там существенно выше чем на айфонах.

Более того, именно там была найдена большая часть мусорных площадок, что, в принципе, не удивительно. Сколько не добавляй их в стоп лист, а они всё равно всплывают. Но эта проблема стара как мир, не будем на ней останавливаться.

Что делать, если вы столкнулись с похожей ситуацией?

Отмечу, что такие чудеса творятся далеко не везде. В основном это наблюдается в высококонкурентных нишах услуг и почти везде в e-commerce, кроме люкса и ниш с средне-низким уровнем спроса. Гораздо реже встречаю такое в B2B, разве что у оптовиков. Но там РСЯ стоит на втором месте после Поиска, поэтому ситуация не критична. Также стороной это обошло компаний с исключительно быстрым спросом, с которыми есть смысл работать только на Поиске.

Иными словами, если ниша высококонкурентная и в ней активно используется РСЯ, то велик шанс появления этой проблемы. За всех не отвечаю, но я в последнее время регулярно встречаю специалистов, которые сталкиваются ровно с теми же самым.

Так как же это лечить?

Ответ на первый взгляд крайне прост: понижающие корректировки. Однако если раньше можно было на такую аудиторию поставить до -50% и всё прекрасно работало, то теперь всех людей старше 55-ти я обрубаю под ноль в РСЯ, чего и вам советую. Ставьте корректировку -100% на всех людей старше 55-ти.

Да, возможно вы выжгите потенциальную целевую аудиторию, но чем-то придётся жертвовать. Лучше недополучить часть конверсий, чем получить армию ботов (возможно это и не боты, но я не знаю как по-другому объяснить такой резкий наплыв лишь одной демографической группы).

С Андроидом сложнее, так как часто, если обрубить его на 100% начинают вылезать планшеты, которые невозможно порезать. Да, якобы это можно сделать через сегменты Метрики, но что-то как-то это работает в лучшем случае через раз. И не забывайте чистить площадки по принципу большего и меньшего зла (спасибо Яндексу за ограничение в 1000 площадок). Часто вижу, как одна андроид-площадка съедает значительную часть бюджета.

Также, после выставления корректировок многие кампании сильно затухают вплоть до ноля. То есть стоят совсем без расхода. Я связываю это с тем, что Яндекс таргетировал рекламу на женщин старше 55-ти и андроиды, а после обрубания решил не искать новые конверсии, а просто тихо и спокойно умереть. Лечится копированием кампаний и обучении их заново.

Причём желательно копировать их сразу в два три дубля, так как всё равно большая часть из них умрёт по непонятным причинам. Однако я всё чаще наблюдаю конфликт ручных и автостратегий.

Поясню: при запуске одной и той же кампании на ручной и авто стратегиях — одна из них вообще не получает трафик. И чаще всего одна из них — это ручная кампания. Стал замечать такую тенденцию с начала лета 2021-го года. Также лечиться копированием, но далеко не всегда. Связываю с тем, что Яндекс планирует в будущем полностью перевести нас на автостратегии.

Соответственно худо бедно из текущей ситуации выйти можно, как и наладить поток нормальных конверсий с Яндекс.Директ. Но теперь это стало делать немного сложнее и постоянно нужно быть внимательным к тому, что Яндекс тебе приносит.

Если раньше можно было собрать РСЯ, обучить, оптимизировать по целям и радоваться конверсиям, не трогая саму кампания, то теперь приходится регулярно их перестраивать и смотреть что там вообще приходит.

Почему Яндекс начал давать некачественный трафик?

Как я уже писал выше, я связываю это с попыткой Яндекса компенсировать свои убытки путём удорожания рекламы и попыткой отчитаться перед инвесторами. Плюс сделать приоритет для крупных игроков в конкурентных нишах. Конкретно этот вывод я сделал на основе изучения разных ниш и хуже всего эта проблема проявляется в e-commerce и в конкурентных нишах сферы услуг.

Это лишь гипотеза, я не претендую на 100% правдивость, однако Яндекс сам даёт почву для таких размышлений. В лубом случае, правды мы никогда не узнаем.

По поводу Андроидов я думаю тут всё ещё проще. Apple даёт новым клиентам право на конфиденциальность, соответственно рекламные площадки получают недостаточно данных для таргетирования. А если у Яндекса появляется финансовая дыра то он, как и любая другая компания, компенсирует потери чем-то другим, в нашем случае Андроидом.

Но оставим эти разговоры другим экспертам, моя задача — показать проблему и предложить пути решения. И хорошо, что проблема худо-бедно, но решаема. Поэтому прошу не воспринимать данную статью как претензию к Яндекс.Директ. Во всяком случае сейчас это всё ещё хороший рабочий инструмент. Просто в последнее время причиняет много боли своим рекламодателям.

С вами был Богдан Ефремов — частный специалист по контекстной рекламе. Рекомендую подписаться на мой Телеграм-канал, где я публикую полезные материалы по контекстной рекламе и маркетинге в целом. Там же можно задать мне интересующие вопросы.

Всем хороших продаж и больших чеков!

Ссылка на ТГ-канал: https://t.me/bogdanmarketing

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
54 комментария
Написать комментарий...
Михаил Шахрай

Можно вместо корректировок делать вот так:
1) включать оплату за конверию
2) и отправлять в Яндекс факт конверсии только когда случился выкуп, например вот так: https://yandex.ru/support/metrica/data/offline-conversion.html .

Тогда платишь только за целевые конверсии.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Если Яндекс не увидит целевые конверсии за единицу времени, то все такие кампании очень быстро умрут. Более того, уже даже некоторые рабочие кампании с оплатой по CPA начали затухать

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда