3 причины, почему могут закрыться больше половины водных компаний
Один из главных законов дикой природы — адаптация.
Если внешние условия угрожают выживанию, ты либо адаптируешься и живешь дальше, либо умираешь. Также и в бизнесе.
Потребитель, бизнес-модели, сервис — все это очень изменилось сегодня. И чем дальше, тем быстрее растет скорость этих перемен. Продолжать работать по старым шаблонам уже не получится, как бы ни хотелось.
В этой статье попробуем порассуждать, что может произойти с рынком доставки воды в ближайшие 2-3 года, почему могут закрыться многие компании и как можно адаптироваться к новым условиям.
Причина № 1. Более 80% компаний не начали работать с маркировкой
Даже не начали. А уже через 4 месяца она станет обязательной и повлечет за собой не только штрафы, но и уголовную ответственность.
Представим, что обязательная маркировка уже вступила в силу и рассмотрим 2 важных момента:
Ситуация 1. Компания так и не научилась работать с маркировкой по каким-то причинам. Не поверили, откладывали, тянули время. Что произойдет?
Производство встанет. Дистрибуция встанет. Вода может быть на складах, но ни продать, ни переместить ее не будет возможности. Все, незаконно. А у воды, как мы все понимаем, есть срок годности.
Вспомните, как было с лекарствами год назад. На прилавках лежали медикаменты, но купить их никто не мог — они не были промаркированы.
В итоге, убытки огромные. Дешевле будет закрыться, чем в авральном режиме выстраивать процессы и оплачивать огромные суммы издержек.
Ситуация 2. Компания выбрала интегратора для внедрения маркировки, но он оказался ненадежным. Не проверили информацию, сэкономили, не запросили кейсы. Что произойдет?
Опять же, остановка продаж до решения вопроса. А когда такой интегратор его решит —неизвестно.
Маркировка — тема новая, а у каждой компании разные нюансы в бизнес-процессах. Очень важно, чтобы интегратор был постоянно на связи, не говоря про особую включенность на этапе внедрения.
Что нужно начать делать уже сегодня?
1. Начать разбираться в теме любым способом: читать документы (начните с общей инструкции), писать в техподдержку, смотреть вебинары, общаться с другими компаниями, пробовать демо-версии программ и пр. В ходе поиска информации, в голове начнет складываться картинка, которую все проще будете дополнять. И сроки выдержите, и ошибок меньше совершите, т.к. пока аврала нет.
2. Тщательно выбирать интегратора: искать отзывы, общаться с клиентами, тестировать программы, задавать много вопросов, ходить на вебинары и т.д. Выбирая только по цене, можно получить огромные убытки.
Причина № 2. Приход гигантов на рынок
Согласно исследованию NeoAnalytics бутилированная вода становится самым быстрорастущим сегментом в структуре напитков. Доступность воды во всем мире сокращается, а водопроводные сети сильно изнашиваются.
Все больше людей начинают осознавать важность проблемы и, как следствие, растет спрос. 8 декабря 2020 г. на бирже уже начали торговать водой наравне с золотом и нефтью.
Компании уже сейчас не справляются с потоком заказов, т.к. спрос стал превышать предложение. А значит, цена на продукцию значительно вырастет. Бизнес станет более маржинальным, воду будет выгодно доставлять даже на такси и тогда, на рынок начнут приходить крупные игроки с устойчивой бизнес-моделью.
Какие преимущества есть у таких компаний:
Лучший сервис. Удобные мобильные приложения, огромные рекламные кампании, продуманная система работы с клиентами. А самое главное — экспресс-доставка. Все компании во всех сферах борются за скорость. Еда и продукты приезжают за 10 минут, косметику привозят за 2 часа, а электронику за 1 час.
Водные компании доставляют воду в лучшем случае сегодня или завтра. Бывает, что заказы принимаются за 3 дня. А количество экспресс-доставок на рынке не превышает и 3%.
Хотя скорость и качество сервиса сегодня стали важнее цены.
Аналитика. Сервис постоянно совершенствуется за счет огромного количества данных. Каждый процесс оцифрован и измеряется до секунды. Таким образом компании могут влиять на показатели и давать клиентам то, что они хотят.
Вспомните Сбер, как легко он заходит во все сферы и масштабирует свои сервисы: СберМаркет, СитиМобил, Самокат, 2GIS, Okko, виртуальные ассистенты Салют и пр. Вот кто точно умеет работать с данными.
Устойчивая бизнес-модель и огромные бюджеты. Такие компании сразу создают систему, которую легко масштабировать в разных городах и даже странах. Они знают, как работать с клиентами, влияют на показатели за счет данных и в итоге, быстро охватывают большие территории.
Яндекс практически вытеснил все остальные такси в городах, местные продуктовые магазины закрылись из-за Пятерочки и Магнита. На рынке доставки воды возможна такая же ситуация.
Что мешает производителям выйти на федеральные компании и доставлять воду с ними?
Что можно делать уже сегодня:
1. Отслеживать тенденции и применять их в своем бизнесе, пусть и не в таких огромных масштабах. Сейчас это: быстрая доставка, заказ в мобильном приложении, оцифровка и аналитика всех процессов в компании.
2. Больше исследовать. Аналитика нужна не только в самих процессах, но и в маркетинге. Анализируйте своих клиентов, собирайте NPS и усиливайте эмоциональную связь с клиентами. На основании данных вы сможете работать над ошибками и совершенствовать свой сервис.
3. Автоматизировать процессы. Рутинные процессы часто отнимают львиную долю времени, из-за этого стратегическим задачам уделяется сильно меньше внимания. Поэтому лучше доверить IT-системам повторяющиеся процессы, а команда будет заниматься более важными задачами.
Причина № 3. Текучка кадров
Курьеры сегодня востребованы, как никогда. Компании стали заботиться об их безопасности, создавать комфортные условия работы и приучать людей относится с уважением к этой профессии.
Доставка воды — это тяжелая работа, на которую не каждый согласится. Помимо тяжелых бутылей, курьерам нужно носить с собой терминал, маршрутные листы и чеки. Если не работать над удержанием сотрудников, они будут уходить в крупные компании, где условия намного привлекательнее.
Что можно сделать для удержания водителей:
1. Дать удобные инструменты своим сотрудникам.
Интерактивное обучение, удобная униформа, переноски для бутылей, специализированное ПО и пр. У всех сильных компаний есть приложение для курьеров. Почему?
а) Смартфон сейчас может заменить весь инвентарь, который требуется для доставки. Как минимум, маршрутные листы, чеки, терминал и считыватель кодов.
б) Приложение помогает за 1-2 дня обучить новых курьеров. Это значительно снижает затраты времени и ресурсов на обучение персонала.
в) Работа курьера становится контролируемой. Она буквально становится прозрачной и легко измеримой. И вам будет легче выстроить справедливую систему оценки работы.
2. Повышать маржинальности доставки.
Курьеры могут доставлять меньше, но приносить вам больше прибыли — подключайте их к допродажам. Можно дополнительно возить доставку из магазинов и кафе, рекомендовать скачать приложение — с его помощью средний чек увеличивается до 30%. А если у вас есть дополнительные товары (рекомендуем рассмотреть этот вопрос), сотрудники могут предложить их приобрести.
Каждому курьеру можно сделать личный QR-код (свою реферальную ссылку), чтобы отслеживать эффективность и поощрять за результаты.
3. Пересмотреть kpi курьеров и дать возможность больше зарабатывать.
Из предыдущего пункта сюда попадают допродажи и рекомендации к скачиванию приложения. Также, вы можете поощрять курьеров за отзывы и рейтинг. Как делают крупные компании: после каждой доставки клиенту предлагается оценить доставку и оставить отзыв.
Это будет дополнительный способ контроля курьеров и работы над репутацией. В случае недовольства, вы сможете сразу связаться с клиентом и уладить ситуацию.
Вместо заключения
Рынок доставки будет продолжать расти, как и цена на воду. Но закрепиться на нем смогут только сильные игроки, которые умеют адаптироваться к запросам рынка и клиентов. Надо учиться быстро применять новые инструменты, выстраивать процессы с курьерами и работать над сервисом на основании данных.
в Aqua Delivery мы занимаемся не только созданием профильного ПО для водных компаний, но и консультируем руководителей по актуальным вопросам: маркировка, работа с сотрудниками, маркетинг, запуск своей доставки и пр.
Если у вас есть вопросы — напишите нам:) Спасибо, что прочитали эту статью. Будем рады обратной связи!
фильтра на проточную воду ставить выгоднее
Вот так безапелляционно? Вот прям всем-всем выгоднее? В любом регионе РФ? С любым источников воды (водопровод или скважина)? Обожаю современный vc за глубочайший уровень экспертизы.
Между делом: у школьников что, опять дистанционка?
Проведи анализ и расскажи всем или нет. Исходя из того, что большинство живёт в квартирах то большей части точно выгоднее. Более того сами "водопродажники" так же фильтруют обычную воду, есть разные способы отчистки и минерализации, но в большинстве своём именно так.
Источник воды проточный, подразумевается центральный водопровод.
Каникулы у школьников, хз как это относится к теме.
зы. для одаренных, я не знаю в каждой ли школе именно каникулы.
Ну конечно воду из водопровода они набирают. Не везут же с эльбруса талую воду)))
Скважины тоже большой вопрос. Хоть бы одна кампания сделала видеокамеры с показом того как они действительно из скважины набирают.
У нас есть такое видео скважины, из которой мы набираем концентрат морской воды.
Прям из скважины концентрат морской воды течёт?
Не совсем, конечно.
Течет сырьё: концентрат, да, но содержащий огромное количество растворенного железа Fe2O3.
На воздухе, вступая в реакцию с кислородом, оно превращается в Fe3O4 (ржавчина), что требует удаления для придания прозрачного, бесцветного вида и удобства в употреблении.
После многофакторной и длительной очистки остается 300 гр 15 полезных морских минералов.
А чем морские минералы лучше обычных в смысле безопасности и пользы?
Вроде бы минеральный состав питьевой воды довольно жестоко регламентирован, или я не прав?
Я (вы) пропустили важную вещь.
минеральный состав питьевой воды довольно жестоко регламентированЦель нашего продукта - наружное оздоровительное применение.
Покупатели разбавляют концентрат в 5-20 раз и купаются в ванных с морской водой.
Это верно.
Но мы не для питья производим.
Правда, в далеких регионах, где минералка в бутылках из-за логистики дорогА, покупают наш концентрат и разбавляют для домашнего питья.
Кстати, сертификат у нас питьевой.
Если есть доступ к трубе, то выгодна будет на пару порядков, я просчитывал как для дома, так и для офиса.
Просто считать надо все, включая время на общение с доставщиком и сам заказ воды.
Также фильтрованная осмосом вода многократно безопаснее, так как кулеры никто толком не обслуживает правильно.
Согласен. Мы с дачи после осмоса воду в квартиру в Москву возим.
С этим никто не спорит. У меня просто перед глазами кейс частного дома, где вода из криво сделанной скважины такая, что фильтры не успевают менять :) И там привоз оказался выгоднее. А тут голубчик с полнейшей безапелляционностью...
Со скважинами все сложнее, нужно отдавать воду на исследования, тогда можно подобрать оптимальный предварительный фильтр, который будет убирать соль (например) и не засорять основной фильтр часто.
Если с такой водой ничего не делать, то будет умирать сантехника и всякие стиралки с посудомойками, сам через это прошел.
Еще можно скважину додавить до более нормального слоя воды, я так делал, но это если обсадная труба из нормального металла.
В Домодедовском районе Московской области распространены слои хорошей воды на глубине 80 метров.
У нас в поселке у всех такая глубина скважин.
И осмос, конечно.
Краткое содержание. Мы тут маркировку воды в законодательстве продавили. А вы, водники, несите деньги сюда! Сюда, я сказал!
Мы помогаем своим партнерам, с которыми уже работаем, потому что информация очень разбросанная везде. А консультация у нас бесплатная:)
как? теперь вода подорожает, а кто-то станет долларовым миллионером.
Придурошное государство скоро спички маркировать заставит.
Спички маркировать полезно, в глаз может отлететь запросто.
А вода - это ваше здоровье.
Какая связь между здоровьем и маркировкой?
Полагаю, что процедура маркировки имеет в виду и контроль качества воды тоже.
Но могу ошибиться.
Всем хочется верить в чудо.
Но на деле маркировка чисто регистрационная процедура.
Новый косвенный налог.
Смотрите: когда мы столкнулись с тем, сколько этапов и процедур нужно пройти, чтбы получить ДОБРОВОЛЬНЫЙ сертификат на нашу продукцию, мы решили сделать всё как следует.
В том числе:
- Протокол испытаний с анализами;
- бальнеологическое заключение;
- СТО;
- микробиологическое заключение;
- штрихкоды на продукцию;
- сертификаты на тару.
Знаю (слышал), что некоторые "честно" покупают Сертификаты.
Бог им судья.
А до введения маркировки разве проверка не требовалась?
Я не в теме.
У нас проверок не было.
Но мы прозрачно работаем.
Слава Богу, наша морская вода не подлежит маркировке, как питьевая. А вот как дополнительный товар, её уже рассматривают две водных компании. Будем рады предложить её и другим.
Комментарий удален модератором
Аквамарис называется
Нет.
Указанный вами аптечный препарат содержит около 10 грамм морских минералов в литре, производится в Черногории.
А я говорю о производимом нами концентрате, содержащем 300 грамм морских минералов в литре.
А у вас как с маркировкой? Честный знак подключили?
У нас всё по другому:
1.Мы производим концентрат морской воды, он не нуждается в маркировке.
2.Из него три фармпредприятия делают назальные спреи, самые востребованные в России и в Армении, по ряду причин (рекламировать не буду).
Их производители сами решают вопросы с регистрацией своих медизделий.
Напишу в личку, опасаюсь критики за рекламу.
Как дополнительный товар интересно, осень/зима сезон простуд. Многие водные компании маски и антисептики продают. И даже экспресс-тесты на ковид
Я вообще не уверена в частоте и качестве бутилированной воды. Всё это лишь пропаганда. Бурят скважину, ставят трубы и насосы и льют тоннами не меняя фильтры, не прочищая трубы.
я извиняюсь, но у воды отсутствуют частотные характеристики.
50-150 kHz, Вы не знали?
)))
Да, как же без этого
ставят трубы и насосыДа, как же без этого
и льют тоннами не меняя фильтры,Это мало вероятно.
не прочищая трубы.А это зачем, если есть фильтры?
Немного не в тему, но про воду
Тут приехали к нам воду в офисе менять
Старую бутыль сняли, новую поставили
Ну и говорят - Нам кажется, что Вы давно кулер не мыли
И тут меня осенило - а за 5 лет, мы его вообще не мыли ни разу
Сказал им об этом
они мне)))
А зачем вам вода из бутылей?? Под краном и то чище, чем в Вашем кулере
вот я и думаю, а зачем мне вода из бутылей)))
Комментарий недоступен
Они имели ввиду, что в грязном кулере вода хуже, чем водопроводная. Кулер модно озонировать за 2 тысячи 1-3 раза в год
а его мыть надо? или мне пытались втюхать это озонирование?
да все верно, есть санитарная обработка кулеров, ее делают хотя бы раз в 6 месяцев. Стоимость в разных регионах варьируется, от 1 000 до 3 000 рублей
дааа, 5 лет у нас стоит
там внутри, наверное, уже водорослями все поросло
да обязательно отдайте кулер на обработку, здоровье дороже
К 24 году заставит и спички
ХЗ, у дома продают воду из артезианской скважины. Дома стоит трехступенчатой фильтр, без осмоса. Так вот вода из артезианской скважины вкуснее. И накипи нет в чайнике.
Но при цене этой артезианской воды 6 руб/литр все доставщики воды лесом. Раз в неделю мне не в лом принести 25-30л воды.
Насчёт осмотической воды - в офисе стоит такой фильтр - вода невкусная