Кейс: как мы запускали компьютерный клуб в конце 2020 года и что с ним сейчас?
Небольшая история для погружения в контекст.
Январь 2020 года. Мы собираем команду для организации студии прямых трансляций: два оператора, режиссер, комментатор, моушен-дизайнер и full-stack разработчик. Проект должен был стать лидером на tier 2-3 сцене. Тогда мы арендовали помещение, закупили профессиональное оборудование и начали работать в этом направлении, почти не имея опыта.
Проект достаточно быстро набирал обороты. Нашу трансляцию добавили на крупнейший портал о CS:GO - HLTV.org. Мы получили эксклюзивные права на трансляцию для ру-региона от одного турнирного оператора. В определенный момент с нами связывается киберспортивная организация и предлагает выкупить нас для дальнейшего развития студии.
Но всё не могло быть так просто, верно? Через месяц мы получили обратную связь о том, что сделка приостанавливается на неопределённый срок. Причина всего – пандемия. Тогда мы думали, что у нас есть несколько месяцев в резерве. Но в мае 2020 года стало понятно, что история с пандемией затянется надолго и мы принимаем решение поставить проект на паузу.
Любовь к киберспорту и геймингу не покидала нас, и тогда, оценив весь наш бэкграунд, в голову пришла мысль, что лучше всего мы умеем в маркетинг. Компьютерные клубы были нам очень близки, ведь с 2015 года по сегодняшний день мы провели около 23 оффлайн турниров. Так в сентябре 2020 года появилась организация ESPORTSENS.
Одним сентябрьским вечером, совершенно случайно проходя мимо вывески "KABAN ARENA", которая совсем недавно появилась на одной из улиц в центре города, нас не покидало чувство заинтересованности. А что, если это новый компьютерный клуб? Естественно интерес заставил заглянуть туда.
Внутри кипела жизнь. Ребята подключали компьютеры, собирали кресла и тестировали железо. Так мы познакомились с Димой – владельцем клуба. Тогда ещё никто не знал, что это будет грандиозное сотрудничество, которое на протяжение года будет на первых заголовках у городских СМИ.
Прямо там, не выходя из арены, мы начали накидывать ему идеи, как создать ажиотаж к открытию. Как сделать так, чтобы люди ждали открытия с таким нетерпением, чтобы в нужный день они выстроились в очередь.
По итогу разговора мы пожали друг другу руки и договорились реализовать всё, что обсудили. До открытия у нас было примерно 2-3 недели. Идеально, чтобы успеть подготовить план действий, упаковку соц. сетей, проанализировать конкурентов, чтобы понять какие можно выкатить акции, привлечь СМИ и договориться с локальными брендами для сотрудничества.
Сам клуб был хорош. Классный минималистичный дизайн-проект, 29 машин с актуальным железом и периферией. Клуб планировался быть одним из самых современных в городе. Хорошие конкуренты, к тому моменту, находились далеко от клуба.
Мы успели познакомиться с парочкой админов, которых уже наняли ребята. Видели, как они их обучают и отрабатывают моменты приветствий, регистрации, устранения проблем. Поэтому мы чувствовали себя комфортно. Были на 200% уверены в своих силах и точно знали, что продвигаем качественный, с точки зрения клиентоориентированности и актуальности, продукт.
Что мы вообще придумали?
Во-первых, мы понимали, что открытие – это мощный PR-инструмент. Событие, которое привлекает внимание. И с помощью которого можно быстро рассказать людям о клубе. Совершить, тем самым, первое касание. Чтобы прям каждый знал об этом. Даже тот, кто не придёт на открытие и не подпишется ни на одну социальную сеть.
Заваливать людей рекламой уже после открытия в духе «забирай бесплатный час в новом клубе» – это неэффективно. И эту вещь мы интуитивно понимали с самого начала.
Во-вторых, мы решили сделать качественный прогрев (привет инфоцыганству, которое я обожаю, столько фишек крутых приносят на рынок).
Никто к вам не придёт на открытие, если вы просто дропните эту новость в таргет и будете ждать чуда. До людей важно донести, почему это открытие будет грандиозным. Почему на нём стоит быть каждому любителю игр и киберспорта.
Мы быстро придумали шоу-программу, которая может быть интересна целевой аудитории, и накидали варианты локальных брендов, кто мог бы стать партнером на открытии.
В шоу-программу мы воткнули шоу-матч между двумя кировскими КСерами, которых знал каждый в городе, кто играет в КС. Так же пригласили парочку средней популярности стримеров (что для Кирова просто ВАУ). Мы пригласили Fruktozka и hindberjum.
Из СМИ мы договорились с Радио energy Киров 89.6 FM и Девяткой ТВ. Из брендов, кто предоставил свою продукцию для гостей и на розыгрыши, у нас были энергетик Заряженка Техника и Ниндзя Пицца.
Всё, о чём получилось договориться, мы начали заносить в план шоу-программы вместе с ведущим. Добавляя туда разные интерактивы, розыгрыши от спонсоров и так далее.
Итак, пушечная разрывная программа готова. Как теперь из этого сделать прогрев?
Тут мы начали упаковывать социальные сети. Закинули первый пост о том, что скоро открытие, не говоря какого числа, и пульнули его в таргет по всей целёвке (мужчины проживающие в городе до 30 лет).
При прогреве очень важно держать интригу и не раскрывать все карты сразу, чтобы аудитория пыталась сама догадаться, что же ещё мы подготовили. И после дропа очередной новости об открытии ловила вау-эффект.
После запуска рекламы мы сразу же начали получать заинтересованных людей. И заинтересованность выражалась не в том, подписался человек на сообщество/аккаунт или нет. Нам это было не нужно.
Мы сохраняли в базу ретаргетинга абсолютно всех людей, кто сделал хоть какое-то взаимодействие с нашей рекламой. Поставил лайк рекламному посту, перешёл в группу, поделился постом, смотрел на рекламный пост больше 10 секунд, написал сообщение в группу. Абсолютно все действия.
И при этом, конечно же, мы стали получать первых подписчиков. Далее мы начали потихоньку раскрывать наши карты.
Сначала мы дропнули дату и запустили её снова по всей целевой аудитории клуба. Продолжая собирать заинтересованную аудиторию и первых подписчиков.
После этого мы дропнули конкурс с частичным раскрытием программы и разыграли подарки партнёров. Имея уже базу заинтересованных людей, конкурс быстро завирусился, дав нам почти 10к бесплатных охватов.
А далее мы начали показывать детали программы открытия.
Каждый подобный пост мы закидывали в таргет. И с каждой новой публикацией мы собирали больше и больше реакций и подписок в группу, чем с предыдущего.
Всё потому, что аудитория нас уже знала, она уже слышала об открытии. И каждый пост просто дополнительно убеждал следить за нами.
Вспоминайте теорию 7 касаний в маркетинге. В современном мире очень сложно пробить баннерную слепоту. Вам нужно минимум 7 касаний, чтобы человек обратил на вас внимание и заинтересовался.
Как итог, на открытии клуб был под завязку. И самое главное, что мы не дарили бесплатные часы никому просто так. Мы нигде не упоминали, что в клубе можно будет бесплатно просто так поиграть любому.
Единственное только, что мы сделали в этом направлении – это опубликовали один пост о том, что дадим 1 бесплатный час только тем, кто придёт на открытие, сделает фотку или видео и выложит у себя в сторис в вк и в инстаграм с нашей отметкой.
Таким образом, обменивая час на полезное для нас действие и получая дополнительную бесплатную узнаваемость и лояльных друзей людей, кто это делал.
После события самое главное продолжать движ. Открытие – не должно быть завершением вашего продвижения. А должно быть просто первым стартовым пиком.
Далее мы рассказывали людям о прайсе, об интересных акциях, которые придумали. И параллельно, готовились сделать второй запуск клуба. Запустить вторую волну для узнаваемости в нагон первой.
Спустя 2 недели после открытия мы запускам регистрацию на лан-турнир по КС.
Так же – привлекли спонсоров, СМИ, организовали просто нереального качества, для обычного кировского любительского лана, трансляцию.
О том, как это было, можно рассказывать долго. Но самое главное, что нужно усвоить – после открытия старайтесь наполнять событиями ваш клуб. Потому что именно так о вас быстро узнает вся ЦА и вы получите своих первых постоянных клиентов.
Дальше мы начали заниматься тем, что стали налаживать маркетинговую систему клуба KABAN ARENA.
Нужно сказать, что в регионах типа Кирова – ВКонтакте является основным инструментом продвижения для клуба. Как бы владелец сильно не верил и не любил Инстаграм. Мы опираемся на цифры.
В большинстве регионов в ВК целевой аудитории клуба раза в 3-4 больше, чем в Инстаграм. Плюс в ВК намного больше инструментов вовлечения аудитории. В Инстаграм ЦА, как правило привыкла следить за своими друзьями, парочкой селебрити и крупными брендами. А в ВК они заходят полистать мемы, послушать музыку, узнать новости города. Соответственно из-за этого подписчик и в принципе любое действие в Инстаграм будет дороже.
В какой-то момент мы стали подключать дополнительные каналы. В частности Инстаграм. Мы начали активно его развивать в мае 2021. Задачей были – 1. Дополнительно попасть в информационное поле действующих клиентов; 2. Попробовать найти новых, тех, кто не сидит в ВК.
К чему мы пришли в итоге, можно посмотреть тут.
Аудитория чистейшая, супер-активная. Просмотры в сторис 500-600. Охваты постов 400-700-900. В таргетированной рекламе мы стабильно откручиваем входящие акции и разные видеоприглашения в клуб от админов.
Кстати, лица админов и живые видео очень круто работают в Инстаграм.
Да, это было намного сложнее, чем продвигать ВК. Если вам интересно узнать подробнее об этом, то я думаю проще будет рассказать всё, что мы там делали, при личной беседе. Мы открыты и нам не сложно этим поделиться.
Пробовав различные инструменты, стратегии, креативы в рекламе, акции. Оттестировав много вариантов и связок продвижения компьютерного клуба. Мы выделили около 15 инструментов, которыми стали пользоваться постоянно в связках. Составляя из них разной сложности маркетинговые стратегии.
Ну и по ходу всей этой движухи, в начале 2021 года мы поняли, что смогли построить маркетинговую систему в одном проекте и решили масштабировать свой опыт на новые клубы, кто нуждался в этом.
На данный момент на нашем сопровождении находится больше 10 проектов, открыто с нуля 5 клубов. Мы собрали сильнейшую команду на рынке и делаем самые большие результаты.
В частности у Кабан Арены на сегодняшний день всё отлично. Мы до сих пор работаем, а клуб начал окупать себя ещё с первого месяца, сейчас уже окупился и приносит своим владельцам счастье и радость.
Наша команда esportsens сегодня – это не только про систему маркетинга клуба, которая даёт результат. Это про философию взаимоотношений с каждым клиентом и проектом. Потому что каждый клуб по своему аутентичен, имеет свою культуру, ценности и задачи. И требует личного подхода.
Мы не настраиваем просто рекламу, не делаем просто посты, не просто запускаем конкурсы. Каждый инструмент, который мы используем отвечает за конкретный результат в системе маркетинга и стратегии разработанной персонально под каждого клиента.
За этот год мы сформировали себя, как команда, свои ценности и принципы в работе.
Вот самые основные из них:
1. Быть на связи 24/7.
2. Всегда отдавать больше от того, о чём договорились.
3. Менять условия в пользу клиента, если мы сделали ошибку в своих гипотезах.
4. Не быть шаблонными.
5. 1 клуб = 1 город.
При это главными задачами в каждом проекте являются:
1. Снять головную боль с владельца по маркетингу полностью и при этом достичь его целей.
2. Сделать клуб в его городе в плане медийки (активность/подписчики) ТОП-1.
3. Увеличить выручку в 2 раза.
Это именно то, ради чего каждый владелец клуба нанимает маркетинговую команду. И для нас они стоят так же превыше всего. Потому что мы понимаем, что если у нашего клиента будет результат, мы будем оба работать долго в гармоничных отношениях.
Если прямо сейчас вас не устраивает положение дел вашего клуба, то ищите esportsens в ВК и Инстаграм. Пишите нам. У нас есть куча полезных материалов и возможностей взаимодействия, которые вам и вашему компьютерному клубу точно помогут.
Пока мы готовим новые кейсы, пишите в комментариях, о чём вам было бы интересно узнать?
На связи!
Компьютерные клубы до сих пор актуальны? ходила с братом туда в году так 2008
могу сказать, что они сейчас возраждаются из-за дороговизны компов. В моем округе Москвы за пару лет открылось около 5 клубов
Актуальны. Все немного по другому стало, не то что было раньше. Вообще все как всегда развивается по кругу
Отличный материал. Да, действительно, компьютерные клубы - это ностальгия по былым временам в подвалах, где школьники и студенты проводили время в виду отсутствия у себя хороших ПК, то сейчас, мне кажется ситуация с этим поменялась и многие могут купить себе компьютер и играть дома на нём... За какими эмоциями и впечатлениями теперь идут туда?
Средний комп сейчас 150К, соответствующие моник/кресло/стол/периферия ещё 50-100К. Что-то мне подсказывает, что совсем не большинство может позволить выложить 250К просто на поиграть.
Во-вторых, люди в клубы ходят, так как дома жёны/дети/родственники, а хочется поиграть без отвлечения.
В-третьих, компанией интересней зависнуть не через интернет, а в одном месте, плюс там же алкоголь, кальяны и прочее
150K да ладно.. :) средний комп последние 20 лет всегда стоил $1000
До декабря 2020 года возможно. С той поры начальный i7 + 3070 стоят 150К минимум
Средний комп сей час в районе 30 к вот считай 50 компов 1,5 ляма , столы стулья аренда ещё ляма 2 не так уж много
Вы из 2013го? Средняя видяха 3070 стоит сто штук
Вы что будете I core 7 закупать с жди форс 99999999 ? Давайте смотреть трезво на вещи ! Компы в игровые клубы собирают из запчастей среднего уровня . Процессор АМД , видео карта хоть и 8 гигабайт но не топовая . Тоже мне придумали ….. за 150к я на hipper pc себе закажу комп )))
Ну ок, Ryzen 5 3600 + B450 + 16Gb + ssd480 + коробка с БП - это 35-40 тысяч. Минимальная 8ми гиговая видяха сейчас RX6600 - около 70 тысяч. Итого 105-110 тысяч.
Где 30к? За 30 разве только офисный сейчас можно собрать, максимум амд со встройкой для танков
У нас в клубе стоят такие компы и тянут ГТА онлайн . Ты думаешь это железо сотку стоит ?Видеокарта: PCI-E AMD RADEON RX 570 8192MB GDDR5 MSI
Оперативная память: DDR4 DIMM 16384MB QUMO
Процессор: AMD RYZEN 5 2600 (3.2GHZ) AM4
Материнская плата: MSI B450M PRO VDH
Монитор: ViewSonic, 27 ДЮЙМОВ, 144 ГЦ
19 тысяч проц+кулер, 5700р мать, 2х8Гб 6000р, RX 570 давно сняты с производства, но на авито от 50 тысяч. Ну корпус/бп тысяч 5-6, ссд/хдд 5-7р. Итого 90-94 тыщи + винда, итого сотка, да
15 к стоит такая видел карта
Вы видите надпись, что её нет в наличии? Карта 2017го года
Единственная 570я, что продаётся на маркете стоит 74200р
https://market.yandex.ru/product--videokarta-asus-rog-strix-radeon-rx570-oc-8gb-rog-strix-rx570-o8g-gaming-retail/613634071?clid=1601&utm_source=yandex&utm_medium=search&utm_campaign=ymp_offer_dp_komputer_dyb_search_rus&utm_term=91031%7C100841388122&utm_content=cid%3A62038517%7Cgid%3A4592183258%7Caid%3A10797398517%7Cph%3A1752147%7Cpt%3Apremium%7Cpn%3A1%7Csrc%3Anone%7Cst%3Asearch%7Crid%3APC-2%7Ccgcid%3A0&sku=100841388122&cpa=1
Какая разница что там есть в наличии ? Написано 15 к
Ок, я понял Вас. Тем, кто покупает её за 74 конечно есть разница, 59К если быть точным, но да, какая разница
Ключевой момент: играть во что? С современными ценами на видеокарты играть придется в третий фолаут со скайримом без модов на графику :)
Интересная история. Для себя получил забавный инсайт, что ВК все еще драйвит в регионах. Это интересно
Вк и в Москве качает
Всё так красиво (наверное) и подробно, но возникает вопрос: если вы проделали такой колоссальный объём работы для открытия клуба (просто случайно зайдя), то на что рассчитывал хозяин клуба когда его открывал? и о чём думали инвесторы?
Сергей Добрицкий хороший пример привел "там всё легко и деньги польются рекой", примерно с таким мнением многие и заходят в данную нишу, а потом закрываются через 6 месяцев или работают пару месяцев в минус, а потом выходят в смешной для срока окупаемости плюс.
Это пример клуба, который открылся за месяц до нашего проекта и владелец у него не понимал, зачем нужен маркетинг и почему он должен за него платить.
Он просто рекламу франшизы увидел, они цифры показывали очень красивые. А после оплаты паушального взноса франшиза уже не с таким энтузиазмом заинтересована в развитии вашего бизнеса. Маркетинг у них как правило посредственный, потому что сотрудников в штате не много, а клубов десятки.
Эмм...я не специалист, но во франшизу должен и маркетинг входить. Это, как минимум, половина дела. Глупо покупать только список оборудования
Франшиза несёт ежемесячную затратку на маркетинг, соответственно им экономика не позволяет включать это в паушалку. На маркетинге они зарабатывают, как на доп услуге, которую франчайзи оплачивает ежемесячно. Пройденная тема, так везде практически. Причем не только в нише киберклубов.
Маркетинг может быть включен во франшизу, если это крупная узнаваемая сеть, которая рекламится на федеральном уровне. Но у таких франшиз соответственно и роялти не маленький.
О том что там всё легко и деньги польются рекой)
Меня больше интересует прайс и посещаемость, если за какой-то год-полтора окупилась постройка/ремонт, железки и интерьер+рекламные расходы.
Трудно поверить, что в 2021 кто-то ходит за лютый оверпрайс посидеть в компьютерном клубе сутками напролёт. Или в Кирове зарплаты московские..
Можете глянуть группу в ВК https://vk.com/kabanarena , там весь прайс)
По посещаемости, к сожалению, точные цифры раскрывать не можем. Но могу сказать, что по вечерам, даже в будние дни, клуб заполнен на максимум. Бронируют компы целыми компаниями, ближе к выходным делают это даже за пару дней заранее
Эх, ребята. А могли бы продавать франшизы как летчик)
Согласны)) но нету интереса)
А что у вас из оборудования, моники и процы интересуют, кому отдали предпочтение и почему?
По нашему опыту у большинства клубов Intel и BenQ.
Процессоры: Intel Core i5-10400F на общий зал и соответственно i7-10700K на премиум.
Мониторы: если мы про шутеры, то это BenQ Zowie 24" 144 герц на общий зал и BenQ Zowie 24" 244 герц на премиум зал. Если мы про качество картинки и игры на вроде PUBG, то у кого-то есть предпочтения на ASUS 27" 165 Герц.
Все зависит от бюджета и концепции клуба)
А как же аос гейминг и lg?
Я про моники, и почему не райзен они же дешевле вроде?
AOC свою долю рынка среди компьютерных клубов имеет, а что касается LG, то это наверное самый маленький %, они особо в этой нише не развиваются.
Ryzen дешевле, но тут наверное вопрос имиджа. Люди видят в описании железа Ryzen и у них сразу складывается предвзятое отношение, что тут ПК хуже.
Это сейчас не я придумал если что, а обратная связь у нас от компьютерных клубов. Это как с креслами. Когда человек видит неизвестный бренд и DxRacer, сразу другое отношение)
Это качество в мелочах и клиент понимает, за что он платит.
Странно, с креслами понятно.
А вот за что могут брать аос, там высокий процент брака.
А видюхи тогда какие берут?
Год назад была актуальная связка: для общего зала GTX 1660 Super и для премиум зала RTX 2060.
Сейчас более популярна связка: для общего зала RTX 2060, для премиум зала RTX 3060.
Опять же, все очень сильно зависит от рынка в вашем городе и концепции клуба. Есть клубы, у которых общий зал и премиум зал по железу почти одинаковые, а разница в периферии и удобствах (отдельные помещения, кондиционеры, столы более широкие и прочее).
Спс
Летчик - лучший!
Не, ну так вполне убедительно написано. Тоже с удивлением недавно обнаружил компьютерный клуб, который расположился в том же здании, где и алкомаркет. И возле него постоянно трётся молодежь.
Молодёжь всегда трётся возле алкомаркета, эка невидаль!
Мужик у нас все офигенно , 20 к в день чистой выручки . Правда бывает что какой нибудь долбоящер раз в месяц выдавит кнопки на клавиатуре или порвёт провод от наушников . Но это мелочи по сравнению с выхлопом . Чего и тебе желаю
А на сколько ПК клуб, если не секрет?
50