{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Кейс: как мы запускали компьютерный клуб в конце 2020 года и что с ним сейчас?

Небольшая история для погружения в контекст.

Январь 2020 года. Мы собираем команду для организации студии прямых трансляций: два оператора, режиссер, комментатор, моушен-дизайнер и full-stack разработчик. Проект должен был стать лидером на tier 2-3 сцене. Тогда мы арендовали помещение, закупили профессиональное оборудование и начали работать в этом направлении, почти не имея опыта.

Проект достаточно быстро набирал обороты. Нашу трансляцию добавили на крупнейший портал о CS:GO - HLTV.org. Мы получили эксклюзивные права на трансляцию для ру-региона от одного турнирного оператора. В определенный момент с нами связывается киберспортивная организация и предлагает выкупить нас для дальнейшего развития студии.

Но всё не могло быть так просто, верно? Через месяц мы получили обратную связь о том, что сделка приостанавливается на неопределённый срок. Причина всего – пандемия. Тогда мы думали, что у нас есть несколько месяцев в резерве. Но в мае 2020 года стало понятно, что история с пандемией затянется надолго и мы принимаем решение поставить проект на паузу.

Любовь к киберспорту и геймингу не покидала нас, и тогда, оценив весь наш бэкграунд, в голову пришла мысль, что лучше всего мы умеем в маркетинг. Компьютерные клубы были нам очень близки, ведь с 2015 года по сегодняшний день мы провели около 23 оффлайн турниров. Так в сентябре 2020 года появилась организация ESPORTSENS.

Одним сентябрьским вечером, совершенно случайно проходя мимо вывески "KABAN ARENA", которая совсем недавно появилась на одной из улиц в центре города, нас не покидало чувство заинтересованности. А что, если это новый компьютерный клуб? Естественно интерес заставил заглянуть туда.

Внутри кипела жизнь. Ребята подключали компьютеры, собирали кресла и тестировали железо. Так мы познакомились с Димой – владельцем клуба. Тогда ещё никто не знал, что это будет грандиозное сотрудничество, которое на протяжение года будет на первых заголовках у городских СМИ.

Прямо там, не выходя из арены, мы начали накидывать ему идеи, как создать ажиотаж к открытию. Как сделать так, чтобы люди ждали открытия с таким нетерпением, чтобы в нужный день они выстроились в очередь.

По итогу разговора мы пожали друг другу руки и договорились реализовать всё, что обсудили. До открытия у нас было примерно 2-3 недели. Идеально, чтобы успеть подготовить план действий, упаковку соц. сетей, проанализировать конкурентов, чтобы понять какие можно выкатить акции, привлечь СМИ и договориться с локальными брендами для сотрудничества.

Сам клуб был хорош. Классный минималистичный дизайн-проект, 29 машин с актуальным железом и периферией. Клуб планировался быть одним из самых современных в городе. Хорошие конкуренты, к тому моменту, находились далеко от клуба.

Мы успели познакомиться с парочкой админов, которых уже наняли ребята. Видели, как они их обучают и отрабатывают моменты приветствий, регистрации, устранения проблем. Поэтому мы чувствовали себя комфортно. Были на 200% уверены в своих силах и точно знали, что продвигаем качественный, с точки зрения клиентоориентированности и актуальности, продукт.

Что мы вообще придумали?

Во-первых, мы понимали, что открытие – это мощный PR-инструмент. Событие, которое привлекает внимание. И с помощью которого можно быстро рассказать людям о клубе. Совершить, тем самым, первое касание. Чтобы прям каждый знал об этом. Даже тот, кто не придёт на открытие и не подпишется ни на одну социальную сеть.

Заваливать людей рекламой уже после открытия в духе «забирай бесплатный час в новом клубе» – это неэффективно. И эту вещь мы интуитивно понимали с самого начала.

Во-вторых, мы решили сделать качественный прогрев (привет инфоцыганству, которое я обожаю, столько фишек крутых приносят на рынок).

Никто к вам не придёт на открытие, если вы просто дропните эту новость в таргет и будете ждать чуда. До людей важно донести, почему это открытие будет грандиозным. Почему на нём стоит быть каждому любителю игр и киберспорта.

Мы быстро придумали шоу-программу, которая может быть интересна целевой аудитории, и накидали варианты локальных брендов, кто мог бы стать партнером на открытии.

В шоу-программу мы воткнули шоу-матч между двумя кировскими КСерами, которых знал каждый в городе, кто играет в КС. Так же пригласили парочку средней популярности стримеров (что для Кирова просто ВАУ). Мы пригласили Fruktozka и hindberjum.

Из СМИ мы договорились с Радио energy Киров 89.6 FM и Девяткой ТВ. Из брендов, кто предоставил свою продукцию для гостей и на розыгрыши, у нас были энергетик Заряженка Техника и Ниндзя Пицца.

Всё, о чём получилось договориться, мы начали заносить в план шоу-программы вместе с ведущим. Добавляя туда разные интерактивы, розыгрыши от спонсоров и так далее.

Итак, пушечная разрывная программа готова. Как теперь из этого сделать прогрев?

Тут мы начали упаковывать социальные сети. Закинули первый пост о том, что скоро открытие, не говоря какого числа, и пульнули его в таргет по всей целёвке (мужчины проживающие в городе до 30 лет).

При прогреве очень важно держать интригу и не раскрывать все карты сразу, чтобы аудитория пыталась сама догадаться, что же ещё мы подготовили. И после дропа очередной новости об открытии ловила вау-эффект.

После запуска рекламы мы сразу же начали получать заинтересованных людей. И заинтересованность выражалась не в том, подписался человек на сообщество/аккаунт или нет. Нам это было не нужно.

Мы сохраняли в базу ретаргетинга абсолютно всех людей, кто сделал хоть какое-то взаимодействие с нашей рекламой. Поставил лайк рекламному посту, перешёл в группу, поделился постом, смотрел на рекламный пост больше 10 секунд, написал сообщение в группу. Абсолютно все действия.

И при этом, конечно же, мы стали получать первых подписчиков. Далее мы начали потихоньку раскрывать наши карты.

Сначала мы дропнули дату и запустили её снова по всей целевой аудитории клуба. Продолжая собирать заинтересованную аудиторию и первых подписчиков.

После этого мы дропнули конкурс с частичным раскрытием программы и разыграли подарки партнёров. Имея уже базу заинтересованных людей, конкурс быстро завирусился, дав нам почти 10к бесплатных охватов.

А далее мы начали показывать детали программы открытия.

Каждый подобный пост мы закидывали в таргет. И с каждой новой публикацией мы собирали больше и больше реакций и подписок в группу, чем с предыдущего.

Всё потому, что аудитория нас уже знала, она уже слышала об открытии. И каждый пост просто дополнительно убеждал следить за нами.

Вспоминайте теорию 7 касаний в маркетинге. В современном мире очень сложно пробить баннерную слепоту. Вам нужно минимум 7 касаний, чтобы человек обратил на вас внимание и заинтересовался.

Как итог, на открытии клуб был под завязку. И самое главное, что мы не дарили бесплатные часы никому просто так. Мы нигде не упоминали, что в клубе можно будет бесплатно просто так поиграть любому.

Единственное только, что мы сделали в этом направлении – это опубликовали один пост о том, что дадим 1 бесплатный час только тем, кто придёт на открытие, сделает фотку или видео и выложит у себя в сторис в вк и в инстаграм с нашей отметкой.

Таким образом, обменивая час на полезное для нас действие и получая дополнительную бесплатную узнаваемость и лояльных друзей людей, кто это делал.

После события самое главное продолжать движ. Открытие – не должно быть завершением вашего продвижения. А должно быть просто первым стартовым пиком.

Далее мы рассказывали людям о прайсе, об интересных акциях, которые придумали. И параллельно, готовились сделать второй запуск клуба. Запустить вторую волну для узнаваемости в нагон первой.

Спустя 2 недели после открытия мы запускам регистрацию на лан-турнир по КС.

Так же – привлекли спонсоров, СМИ, организовали просто нереального качества, для обычного кировского любительского лана, трансляцию.

О том, как это было, можно рассказывать долго. Но самое главное, что нужно усвоить – после открытия старайтесь наполнять событиями ваш клуб. Потому что именно так о вас быстро узнает вся ЦА и вы получите своих первых постоянных клиентов.

Дальше мы начали заниматься тем, что стали налаживать маркетинговую систему клуба KABAN ARENA.

Нужно сказать, что в регионах типа Кирова – ВКонтакте является основным инструментом продвижения для клуба. Как бы владелец сильно не верил и не любил Инстаграм. Мы опираемся на цифры.

В большинстве регионов в ВК целевой аудитории клуба раза в 3-4 больше, чем в Инстаграм. Плюс в ВК намного больше инструментов вовлечения аудитории. В Инстаграм ЦА, как правило привыкла следить за своими друзьями, парочкой селебрити и крупными брендами. А в ВК они заходят полистать мемы, послушать музыку, узнать новости города. Соответственно из-за этого подписчик и в принципе любое действие в Инстаграм будет дороже.

В какой-то момент мы стали подключать дополнительные каналы. В частности Инстаграм. Мы начали активно его развивать в мае 2021. Задачей были – 1. Дополнительно попасть в информационное поле действующих клиентов; 2. Попробовать найти новых, тех, кто не сидит в ВК.

К чему мы пришли в итоге, можно посмотреть тут.

Аудитория чистейшая, супер-активная. Просмотры в сторис 500-600. Охваты постов 400-700-900. В таргетированной рекламе мы стабильно откручиваем входящие акции и разные видеоприглашения в клуб от админов.

Кстати, лица админов и живые видео очень круто работают в Инстаграм.

Да, это было намного сложнее, чем продвигать ВК. Если вам интересно узнать подробнее об этом, то я думаю проще будет рассказать всё, что мы там делали, при личной беседе. Мы открыты и нам не сложно этим поделиться.

Пробовав различные инструменты, стратегии, креативы в рекламе, акции. Оттестировав много вариантов и связок продвижения компьютерного клуба. Мы выделили около 15 инструментов, которыми стали пользоваться постоянно в связках. Составляя из них разной сложности маркетинговые стратегии.

Ну и по ходу всей этой движухи, в начале 2021 года мы поняли, что смогли построить маркетинговую систему в одном проекте и решили масштабировать свой опыт на новые клубы, кто нуждался в этом.

На данный момент на нашем сопровождении находится больше 10 проектов, открыто с нуля 5 клубов. Мы собрали сильнейшую команду на рынке и делаем самые большие результаты.

В частности у Кабан Арены на сегодняшний день всё отлично. Мы до сих пор работаем, а клуб начал окупать себя ещё с первого месяца, сейчас уже окупился и приносит своим владельцам счастье и радость.

Наша команда esportsens сегодня – это не только про систему маркетинга клуба, которая даёт результат. Это про философию взаимоотношений с каждым клиентом и проектом. Потому что каждый клуб по своему аутентичен, имеет свою культуру, ценности и задачи. И требует личного подхода.

Мы не настраиваем просто рекламу, не делаем просто посты, не просто запускаем конкурсы. Каждый инструмент, который мы используем отвечает за конкретный результат в системе маркетинга и стратегии разработанной персонально под каждого клиента.

За этот год мы сформировали себя, как команда, свои ценности и принципы в работе.

Вот самые основные из них:

1. Быть на связи 24/7.

2. Всегда отдавать больше от того, о чём договорились.

3. Менять условия в пользу клиента, если мы сделали ошибку в своих гипотезах.

4. Не быть шаблонными.

5. 1 клуб = 1 город.

При это главными задачами в каждом проекте являются:

1. Снять головную боль с владельца по маркетингу полностью и при этом достичь его целей.

2. Сделать клуб в его городе в плане медийки (активность/подписчики) ТОП-1.

3. Увеличить выручку в 2 раза.

Это именно то, ради чего каждый владелец клуба нанимает маркетинговую команду. И для нас они стоят так же превыше всего. Потому что мы понимаем, что если у нашего клиента будет результат, мы будем оба работать долго в гармоничных отношениях.

Если прямо сейчас вас не устраивает положение дел вашего клуба, то ищите esportsens в ВК и Инстаграм. Пишите нам. У нас есть куча полезных материалов и возможностей взаимодействия, которые вам и вашему компьютерному клубу точно помогут.

Пока мы готовим новые кейсы, пишите в комментариях, о чём вам было бы интересно узнать?

На связи!

0
42 комментария
Написать комментарий...
Колесникова Елизавета

Компьютерные клубы до сих пор актуальны? ходила с братом туда в году так 2008

Ответить
Развернуть ветку
Саша

могу сказать, что они сейчас возраждаются из-за дороговизны компов. В моем округе Москвы за пару лет открылось около 5 клубов

Ответить
Развернуть ветку
Бекжан Танысбаев

Актуальны. Все немного по другому стало, не то что было раньше. Вообще все как всегда развивается по кругу

Ответить
Развернуть ветку
k4tkov

Отличный материал. Да, действительно, компьютерные клубы - это ностальгия по былым временам в подвалах, где школьники и студенты проводили время в виду отсутствия у себя хороших ПК, то сейчас, мне кажется ситуация с этим поменялась и многие могут купить себе компьютер и играть дома на нём... За какими эмоциями и впечатлениями теперь идут туда?

Ответить
Развернуть ветку
BoS

Средний комп сейчас 150К, соответствующие моник/кресло/стол/периферия ещё 50-100К. Что-то мне подсказывает, что совсем не большинство может позволить выложить 250К просто на поиграть.
Во-вторых, люди в клубы ходят, так как дома жёны/дети/родственники, а хочется поиграть без отвлечения.
В-третьих, компанией интересней зависнуть не через интернет, а в одном месте, плюс там же алкоголь, кальяны и прочее

Ответить
Развернуть ветку
Pegasus

150K да ладно.. :) средний комп последние 20 лет всегда стоил $1000

Ответить
Развернуть ветку
BoS

До декабря 2020 года возможно. С той поры начальный i7 + 3070 стоят 150К минимум

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Демюк

Средний комп сей час в районе 30 к вот считай 50 компов 1,5 ляма , столы стулья аренда ещё ляма 2 не так уж много

Ответить
Развернуть ветку
BoS

Вы из 2013го? Средняя видяха 3070 стоит сто штук

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Демюк

Вы что будете I core 7 закупать с жди форс 99999999 ? Давайте смотреть трезво на вещи ! Компы в игровые клубы собирают из запчастей среднего уровня . Процессор АМД , видео карта хоть и 8 гигабайт но не топовая . Тоже мне придумали ….. за 150к я на hipper pc себе закажу комп )))

Ответить
Развернуть ветку
BoS

Ну ок, Ryzen 5 3600 + B450 + 16Gb + ssd480 + коробка с БП - это 35-40 тысяч. Минимальная 8ми гиговая видяха сейчас RX6600 - около 70 тысяч. Итого 105-110 тысяч.
Где 30к? За 30 разве только офисный сейчас можно собрать, максимум амд со встройкой для танков

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Демюк

У нас в клубе стоят такие компы и тянут ГТА онлайн . Ты думаешь это железо сотку стоит ?Видеокарта: PCI-E AMD RADEON RX 570 8192MB GDDR5 MSI
Оперативная память: DDR4 DIMM 16384MB QUMO
Процессор: AMD RYZEN 5 2600 (3.2GHZ) AM4
Материнская плата: MSI B450M PRO VDH
Монитор: ViewSonic, 27 ДЮЙМОВ, 144 ГЦ

Ответить
Развернуть ветку
BoS

19 тысяч проц+кулер, 5700р мать, 2х8Гб 6000р, RX 570 давно сняты с производства, но на авито от 50 тысяч. Ну корпус/бп тысяч 5-6, ссд/хдд 5-7р. Итого 90-94 тыщи + винда, итого сотка, да

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Демюк

15 к стоит такая видел карта

Ответить
Развернуть ветку
BoS
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Демюк

Какая разница что там есть в наличии ? Написано 15 к

Ответить
Развернуть ветку
BoS

Ок, я понял Вас. Тем, кто покупает её за 74 конечно есть разница, 59К если быть точным, но да, какая разница

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
многие могут купить себе компьютер и играть дома на нём...

Ключевой момент: играть во что? С современными ценами на видеокарты играть придется в третий фолаут со скайримом без модов на графику :)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Ярко

Интересная история. Для себя получил забавный инсайт, что ВК все еще драйвит в регионах. Это интересно

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Вк и в Москве качает

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Всё так красиво (наверное) и подробно, но возникает вопрос: если вы проделали такой колоссальный объём работы для открытия клуба (просто случайно зайдя), то на что рассчитывал хозяин клуба когда его открывал? и о чём думали инвесторы?

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Соловьёв

Сергей Добрицкий хороший пример привел "там всё легко и деньги польются рекой", примерно с таким мнением многие и заходят в данную нишу, а потом закрываются через 6 месяцев или работают пару месяцев в минус, а потом выходят в смешной для срока окупаемости плюс.

Это пример клуба, который открылся за месяц до нашего проекта и владелец у него не понимал, зачем нужен маркетинг и почему он должен за него платить.

Он просто рекламу франшизы увидел, они цифры показывали очень красивые. А после оплаты паушального взноса франшиза уже не с таким энтузиазмом заинтересована в развитии вашего бизнеса. Маркетинг у них как правило посредственный, потому что сотрудников в штате не много, а клубов десятки.

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Эмм...я не специалист, но во франшизу должен и маркетинг входить. Это, как минимум, половина дела. Глупо покупать только список оборудования

Ответить
Развернуть ветку
Павел Бессолицын
Автор

Франшиза несёт ежемесячную затратку на маркетинг, соответственно им экономика не позволяет включать это в паушалку. На маркетинге они зарабатывают, как на доп услуге, которую франчайзи оплачивает ежемесячно. Пройденная тема, так везде практически. Причем не только в нише киберклубов.

Маркетинг может быть включен во франшизу, если это крупная узнаваемая сеть, которая рекламится на федеральном уровне. Но у таких франшиз соответственно и роялти не маленький.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Добрицкий

О том что там всё легко и деньги польются рекой)

Ответить
Развернуть ветку
Beardshaver

Меня больше интересует прайс и посещаемость, если за какой-то год-полтора окупилась постройка/ремонт, железки и интерьер+рекламные расходы.
Трудно поверить, что в 2021 кто-то ходит за лютый оверпрайс посидеть в компьютерном клубе сутками напролёт. Или в Кирове зарплаты московские..

Ответить
Развернуть ветку
Павел Бессолицын
Автор

Можете глянуть группу в ВК https://vk.com/kabanarena , там весь прайс)
По посещаемости, к сожалению, точные цифры раскрывать не можем. Но могу сказать, что по вечерам, даже в будние дни, клуб заполнен на максимум. Бронируют компы целыми компаниями, ближе к выходным делают это даже за пару дней заранее

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Эх, ребята. А могли бы продавать франшизы как летчик)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Бессолицын
Автор

Согласны)) но нету интереса)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Добрицкий

А что у вас из оборудования, моники и процы интересуют, кому отдали предпочтение и почему?

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Соловьёв

По нашему опыту у большинства клубов Intel и BenQ.

Процессоры: Intel Core i5-10400F на общий зал и соответственно i7-10700K на премиум.

Мониторы: если мы про шутеры, то это BenQ Zowie 24" 144 герц на общий зал и BenQ Zowie 24" 244 герц на премиум зал. Если мы про качество картинки и игры на вроде PUBG, то у кого-то есть предпочтения на ASUS 27" 165 Герц.

Все зависит от бюджета и концепции клуба)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Добрицкий

А как же аос гейминг и lg?
Я про моники, и почему не райзен они же дешевле вроде?

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Соловьёв

AOC свою долю рынка среди компьютерных клубов имеет, а что касается LG, то это наверное самый маленький %, они особо в этой нише не развиваются.

Ryzen дешевле, но тут наверное вопрос имиджа. Люди видят в описании железа Ryzen и у них сразу складывается предвзятое отношение, что тут ПК хуже.

Это сейчас не я придумал если что, а обратная связь у нас от компьютерных клубов. Это как с креслами. Когда человек видит неизвестный бренд и DxRacer, сразу другое отношение)

Это качество в мелочах и клиент понимает, за что он платит.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Добрицкий

Странно, с креслами понятно.
А вот за что могут брать аос, там высокий процент брака.

А видюхи тогда какие берут?

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Соловьёв

Год назад была актуальная связка: для общего зала GTX 1660 Super и для премиум зала RTX 2060.

Сейчас более популярна связка: для общего зала RTX 2060, для премиум зала RTX 3060.

Опять же, все очень сильно зависит от рынка в вашем городе и концепции клуба. Есть клубы, у которых общий зал и премиум зал по железу почти одинаковые, а разница в периферии и удобствах (отдельные помещения, кондиционеры, столы более широкие и прочее).

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Добрицкий

Спс

Ответить
Развернуть ветку
Dauren Zhaxygulov

Летчик - лучший!

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

Не, ну так вполне убедительно написано. Тоже с удивлением недавно обнаружил компьютерный клуб, который расположился в том же здании, где и алкомаркет. И возле него постоянно трётся молодежь.

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

Молодёжь всегда трётся возле алкомаркета, эка невидаль!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Демюк

Мужик у нас все офигенно , 20 к в день чистой выручки . Правда бывает что какой нибудь долбоящер раз в месяц выдавит кнопки на клавиатуре или порвёт провод от наушников . Но это мелочи по сравнению с выхлопом . Чего и тебе желаю

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Соловьёв

А на сколько ПК клуб, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Демюк

50

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда