{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Японская философия в помощь производительности. Как мы модернизируем продукт по методике кайдзен?

Универсальных секретов успеха нет, но есть работающие стратегии. Японская система Кайдзен — одна из них. В этой статье мы расскажем, почему стоит прислушаться к многовековой японской мудрости и поделимся результатами внедрения этой методики в наше производство.

Кайдзен — метод непрерывного совершенствования

Так можно попытаться описать методику в трех словах, но определение из википедии не поможет уловить суть. А суть находится в болевой точке — вечном противостоянии Востока и Запада.

Если для западного прорывного мышления комфортно скачкообразное движение вперед, основанное на конкуренции, то для восточного человека привычно постепенное последовательное развитие, основанное на взаимопомощи и совершенствовании себя и окружающего мира.

Ориентир на быстрый результат действительно может давать плоды. Но не закрепленный результат, даже после самого впечатляющего подъема, легко может вернуться к исходной точке.

В этом и есть главное преимущество метода кайдзен — последовательное улучшение с закреплением результата. Если та или иная гипотеза оказалась не верной, вернуться и сделать шаг назад можно без серьезных потерь.

Гемба кайдзен

Термин кайдзен был популяризирован Масаки Имаи в своих книгах. Он же продолжил усовершенствовать сам кайдзен, написав книгу Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качеств. Гемба переводится как “место события”.

Суть усовершенствованного метода ー необходимость решения проблемы на месте. То есть при возникновении проблемы руководитель или ответственное лицо выясняет обстоятельства и выполняет корректирующие действия на месте, а не удаленно.

Гемба кайдзен популяризировали менеджеры компании Toyota. Они опубликовали данные о системе контроля качества компании, основанной на этом методе. Эта система еще раз подчеркивает кардинальную разницу в мышлении западного и восточного человека: если европейский подход пропагандирует удаленное, отстраненное и безэмоциональное принятие управленческих решений, то японский принцип настаивает на том, чтобы погрузиться в проблему на месте, увидев ситуацию изнутри.

Почему мы решили внедрить методику Кайдзен?

Мы производим сложный продукт — дизайнерские двери премиум-класса. Чтобы производить/продвигать/продавать этот продукт, необходимо понимать все тонкости материалов, конструкции и производства дверей. Поэтому, следуя системе гемба кайдзен, мы отказались от сотрудников на удаленке. Удаленная работа не позволяет полностью погружаться в нюансы продукта, самое подробное обучение не сможет заменить формат приди-потрогай-изучи.

Предвкушая вопросы, сразу ответим: конечно, в период пандемии мы, как и все, были вынуждены перейти на удаленную работу. Но это было временной мерой, не изменившей нашего главного принципа – любой сотрудник обязан в деталях знать продукт и с закрытыми глазами должен отличить панели из дерева от экошпона.

Как нам помогла японская философия?

Метод непрерывного улучшения помогает шлифовать производственные процессы постепенно, без радикальных изменений. Это проявляется в следующих преимуществах:

  • сотрудникам и клиентам легче воспринимать незначительные улучшения;
  • менее затратное и более качественное тестирование нововведений
  • готовность к дальнейшим изменениям (нет конечного “идеального результата”).

Стратегия может показаться очевидной, но все наши улучшения мы решили основывать на самом главном ー обратной связи от клиентов. Поэтому раз в неделю команда ответственных лиц собирается вместе и предлагает направления для улучшения производства.

Приведем несколько примеров из практики.

1)Есть продукт ー накладной декоративный наличник. Он органично дополняет образ двери.

Ранее он крепился к металлическому с помощью термоклея. Если по какой-то причине его нужно было убрать, наличник приходилось демонтировать, отрывая. В процессе отрывания наличник часто ломался.

На собрании решили усовершенствовать процесс снятия наличника. Команда конструкторов разработала систему крепления, с помощью которой можно снимать и надевать наличники без клея. Это обеспечивает более качественный и удобный монтаж.

2) На одном из собраний обсуждался широкий выбор уплотнителей. Нам, без преувеличения, нужны были “самые лучшие”. Было принято решение испытывать все. Мы тестировали уплотнители по следующим показателям:

- шумоизоляция,

- теплоизоляция,

- адгезионные свойства.

По результатам проверок победили следующие — немецкие уплотнители Kim Tec и Schlegel.

3) Большой проблемой для нас стало принятие решения о вводе нажимных биометрических замков Aqara. Ручки таких замков быстро разбалтываются и выходят из строя, но позиция на рынке была топовой — люди хотели этот замок. На очередном собрании было принято решение ввести этот продукт в матрицу и усилить место крепления с помощью специального механизма, который нивелировал бы образовавшийся люфт. Все нюансы не будем раскрывать — не хотим дарить упорную работу конструкторского отдела.

0
5 комментариев
Российский Крым

Что-то не увидел тут никакого кайдзена. Кайдзен это когда генеральный директор перезжает в гембо и руководит оттуда, а то и берёт в руки молоток и хреначит вместе с работягами.

Ответить
Развернуть ветку
maris

для этого надо, чтобы директор сам поднялся на пост с позиции работяги, а вы часто такое видели?)

Ответить
Развернуть ветку
Российский Крым

В Японии, да. Я читал историю японских фирм которые практикуют кайдзен. Где-то гендир переносит свой рабочий стол из кабинета в гембо, а кто-то и вовсе отказался от стола и вертит гайки наравне с рабочими.

Ответить
Развернуть ветку
maris

Я имела в виду РФ) тут директор "из низов" все больше редкость (во всяком случае, мне такие не попадались). Не уверена, что автор темы - из их числа.

Ответить
Развернуть ветку
Российский Крым

В раннем СССР только такие и встречались. А потом пошли "династии"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда