Когда своей редакции нет, а продавать в соцсетях хочется правильно: девять заповедей улётного контент-плана
Детальная инструкция для стартапов и неочевидные лайфхаки для продвинутых.
Попивать чаёк и, разглядывая снежинки в окне, писать новый текст о том, как вы недавно облажались с блогом, — дело хорошее. Ещё хорошо, когда есть успешный кейс, которым не стыдно поделиться. А если идеями постов забита не одна голосовая заметка — и вовсе отлично.
Но дней-то в неделе аж семь, в месяце — около 30, а за полгода нужно продумать больше 180 публикаций. В корпоративный блог, для соцсетей и внешнего контент-маркетинга.
Это забег на длинную дистанцию, и писать только о своём деле или бизнесе не получится. Здесь нужен чёткий, расширенный, структурированный план захвата внимания, мыслей и душ своих подписчиков. В народе это зовётся контент-планом ;)
Уже слышу, как предательские мысли у вас в голове нашёптывают, что планирование — это хобби для диванных гуру и компаний-гигантов, а малому бизнесу можно писать о том, от чего прёт здесь и сейчас. С огоньком…
Стратегия норм, но что вы будете делать через полтора-два месяца, когда огонёк перегорит?
Зачем вашему бизнесу контент-план
- Чтобы помнить обо всех хороших идеях. Здесь важен охват — максимально широкий охват — всей полезной и необходимой информации. Когда темы централизованы, вы не забудете написать о грядущем событии или вовремя поздравить подписчиков с профессиональным праздником.
- Чтобы всегда был задел на будущее. Это дисциплинирует начинающих блогеров и предпринимателей.
Чтобы не гуглить в горячке темы постов в день публикации. Да, использовать чужие варианты для вдохновения нормально, но если дублировать у себя шаблонные идеи, то и результат будет такой же.
- Чтобы посты несли ценность и главное — запоминались. Если ваш спонтанный контент очень лёгкий и крутой, но ни о чём — выхлопа от этой крутости не будет. Контент-план помогает доработать, закрепить и держать в едином русле позиционирование бренда.
- Чтобы охватить все запросы аудитории — текущих клиентов и тех, кого хотите привлекать в будущем. Вы пишете не для себя, не для бизнеса — для своей целевой аудитории. Значит, и отвечать должны на её боли и вопросы. Это штука очевидная, но не все о ней помнят.
- Чтобы автоматизировать работу в соцсетях по максимуму. Нет никакой радости в ручном постинге огромного объёма контента — пусть над этим трудится планировщик, а вы найдёте более эффективное применение высвободившемуся времени.
- Чтобы создать рабочую воронку продаж в соцсетях и получать с неё клиентов. Когда ваш контент сбалансирован — об этом чуть ниже — и выстроен в правильной последовательности, аудитория идёт за ним, как за яркой звездой в лунную ночь. Учитесь планировать, чтобы грамотно направлять читателей к целевому действию.
Чтобы результаты контент-маркетинга были предсказуемы и измеримы. Потому что всё идёт по плану, только если его продумать.
Итак, что делаем, чтобы получился контент-план
Не просто календарная сетка постов, а настоящий-такой, добротный и вовлекающий в коммуникацию с брендом редакционный план. При условии, что цели продвижения уже определены, а аудитория — сегментирована.
1. Создаём матрицу контента
Это та база, на которой будет строиться вся дальнейшая работа. Источник вдохновения и тем для будущих публикаций. Матрицу можно собирать в виде майнд-карты или отдельной таблицы, но главное — расширить её настолько, чтобы она охватила все возможные вариации идей:
- Общие данные по продукту, его особенностям и возможностям применения.
- Детали, которые уходят глубже в товар или услугу. Например, варианты использования в нетипичных условиях.
- Информация по нише в целом: важные проблемы, пути их решения, привязанные к нашему продукту.
- Время становления рынка — как выглядел продукт или услуга в прошлом, какие изменения он претерпел, что повлияло на развитие и так далее.
- Целевые сегменты аудитории и типы информации, подходящей под их запросы. Не забывайте, что с разными группами ЦА говорить нужно по-разному.
- Клиентская обратная связь — это золотое дно и неиссякаемый источник контента, который не просто зайдёт вашей ЦА, но решит конкретные проблемы и сделает её более лояльной к бренду. Мониторьте комментарии под своими постами в соцсетях, под постами прямых конкурентов, собирайте данные у службы поддержки и так далее.
- Анализ ключевых запросов и сбор данных из Google Trends и Yandex Wordstat — ищем самые популярные темы и собираем ссылки для вдохновения.
- Общеобразовательные темы, сопряжённые с нишей или продуктом. Отслеживаем самые популярные посты в соцсетях и у конкурентов. Здесь пригодятся сервисы: BuzzSumo, Popsters, Boompublic — детали будут ниже.
2. Продумываем рубрики
Здесь всё и так понятно — рубрикация контента приводит блог в порядок, систематизирует потоки информации, расширяет охват тем и подогревает интерес читателей, если, конечно, пишете хорошо.
Рубрики особенно полезны, когда у вас уже есть лояльная аудитория и писать нужно для разных целевых групп. Запуская для них спецпроекты, не забывайте работать с уникальными хэштегами. Они пригодятся в продвижении.
Лучше придумать что-то небанальное и даже с юмором, если это допускает тематика, потому что тег должен запоминаться, как и ваше брендовое имя.
Особенно важно продумать теги и их привязку к идее для контента в Instagram. Там можно подписываться на теги, как и на людей — а это уже дополнительный инструмент органического продвижения. Не пренебрегайте им.
Вот так выглядит рубрикация блога для Instagram:
3. Подбираем важные даты, события и мероприятия
Ситуативный маркетинг помогает разбавить контент-план и привязать ваш блог к реальной жизни. Найдите всевозможные праздники, так или иначе относящиеся к нише, бизнесу, ЦА. Внесите их в план отдельно или привяжите к ним тематические посты.
Здесь вам пригодятся сервисы онлайн-календарей и новостные агрегаторы по вашей теме.
В этот блок войдут не только праздники из профессиональных или общесоциальных календарей, но и нишевые мероприятия — форумы, выставки, конференции, открытия, награждения и прочее.
Вот такие подсказки я собираю каждый месяц для своих подписчиков:
4. Выдерживаем баланс информации
Нужно найти свой дзен в контенте. Гармония — это баланс обучающей, развлекательной и рекламной информации, при котором вы ведёте аудиторию за ручку по воронке продаж, а они этого не замечают.
Здесь всё индивидуально. Чаще всего нужно уравновешивать информационные — новости и обучалки, — развлекательные и продуктовые посты. Примерно так: 50, 30 и 20.
Но это не сработает, если вы занимаетесь курированием контента. Тогда пропорции будут меняться. Нужно балансировать внешние материалы, свой уникальный контент и рекламу — 60, 30 и 10.
Как-то так, гайз, но ориентироваться стоит по своей нише, активности ЦА и контент-стратегии. Если публикуете гениальный продающий сторителлинг, и он заходит подписчикам — почему бы и нет, пусть промоматериалов будет больше.
Важен результат.
5. Выбираем место ведения контент-плана
Здесь вариантов масса — можно использовать обычные таблицы Excel, вести все прямо в Google Calendar, можно совмещать с таск-менеджерами вроде Trello или рисовать на грифельной доске.
Для меня Google Spreadsheets — просто ванлав. Те же многорукие экселевские таблицы, но с постоянным доступом из любого места и устройства. А если есть команда, то и вовсе незаменимы.
Здесь важно помнить одно правило: не заморачиваться. Не стоит усложнять и расписывать сводные таблицы с несколькими уровнями данных. На практике это только усложняет процесс, а не оптимизирует его. А для срочных обновлений и пометок всегда есть комментарии. Это удобно.
Примерно так:
План должен быть простым и понятным, должен координировать работу и доходчиво показывать базовые признаки постов. Всё.
6. Собираем календарный план, как мозаику
Ну понеслась — рисуем таблицу, отмечаем важные даты с праздниками и событиями, расписываем рубрики, заполняем план идеями, добавляем ссылки на важные документы или сайты для вдохновения, указываем степень готовности для ближайших постов.
Если работаем с командой, делаем все необходимые пометки и открываем общий доступ к документу.
7. Создаём отдельную сетку тем для «историй»
Ребята, без неё никак. Честно. Истории и прямые эфиры — такой же полноценный способ органического продвижения, как и контент в ленте. А постоянные включения ещё и охват прокачивают.
Но писать развёрнутый план для «историй» не всегда целесообразно. Если вы только начинаете осваивать инструмент — простого списка тем будет достаточно.
8. Оставляем место для креатива и форс-мажоров
Адаптивность — главная черта хорошего редплана. Если вы давно ведёте блог, то понимаете, что не всегда всё идет как задумано. То и дело возникают срочные новости, соцсети ошарашивают нас нововведениями, или какая-то из тем просто перестаёт быть актуальной.
Поэтому план — это про гибкость и удобство. Не бойтесь в процессе менять посты местами и таскать ячейки по календарной сетке. Мы планируем, чтобы оптимизировать работу, а не загонять себя в жёсткие рамки.
9. Анализируем результаты
Вне зависимости от типа и формата вашего плана, под каждым постом или в отдельной таблице стоит вести учёт эффективности контента. Самый простой вариант: отслеживать статистику публикаций — охват, просмотры, лайки, комменты, репосты, сохранения — и добавлять данные прямо в ячейку с темой.
Так всегда можно быстро среагировать на посты, которые зашли аудитории, и создать новую порцию вовлекающего контента. Или отказаться от рубрик, которые показали самые низкие результаты.
А вот и пример того, как план для редакции с несколькими авторами выглядит на практике:
Ок, план придумали и расписали. Где теперь столько контента взять?
Поехали, проедемся по магазинам:
- SmmBox — сервис помогает курировать контент. Ищет самые вирусные посты по конкретной теме и публикует их в ваши аккаунты.
Полезные фишки: хорошие фильтры, защита от дублирования контента, планировщик постов, расширения для браузеров.
Праздничные скидки: при оплате любого тарифа на год вперёд ребята дарят 50% скидки и три месяца бесплатной работы с сервисом.
- Boompublic — платформа предлагает уникальный контент. Здесь можно заказывать посты под свои контент-планы без прямой коммуникации с авторами. Сильно экономит время и бюджет.
Полезные фишки: цену за контент устанавливает бизнес, есть мощный редактор постов, модуль управления публикациями для админов, планировщик, кросспостинг в восемь соцсетей и Telegram, легальный автопостинг в Instagram — что сейчас крайне полезно — и бесплатный тариф, в который всё это включено.
Праздничные скидки: здесь вам под ёлочку положат $20 на покупку уникального контента от авторов. Запоминаем волшебный промокод: 2019.
- PublBox — это планировщик с расширенными функциями. Помогает создавать посты по шаблонам на разных языках: русский, английский, польский, немецкий, французский, испанский.
Полезные фишки: редактируемые шаблоны текстов и графики, их очень много, планировщик, уроки SMM для новичков и заявлена аналитика, но пока в разработке.
Праздничные скидки: здесь тоже обещают -50% при оплате годовых пакетов. Акция действует только до 10 января.
Кажется, теперь у вас на руках есть всё, чтобы создать крутой редакционный план и добыть для него море бюджетного контента. Сохраняйте, пользуйтесь и покоряйте аудиторию системно.
Комментарий недоступен
я сама такая же была --- соберу море закладок везде, где только можно, а потом забуду. Но сейчас стала выделять пару часов на выходных для перечитывания всех этих полезных штук. Что могу сказать, работает) И мне работать помогает ;)
Когда нибудь придумают приложение на смартфон, чтобы всё, что сохранил в закладки, сразу сохранялось в мозг, в формате, как будто прочитал и осознал. Конечно, в этом приложении будет функция "применить ко всем старым закладкам". И вот те, кто эту галку поставят и нажмут "Ок", те резко поумнеют :-)
Лучше бы сделали приложение которое чистит все закладки раз в год )
Я бы за такое даже хорошо заплатила бы 😂
Периодически читаю. Иначе какой смысл заносить в закладки?)
Отличная статья! Поставил в закладки. И добавил в mindmap! Спасибо вам за труд. С праздником! :)
Как приятно))) Спасибо, Владимир! И вас с Наступающими ;)
Статья прекрасна
Марина прекрасна
VC прекрасен
Алексей, вы - прекрасный читатель! Рада, что все понравилось)
А Буззсумо как же?
А вас нанять можно? ;))
Нежно люблю базсумо, но практика показывает, что малому бизнесу этот инструмент не заходит - дорогие тарифы и не всем комфортно работать на иностранной платформе.
Нанять, наверное, нельзя, а вот сделать интересное предложение можно ;) https://www.facebook.com/marinavelitchenko
Отличный материал. Забрал в чек-листы. Благодарю.
Круто! А я вас читала, когда только училась писать 😉
А я вас помню. Где-то мы пересекались )))
Вполне возможно! Теперь уж точно не потеряемся :D
Точно )
Комментарий удален модератором
Могли читать подобное. Почему нет? Тема востребована, а алгоритм действий у специалистов всегда схож. Я описала свой опыт. С удовольствием почитаю и о вашем.
Спасибо за PublBox )) тОлько куда Вы дели Новогодние скидки???
Константин, отличная идея --- добавлю в заключение актуальные скидки) Если есть инфа, подсказывайте...
Комментарий удален модератором
Света, спасибо вам за приятные слова! Расскажите, какие ресурсы интересны --- для создания графики, для аналитики соцсетей, для работы с рекламой или блогерами?
Материал даёт " вИдение". Захотелось бежать и делать. Спаибо!
Рада, что работа пригодится! Пользуйтесь на благо роста бизнеса)
Комментарий недоступен
Спасибо, что дочитали!...и за позитивненькую оценку)
А возможно ,получить документы xslx которые используете?
Напишите мне в мессенджер — что-то придумаем)
как бы вам написать туда?)
Добавляйтесь здесь: https://www.facebook.com/marinavelitchenko и пишите в сообщении))
Спасибо за инструкцию.
Пользуйтесь с удовольствием и на благо развития бизнеса 🤝
это не реклама)) а рефератные ссылки... будь первым и зарабатывай с компаниями)
все ссылки прямые, без рефералов. Гляньте внимательнее)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Мария, материал в большей мере обращен к предпринимателям, владельцам малого бизнеса, которые хотят продвигаться в соцсетях, уже знают, что контент --- это хороший инструмент, но все еще не знают, как с ним грамотно работать. Копирайтеров обидеть не старалась. Все совпадения случайны))
Комментарий недоступен
Так не реклама же, а закономерная подсказка для предпринимателей --- где и что искать. Не все понимают, как работать с контентом системно, а многие даже не в курсе, что есть куча полезных сервисов для экономии бюджета и времени.
Для экономии бюджета если, то есть всегда бесплатные инструменты. Тем более для непрофессиональной аудитории.
Сервисы подобрала по прямому назначению, которые сама активно использую. Ценники там предельно доступные, а Бумпаблик и вовсе засунул в бесплатный тариф все, что можно пожелать -- и планировщик, и кросспостинг, и постинг в Инсту без атаки на API.
А какие варианты у вас на уме? Давайте вместе дополним список
Марина, статья хорошая - спасибо! Как раз запускаемся - очень кстати.
А не делали сравнений сервисов отложенного постинга? Куку, Сммаэро, Сммпланер итп?
Как раз готовлю такой материал. Собрала и заканчивать тест почти всех известных — думаю, выйдет полезно)
Супер - когда примерно ждать?
Уже в феврале опубликую. Добавляйтесь ко мне на фейсбуке. Сделаю вам персональное оповещение о выходе материала))