{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Слабонервным не смотреть: как устроен диджитал в СНГ

Вы знали, что в Казахстане заблокирована веб-версия Pinterest, а в Узбекистане — TikTok? Делимся собственным исследованием казахского, узбекского и белорусского диджитал-рынков: полезно для тех, кто собирается выводить на них свой бизнес.

Привет, это команда международного агентства Wunder Digital. Мы работаем на рынках Казахстана, Узбекистана, Беларуси, России, Молдовы. И эта статья основана на наших исследованиях.

Объём медиарынка и инвестиций в рекламу

В 2022 году наблюдался рост объёма инвестиций в рынки Казахстана и Узбекистана — до 11,6 млрд рублей (+10%) и 4,45 млрд рублей (+19%) соответственно. Белорусский же медиарынок ожидало падение на 40-50%: с начала 2022 года было заблокировано более 3 тыс интернет-ресурсов.

В России рынок сократился примерно на четверть, до 447 млрд рублей. Однако его объём всё ещё в разы превышает объёмы рынков Казахстана, Узбекистана и Беларуси. Это говорит о большом потенциале для дальнейшего роста рынков трёх стран СНГ.

На рынках Казахстана, Узбекистана и Беларуси сокращаются инвестиции в традиционные площадки распространения рекламы — прессу, наружную рекламу и радио. В отличие от России, где в целом наблюдается спад, в странах СНГ растут объёмы инвестиций в digital-сегмент — медийную, поисковую и таргетированную рекламу. В 2021 году доля инвестиций в Казахстане составила 37%, в Узбекистане — 16%, в Беларуси — 48%. Все три страны также отличает большой бюджет на ТВ-рекламу. Но только на узбекском рынке на этот показатель приходится 66% от общего объёма инвестиций в рекламу, и он не снижается. Несмотря на активную диджитализацию, узбекский рынок можно назвать самым ТВ-ориентированным в Центральной Азии.

Портрет интернет-аудитории

На фоне снижения инвестиций в традиционную рекламу рынки Казахстана, Узбекистана и Беларуси становятся всё более цифровизированными. Так, проникновение интернета среди большей части казахского, узбекского и белорусского населения составляет 90,1%, 79% и 85,1% соответственно. Больше всего выходят в сеть жители крупных городов — Астаны и Алматы, Ташкента и Минска.

В трёх странах примерно одинаковое соотношение пользователей-мужчин и женщин, но в Казахстане и Беларуси женская аудитория превышает мужскую — 51% и 53% соответственно. Узбекская аудитория делится следующим образом: 55% мужчин и 45% женщин сидят в интернете.

Между пользователями стран также есть возрастные различия: более 50% аудитории Казахстана и Узбекистана пользуется интернетом в возрасте до 35 лет, Беларуси — после 35 лет. То есть при почти равном гендерном соотношении казахская и узбекская интернет-аудитория моложе белорусской.

Предпочтительный язык медиаконтента для казахских и белорусских пользователей — это русский. А в Узбекистане больше половины пользователей выбирает узбекский как язык потребления контента из традиционных медиа — ТВ, радио, газет или журналов. Это может говорить о том, что в рекламных коммуникациях лучший вариант — дублировать информацию на русский и национальный языки.

Вид трафика и популярность поисковых систем

На всех трёх digital-рынках доля мобильного трафика за последние четыре года превысила долю десктопного — пользователи по большей части посещают сайты и соцсети через мобильные устройства: 79% в Казахстане, 65% в Узбекистане и 71% пользователей в Беларуси используют мобильный трафик.

Самая популярная поисковая система среди казахов, узбеков и белорусов не отличается — это Google. На втором месте находится Яндекс. Google как поисковик лидирует с большим отрывом от Яндекса, но разрыв в поисковых системах меньше всего на белорусском рынке — почти 70% и 29%. Для сравнения в Казахстане это 83% и 16%, в Узбекистане — 86% и 10%. На казахском и белорусском рынках для Google высока доля мобильного трафика — 87% в Казахстане и 75% в Беларуси. Такие показатели обусловлены тем, что поисковая система зачастую встроена в Android. А Яндекс в обеих странах используется в большей степени на компьютерах, чем на смартфонах.

Предпочтительный тип контента

Среди лидеров локальных сайтов в Казахстане, Узбекистане и Беларуси — казахский tengrinews.kz (26,6 млн визитов в месяц), узбекский yandex.uz (8,124 тыс ежемесячных визитов), белорусский onliner.by (31,5 млн визитов в месяц).

Что касается видеоконтента, то на трёх рынках можно выделить следующие паттерны в потреблении:

  • На первое место в топе охватных видеоресурсов попал YouTube: в Казахстане эту видеосеть еженедельно использует 12 млн пользователей, а в Узбекистане — 10,3 млн человек.
  • Среди казахских и белорусских пользователей популярны пиратские ресурсы: в Казахстане сайты rezka.ag и hdrezka.ag каждый месяц в совокупности набирают 14,5 млн визитов. В Беларуси схожие платформы kinogo.biz и seasonvar.ru суммарно посещает 17,7 млн пользователей.

Популярные социальные сети и мобильные приложения

Для SMM важно знать, что самая охватная социальная сеть на казахском и узбекском digital-рынках — это Instagram*. В Казахстане в ней зарегистрированы 12,6 млн пользователей, в Узбекистане — около 5 млн.

Instagram* имеет следующий возрастной портрет пользователей:

  • Казахстан: до 25 лет — 33%, с 25 до 35 лет — 28%, с 35 до 45 лет — 20%, после 45 лет — 19%
  • Узбекистан: до 25 лет — 50%, с 25 до 35 лет — 29%, с 35 до 45 лет — 13%, после 45 лет — 8%.

Второе место по популярности в двух странах занимает TikTok (10,2 млн пользователей в Казахстане), Одноклассники вместе с ВКонтакте (2,37 млн аккаунтов в Узбекистане).

Самое скачиваемое приложение и в то же время самый популярный мессенджер для Казахстана — это WhatsApp, а для Узбекистана — Telegram.

У трёх национальных рынков много схожих черт, основные из которых:

  • Рост инвестиций в digital-сегмент
  • Значительный бюджет на ТВ-рекламу
  • Снижение трат на традиционные рекламные каналы
  • Высокая цифровизация рынка
  • Почти равное гендерное соотношение пользователей
  • Распространённость мобильного трафика
  • Google как популярная поисковая система
  • Instagram* как соцсеть с самым большим числом пользователей.

* деятельность Meta (соцсеть Instagram) запрещена в России как экстремистская

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Vladius

а откуда данные? указано что "на основе собственных исследований", но хотелось бы узнать побольше о том, как данные собирались

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Bobr

Данные можно собирать различным способом, в данной статье, это метод пальца в носу=))

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Аникян

ну в принципе тот же метод, по которому и работают ВЦИОМ

Ответить
Развернуть ветку
Wunder Digital
Автор

Добрый день! Упор мы сделали на данные из открытых источников, а также собственные наблюдения. Девятилетний опыт на рынках позволяет выявлять тенденции

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов

Годната, лишь бы аудитория денежная оказалась

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
пешка

Да, резка как сайт ахуенен, и неофф мобильное приложение тоже топ

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

В Казахстане яндекс часто коррелирует с процентом этнических русских. Если крутить по городам, то надо это учитывать.

Ответить
Развернуть ветку
David Halberstam

Вы откуда это вылупили? Сервисами ya пользуются все социальные группы 24/7 вне зависимости от этнической и национальной принадлежности. Доставка, еда, такси, музыка, диск уж точно.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Ну и какое это имеет отношение к статье? Статья про рекламу.

Шымкент
Процент русских - 5,7%
Доля Яндекса - 7,09%

Усть-Каменогорск
Процент русских - 49,09%
Доля Яндекса - 37,75%

Научитесь прилично общаться.

Ответить
Развернуть ветку
nullone

Как вы хорошо комменты чистите 🥰

Ответить
Развернуть ветку
Wunder Digital
Автор

Это не мы:) Авторы не могут удалять комментарии. Это модераторы: видимо, за оскорбление 🙂

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда