(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(34004010, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(34004010, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/cGpW', text: 'MOAB – бесплатный аудит и прогноз трафика для SEO', button: 'Заказать', color: '#fcf1f0', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Скликивание в «Яндекс Директе»: 14 исполнителей, жулики и выкинутые 57 000 ₽ (не делайте как мы, это плохо)

На это ушло 57 тысяч рублей и полтора месяца. Спойлер: да, «Директ» списывает деньги за фейковые клики, а инструменты атаки доступны даже ребенку. Мы протестировали 14 подрядчиков и поняли, что бабло побеждает зло — читайте в нашем лонгриде, окупается ли склик конкурентов.

Посещение сайтов конкурентов превратилось в непременный утренний ритуал. <...> Один из ПК в моем кабинете используется специально для этой цели — он настроен на циклический переход по ряду сайтов, включая принадлежащие нашим конкурентам.

Билл Гейтс, «Бизнес со скоростью мысли»

Скликивание рекламы конкурентов в Директе — как непереносимость глютена. Реально его не переносит один из тысячи, зато шума столько, будто с проблемой столкнулся каждый второй. Логично, что свято место не бывает в пустоте: есть даже антифрод-сервисы, занятые успешной монетизацией чужой паранойи.

Мы решили поиграть в «Разрушителей мифов» и выяснить, реально ли добиться того, чтобы Директ засчитал «накрученные» клики и списал за них деньги со счета.

Что такое скликивание

Идея скликивания в том, чтобы робот или специально нанятый человек регулярно кликал по рекламе вашего конкурента. Таким образом, с конкурента списывается бюджет, клиентов он не получает, а эффективность рекламы падает. В идеальной ситуации конкурент вообще уходит из рекламного канала.

Теоретически скликивание может использоваться по отношению к любой рекламной системе (VK, Директ, Google Ads), но на практике объектом атаки становится рекламная кампания недруга на поиске в Яндекс.Директе (почему — обсудим ниже).

Скликивание бывает двух типов:

  • вкалывают роботы

Специально написанный бот задает к поиску запросы и кликает по нужной ссылке. Такие клики дешево генерировать, но их проще обнаружить антифроду Яндекса.

  • вкалывают школьники

Специальные сервисы позволяют создавать т.н. «задания», в рамках которых исполнители (как правило, школьники или студенты), ищут нужный запрос со своего живого настоящего мобильного устройства, с реальной историей поиска, кликают по нужной ссылке, оставляют заявку и вообще исполняют любой злонамеренный каприз за ваши деньги. Такие клики сложнее отследить, но они существенно дороже и хуже масштабируются.

В чем тут проблема

Cum hoc non est propter hoc (После этого — не значит, что из-за этого)

С точки зрения заказчика, скликивание — вопрос веры

С тем же успехом можно сжечь лягушачью лапку в полночь у офиса конкурента. Если сжигать много лапок у офисов тысяч конкурентов — рано или поздно к кому-то из бедолаг приедет налоговая с проверкой, но причинно-следственные связи между этими событиями доказать будет трудновато.

Так же и со скликиванием: вы заказываете атаку на конкурента, подрядчик сдает отчет со 100500 кликов, но проверить, сколько из них действительно засчитал Директ, вы никогда не сможете. Впрочем, однажды кто-то действительно прекратит рекламироваться — главное уметь сидеть у реки, ожидая, пока по ней проплывет труп врага.

За и против скликивания

Скажем сразу: мы в MOAB против скликивания

Вопрос даже не в этике, а в том, что потраченные деньги лучше вложить в развитие собственного бизнеса: поверьте, толку будет больше. Впрочем, согласны с этим не все. Здесь вы можете найти пост в телеграм канале Ильи Исерсона: в комментариях к нему развернулась весьма оживленная дискуссия сторонников, противников и тех, кто считает себя пострадавшим.

Аргументы ЗА:

  • Скликивание наносит ущерб определенным конкурентам, которые ближе всего к конкретному бизнесу по пулу клиентов, УТП, формату.
  • Скликивание загрязняет данные сквозной аналитики и не дает корректно оптимизировать кампании.
  • Скликивание возможно продолжить до формата «клик + заявка», что будет осложнять работу отдела продаж.
  • «Нас скликивают, и мы вынуждены отвечать тем же».
  • Раз Яндекс неспособен с этим бороться и защитить бизнес от склика, значит мы тоже будем использовать этот метод.
  • Ну и конечно, «на войне все средства хороши».

Аргументы ПРОТИВ:

  • Скликивание — по умолчанию инструмент для малого бизнеса, который направлен против себе подобных. Ни один крупный бизнес не будет этим заниматься, репутация дороже. С учетом того, что 80-90% кликов и бюджетов генерируют как раз крупные рекламодатели, получается, что масштаб проблемы сильно меньше, чем кажется (если проблема вообще есть).
  • Если стоимость клика в тематике невысокая — экономика не сойдется, с учетом того, что даже 50% «засчитанных» скликов — это уже фантастически хороший результат.
  • Теоретически скликивание возможно только на поиске. Ни один из найденных нами подрядчиков не готов скликивать РСЯ, несмотря на то, что большая часть бюджетов сейчас перетекла именно туда. На поиске показ объявления жестко привязан к конкретному ключевому слову, на РСЯ показ объявления конкретного рекламодателя — вопрос вероятности, что еще сильнее увеличивает косты (а CPC в сетях, меж тем, ниже, что снижает потенциальный ущерб).
  • Убедиться в том, сколько кликов реально засчитано конкуренту — 0, 10 или 100500 — невозможно.

Как устроено наше исследование

Подопытный сайт

В качестве подопытного взят сайт моего друга, партнера и клиента (един в трех лицах, да:)

У нас есть доступ к кабинету Директа, в котором заведены и уже несколько лет работают кампании по достаточно обширному сем.ядру, так что разных подрядчиков мы просто развели по разным кампаниям и/или группам ключевых слов, чтобы эксперимент можно было провести в разумные сроки.

На всё про всё ушло около 6 недель: начали после новогодних каникул, закончили к началу марта 2023.

По каждому подрядчику мы сохраняли скрины и видео со статистикой из Директа: на представленных в статье скринах ключевые слова и прочие «деанонимизирующие» данные затерты, но в распоряжении редакции MOAB, разумеется, есть полные версии.

Методология исследования проста, хоть и не идеальна: мы берем группу ключевых слов, которые уже давно работают на поиске, и отслеживаем по ней несколько показателей:

  • количество показов/кликов на поиске до начала склика и после;
  • количество «недействительных» кликов до начала склика и после.

После начала склика есть три варианта развития событий:

  1. Антифрод побеждает: клики на поиске стабильны, а количество недействительных резко растет.
  2. Возня в клинче: есть рост как недействительных, так и засчитанных кликов.
  3. Склик побеждает: недействительные не растут или растут незначительно, а вот засчитанные клики прибавляют прилично.

Подрядчики

Мы излазили Google вдоль и поперек, собрали все рекомендации из комментов к посту в Телеграме, опросили всех друзей, коллег и знакомых. Всего удалось собрать 14 подрядчиков, которые, как мы и писали, разделились на 2 группы:

  • 11 подрядчиков, которые генерируют клики при помощи ботов;
  • 3 биржи заданий.

Всем подрядчикам давалось примерно одинаковое задание: набор из 10-15 ключевых слов и сайт, который надо скликать. В качестве теста приобретался минимально возможный у данного подрядчика пакет, обычно период активной работы составлял 1-2 недели.

По каждому из исполнителей сохранены все подтверждающие материалы: скрины переписки, отчеты, видео со статистикой Директа.

Мы решили, что контактные данные исполнителей лучше не публиковать, чтобы не давать рекламы плохим парням, поэтому отчеты будут анонимными.

Кто есть кто

Для удобства мы будем называть подрядчиков по цветам — мистер Белый, мистер Оранжевый, мистер Синий — и так далее, по аналогии с легендарными «Бешеными псами» Тарантино.

По каждому из подрядчиков мы сделали небольшую сводку из 8 вопросов, которая позволит быстро понять итог, не вникая в детали.

  1. Сколько кликов накручено всего: (по данным подрядчика, хотя бы примерно).
  2. Сколько излишних кликов появилось в недействительных: (по статистике Директа, под излишними кликами подразумевается разница между средним значением за предыдущие несколько недель и теми неделями, когда производился склик).
  3. Сколько кликов засчитали как действительные: (разница между обычным количеством кликов по данной кампании\группе ключей и значением в период накрутки, по данным Директа).
  4. Сколько потратили денег на данного подрядчика: (вознаграждение подрядчика).
  5. Какова стоимость одного «настоящего» клика в рамках данной кампании: (среднее обычное CPC кампании по данным Директа за прошлый месяц).
  6. Какова номинальная стоимость генерации одного фейкового клика: (делим пункт 4 на пункт 1).
  7. Какова реальная стоимость генерации реального засчитанного клика: (делим пункт 4 на пункт 3).
  8. Работает ли склик в данном случае: (вывод).

Мистер Блондин

О мистере Блондине:

Сайта нет, контакт получен по рекомендации от знакомого. Для склика использует ботов, развернутых «на собственном ПО, каждый клик делается с нового IP адреса — мобильного или десктопного» (цитата). Оффер мистера Блондина — около 100 кликов в день в указанном нами регионе. Утверждает, что не ведет двойную игру: «В случае заказа скликивания сайта нашего действующего клиента заказчику будет отказано без объяснения причины».

Скринкаст переписки — ссылка.

Сводка мистера Блондина

  1. Сколько кликов накручено всего: ~50 кликов в день на протяжении 2 недель, суммарно — около 700-800 кликов (со слов мистера Блондина).
  2. Сколько излишних кликов появилось в недействительных: прирост к обычному уровню — 200-250 недействительных кликов суммарно за 2 недели (скринкаст).
  3. Сколько кликов засчитали как действительные: 80-120 (скринкаст).
  4. Сколько потратили денег на данного подрядчика: 10 000 рублей.
  5. Какова стоимость одного «настоящего» клика в рамках данной кампании: 10 рублей без НДС.
  6. Какова номинальная стоимость генерации одного фейкового клика: ~12,5 рублей.
  7. Какова реальная стоимость генерации реального засчитанного клика: ~100 рублей.
  8. Работает ли склик в данном случае: как будет видно ниже, методы мистера Блондина сравнительно эффективны — он один из немногих «ботоводов», кто смог добиться статистически значимого количества засчитанных кликов. Однако проблема в том, что экономика здесь безнадежная: фактически, нанося условному конкуренту ущерб на 10 рублей силами мистера Блондина, мы тратим 100 рублей.

Вердикт: мистер Блондин может быть эффективен лишь в тематиках со стоимостью клика ~150-200 рублей и выше. Весьма вероятно, что по мере масштабирования процент засчитанных кликов будет быстро снижаться.

Мистер Коричневый

О мистере Коричневом:

Как и в фильме, мистер Коричневый быстро выбыл из игры. Его ценник — 1000 рублей за 50-100 кликов в сутки. Склик, насколько мы поняли, осуществляется ботами. Получив предоплату за неделю в размере 7000 рублей, мистер Коричневый отчитался, что запустил бота, но, увы, никакого эффекта это не возымело (скринкаст).

Засчитанные клики — по нулям, недействительные — в рамках обычных для этой кампании значений. Либо боты мистера Коричневого так плохи, что их даже в недействительные не берут, либо он нас тупо «кинул» и вообще ничего не стал делать.

Сводка мистера Коричневого

Вердикт: мистер Коричневый бесполезен

Мистер Белый

О мистере Белом:

Харви Кейтель — один из наиболее известных актеров в касте «Бешеных псов», по крайней мере — на момент съемки. Именно поэтому в нашем исследовании на роль мистера Белого претендует известный сервис по теме выполнения заданий в поисковых системах. Называть сервис и давать прямую ссылку мы не будем — рекламного контракта с ними у нас нет.

Сервис мистера Белого не использует бот-трафик, а является лишь посредником, биржей заданий. В интерфейсе можно создать задание: введите в поиске то или иное ключевое слово, найдите сайт Х и кликните по нему, заполните заявку, зайдите на страницу «Контакты» — в общем, почти что угодно. Задания выполняют обычные люди со своих мобильных или десктопных устройств, о чем после присылают отчеты. Сервис представляет довольно широкий функционал по управлению кликами, поэтому мы сделали два подхода к снаряду с разными настройками:

  • в первом случае мы разрешали исполнителю выполнять несколько заданий подряд (с одного мак-адреса делалось несколько кликов);
  • во втором — каждый исполнитель мог выполнить задание только 1 раз.

Гипотезы по вариантам №1 и №2 тестировались в разное время, на разных кампаниях и на разных ключевых словах.

Сводка мистера Белого: попытка №1

Итак, каждый из исполнителей в рамках попытки №1 мог выполнить задание несколько раз. Суть здесь в том, что количество исполнителей не бесконечно. У нас даже создалось ощущение некоторого дефицита. Особенно если сделать поправку на то, что некоторые из них неспособны выполнить корректно даже такое простое задание: кликают не на тот сайт, кликают на ссылку в органике, а не в Директе etc.

Таким образом, разрешая повторные выполнения, мы расширяем базу доступных кликов, получаем их дешевле, однако с каждым новым кликом у антифрода появляется существенно больше данных, и риск перевода в «недействительные» растет.

  1. Сколько кликов накручено всего: 492 клика (по данным сервиса мистера Белого).
  2. Сколько излишних кликов появилось в недействительных: от 120 до 180 (скрин 1 — прошлый месяц, скрин 2 — прошлый год, скрин 3 — период накрутки).
  3. Сколько кликов засчитали как действительные: около 100-130 кликов. При обычном уровне около 10 кликов в неделю явно виден всплеск на скрине.
  4. Сколько потратили денег на данного подрядчика: 3000 рублей на сам сервис + 3 часа специалиста на проверки 164 заданий.

Дело в том, что нужно проверять и принимать каждое задание по отдельности, среди заданий много ошибок (клики по SEO, клики на другие сайты, клики по другим запросам).

Стоимость часа работы специалиста MOAB — 1800 рублей.

Таким образом, сервис мистера Белого обошелся нам в 3000 рублей + 5400 рублей на администрирование результатов работы, итого 8400 рублей.

  • Какова стоимость одного «настоящего» клика в рамках данной кампании: около 6 рублей.
  • Какова номинальная стоимость генерации одного фейкового клика: от 6 до 11 рублей.
  • Какова реальная стоимость генерации реального засчитанного клика: 84 рубля (8400/100, см. п.4).
  • Работает ли склик в данном случае: формально — да, работает, всплеск трафика очевиден. Тем не менее, очевидно одно: стоимость генерации «накрученного» клика сильно выше стоимости «реального».

Если предположить, что антифрод Яндекса работает одинаково во всех тематиках (что не факт, возможно, в дорогих нишах алгоритм настроен на бОльшую агрессивность фильтрации), то целесообразность подобных атак остается под большим вопросом.

Кроме того, в рамках нашего исследования открытым остался вопрос «емкости базы»:

  • Очевидно, что часть кликов была отфильтрована, причем весьма существенная часть.

С учетом того, что мистер Белый настоятельно не рекомендует своим адептам использовать Яндекс.Браузер, можно предположить, что часть MAC/IP адресов Яндексу известна и уже находится в некоем блэк-листе.

  • Если пытаться скликать с конкурента некий существенный объем (тысячи кликов), то вполне вероятно, что база мистера Белого исчерпается довольно быстро

Быстрое расширение базы для мистера Белого затруднено тем, что для регистрации новых исполнителей мистер Белый заставляет выполнять несколько не самых очевидных заданий. Видимо, это делается чтобы максимизировать долю «настоящих» живых смартфонов в базе, и минимизировать тех, кто купил sim-банк или просто 5-10 дешевых трубок.

Кроме того, по мере многократного повторения одних и тех же запросов поисковый профиль пользователя будет все сильнее и сильнее отличаться от среднего по больнице, и вполне вероятно, что процент отфильтрованных кликов возрастет.

Вердикт попытки №1: мистер Белый ограниченно эффективен «в вакууме», практическая эффективность невелика — его работа вряд ли способна нанести серьезный ущерб.

Сводка мистера Белого: попытка №2

Завершив попытку №1, мы попросили мистера Белого повторить эксперимент: теперь исполнители могли выполнить только одно задание с одного аккаунта сервиса, т.е. «1 исполнитель — 1 попытка склика».

К сожалению, у нас образовалась проблема ключевых слов для попытки №2 — почти по всему ядру сайта-мишени начался сезонный рост. Но в условиях дефицита «подопытных кроликов» для подобных экспериментов выбирать, по сути, было не из чего. Это безусловно загрязняет статистику и сказывается на точности конечных цифр, но вряд ли серьезно влияет на конечный вывод.

  1. Сколько кликов накручено всего: 101 клик (по данным сервиса мистера Белого).
  2. Сколько излишних кликов появилось в недействительных: около 70-100 (скрин 1 — прошлый месяц, данные за прошлый год отсутствуют, скрин за позапрошлый месяц, скрин 3 — период накрутки).
  3. Сколько кликов засчитали как действительные: 100-120 (скрин).
  4. Сколько потратили денег на данного подрядчика: 2000 рублей на сервис + 2 часа и 3600 рублей на его администрирование.
  5. Какова стоимость одного «настоящего» клика в рамках данной кампании: 5,85 рубля.
  6. Какова номинальная стоимость генерации одного фейкового клика: 56 рублей.
  7. Какова реальная стоимость генерации реального засчитанного клика: 56 рублей (5600/100, см. п.4) рублей.

В данном случае немного не бьется математика: у нас 101 выполненное задание, рост недействительных кликов на 100 единиц + рост засчитанных кликов где-то в этих же пределах, плюс все это накладывается на плавный рост сезона (скрин взят для ключа, который использовался в этом тесте). Думаем, что несовпадающая математика происходит в данном случае из нескольких факторов: сезон плюс, вероятно, по каким-то причинам исполнители все же делают реальных запросов больше, чем попадает в отчет.

  • Работает ли склик в данном случае: в рамках попытки №2 конечный клик выходит, безусловно, дешевле, хотя и есть вопросы к размеру выборки. Процент засчитанных кликов, насколько об этом можно судить, также выше. Впрочем, ключевой вопрос — насколько быстро исчерпается мистер Белый в рамках подхода «1 исполнитель — 1 попытка склика»? Вряд ли его возможности простираются дальше, чем 3-5 тыс. исполнителей по самой оптимистичной оценке.

Вердикт: попытка №2 эффективней, чем №1, но у нее еще больше вопросов к масштабированию.

В рамках данного исследования мы бы не хотели создавать излишнюю рекламу сервису мистера Белого, но и игнорировать его мы тоже не можем. В то же время мы выступаем против скликивания, и будем рады предоставить данные «без блюра» всем, кто работает в антифрод-индустрии.

Надеемся, что по итогам данной статьи мистер Белый запретит задачи на скликивание в своем сервисе: так поступили, например, некоторые его коллеги, и правильно сделали. В противном случае «вскрыть» всю базу мак-адресов не так уж сложно и дорого — и мы готовы помочь с этим службе антифрода Яндекса за собственные деньги, дабы раз и навсегда ликвидировать проблему и улучшить рынок для всех.

Мистер Оранжевый

О мистере Оранжевом:

Как и в фильме, мистер Оранжевый оказался не тем, за кого себя выдает. По собственному отчету он — настоящий «плохой парень», по факту — не смог нанести вреда никому, только потратил наши деньги.

Сводка мистера Оранжевого

  • Сколько кликов накручено всего: около 1500 кликов по отчету мистера Оранжевого.
  • Сколько излишних кликов появилось в недействительных: около 1500.
  • Сколько кликов засчитали как действительные: около 0 — вот ссылка на скринкаст.
  • Сколько потратили денег на данного подрядчика: 2800 рублей.
  • Какова стоимость одного «настоящего» клика в рамках данной кампании: 8-9 рублей.
  • Какова номинальная стоимость генерации одного фейкового клика: 1,8 рубля.
  • Какова реальная стоимость генерации реального засчитанного клика: засчитанных кликов нет.
  • Работает ли склик в данном случае: нет.

Вердикт: мистер Оранжевый бесполезен.

Мистер Розовый

О мистере Розовом:

В данном случае мы имеем дело с еще одним сервисом выполнения заданий. Называть его мы не будем, определенный объем кликов все же был успешно засчитан.

Сводка мистера Розового

  1. Сколько кликов накручено всего: 503 (по данным мистера Розового). Опять же, отметим, что речь о выполненных заданиях, в реальности кликов может быть и больше, но этого мы никогда не узнаем.
  2. Сколько излишних кликов появилось в недействительных: около 600, (скрин 1 — прошлый месяц, скрин 2 — период накрутки).
  3. Сколько кликов засчитали как действительные: от 100 до 200 кликов, кликабельность выбранных групп несколько нестабильна, но всплеск тем не менее виден довольно явно.
  4. Сколько потратили денег на данного подрядчика: 2000 рублей + 2 часа специалиста (себестоимость 1800 рублей) на администрирование и подтверждение заданий, каждое задание нужно подтверждать вручную, итого — 2000 + 3600 = 5600 рублей.
  5. Какова стоимость одного «настоящего» клика в рамках данной кампании: 8-9 рублей.
  6. Какова номинальная стоимость генерации одного фейкового клика: от 4 до 11 рублей.
  7. Какова реальная стоимость генерации реального засчитанного клика: если усреднить и предположить, что засчитано было 150 кликов, то стоимость будет от 13 до 37 рублей
  8. Работает ли склик в данном случае: да, работает, сервис чуть дешевле, чем у мистера Белого.

Впрочем, без проблем не обошлось и тут:

  • Как и у мистера Белого, нужно подтверждать каждое задание руками, для склика сервис не приспособлен.
  • Наши задания выполнял небольшой пул исполнителей — около 10 человек, однако они добились неплохого % засчитанных кликов.
  • То есть у сервиса небольшая база, еще меньше, чем у мистера Белого, так как сервис куда менее известен. А значит, на масштабе база выгорит еще быстрее.
  • Вероятно, поскольку сервис нераскрученный, для склика не используется и в целом генерит небольшой объем фрода, его исполнители не попадают в блэк-листы Яндекса.

Вердикт: Как говорил Остап Бендер, «...дальше ваши рыжие кудри примелькаются, и вас просто начнут бить», и это — тот случай, когда кудри еще не примелькались.

Сервис эффективен, но на масштабе малая база исполнителей очень быстро будет уничтожена антифродом. Впрочем, сервис мы не называем, а сами они на лавры склика вовсе не претендуют, большая часть заданий там — другого типа.

Мистер Синий

О Мистере Синем:

Малоизвестный сервис заданий. Его название (созвучное одному активному в соцсетях производителю СИЗ) как бы намекает на полученный в итоге результат.

Сводка мистера Синего

  • Сколько кликов накручено всего: 133.
  • Сколько излишних кликов появилось в недействительных: 100-105.
  • Сколько кликов засчитали как действительные: 0-15.
  • Сколько потратили денег на данного подрядчика: 300 рублей + 2 часа на администрирование, 3600 рублей.
  • Какова стоимость одного «настоящего» клика в рамках данной кампании: 2,5 рубля.
  • Какова номинальная стоимость генерации одного фейкового клика: около 2 рублей без учета администрирования, около 29 рублей — с учетом.
  • Какова реальная стоимость генерации реального засчитанного клика: засчитанных кликов нет или недостоверно мало.
  • Работает ли склик в данном случае: нет.

Вердикт: мистер Синий бесполезен.

О тех, кто не прошел кастинг

Она играла в таком сериале, который ничем не стал.

Джулс, х/ф «Криминальное чтиво»

Разумеется, на кастинг приходит больше актеров, чем снимается в фильме. Ровно так же произошло и в нашем случае.

  • Сервис unu.im запретил задания по скликиванию рекламы (молодцы).
  • Еще один сервис не прислал нам письмо для подтверждения регистрации, решить эту проблему не получилось.
  • Два исполнителя, которых мы нашли в выдаче, не ответили на наш запрос.
  • Три сервиса, предлагающих бот-склик, не смогли добиться ни одного засчитанного клика. Пруфы есть в редакции, однако мы не увидели смысла три раза подряд расписывать одно и то же: бот-склик не работает, из 11 найденных ботоводов лишь один добился ограниченного результата, в то время как сервисы заданий чаще испытывают проблемы не с самим скликом, а с его экономикой.

Сколько стоит склик устроить?

У эксперимента есть три статьи расходов:

  1. оплата услуг подрядчиков,
  2. оплата засчитанных кликов Яндексу,
  3. время специалистов, которые администрировали подрядчиков.

Итого: 37 100 рублей на исполнителей, ~4000 рублей на клики, ~9 часов (16 200 рублей) на менеджмент проекта, всего — 57 300 рублей.

Можно ли скликать РСЯ и VK?

Возникает резонный вопрос, можно ли скликать рекламу на РСЯ и в VK?

Теоретически, при неограниченных бюджетах и времени — да, можно. Практически — нет.

Ключевая проблема как для РСЯ, так и для VK, — размытость таргетинга.

Нет жесткой привязки «ключевое слово — показ объявления». Весьма вероятно, что для значительной части IP показ объявления конкретного конкурента никогда не будет сгенерирован и/или будет сгенерирован через продолжительное время.

В итоге выполнение задания потребует посещения множества сторонних сайтов партнеров РСЯ, задания нужных ключевых слов в выдаче etc. Атакующему придется выставлять сравнительно высокую цену, ведь основной заработок школьников, адептов мистера Белого — сравнительно незамысловатая накрутка ПФ для SEO, а здесь придется «зависать» на несложном задании надолго.

Это безусловно увеличит себестоимость атаки, в то время как CPC на РСЯ в среднем ниже, чем на поиске, в 1,5-3 раза.

Если же показа объявления все же удастся добиться, вероятнее всего мы увидим результаты, схожие с Поиском: боты большей частью будут фильтроваться, живые пользователи частично смогут что-то скликать — с отрицательной экономической эффективностью.

Если говорить о VK, то для эффективной атаки либо потребуется большое количество профилей, подходящих под неизвестные нам параметры таргетинга (нереализуемо на масштабе), либо атака ограничится как максимум профилями, попавшими в ретаргетинговый сегмент, что также не представляет большой опасности.

Итого: можно ли ограбить ювелирный магазин?

Смешно не поддаваться, если ты стена, а пред тобою — разрушитель.

И. Бродский, «Остановка в пустыне»

Прежде чем подвести итоги нашего исследования, мы хотели бы повторно подчеркнуть для протокола: склик — зло, и зло неэффективное, механика из серии «назло бабушке отморожу уши».

Так возможно ли ограбить ювелирный магазин [зчркнт] скликать Яндекс?

Да, малая часть кликов будет засчитана.

Антифрод можно обмануть — нет щита, который устоит перед любым мечом. Если использовать дорогой «меч» в виде склика живыми людьми с реальных устройств — то через антифрод пройдет чуть больше кликов, хотя экономически процесс все равно будет нерентабельным.

Если использовать ботов — процент засчитанных кликов будет настолько низким, что затея потеряет всякий смысл.

Что, с нашей точки зрения, учитывает антифрод

  • «Чистый» ли IP. При этом, вероятно, доверие к мобильным устройствам выше, чем к десктопам.
  • История поиска и поведение на поиске, их совпадение с типовыми профилями пользователей, тематика запросов (т.е. наверняка есть типовые кейсы: ребенок, молодая мама, автомобилист, айтишник, студент, школьник etc).
  • «Нагулянность» профиля, история аккаунта, возможно, есть ли какие-то «дорогие» действия в истории аккаунта — использование сервисов (Такси, Музыка, Еда, Маркет за живые деньги), наличие GPS-трека по устройству — т.е. то, что труднее сымитировать.

Это безусловно лишь гипотезы — инсайдов у нас нет.

Склик в вопросах и ответах

Q: Возможно ли скликать Яндекс так, чтобы потратить меньшую сумму, чем потеряет конкурент?

A: Невозможно.

В отдельных тематиках с очень высокой стоимостью трафика (от 150-200 рублей и выше) — это возможно в ограниченных пределах (100-500 кликов как максимум), хотя результат и не получится проверить объективно.

Q: Возможно ли масштабировать результат, скликивая тысячи кликов и сотни тысяч рублей в месяц?

A: Нет.

Если речь идет о бот-трафике — это невозможно, и скорее всего невозможно, если речь идет о биржах заданий. Проблемы здесь две: ограниченный набор «школьников» и их IP в базах сервисов заданий + значительные всплески трафика по некоторым ключам и сайтам, отличные от общей статистики, очевидно, будут привлекать к себе более серьезное внимание антифрода.

Q: Стоит ли использовать внешние сервисы антифрода?

A: Нет, не стоит.

Это 402-й сравнительно честный способ отъема денег у населения, как сказал бы сын турецкоподданного.

Даже сама мысль, что небольшой сервис на ограниченном датасете сможет справиться с фродом лучше, чем Яндекс, уже выглядит странной. Из этого исследования мы видим, что с бот-трафиком Директ справляется и сам, а с «живыми» пользователями на 100% не справится никто — но тут на подмогу приходит экономика, переводя скликивания из категории «опасность» в категорию «паранойя».

Помните, что в продажах существует три классических мотиватора — страх, секс и алчность. Антифрод-сервисы — это продажа через страх. Будьте холодны, когда вам продают через секс, недоверчивы — через алчность, и будьте безжалостны в вашем неверии, когда вам продают через страх.

Не забывайте — верить нельзя никому. Нам — можно.

P.S. Впрочем, надо признать, что основная задача бирж заданий — не склик рекламы, а накрутка ПФ для SEO, и судя по состоянию рынка, там применяются более слабые механизмы антифрода, нежели в Директе;)

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/cGpW', text: 'MOAB – бесплатный аудит и прогноз трафика для SEO', button: 'Заказать', color: '#fcf1f0', img: '3ab5dc27-8609-5538-b129-3fc6c91dc9ac', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
149 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Sezemov

Мне просто интересно, что скажут уважаемые эксперты по фроду на счет такой истории? На этом скрине прекрасно всё.

Кампания РСЯ, стратегия - максимум конверсий с оплатой за клик, площадки видны на скрине, заявка - заполнение формы (имя, телефон, email) на сайте. При обращении по заявкам либо дети, либо номера не активны, либо люди говорят, что ничего не оставляли. История не единичная.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Калуга

Бот также может быть сделан на то, чтобы он оставлял заявки.
Но так массово - наверное никто не сталкивался, обычно это пара заявок среди сотни кликов, у вас же каждый второй клик. Это прямо больше на фотошоп смахивает (подмену данных), чем что такое может произойти в реальности по РСЯ. Это же не ретаргетинг? Еще тогда можно объяснить как он смог это сделать

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sezemov

Могу записаться скринкаст в качестве подтверждения - это свежий скрин сделан мной лично. Это не ретаргетинг, это обычная рекламная кампания в РСЯ по ключевым запросам. Только у меня есть еще несколько подобных кейсов, уверен, и у читателей здесь найдутся похожие. Яндекс отвечает стандартной отпиской, что не отслеживает конверсии, ведь вы платит за клик, а то что клик по 800 р. в РСЯ для них это ок - ставьте ограничение цены клика, либо переключайте на оплату за конверсии. По Вебвизору видно, что эти "пользователи" заходят с одной целью - оставить заявку. Больше ничего не делают на сайте.
p.s. навряд ли это заказ от конкурентов, истории один в один были в низкоконкурентных нишах.
p.s.s Мб представитель https://clickfraud.ru скажет, что они в курсе этого и решают такую проблему?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Lytwynenko

норм нативочка:)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sezemov

любая ссылка тут будет нативкой считаться?)
чел в теме сидит, вот я и решил задать вопрос

Ответить
Развернуть ветку
146 комментариев
Раскрывать всегда