Три года развития подкаста про digital. Борьба с выгоранием, синдром самозванца и прибыльный бизнес
15 марта был День рождения подкаста «Маркетинг и реальность». Александр Дяченко (бренд-стратег и автор подкаста) и Анастасия Дяченко (редактор и информационный голос) рассказали о работе в подкасте, секретах создания выпусков, выгорании, мотивации и дальнейших планах.
Структура праздничного выпуска: прошлое, настоящее и будущее
Александр: Три года — это серьезно, рубеж для подкаста, который мы преодолели, несмотря на мировые события. Когда тебе год — ты невидим в инфопространстве. На второй — тебя начинают замечать. А на третий — ты занял в нише определенную позицию.
Наш подкаст более двух лет занимает топовые позиции в категории маркетинга. За последний год мы попали во многие подборки рекомендованных брендами подкастов для изучения маркетинга, брендинга и пиара, а также запартнерились с большим количеством брендов.
Выпуск можно разделить на прошлое, настоящее и будущее, где:
- Прошлое — мои размышления на тему того, что уже есть в подкасте.
- Настоящее — ответы на ваши вопросы.
- Будущее — расскажу о планах развития. Я двигаюсь по MVP-модели — минимально жизнеспособному продукту: ты что-то создал — и постоянно усиливаешь и обновляешь это.
Воспоминания о работе в подкасте
Анастасия: 2022 стал для меня дебютным: я впервые вышла к микрофону, как информационный голос подкаста. Поначалу было страшно — до дрожи в голосе и в коленках. Но, по мере роста подкаста — росла и я: стала больше импровизировать и говорить. Подкаст сделал меня более уверенной в себе. А в начале 2023 сбылась моя мечта: я выступила в качестве гости (выпуск по развитию творческих людей). Также я редактор: Саша — аудиал (любит слушать книги и подкасты), а я — визуал (люблю читать). Поэтому с удовольствием превращаю подкасты в тексты. Я чувствую много творческих сил: есть много тем и идей, о которых хотелось бы поговорить.
Александр: Я переслушал свой нулевой выпуск подкаста и был приятно удивлен: ожидал услышать худшее. Прослушивание подкаста для меня терапия: сравнение старых выпусков с более новыми и осознание своего развития. Мне нравится то, что мои знания законсервированы и не остались лишь плодом моей фантазии.В нулевом выпуске я обозначил цели подкаста: не повторять клиентам истины, а записывать их и давать слушать. Вторая цель — напоминать их самому себе. Это важно маркетологу, так как мы живем в изменчивой реальности, где многое забывается.
О чем говорили: темы подкаста за три года
- Больше всего — про основы маркетинга: воронку продаж и путь клиента (девять этапов и актуальные инструменты маркетинга на каждом из них). Повторяли эти темы много раз: время летит, а данные нужно актуализировать.
- Инструменты маркетинга — нишевые, мимолетные и вечные. У нас было много гостей, которые рассказывали о работе с ними. Некоторые инструменты уже пропали. Но даже в таких выпусках можно почерпнуть для себя что-то, помогающее создать новые продукты, более устойчивые к запросам рынка.
- Тема архетипов: бренд-архетипы Кэрол Пирсон (почему не Юнга — можете найти в первом выпуске про архетипы). Мы продолжим их рассмотрение в подкасте: я намеренно прервал цикл выпусков о них, так как были более важные темы.
- Психотипы игроков Ричарда Бартла: мне очень нравится его модель о работе с аудиторией бренда и бизнеса и то, почему она, будучи из гейминга, отлично работает и в маркетинге.
- «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла — использование в маркетинге пути героя как концепции из литературы.
- Тема личного бренда. В подкасте много всего, что поможет изменить личный бренд в лучшую сторону и выделить его в цифровом мире вашей аудитории. Вспомним логотип подкаста: человечек живет внутри своего пространства, подсвечивая в нем себя.
Артур Саиткулов: “Какой совет дал бы нынешний Александр тому, кто только начал вести подкаст?”
Я иногда думаю: если бы у меня была машина времени — хотел бы я что-то изменить в прошлом? Скорее — нет, так как мне нравится мое настоящее. В свое время я допустил ошибки, но без них не получил бы ценный опыт, проживая который — растешь. Это помогает дальнейшем интуитивно чувствовать проблему и знать, как ее обойти.
Моя мотивация — внутренний голос, говорящий: «Чувак, ты неуверен в себе, боишься умереть от голода и попасть снова в военный город.» Этого достаточно, чтобы начать делать контент и пробивать стены до конца. Все эти страхи помогают мне настроиться и делать новый выпуск подкаста.
Денис Комаров: “Расскажи, какой stuff используешь для записи, чем убираешь шумы и про студию записи”
Начну со студии: я записываю в переговорной коворкинга — инновационном центре «Аквариум» в Краснодаре. Она обшита поролоном и закрывается — при записи нет эхо.
Мой микрофон — Blue Yeti — неплохой, но очень тяжелый, сейчас можно найти что-то полегче. Его плюс — чувствительность: может записывать с 2-3-4 сторон разговоры людей и разбивать голоса по разным дорожкам.
Программа для записи — Audacity — бесплатная. Использую для записи своего голоса и голоса гостя, затем свожу обе дорожки вместе.
Далее перехожу в Adobe Audition — где монтирую выпуск:
- Каждую дорожку выравниваю в эквалайзере (свой голос так, чтобы мне нравилось его звучание). То же самое — с дорожкой гостя;
- Убираю шумы — примерно 35% шумоподавления. Так как дорожка в разных местах разная по звучанию — я ставлю звучание всей дорожки — минус 4 dB;
- Вырезаю причмокивания/слюни/сопли/лишние звуки;
- Совмещаю две дорожки — свою и гостя;
- Переслушиваю: что-то меняю местами, где-то вставляю рекламную интеграцию и музыку.
Тигран Варданян: “Твое наставничество прошло на ура: набираю вес по 1.5-2 кг в неделю”
Тигран был у меня на трехмесячном наставничестве по личному бренду — мы с ним хорошо поработали. Его запрос — масштабирование личного бренда. По выпуску с Тиграном вы уже поняли, как хорошо он разбирается в маркетплейсах. С его бэкграундом легко заниматься выстраиванием личного бренда — нужно лишь пройти определенные этапы. Мы составляли план развития, занимались пиаром и упаковкой смыслов. Впереди у Тиграна много всего по развитию личного бренда, но фундамент уже заложен. Спасибо за отзыв!
Екатерина Туренкова: “Настя и Саша, расскажите, как боретесь с синдромом самозванца”
Анастасия: Никак ! Если у вас есть рецепт — пишите в комментариях. Я все еще нахожусь в поисках этой волшебной формулы.
Александр: синдром самозванца был, есть и «будет меня есть». Выкинуть его из себя полностью — невозможно: важно найти баланс, когда он не позволяет тебе закостенеть, а обращает внимание на слабые стороны твоего бизнеса. Когда я вижу у коллег что-то новое и классное — я хочу так же. Самозванца не стоит бояться, но иногда нужно подстегивать его тем, что ты делаешь действительно классные вещи. И он заткнется, пусть и ненадолго.
Никита Соколов: “Как вы выбираете темы для подкаста? Бывает ли у вас выгорание, и как с ним боретесь?”
Темы для подкаста: я представляю себя на месте слушателей и задаю вопрос: “Что бы я сам хотел сейчас послушать? О каком инструменте? Что сейчас для меня актуально и важно, учитывая дефицит информации и то, что я развиваю бизнес в России?”.
Есть и коммерческая составляющая. Критерий, по которому я отбираю всех гостей — польза гостя для моей аудитории. Если ее нет — не будет и выпуска.
Выгорание: бывает регулярно — и это нормально. Как справляюсь: туплю в игры (League of Legends), смотрю сериалы и остаюсь в одиночестве с кофе, блокнотом и аудиокнигой. Выгорание происходит, когда ты завышаешь ожидания. Особенно это сильно проявляется в сравнении себя с другими коллегами. Но нужно себя одергивать — никто не отменял парад тщеславия, который в инфопространстве повсюду, а за ним — ничего нет.
Малик Саламов: “Интересно узнать о вашем видении о монетизации подкаста через донаты”
Монетизация подкастов — сложная штука ввиду ряда проблем:
- Первая проблема — где делать paywall-контент (прим.автора — модель заработка на контенте через донаты): в России или во всем мире? Ряд сервисов не работают за рамками России, или наоборот: из-за рубежа нельзя оплатить российские сервисы.
- Вторая проблема: paywall-контент надо создавать, а пока ты его создаешь — забиваешь на основной контент.
- Третья проблема: paywall-контент долго не будет себя окупать, нужно несколько лет выкладывать что-то эксклюзивное. Это конфликт между монетизацией основного- и paywall-контента. Здесь не обойтись без бизнес-модели монетизации.
Анастасия Дяченко: “Что тебя мотивировало долго идти к цели и не бросать ее? И когда сделаем выпуск про продвижение творческих личностей?”
Мы обязательно его сделаем (прим.автора — и вы тому свидетель, уважаемый читатель !:-)) — когда я почувствую тот самый момент. А пока рекомендую послушать наш пьяный выпуск-фурор про продвижение творческих личностей.
Мотивация: смотреть на уже достигнутые результаты и анализировать их. Я три года собирал примеры людей, которые чего-то достигли. И понял, что на старте эти люди были похожи на меня нынешнего. У меня есть план развития и понимание рисков (об этом я много говорил в выпуске про мудрости личного бренда).
Анастасия Депеш: “Расскажи про специфику работы с печатными изданиями”
В последнее время я активно пишу большие статьи для разных изданий. Они занимают уйму времени — в рамках рубрики «КиберУшки» я рассказывал о плюсах и минусах. Это глобальный вопрос — я сделаю отдельный выпуск или пост как ответ на него. Расскажу о том, что и почему чаще всего публикуют, как не тратить зря время и т.д. Добавлю о своем опыте работы с ТВ.
Roadmap по развитию и улучшению инфраструктуры подкаста
- Улучшить сайт — marketing.audio — он сделан на WordPress с использованием специальной темы оформления, которую я купил под задачи подкаста. Мне было важно, чтобы был хороший плеер. В планах изменить странички «Медиакит», «Об авторе», «Наставничество» и «Консалтинг» — дизайн и и наполнение. Примеры, которые понравились — у Алексея Ткачука (прим.автора — SMM-стратег и автор блога Dnative) и у Павла Молянова из агентства «Сделаем».
- Выкладывать мимолетный контент, материал к которому возникает каждый день. Хочу оформить формат «КиберУшки» в более интересный: в аудио, видео или оставить текст.
- Участвовать в спецпроектах и коллаборациях — передаем привет брендам, которые нас слушают. Мы открыты к спецпроектам и сотрудничеству: если у вас схожая с нашей ЦА — пишите, все обсудим!
- Создавать вертикальный контент и стримы — это хороший шаг к выходу на новую аудиторию за рамками подкаста. Но создание видеоконтента занимает много времени.
самое главное что бизнес прибыльным получился!
Поздравляшкины!
Про синдром самозванца и выгорание лично для меня важная тема.. Если с синдромом самозванца ещё как-то более-менее удаётся бороться, ибо мысли такие мимолётны, то вот выгорание, да и ещё какое-то капитальное, меня настигло пару-тройку месяцев назад. Послушал бы что-нибудь подробнее про эту тему. Хотя, вроде бы, всё понятно и помочь смогу только сам себе. Не бухай, отдыхай, гуляй, атжумания делай, к психологу, если не вывозишь, иди. Но всё же.
А вот ещё лайфхак, как выгореть от хобби и отдыха)) Я тоже люблю поигрывать во всякое на компе / приставке. И как-то мне довелось увидеть курс о том, что одна инфоцыганская школа обучает стримингу за 80 тыщ рублей или что-то около того. Я такой «Да вы издеваетесь? Ну-ка дайте сюда». И попробовал самостоятельно развернуть игровые стримы. Всё получилось и меня на какое-то время прям затянуло с головой. Особых результатов я там не добился, да и особо не гнался за ними. Но вот сейчас уже не могу просто запустить игру и расслабиться. Обязательно надо и стрим запускать, ибо даже отдыхать нужно с пользой)) А потом расстраиваюсь, если стрим тухленько прошёл. В итоге нифига не отдыхается мне теперь таким способом.
Теперь вот хочу попробовать фотографировать и в походы сходить. Но уже сейчас думаю, как монетизировать эти направление. Короче, походу, это уже реально профессиональная болезнь)
А ещё на одном из выпусков задался вопросом «Ой, это что? Интеграция?». А оно похоже, действительно, интеграция) Но я рад, что ваши старания приносят доход.
Успехов и достижения целей в новых выпусках, да и вообще)
Благодарю 😊🤝 К теме выгорания и борьбы с ним мне ещё помогают аудио-книги и некоторые фэнтези подкасты. Из книг Пелевин, а из подкастов - CSP Foundation (на русском).
Аудио-книги почему-то вообще не воспринимаю. Как белый шум)
А вот Пелевина надо почитать, давно уже хочу. И за рекомендацию подкаста спасибо, послушаем!
Поздравляю! Моему подкасту пока полгода, равняюсь на тебя, Саш! :)
Благодарю! Ждём и твоих 1-2-3 года))
пол года тоже срок
В выпуске ты говорил, что собираетесь в Москву. Был бы рад пообщаться вживую)
Да, собираемся. Но точную дату пока не знаем. Как только буду знать - напишу тебе заранее.