{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Чем плох сарафанный маркетинг, что маркетолог может реально сделать с ChatGPT, как избежать обвинений в зеленопрачечной

Подписчики моего сами-знаете-чего иногда задают вопросы по маркетингу, а я отвечаю. Вынес три интересных недавних вопроса сюда.

Чем плох сарафанный маркетинг

Вопрос:

В комментах к какой-то из статей вы писали, что сарафанный маркетинг – это плохая идея. Почему?

Ответ:

Дело не в том, что сарафанный маркетинг — это прямо плохая идея, а в том, что по сравнению с рекламой, это сильно менее эффективный инструмент. Я встречал позицию «о, мы не тратим денег на рекламу, как круто, к нам все приходят по сарафанке, мы молодцы, как сильны наши лапищи».

Очевидные проблемы тут в том, что сарафанный маркетинг (1) не управляем и (2) не масштабируем. Его нельзя включить/выключить по вашему желанию. Его нельзя кратно нарастить, когда вам это необходимо. Вы им не управляете.

Да, вы можете придумывать какие-то программы рекомендаций и реферальные, но все равно это не сравнимо с возможностью нажать в рекламном кабинете кнопку «ВКЛ» или докинуть в N раз больше бюджета.

И еще не такое очевидное и очень важное — сарафанный маркетинг плохо работает на новую аудиторию, потому что скорее обращается к старой или к той, которая о вас с высокой вероятностью уже знает.

Дело в том, что сарафанный маркетинг случается при общении людей, а в общении люди склонны обсуждать общие темы. То есть очень высока вероятность, что в таком случае один ваш клиент расскажет другому вашему клиенту о вас же. Ну либо тому, кто о вас уже что-то слышал.

Первый сегмент о вас знает и обсуждает как общую тему. Второй сегмент о вас не знает и не обсуждает, и рассказать им некому.

Понятно, что этот аспект более актуален для больших брендов. Но для малого бизнеса сарафан вряд ли может принести значимое количество клиентов. Исключение — фриланс и ко, когда производство тоже отмасштабировать нельзя — в таком случае часто сарафана действительно достаточно, ведь клиентов больше, чем времени — это распространенная ситуация у хороших спецов. Но и у них остается проблема неуправляемости: сегодня клиенты есть, завтра — нет. Для этого надо делать как минимум пиар, создавать и прокачивать образ спеца.

Итого, сарафанный маркетинг никак не заменяет рекламу и другие способы продвижения. Отлично, когда клиенты приходят к вам по рекомендациям, но рассчитывать только на это в большинстве случаев недальновидно.

Как ChatGPT может на самом деле помочь маркетологу?

Вопрос:

Много где пишут, что ChatGPT вот-вот заменит маркетологов, а я все не понимаю, кого и как он может заменить. Пыталась обсуждать с ним с самых верхних уровней: стратегию, декомпозицию на задачи и сотрудников, KPI. Не помогает он, ответы слабые и просто как из поисковика.

Я читала вашу статью про написание лендинга, но это какая-то узкая специфика да еще и скорее для копирайтеров, а не маркетологов. Так чем маркетологам-то ChatGPT может помочь прямо сейчас?

Ответ:

Вы с ним пытались обсуждать то, с чем он действительно помочь не может, по крайней мере, пока. И да, ответы, очень грубо говоря, у него действительно из поисковика.

Типовую структуру или KPI вы получить у него можете, но вы же не типовые хотели? А откуда их ему взять? Ответы на эти вопросы есть только у вас.

В креативных задачах ChatGPT пока что не особо помогает, и я не думаю, что он и аналоги смогут заменить креативный труд. Креатив я здесь понимаю в изначальном широком смысле как создание. А вы просите ChatGPT создать нечто за вас. Так не получится.

А чем может помочь прямо сейчас? О чем-то писал здесь. А в целом это — инструмент, помощник. Ему можно давать контекст или материал и просить структурировать, обобщить, сократить, расширить.

Чтобы получить ценный результат на выходе, надо дать что-то на вход, а не просто «сделай вместо меня то, не знаю что».

Пример:

Я тут давал ChatGPT куски написанного мной же бизнес-плана и просил что-то подсократить, что-то обобщить, куда-то встроить дополнительный мессадж. В какой-то момент осознал, что я ему скормил огромный объем информации о продукте, и он о нем «знает» уже не меньше меня.

Просто для теста пишу ему: «А заполни-ка шаблон бизнес-модели на основе той информации, что я тебе уже дал». Ну он и заполнил:

То есть он (1) знает, что такое шаблон бизнес-модели Остервальдера, (2) может проанализировать информацию и структурировать ее по этому шаблону.

У меня в голове не укладывается, как это можно сделать, не понимая суть написанного, но ведь сути-то ChatGPT не понимает, а просто угадывает буквы (надеюсь, Скайнет не обидится на меня за такое). Но тем не менее — работает.

Да, какие-то пункты совсем типовые, подойдут для любого продукта. Но большая часть заточена под обсуждаемый продукт и заточена хорошо (на скрине скрыты).

Кое-что пришлось подправить, конечно, но в целом очень круто. Я бы и сам это сделал, но потратил бы в 5-10 больше времени, а ценности дополнительной не получил бы. И зачем тогда? Отличный помощник для такого рода задач.

И еще интересный нюанс: позже, после дополнительной информации, я еще раз запросил шаблон бизнес-модели, и он был заполнен по-другому. ChatGPT не только добавил новую информацию, но и убрал часть старой (и нужной). Видимо, более поздний контекст важнее, и может заменить более ранний. Так что надо экспериментировать и креативить, на то вы и человек, а не бездушная машина

Только не воспринимайте пример буквально, что вот мол ChatGPT годится, чтобы шаблоны заполнять — смотрите на это шире; как на подход.

Как избежать обвинений в зеленопрачечной

Вопрос:

Делаем продукт с фокусом на экологичность и хотим построить продвижение вокруг нее. Как избежать обвинений, что мы это делаем исключительно ради хайпа и пиара?

Ответ:

Я не очень большой спец в пиаре и репутационном менеджменте, поэтому отвечу не «как точно надо», а «как сделал бы я».

Видимо, вы боитесь обвинений в «гринвошинге» (greenwashing). Но по свежему закону о чистоте языка будем называть его понятно по-русски — «зеленопрачечной» (или лучше «зеленоотмывочной»?).

Это когда бизнес прикрывается экологией, хотя на самом деле цели у него другие. Хрестоматийный пример — полотенца в отелях, которые просят оставлять на сушилке, чтобы реже их стирать. Якобы так лучше для природы, хотя на самом деле отели просто снижают расходы. Недавний всем известный пример — исчезновение зарядок и наушников из коробок айфонов.

Я бы вообще не принимал в расчет соображения, что вас могут в нем обвинить. Это касается любых возможных обвинений — в чем угодно.

Во-первых, простите, но на самом деле всем на вас пофиг. Без обид, но вы очевидно не Кока-Кола, раз здесь задаете вопрос. На Кока-Колу обратили бы внимание, а в вашем случае такие риски минимальны. Отдельные хейтеры, если и будут, никак не смогут сформировать какое-то отношение к вам среди вашей ЦА. Только не ругайтесь с инфлюенсерами, хотя иногда и скандал может пойти на пользу, но тут надо предметно смотреть.

Во-вторых, если вас заметят, обвинений избежать в любом случае не получится — всегда найдется кто-то, кто вас в чем-то обвинит, даже если вы и не помышляли о подобном.

Поэтому делайте честный продукт и честно о нем рассказывайте. Если у вас эко-тема и вы решили, что в вашем случае она так сильна и важна, а продвижение может быть выстроено вокруг нее — выносите на флаг и рассказывайте. Честность, уверенность и последовательность перебьет хейтеров.

Только гринвошингом (и уж тем более зеленопрачечными) и правда не занимайтесь.

Хотите ответ на ваш вопрос? Задавайте в боте. Ответ придет в него же, а без имен и чувствительных данных иногда публикую в канале и здесь.

0
3 комментария
Sandri AI

Для себя отметил, что GPT работает лучше, когда прописываешь детали которые для человека сами себе разумеются.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Да, есть такое

Ответить
Развернуть ветку
Павел Бойченко

ChatGPT отличный инструмент, который создаёт ценность. Меньше потратил времени = больше заработал, если оплата за проект, а не за время.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда