{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Смена специалистов в маркетинге не дает новый результат?

Перед тем, как действовать, перестрахуйтесь и прочтите эту статью.

Вы меняете маркетолога в который раз с надеждой, что прибыль наконец начнет расти, а бизнес — развиваться, но результата опять нет. В чём может быть дело? Узнали у основателей агентства «Точно.» Алексея Кривошеина и Кирилла Фомичева, что должен сделать маркетолог, чтобы изменить ситуацию.

Оценить продукт

Каждый предприниматель уверен, что его продукт хороший. Скорее всего, так и есть, но дьявол кроется в деталях:

  • рынок переполнен — подобных продуктов уже много, и клиенты уже распределены между всеми игроками;
  • потребности изменились — например, раньше клиенты хотели получать продукт быстрее, а сейчас им важнее качество;
  • слишком широкая продуктовая линейка — людям бывает сложно выбрать, особенно из большого количества тарифов или схожих продуктов;
  • что-то не то с упаковкой — сам продукт хороший, но упаковка не отражает его ценность, например, использованы формулировки как у всех, визуал не цепляет целевых клиентов.

Объясним на примере одного из наших клиентов — компании Бастион-С, которая продает входные двери. Когда мы стали разбирать этот рынок, то поняли, что клиенты покупают не дверь, а безопасность дома, свое спокойствие, тепло, красивый внешний вид. И каждая компания сильна в чем-то конкретном — одна делает эксклюзивный дизайн, другая — двери, которые максимально сложно взломать, третья — двери с тепловой завесой. Все три продукта крутые, но если продавать их не тем людям и неправильно сделать акцент, результата не будет.

Компания Бастион-С продавала входные двери и делала упор на квартиры, ведь их двери надежные. Но оказалось, что их самое конкурентное преимущество на рынке — способность сохранять дома тепло. А значит, продавать их нужно было не в квартиры, а в коттеджи. Как только это стало понятно, маркетинг повернулся в нужную сторону, и продажи выросли в два раза!

Настроить аналитику

Частая проблема — каждому новому маркетологу приходится начинать с нуля. Так происходит из-за того, что нет системы аналитики. Он просто не видит, что было сделано до него и какие данные уже накоплены. А данные и статистика — это половина работы маркетолога.

Мы в агентстве любим использовать понятие «точность планирования»:

  • На старте маркетолог прописывает и согласовывает воронку маркетинга и продаж, которая вписывается в финмодель. Но это пока только гипотеза.
  • Затем идет запуск каналов привлечения, после чего маркетолог получает реальные цифры — какое количество клиентов можно привлечь и сколько они стоят.
  • Данные должны накапливаться в системе аналитики. От них маркетолог сможет принимать решения, в какие инструменты стоит перераспределить бюджет, чтобы система стала эффективней.
  • Чем больше данных накоплено, тем выше точность планирования маркетолога.

Чем выше точность планирования, тем больше шансов на успех.

Связать маркетинг с другими отделами

Иногда маркетинг работает и люди приходят, но не могут купить.

Что стоит проверить:

  • Отдел продаж. Иногда маркетинг и продажи по-разному понимают продукт, а это сильно снижает конверсию.
  • Финансовый отдел — проанализировать средний чек, количество покупок на одного клиента, LTV, стоимость привлечения клиента, то есть все составляющие финмодели. Маркетолог точно должен знать, при каких обстоятельствах маркетинг будет прибыльным, и вместе с финдиректором корректировать модель. Например, в бизнесе по доставке пиццы первый клиент всегда в минус — из-за высокой конкуренции стоимость привлечения клиента на этом рынке очень высока. Если поставить задачу маркетологу уложиться в низкую стоимость — никто ее не выполнит. Поэтому маркетолог с финдиректором строят модель так, чтобы удерживать и возвращать уже привлеченных клиентов, увеличивать количество товаров в заказе. Подробнее о том, как выстраивать маркетинг, если первый клиент в минус, мы уже рассказывали.
  • Производство — маркетолог должен быть знаком и общаться с руководителями производственного блока. Это дает неожиданные плюсы при продвижении. Мы убедились в этом лично на стратсессии компании Бастион-С. Руководитель продаж похвастался, что на этой неделе продали комплект из 3 дверей в коттедж с рекордным чеком — 2,5 млн рублей. Руководитель производства на это сказал, что на изготовление сложных дверей уйдёт 20 дней: надо перестраивать станки, менять технологию. За это время на тех же мощностях компания выпустила бы 15 дверей средней сложности и заработала больше.

На любом из этих этапов клиент может отвернуться от компании и уйти к конкуренту. Система продаж должна работать слаженно, чтобы был результат.

Сменить подход

Маркетологи используют одни и те же инструменты. Это таргетированная или контекстная реклама, SEO, SMM, реже — CRM-маркетинг, контент-маркетинг, лидеры мнений и PR.

Чаще всего выбирают первые 3-5 инструментов. При этом молодые или небольшие компании часто не могут выделить на продвижение тот же бюджет, что их опытные конкуренты. Получается, что одними и теми же инструментами, при этом проигрывая в бюджете, хотят достичь новых результатов.

Но так не бывает. Дело даже не в инструментах — все они работают, если правильно их использовать. Но правильно — это не так, как у конкурентов, а так, как нужно конкретному бизнесу.

Если стандартные методы не работают, нужно искать свежие идеи. Сидеть и выдумывать их — неэффективно. Найти нестандартные решения можно на стратсессии. Так мы вместе с сервисом доставки еды в Дубае YallaMarket выяснили, что большую часть денег им приносят не мамы, которые заказывают пакеты еды домой, и не офисные сотрудники, а… спортсмены! При этом привлечь их удалось не таргетированной рекламой, а через партнерство с фитнес-центрами, у которых уже была эта аудитория. На этом мы построили несколько гипотез, и они выстрелили. Подробно об этом рассказали в кейсе YallaMarket.

Обычно в процессе разработки маркетинговой стратегии формулируется много гипотез. Запускать сразу все — не хватит никакого бюджета. Поэтому нужно их тестировать:

  • выбрать те, которые потенциально принесут больше денег и дадут быстрый результат;
  • запустить выбранные гипотезы на 1-2 месяца;
  • проанализировать эффективность каждой из них: сколько потрачено денег и сколько заработано.

После тестирования гипотез стратегию продвижения часто приходится перестраивать: отключать те гипотезы, которые не сработали, а сработавшие — масштабировать, то есть развивать, вкладывать в них больше. Этот процесс мы называем стратегированием, и у него есть очевидные плюсы:

  • компания быстро адаптируется под новые тренды и изменение рынка;
  • бюджет не уходит на неэффективные каналы продаж;
  • не нужно каждый раз ломать голову и придумывать новые решения, можно просто последовательно тестировать гипотезы.

Остается вопрос, кто этим будет заниматься? Если это возьмет на себя сам собственник, то у него не останется времени и сил на свои основные задачи — руководство компанией и развитие бизнеса. Чтобы наладить процессы, на первые 2-3 месяца нужна помощь директора по маркетингу. Он сделает так, что маркетинг будет работать без участия и контроля со стороны собственника, а показатели будут расти. О том, кто такой директор по маркетингу, что он делает и зачем нужен, мы недавно рассказывали.

Агентство «Точно» предлагает услуги директора по маркетингу на аутсорсе.

Мы выстроили маркетинг уже 300+ клиентам и поможем построить системную работу с маркетингом для вас.

Начните работу с нашей компанией — заполните форму и вам назначат встречу с одним из наших директоров по маркетингу.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Илья Заводов

Полезно, спасиб за статью)

Ответить
Развернуть ветку
Корпоративный психолог

Это классная статья, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Всё верно. Подпишусь под каждым словом.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений В.

А как вы разделяете офлайн и онлайн трафик? Как по ним ведете статистику?

Ответить
Развернуть ветку
Агентство Точно.
Автор

Евгений, мы собираем максимальное количество данных до запуска промоактивностей (количество покупателей, количество покупок, средние чеки и тп) и после запуска. Всегда смотрим динамику на больших промежутках времени - квартал / год, чтобы увидеть закономерности и рассчитать отдачу.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений В.

Вы молодцы 👏

Ответить
Развернуть ветку
Петр Громов

по офлайн трафику сложно вести статистику

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Как посчитать эффективность рекламной компании от охватный медийных вливаний, скажем, на тв?

Ответить
Развернуть ветку
Агентство Точно.
Автор

Domorost, чуть выше ответили на похожий вопрос.

Скоро у нас выйдет кейс ТЦ Неглинная, где как раз исключительно офлайн-трафик, а каналы - очень разнообразные: diigital, pr, наружка. Подписывайтесь на блог - в статье мы подробно раскроем этот вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Ну вот тот ответ крайне абстрактный. Например увижу я рост трафика, а это окажется сезоном или вкладом от улучшенных алгоритмов контекстной рекламы. Да и ждать долго после запуска РК - дело такое себе. Кажется любой собственник бизнеса захоче опережающую метрику

Ответить
Развернуть ветку
Евгений В.

Мой ответ - никак они не считают офлайн. Примерно можно выявить, но когда запущены активности в онлайн и офлайн одновременно невозможно разделить каналы привлечения и посчитать какой лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Пока что я того же мнения. Большинство специалиство с которыми я вел дискуссии по охватным рк обычно уходили в длинные объяснения, но в конечном итоге понятно становилось что это все - лотерея и неболее того. Юнит экономику на таком точно не построишь, но зато можно просто верить. Тут без сарказма, верить - нормальный вариант

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

А что вас конкретно интересует? Какой-то определенный медийный канал? Акция? Вывод нового продукта на рынок? Брендовая реклама? Везде все считается, были бы деньги на медийку)

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Меня интересует подсчет эффекта от ТВ кампаний

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

Так вы никогда и не узнаете, для того, чтобы узнать, нужно понять, что такое эффект для вас? Увеличение: среднего чека, лидов, покупок, узнаваемости...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Чегин

Из основных решений: brand lift или срез метрик в рамках нескольких периодов. Тут ещё вопрос, какая сфера деятельности у бизнеса и что необходимо считать за хороший/плохой результат.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Зарепова

Есть два типа работников: которые поддерживают работу системы и те, которые увеличивают прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Гришина Дария

У любого бизнеса есть 4 фазы: Выход на рынок, рост, зрелость, спад. Поэтому не всегда всё зависит от специалиста

Ответить
Развернуть ветку
О капитан мой капитан

Очень мало внимания изучению аудитории и много внимания инструментам. Сомнительное.

Ответить
Развернуть ветку
Eiff

Хорошая статья. Многим правда для понимания нужно разжевать, что не все шишки в маркетолога кидать нужно))

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда