{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Фрод из «Яндекс.Директа»: потеряли 70% бюджета, нашли инструменты защиты, попробовали и делимся результатами

Вы знаете, что иногда какие-то паршивцы решают скликать бюджет: конкуренты, желающие нам навредить, или администраторы сайтов, которые подключены к РСЯ и хотят разбогатеть за наш счет. Поэтому мы решили перейти с оплаты за клики на оплату за конверсии, чтобы платить только за достижение определенных целей, таких как отправленная заявка, клик по номеру телефона и на кнопку WhatsApp.

Стратегия работала, мы оплачивали только лиды, а на цену клика и их количество вообще не обращали внимание. Но это проработало недолго: мошенники пошли дальше и разработали ботов, которые не только кликают по рекламе, но и выполняют целевые действия на сайте, имитируя конверсии. Они заполняют формы, кликают по телефонам и кнопкам мессенджеров, создавая проблему определения реальных конверсий. Мы получали заявки с номерами, которые просто не существуют. Наши менеджеры изводились, пытаясь дозвониться. Нужно было что-то решать. Мы решили усложнить формы, добавив дополнительные вопросы. И о чудо! Помогло! Боты не могли пройти форму до конца и попасть на страницу благодарности. Но только на время. Боты учились и стали заполнять наши анкеты целиком, накручивая конверсии и тратя рекламные бюджеты.

Но и это еще не все! Пока усложняли формы в погоне перехитрить ботов, мы забыли, что клиенты не любят сложности. В идеале им только номер телефона оставить и все, а мы предлагали заполнить анкету из нескольких этапов по пять вопросов в каждом. Поэтому и нарвались на проблему: клиенты формы заполнять отказывались, что нельзя сказать о ботах.

Раньше, замечая какую-то странную активность, можно было написать в поддержку Яндекс.Директа и доказать, что с рекламы пришли заявки с неверно указанными данными. А Яндекс возвращал часть денег за фрод. Сегодня это невозможно, так как они изменили политику и теперь некорректно указанные клиентом почта или телефон не являются фродовыми конверсиями.

Скрин из Справки Яндекса

Итак, в этой статье расскажем, как передать менеджеру власть: именно он будет решать, когда Яндекс получает деньги за лид, а когда нет, так как в заявке несуществующий номер телефона.

Для реализации мы использовали:

- CRM Битрикс 24.

- CoMagic.

- Яндекс Метрику.

- Яндекс Директ.

Содержание

Несколько слов про Увозов

Увозов занимается вывозом и утилизацией строительных отходов. В автопарке 137 единиц спецтехники, которые расположены в 4 точках Санкт-Петербурга. Сайт — главный источник заявок.

«Потрясающая» статистика: рост конверсий и падение продаж

Представляете, ситуация абсурдная: конверсии взлетают, а продажи пропали! Заявки приходят с номерами, по некоторым дозвониться нереально, по другим люди удивляются и, к слову, вполне разумно возмущаются за беспричинные звонки: «Чего звоните-то, я ничего не заказывал!» Такой вот маркетинговый аттракцион невиданной щедрости!

Цель «Спасибо»: каждая пятая заявка с несуществующим номером

И вот наш первый подозреваемый — стандартная цель «Спасибо». Казалось бы, клиент отправляет заявку, и все идет по плану, но не тут-то было! Сентябрь оказался щедрым на фродовые заявки: 11 из 54 были с неверными телефонами. Вместо продаж — разочарование и потеря денег.

Статистика из CRM: лиды в статусе «спам»

Цель «WhatsApp»: мистические конверсии, которые видит только Я. Метрика

Мессенджеры — уже незаменимый канал коммуникации с клиентами. В нашем бизнесе чаты помогают в оценке работы: клиенты отправляют фото, а менеджеры понимают, какая машина требуется для вывоза отходов. Поэтому на сайте есть ссылки, которые ведут в чат с менеджером Увозова, а в Я.Метрике настроена цель, которая срабатывает при клике по этим ссылкам.

Скрин сайта uvozov.ru: оценка задачи по фото

Сентябрь 2022 года подарил нам 52 перехода в WhatsApp, из которых 25 переходов из Директа, остальные из других каналов.

Скрин и Метрики: 52 конверсии со всех каналов трафика

Скрин и Метрики: 25 конверсий из Я.Директа

Реальных переписок в WhatsApp с новыми клиентами было 38. Получается, Метрика зафиксировала на 14 конверсий больше. Откуда недополучили эти 14 конверсий, я отследить не могу, так как трафик на сайт идет из разных каналов. Допустим, что 50% приходится на Я.Директ — +7 фродовых лидов.

Цель «Клик по телефону»: звонки, которые никогда не произошли

Сейчас у нас работает коллтрекинг, и я точно знаю, что 70% клиентов звонят, а остальные пользуются формой обратной связи или пишут в WhatsApp. До коллтрекинга я об этом догадывался и хотел отслеживать звонки, чтобы передавать данные в Директ для обучения стратегии. На коллтрекинг денег было жалко, и я решил разметить ссылки с телефоном. Конверсия срабатывала при клике на номер телефона, когда клиент открывает сайт на смартфоне и хочет позвонить. Я понимал, что мы теряем статистику по клиентам, которые пользуются настольным компьютером, но на старте нас это устраивало. Тем более, мобильного трафика больше, чем с ПК.

Статистика из Метрики по типам устройств

Статистика за сентябрь: 909 целевых визитов. 867 кликов по телефону совершили пользователи из Я.Директа.

Скрин и Метрики: 909 конверсий со всех каналов трафика

Скрин и Метрики: 867 конверсий со всех каналов трафика

В Битриксе настроил фильтр: новые лиды, источники «звонок», дата создания «сентябрь 2022». Видим, что CRM зафиксировала 884 звонка от новых клиентов.

Данные по звонкам из CRM

Изучив поведение пользователей с помощью Вебвизор, мы заметили следующие паттерны:

  1. Много конверсий поступало в ночное время.
  2. Время на сайте не превышало 20 секунд: пользователь переходил на сайт, сразу кликал по телефону и закрывал сайт.

Неспящие клиенты

Наши «клиенты» молниеносно принимают решение

За сентябрь мы насчитали 384 фродовых лидов.

Подведем итоги:

  • 11 заявок с неверно указанными телефонами;
  • 7 «неудачных попыток» начать переписку в WhatsApp;
  • 384 холостых кликов по номеру телефона.

Получается, за сентябрь мы получили 402 фродовые конверсии по 490 рублей за штуку, потратив 196 980 ₽ — 70% от общего бюджета в 278 811 ₽. Классно, да?

70% бюджета в топку!

Статистика из Я.Директа за сентябрь 2022 года

Я написал нашему менеджеру из Яндекса. Описал кейс, приложил статистику и скриншоты. В течение трех дней на аккаунт вернулось 25 тысяч рублей. Приятно, конечно, но проблема осталась и требует фундаментальных изменений в сборе статистики и ведении рекламных кампаний.

Интеграция Яндекс Метрики с CRM Битрикс24 и передача информации о квалифицированных лидах

Я нашел информацию про «Офлайн-конверсии». Настройка позволяет отслеживать полезные действия вне сайта. Например, оплата заказа в пункте самовывоза или завершение покупки на сайте партнера. В отчетах Метрики офлайн-конверсии работают как обычные цели. Чтобы это настроить, нам нужно сообщать Метрике, какой клиент выполнил целевое действие. Это можно реализовать с помощью ClientID — идентификатор уникального посетителя сайта, который Яндекс Метрика задает автоматически.

Это выглядит так:

  1. Пользователь переходит на сайт.
  2. Я. Метрика присваивает ему ClientID.
  3. Этот пользователь совершает звонок или оформляет заявку.
  4. В CRM создается лид вместе с ClientID.
  5. Менеджер квалифицирует этот лид, как целевой и переводит в статус «Качественный лид».
  6. CRM возвращает информацию об этом клиенте в Я. Метрику, что этот ClientID достиг цели «Качественный лид».
  7. Я. Метрика засчитывает конверсию.

Отлично! В теории выглядит понятно и логично. Осталось реализовать.

Поиск решения: от технического задания до готового сервиса

Сначала я решил обратиться к фрилансерам для интеграции CRM, Метрики и Директа. Однако специалисты, с которыми я общался, не смогли предложить решение. Я предположил, что техническое задание требует проработки, и начал искать дополнительную информацию на эту тему.

В процессе описания более подробного ТЗ я наткнулся на сервис CoMagic. Уже знакомый с их UIS-телефонией, я обнаружил, что CoMagic предоставляет готовый скрипт для интеграции.

Работа с CoMagic: интеграция и настройка

С помощью CoMagic настроил систему, которая передает информацию о качественных лидах из CRM в Яндекс.Метрику и Директ. Для квалификации конверсий отлично подошли стандартные воронки в Битриксе с лидами и сделками. Если обращение оказывалось нецелевым или спамом, лид оставался в воронке лидов. Если обращение было целевым, лид конвертировался в сделку, и мы продолжали работу с ним в воронке сделок.

В личном кабинете CoMagic настроили цель «Сделка», которая срабатывает при конвертации лида в сделку и передает данные в Яндекс.Метрику. А Метрика, в свою очередь, сообщает о конверсии в Яндекс.Директ.

Также приобрел несколько телефонных номеров для динамического коллтрекинга от CoMagic. Это актуально, так как большая часть клиентов звонит. Скрипт CoMagic передает ClientID в CRM не только для звонков, но и для заявок, отправленных через форму на сайте. К тому же CoMagic помог настроить сквозную аналитику для ускоренных мобильных страниц (AMP) и турбо-страниц, что стало дополнительным преимуществом.

Обучение стратегии и работа с менеджерами

Чтобы стратегия в Яндекс.Директе работала стабильно и эффективно, кампания должна приносить минимум 10 конверсий в неделю. Чем больше конверсий, тем лучше для обучения стратегии. В связи с этим я провел дополнительное обучение с менеджерами, чтобы они правильно переводили лиды в сделки.

Мы обсудили принципы сегментации лидов и как определить, что является нецелевым лидом. Например, если клиент позвонил, но мы не смогли договориться о цене, времени или подходящей технике, менеджер может посчитать это обращение нецелевым. Однако, такой лид фактически является целевым, потому что клиент проявил интерес к нашим услугам, но мы не смогли предоставить ему подходящее предложение. В этом случае, Яндекс.Директ должен знать об этой конверсии, чтобы в будущем приводить на сайт похожий трафик.

Переход к LTV и изменение подхода к оценке эффективности

Мы стали лучше понимать, сколько готовы заплатить за конверсию исходя из LTV (пожизненной ценности клиента), а не только из первой покупки. Это позволило нам увидеть реальную рентабельность рекламных кампаний и изменить стратегию. Теперь мы можем платить больше за конверсии, так как учитываем долгосрочную прибыль, которую приносят клиенты из Яндекс.Директа.

С помощью CoMagic мы можем оценивать рентабельность по каждому конкретному клиенту, учитывая все затраты на его привлечение и прибыль за все время сотрудничества. Например, мы видим, что потратили 950 рублей на привлечение клиента, который сделал 15 заказов с маржой в 2000 рублей каждый. Таким образом, наша инвестиция в 950 рублей превратилась в 30 000 рублей прибыли. Это выглядит гораздо интереснее и перспективнее, чем предыдущие расчеты, когда мы ориентировались только на первую покупку.

Изменение стратегии и получение большего числа целевых клиентов

Победив фрод и изменив подход к оценке эффективности рекламных кампаний, мы смогли применить более агрессивную стратегию. Теперь получаем больше целевых клиентов, которые остаются с нами и совершают повторные покупки.

Таблица с итогами

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Багрецов

"Однако специалисты, с которыми я общался, не смогли предложить решение".

Себе сделал такой скрипт, он лежит по скрытому адресу на домене.
Ко всем событиям на сайте (форма, телефон, соц сети, микро-конверсии типа долгий просмотр аватара) - приделан логгер на почту (обычные заявки).

В генераторе контента заявки я дополнительно создаю ссылки на скрытый адрес с необходимыми ключами запроса, вида &clientid, &nameconvers и &unixtime.

Обрабатываю клиентов. Если клиент "алё", нажимаю на цели которые соответствуют реальному положению дел с клиентом.

Это позволило мне пережить наплыв спама в заявках (доходило до 8 фейк из 10 общих). А спустя 2 недели после внедрения я заметил, что качество трафика изменилось, и пошли клиенты, с которыми работать вполне ок.

Выше по скрипту разбираю параметры url и обновляю файл data.csv. Он и передаётся в метрику. Принцип работы взял от передачи целей через коллтрекинг)

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Огонь 🔥 Тянет на отдельную статью!

Я искал специалиста, который мне сделает ровно то, что вы описали)))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Багрецов

Есть некоторые дыры, типа если посетитель зашел через жесткий adblock на сайт (что по факту невозможно - рекламу не увидит), метрика не может отдать client-id. На помощь приходит yclid, одноразовый идентификатор посетителя из url параметра.

Его можно взять, и сохранить в php-сессии (так как куки не будут работать при адблоке) и на странице с заявкой передать уже в заявку. (Сессия PHP позволяет хранить уникальные данные посетителя пока сайт открыт без кук для конкретного ip-адреса или устройства)

В скрипте надо будет добавить метод загрузки файла где идентефикатор не только clientid, а yclid.

И тогда порядок. Но на практике я не встречал чтобы кто то попадал с адблоком по рекламе внутрь (тематика где только рся крутится).

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Это следующий уровень))

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Molotkoni

последняя таблица не очень, где строчка с фродом, информативна и почему у вас выручка меньше рекламного бюджета 😂? Почему цену конверсии не сохранили? Или комэджик такой дорогой ?

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Извините, я неправильно прочитал ваш второй вопрос.

2. Оказалось, что за ту же цену мы получаем мало лидов и стратегия не может обучиться. Плюс сквозная аналитика помогла понять, что мы можем тратить больше, и мы повысили ставки. Я об этом писал выше. Еще представьте, как накручивают фродовые конверсии: когда только запустили рекламу, цена лида была, примерно, 1000 рублей. Потом каждый месяц мы ставили цену за лид меньше, а их становилось больше — чудо, не правда ли?! На самом деле, как мне кажется, наши объявления на каком-то из сайтов в РСЯ попались «талантливому» боту, и он фигачил нам конверсии.

Получается, что сейчас мы покупаем лиды +/- за те же деньги, что на самом старте. Только это уже совершенно другие конверсии: раньше клик по телефону или заявка, а сейчас сделка — реальный человек, заинтересованный в наших услугах.

Ответить
Развернуть ветку
B2B-marketplace

отследить какой сайт и эти конверсии и отключить его или в тех поддержку

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Возможно, но я не был уверен, что это точно администратор сайта из РСЯ. Дело в том, что мы стабильно получаем предложения по накрутке пф для seo и скликиванию бюджета наших конкурентов ))) возможно, кто-то из наших коллег не смог устоять перед таким соблазном.

Я к том, что причин может быть много, а засранцев еще больше. Поэтому я искал, как вообще исключить возможность кому-либо богатеть за наш счет.

Основная идея стать, что сейчас менеджеры квалифицируют лиды и по сути решают, за какие конверсии мы платим Яндексу, а за какие не платим.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Так можно же вообще не платить Яндексу. Две crm: одна - для Яндекса, вторая - реальная и поисковик идёт лесом. Или там есть подстраховочный механизм?

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

При настройке рекламной кампании вы можете выбрать форму оплаты:
За клики — объявление показывает ваш сайт, клиент кликает и вы оплачиваете этот визит
За лиды — клиент кликает, совершает конверсионное действия и вы оплачиваете

При оплате за лиды нужно получать минимум 10 конверсий в неделю, чтобы кампания работала и давала результат.

Если вы хотите перехитрить Яндекс и не платить — не будет конверсий, стратегия не обучится и рк остановится.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

10 конверсий оплачиваем, остальное не подтверждаем. Я просто ранее сотрудничал с CPA, там крупные федеральные аптеки имели продаж меньше, чем одна галимая мелкая региональная аптека, которая честно все лиды записывала, а жирные коты все фрод-фрод-фрод. Отключил их нафик. Вот и подумал, почему здесь также не могут сделать?

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Возможно вы правы, но это не наш подход. Мы готовы и хотим платить за хороший сервис:
Яндексу за качественный трафик
Битриксу за удобную CRM
Комеджику за сквозную аналитику, которая позволяет оптимизировать рк
Хостингу за стабильную работу и надежность

Мы также и на свой бизнес смотрим: мы хотим, чтобы клиенты получали крутую услугу и были рады отдать нам свои деньги 😁

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Ну я просто этот инструмент не использую, но уже вижу как будут условные рекламодатели им злоупотреблять. Интересно каков ответ на это Яндекса. Контрольные закупки? Магазины же они проверяют реальными звонками.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Molotkoni

Спасибо, вы просто еще статью запилите, со временем, что бы динамика ясна была , хороший кейс спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Спасибо за вопросы.

1. Бюджет меньше, так как в нашей нише активность в марте ниже, чем в сентябре + мы перестали оплачивать фродовые лиды.
2. Уточните, пожалуйста, о какой причине конверсии вы говорите?
3. Мы подключили комеджик через юиском. Только телефония обходилась в 9-10 тысяч, сейчас мы ежемесячно платим по 14-15 тысяч рублей. Но опять же, сезон только начинается.

Может какие-нибудь еще отчеты добавить в статью?

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Я и первый вопрос неправильно прочитал (почему-то через мобильный гугл-хром сработал перевод на русский язык 🤷‍♂️ и исковеркал предложения 😬)

Отвечаю на первый вопрос:
В табличке статистика только по трафику из Директа. Трафик в нашей нише дорогой. Не получается первыми продажами компенсировать рекламный бюджет — нам нужно ориентироваться на повторные покупки. Поэтому мы готовы тратить сейчас больше, чем получаем в моменте, чтобы привлечь постоянных клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Кстати, вот на какие вопросы я изначально отвечал 😁

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Круглова

спасибо, что поделились вашим опытом

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Буду очень рад, если он вам поможет 😊

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин

Попробуйте подключить наш сервис https://clickfraud.ru - не могу гарантировать, но надеюсь поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Спасибо. А если в двух словах, как он работает?

Ответить
Развернуть ветку
UIS

Александр, очень интересный кейс! Были очень рады узнать, что наш сервис вам полезен:) Спасибо, что поделились. Постараемся радовать вас и дальше.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил К.

Хорошая статья. Все что описано можно сделать на раз два без трат на комеджик. Бесплатный колтрекинг от задарма + вебхуки в битрикс 24 для передачи офлайн-конверсий в яндекс.

Абон. плата только за номера телефонов.

И как верно выше заметили, от блокираторов счетчика метрики спасает yclid в url.

Проблема будет только если окно конверсии более 21 дня. Яндекс не умеет принимать такие офлайн конверсии.

P.S. кроме битрикса любая crm с вебхуками подойдет. Та же AmoCRM

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

Мы хотели это реализовать, но у нас не получилось. И мы даже рады этому. Комеджик стоит относительно недорого — +/- 5 тысяч рублей. Зато у нас не болит голова, они поддерживают и развивают сервис, а техническая поддержка всегда на связи и оперативно решает все вопросы. На данный момент нас это устраивает 👌

Ответить
Развернуть ветку
Александр из Увозова
Автор

С радостью отвечу на ваши вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда