Как эксперту запустить свой курс за 8 шагов: пошаговая инструкция от маркетолога школы с выручкой 18 млн. рублей
Все запускают курсы. Запускают хорошие курсы, запускают плохие курсы. Зарабатывают деньги, теряют деньги. А как сделать сразу хорошо и не прогореть? С чего начать: подготовить учебные материалы, собрать команду, сделать лендинг, закупить трафик? В статье ― пошаговый план, как успешно выйти на рынок с минимальными рисками.
Привет, я Виктория Удилова ― маркетолог, продюсер, организатор офлайн- и онлайн-мероприятий. В начале 2022 года участвовала в создании школы для врачей. За год интенсивной работы с минимальным бюджетом на маркетинг было запущено 6 потоков обучения с выручкой 18 млн рублей.
Я много работала с экспертами, помогая им делать курсы и выходить на рынок, сотрудничала с разными школами. А теперь разрабатываю собственный образовательный продукт. Я решила поделиться своим опытом и дать практические советы.
Роадмап для запуска онлайн-курса
Есть восемь основных шагов, чтобы запустить свой курс.
Шаг 1 ― Определите, что вы знаете лучше других, чему можете научить
Это может быть что угодно: ваша профессия, ваше хобби, дополнительные знания. Поймите четко: в чем именно вы эксперт и о чем можете рассказать так, чтобы это действительно принесло навыки и знания ученикам.
Шаг 2 ― Проанализируйте рынок
Есть ли спрос на курс, какие ниши популярны, насколько ваша ниша конкурентоспособна и популярна, сколько у вас потенциальных конкурентов, какие вообще запросы у людей есть. Проанализируйте целевую аудиторию: на каком языке разговаривают, что их волнует, какие у них болевые точки и возражения.
Шаг 3 ― Проанализируйте конкурентов
Что делают другие курсы, как преподносят свою учебную программу, что дают ученикам. Лучше всего пройти курсы своего топового конкурента ― можно посмотреть изнутри, что он делает классно, а чего не хватает (а вы можете это дать). Это в будущем может стать вашим преимуществом.
Учите тому, в чем хороши именно вы. Анализ рынка, ниши и конкурентов очень важен – это поможет понять, будет ли ваш продукт пользоваться спросом. Но отталкивайтесь от своих навыков, в долгосрочной перспективе это важнее выбора популярной ниши.
Шаг 4 ― Сделайте MVP, минимально жизнеспособный продукт
В случае с курсом это краткая программа курса с основными темами и блоками. Сделайте презентацию, чтобы демонстрировать продукт аудитории. Осветите в ней основные моменты курса, его ценность и преимущества для аудитории.
Не стоит сразу писать весь курс, пока вы не знаете, нужен ли ваш продукт аудитории. Протестируйте программу как гипотезу и только после этого садитесь писать материалы и записывать видео.
Шаг 5 ― Протестируйте MVP
Тесты ― наше все. У меня был такой опыт: мы делали онлайн-курс с экспертом-врачом по эндокринной системе. У врача-эндокринолога была своя целевая аудитория, но мы не знали, будет ли востребована наша идея, поэтому сначала сделали марафон.
Мы продавали консультации этого эндокринолога и на консультациях презентовали марафон. Когда эксперт провела десять консультаций, стало понятно, что спрос есть: людей эта тема действительно волнует.
Шаг 6 — Создайте сам курс и материалы
Теперь программу пора превращать в полноценный курс, выбрать площадку для размещения контента и управления обучением. Важно сразу делать курс на LMS (платформа для управления обучением), потому что обучение должно быть удобным для ваших учеников с первого же потока.
Телеграм-чаты или видео на Яндекс.Диске не позволят сделать качественный продукт.
Шаг 7 ― Продвигайте курс
На этом этапе стоит продумать воронку продаж.
В ней должны быть цепляющие вашу аудиторию бонусы – лид-магниты. Например, если вы делаете курс по вязанию крючком, предложите самые простые и удобные схемы вязания бесплатно.
Или предложите посетить вебинары, на которых вы не только заинтересуете людей и получите их контакты для последующего прогрева, но и установите получите обратную связь, сможете ответить на вопросы.
Шаг 8 ― Анализируйте запуск и улучшайте продукт
Как только сделали первые продажи (продали 10-20-30 людям), важно не останавливаться на этом. Стоит проанализировать все то, что вы уже выпустили: что получилось, что не получилось. Часто после первого запуска меняется вообще все. Будьте готовы менять программу, дописывать ее, пересматривать подачу материала.
Собирайте обратную связь и все отзывы, даже негативные. Только так вы сможете улучшить свой продукт: от самих материалов и проверочных заданий до общения с учениками и организации продаж.
А вот, что точно не стоит делать
Копировать чужой курс
Обычно это делают так: чей-то курс продается хорошо, его копируют, меняют название, переставляют предложения местами, но структуру оставляют такую же. Казалось бы, где тут могут возникнуть проблемы?
Я заметила из своей практики, что копирование не работает. Многое зависит от личности эксперта, от харизмы и самопрезентации. У автора оригинального курса может быть больше экспертизы и точно выбранная целевая аудитория.
А у копипастера — другая ниша, по этой теме нет опыта, целевая аудитория не такая вовлеченная. Автор оригинального курса может ориентироваться на премиум-сегмент ― например, для опытных маркетологов, а копипастер запускается «на всех».
Невозможно стать другим человеком и преподавать, как он. У всех свои навыки, преимущества и недостатки как эксперта.
Запускать курс без тестов
«Придумал курс — и все свои деньги вложил в него» или еще хуже ― взять кредит и прогореть. Сначала нужно выделить небольшой бюджет и протестировать продукт.
Если вы поняли, что спрос есть и можно стартовать, начинайте подбирать команду.
Делать все
Эксперт быстро выгорает, если не делегирует технические и административные вопросы. Конечно, эксперт может закрывать все задачи сам: записать курс, вести лекции, курировать учеников. Но не получится делать все в одиночку и при этом качественно и в срок.
Важно не пропустить момент, когда нужно делегировать. Например, эксперт сам ведет соцсети, сам классно продает. Это хорошо работает на старте. Но когда идет рост курса, есть шанс выгореть и заниматься операционкой вместо развития собственного продукта.
Когда получите первые деньги и начнете масштабироваться, нужно нанимать команду и выстраивать процессы. Чтобы не сгореть и успевать обрабатывать большое количество входящих лидов.
Команда: кто нужен для запуска курса
Вот, какой может быть минимальная команда для старта:
- сам эксперт;
- менеджер проекта или маркетолог, продюсер;
- специалист по рекламе;
- менеджер по продажам;
- технический специалист для настройки обучения (если вы не в SOHO.LMS, они выделяют своего техспеца каждому клиенту).
В зависимости от навыков экспертов и бюджета, команду можно расширять или наоборот сокращать.
Например, сразу взять классного копирайтера и дизайнера, если важная креативная упаковка. Или если эксперт не умеет или боится продавать, лучше сразу делегировать продажи. А если эксперт разбирается в маркетинге, может первое время сам управлять рекламой и прописывать офферы.
Если эксперт вообще ничего не понимает в маркетинге, будет полезен менеджер проекта или маркетолог, который знает, как выстроить путь клиента к вашему продукту.
Маркетолог понимает, как грамотно составить офферы, цепляющие тексты, запустить рекламу. Если эксперт умеет это делать сам, но при этом он не технический специалист и не может продавать, значит в команду надо брать менеджера по продажам и техспеца.
Минимальный стартерпак для запуска курса
- Определить, что вы знаете лучше всего и лучше других, чему сможете научить.
- Проанализировать рынок: есть ли спрос на этот курс, какие ниши популярны, какие вообще запросы у людей есть. Проанализировать ЦА.
- Проанализировать конкурентов, отдельно и внимательно. Лучше всего пройти курсы своих конкурентов ― что им не хватает, можете сделать это своим преимуществом.
- Подготовить краткую программу, структуру курса, то есть MVP.
- Протестировать MVP и выяснить, есть ли интерес у аудитории и готовы ли они покупать.
- Написать сам курс, настроить обучение на LMS, сделать лендинг, на который будете вести пользователей.
- Придумать воронку продаж, прогревы, бесплатные лид-магниты, запустить рекламу и начать продавать.
- Проанализировать первый запуск, что получилось, а что нет. Внести изменения в программу, поменять подачу материала, если есть необходимость.
И вот чем хочется закончить ― запускать курс нужно далеко не каждому классному эксперту. Это полноценная работа, на которую требуется много времени и сил.
Эта статья полезна не только тем, кто уже точно решил делать курс, но и для тем, кто вообще хоть раз об этом думал. Такой пошаговый план поможет оценить: есть ли у вас сейчас время и силы заниматься отдельным проектом, нужно ли оно вам?
А тем, кто решился ― да, на старте будет сложно, но у таких проектов есть потенциал для масштабирования и роста. Если вас возмущает, что покупатели тратят деньги на курсы, которые не дают результата, возможно, именно вы создадите качественную альтернативу в этой нише?
Чтобы вас приободрить, напоминаю ― платформа SOHO.LMS стоит от 2000 рублей и бесплатно помогает каждому клиенту технически настроить свою школу.
Вчера у конасовой вышло расследование о том, как делают «курсы» блогеры (читай- инфоцыгане). И во первых- тут нужна действительно команда (нельзя быть дизом, программером и т.д одновременно, нужно сфокусироваться хотя бы на одном, чтобы делать это качественно). А во вторых- как отличить курс от инфоцыгана от действительно полезного курса?
Этих курсов сейчас как собак нерезанных
Да, мы рассматриваем создание именно качественных образовательных продуктов. Поэтому в статье много про команду, тесты и улучшение своего продукта. А вариант, когда один раз запустили, деньги собрали и "до свидания" - это и правда инфоцыганская история.
У нас кстати недавно вышла статья, где мы как раз рассказали, в чем разница между образованием, инфобизом и инфоцыганством - https://vc.ru/education/674827-kak-ne-popast-v-ruki-infocygan-i-otlichit-obrazovanie-ot-infobiza-sravnitelnaya-tablica