{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Ваша последняя лекция про текст: 15 тезисов из выступления Максима Ильяхова на конференции Design Prosmotr

Читатель всегда в порядке. Факты вместо оценок и с привязкой к жизненным сценариям. Опора на мир читателя. Иллюстрации.

Привет! Меня зовут Иван, веду канал про digital-маркетинг. Присоединяйтесь.

Пересмотрел вечно актуальное выступление Максима Ильяхова “Ваша последняя лекция про текст” на конференции Design Prosmotr - держите основные тезисы

1. Если текст написан о чем-то важном для читателя, читатель этот текст легко прочитает. При этом не имеет значение, как сформулирована тема, написан, отредактирован и проиллюстрирован текст. Решает проблематика, ради которой читатель кликает.

2. Бывает, что люди внимательно читают, даже если тема не особо им важна. Это происходит, когда автор интересен сам по себе. Каждый ли пост Артемия Лебедева полезен, решает ваши задачи и поднимает на новый уровень в дизайне? Конечно, нет. Большинство авторов в соцсетях интересны нам как люди, независимо от того, как и что они пишут.

3. Люди любят писать о себе и любят, когда о них читают. Читать о других людях нам интересно в трех случаях: а) когда чтение приносит прагматическую пользу б) когда есть социальная польза и в) когда текст несет эмоциональную пользу, - поржать или погневаться.

4. Прагматическая польза - это то, что измеряется деньгами, временем, здоровьем и другими ресурсами. Например, “Как поднять зарплату с помощью переговоров” или “Как заработать на квартиру в Москве имея зарплату 200 тысяч рублей?” (спойлер - никак). Но даже полезный, интересный и хорошо сделанный текст не вызовет отклика, если у человека нет потребности в нашей теме.

5. Социальная польза работает, когда информация в тексте не приносит деньги и другие ресурсы, но все равно почему-то интересна. Например, как одеваются миллионеры в Кремниевой долине. Вряд ли мы ищем советы по стилю от Марка Цукерберга. Здесь работает другой механизм: если я одеваюсь, как Цукерберг, то, наверное, я сам немного на него похож. Включается желание быть частью определенных социальных групп: люди читают статьи, которые говорят им хорошие они или плохие, правильно они одеваются или нет, и т.д.

6. Новости также несут социальную пользу: помогают склеивать общество и создают поводы разговаривать с друг другом, хотя напрямую могут не влиять на нашу жизнь.

7. Любая статья должна давить на одно, два или три полезных действия. Должно быть что-то про прагматику (деньги, время, ресурсы), что-то про социальное (что в рюкзаке у Артемея Лебедева и как я могу быть на него похож) и нечто эмоциональное (юмор, гнев и т.д).

8. Лайфхак, который поднимает открываемость текста - к любой теме добавлять слово “названы”: например, “Названы лучшие модели пылесосов”.

9. Вместо оценок ставить факты: вместо слово “красивый” показывать изображение; вместо “выгодный” показывать условия сделки.

10. Сами по себе факты – это классно, но их недостаточно, чтобы сделать крутой убеждающий текст. Например, как факт “телефон из титанового корпуса” связан с миром читателя и что с этим фактом читателю делать? Тогда появляется текст: “Телефон из титанового корпуса можно уронить с 5 этажа на асфальт и сломается только асфальт” – это хороший жизненный сценарий.

11. Для каждого факта должен быть пример или ситуация, в который он вписан. Например, факт “Консультант на связи 24/7”. И что? Зачем мне круглосуточный консультант? Расшифровываем: “Если вам нужно отправить платёжку в налоговую в 23:55 31 декабря наш круглосуточный консультант вас вежливо поздравит с наступающим Новым годом и поможет решить задачу”.

12. Что касается иллюстраций. Иллюстрации надо ставить. Просто ставьте картинки и инфографику - и все.

13. Читатель всегда в порядке. Представьте статью “Как быть сильным, смелым, здоровым, красивым и успешным”. У неё есть существенная проблема. Такой текст подразумевает, что те, кто на него кликнули, несильные, несмелые, нездоровые. Тонкость, которая заставляет терять читателей или получать читателей, неправильно настроенных на вашу волну.

14. Другой пример: “Будьте внимательны при проверке документов”. Фраза подразумевает, что читатель изначально не очень внимателен и тем самым снижает его вовлеченность. Чтобы это исправить, можно написать “Самые опытные бухгалтеры проверяют документы дважды”

15. Итак, пять принципов:

  • опора на мире читателя
  • факты вместо оценок
  • факты с привязкой к ситуациям, примерам, сценариям
  • иллюстрации
  • читатель всегда в порядке

Спасибо, что прочитали.

Подписывайтесь на мой канал про digital-маркетинг.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Марк Кац

Кто это такой?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Сложно жить в РФ, иметь отношение к диджитал и никогда не слышать про Ильяхова.
Вы иностранец или программист?

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Wealthy Person

Да очередной пистабол - но дурачкам нравится - ну раз есть спрос то он и танцует.

Ответить
Развернуть ветку
Отнюдь

он жил еще в до джипитирскую эру

Ответить
Развернуть ветку
Name

Помню будучи студентом искал подработку на HH.ru в половине вакансий:

Молодая динамично развивающаяся компания...... Требования:

1) ....
2) ....
3) Знаете наизусть "Пиши сокращай" и следуете заповедям Ильяхова.

Кто блядь это такой? Что я должен его заповедям следовать :)
Книга, которая учит сокращать содержит 440 страниц. Отличный советчик.

Ответить
Развернуть ветку
Ann Шаман

То есть вам не пришло в голову, что если в половине вакансий такое требование, то может быть, действительно стоит хотя бы ознакомиться с первоисточником?)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Свиженко

Забавно видеть штамп "динамично развивающаяся компания" и "знаете Ильяхова" (он-то как раз высказывался против таких штампов).
Ильяхов рассказывает, как писать делать тексты полезными и понятными, начиная с текста вакансии на хх до статьи для бренд медиа. Пишет интересно, даёт практические советы. Для тех, кто только начал работать с текстами очень полезно.

Ответить
Развернуть ветку
BetaSa

Видимо все таки не нашел работу, так как не смог стать предложением для спроса ;)

Ответить
Развернуть ветку
Просто Полина

у него действительно интересные материалы, так что стоило хотя бы немножко почитать :)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Не, там не про сокращение. Там про "мясо", пользу и уважение. Вот и всех заповедей. Остальное – практика.
И эта книжица у него вводная, про реальную редактуру есть второй том.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Милютин

Отпишите, пожалуйста, когда устроитесь на работу: интересно, куда вы сможете попасть. Возможно, Иляхов реально зло и только мешает.

Я, кстати, ищу себе редактора на фуллтайм, зп 80 000₽. Напишите мне в личку: @milyutinsergey. Там и про компанию подробнее расскажу)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Если текст написан о чем-то важном для читателя, читатель этот текст легко прочитает.
==================================
Возьмите любой важный для Вас запрос и посмотрите, что будет в ТОП - 15 Яндекса - многократно пережеванная жвачка из прописных истин, сео-кликбейт. И вне топа примерно то же самое будет, и курсы от всяких "учителей" нечто аналогичное. Такое читать до конца в поисках чего то нормального жизни не хватит. Перепиаренное пустое место этот Ильяхов.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Не надо смотреть на топы Яндекса. Это беда, а не ориентир.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

что конкретно ты хотел бы, чтобы читатели сделали после прочтения статьи на скрине в 2017 году? И почему, по твоему, они бы выбрали что-то делать именно после прочтения этой статьи, а не десятков тысяч других?

Ответить
Развернуть ветку
Родитель 1

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Seoremica
Будьте внимательны при проверке документов”. Фраза подразумевает, что читатель изначально не очень внимателен и тем самым снижает его вовлеченность.

Не согласен. Я понимаю,, что могу чего-то не знать и мне покажут, на что обращать внимание, чтобы не допустить ошибку. Больше на домыслы похоже.

Ответить
Развернуть ветку
Точка Лагранжа

Кстати неплохой антитест на IQ. Чем больше тезисов ты одобрил или оставил без корректировки формулировки, тем он меньше. Можно HR-шникам на заметку взять.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда