(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Выход на маркетплейс: ошибка или отличный шанс начать бизнес? Или почему не стоит складывать все яйца в одну корзину

Будем честны, маркетплейсы для продавцов это не безмятежность, прибыль и единороги. Даже если такое мнение пытаются навязать нам и сами площадки, и курсы, которые заполонили онлайн-пространство. В статье разобрал, почему стоит 10 раз подумать, прежде чем начинать бизнес на маркетплейсе, и кому все-таки никуда не деться от Озона, Я. Маркета и Вайлдберриз.

За последние три года популярность маркетплейсов взлетела: этому во многом поспособствовала пандемия. Тогда продавцы смогли спасти свой бизнес, перейдя на онлайн-торговлю. Кто-то так и остался на известных площадках, другие же отправились осваивать продажи в онлайн глубже.

Меня зовут Богдан Ефремов, я специалист по контекстной рекламе и руководитель агентства Efremov Media. Несмотря на то что я не работаю с маркетплейсами, многие наши клиенты плотно на них завязаны и мы невольно с этим активно сталкиваемся. Плюс каждая 5 заявка на рекламу в наше агентство — это просьба запустить трафик на карточку товара в ВБ, в чём мы регулярно отказываем. Так что какая-то экспертиза у меня есть, поэтому предлагаю сегодня обсудить подводные камни онлайн-площадок, о которых не расскажут ни на одном из многочисленных курсов.

Бизнес не работает на тебя

Приведу пример, связанный с контекстной рекламой: когда у предпринимателя есть своя площадка — лендинг или интернет-магазин, то с помощью рекламы он привлекает теплую аудиторию к первому контакту и платит за это. Затем подключает свои инструменты и работает над лояльностью, удержанием и возвратом людей за повторными покупками. То есть продавец оплачивает лиды в широкой части воронки, а то, как будут идти продажи при ее сужении, зависит от него самого или команды.

Да, траты есть и на более глубоких этапах, но при грамотной работе у бизнеса нарабатывается база лояльных покупателей, которые кроме того, что сами покупают повторно, еще и рекомендуют продавца. Так что даже если у компании в следствии внешних событий отваляться вообще все рекламные инструменты (привет 2022-й год) — она не останется без клиентов и выручки.

На маркетплейсах же приходится платить комиссию за каждую новую покупку вне зависимости от того, повторная ли она, или из какого канала пришел человек. Заплатить нужно будет даже за рекомендацию. И я уже молчу о том, что в случае, если клиенту зашёл ваш продукт и он становиться постоянным покупателем, то имейте ввиду — это не ваш постоянник. Это постоянник маркетплейса. Вы лишь один из немногих безликих продавцов.

За продажу на Озон, Вайлдберриз и Яндекс Маркет продавцы отдают от 5 до 25% стоимости товара. Каждый раз.

Для сравнения: за продажу бытовой техники нужно отсыпать маркетплейсу 8%. Рассмотрим кондиционеры. При стоимости 20000 ₽ и 20 продажах отдаем площадке 32000 ₽ — стоимость одной продажи 1600 ₽. Кто-то скажет, что в контекстной рекламе сейчас цифры соотносимые и это правда. Однако при правильном подходе цена может быть и ниже и это не говоря уже про условный Авито, где лид может стоить меньше 500 рублей.

При этом клиенты, пришедшие по рекламе на вашу площадку, попадают в базу контактов продавца, подписываются на соцсети за какую-нибудь плюшку —продавец может предложить дополнительный товар или через год напомнить о каком-нибудь расходнике.

У селлера на маркетплейсе же нет возможности общаться с покупателем, отправлять ему письма с акциями, удивлять сервисом. Продано — забыто.

Если сравнивать наши маркетплейсы с Алиэкспресс, можно заметить, что на наших хорошо проработан сервис: быстрая доставка, возможность возврата сразу при получении. Покупателям не нужно запоминать продавцов, выискивать хороших и не очень, подписываться на них, как это принято на Али.

Продавая исключительно на маркетплейсах, вы работаете на маркетплейс, а не на себя. Маркетплейсы тестируют на вас гипотезы, перекладывают на вас все риски, штрафует (привет вечным забастовкам у ВБ) исходя из надуманных соображений и тд. А если ваш продукт резко выстрелит, то не удивляйтесь если через короткий промежуток времени на этой площадке появится ИП Иванов И. И., который будет продавать точно тоже самое, но в 3 раза дешевле, постепенно выдавливая вас с рынка.

Поэтому крайне важно развивать собственные площадки, потому что ваша площадка с покупателями — это ваш собственный актив, который у вас никто не заберёт.

Удержаться в рамках одной ниши сложно

Ниши быстро выжигаются. Когда появляется популярный товар, набегает десяток продавцов, и начинается лютый демпинг. Видел схему, где предлагали не фокусироваться на определенном продукте, а держать руку на пульсе и закупать товар по моде. Видишь, что людям нужны плюшевые гуси — начинаешь продавать гусей, в моду вошли капибары — к черту гусей, везем капибар. Проблема такой схемы в том, что ты не развиваешь СВОЙ бизнес, а хаотично перебираешь товары. Чуйка не всегда срабатывает, появляются просадки, никакого бизнес-плана, стратегии, даже нормальной воронки продаж нет. А когда у тебя постоянно меняется фокус, то о постоянных покупателях и лояльных клиентах и речи быть не может.

Есть еще один момент: у маркетплейсов есть собственные бренды на своих же площадках. У Озона это Ozon Home, у Вайлдберриз — дочка «Василиса». Но последние вроде утверждают, что маркетплейс отошел от производства и не повторяет за Амазоном. Фишка в том, что если вы найдете тот самый высокомаржинальный товар, то на его популярность быстро отреагируют либо другие селлеры, либо сами площадки. Сейчас «Василиса» и Ozon Home сосредоточились на текстиле и посуде. Сколько у них ещё серых ИП, ворующих идеи успешных селлеров, даже думать страшно.

Эти красивые цифры с лендинга курса по МП и совместной статьи Озона и Лайфхакера на самом деле ничего не говорят о том, что продавцы что-то заработают

Но и не во всякой нише имеет смысл развивать свою площадку. Речь идет о низкомаржинальной мелочевке, базовой одежде, стандартных игрушках, канцелярке, которые встречаются и в офлайн-магазинах. С этими товарами наоборот нечего пытаться завести свой онлайн-магазин, максимум — используйте digital-инструменты, чтобы покорять свой город.

А если у вас люксовая продукция, или вы сами производите товар в нише, где почти нет конкуренции, то нечего кормить маркетплейсы комиссиями. Лучше вложите эти деньги в развитие бренда, в работу над узнаваемостью.

Косяк маркетплейса — ваш косяк

Суть вы, думаю, поняли. Если сотрудники маркетплейса напортачат при сборке или транспортировке, то шишки полетят в сторону продавца. Есть, конечно, и обратный эффект — бережную и быструю доставку могут отметить в отзыве, вот только это ничего не говорит о качестве товара.

Ничего не делать не получится

Многие курсы по выходу на маркетплейс обещают, что вы сможете начать продавать уже через час, мол, подрядчики вам не понадобятся. Но на маркетплейсах продажи не идут сами собой. Думать нужно везде и работать тоже. Как минимум вам придется заниматься самовыкупом, научиться в фотошопе или другом редакторе делать красивые фото для карточек товаров. А еще составлять нормальные описания без фанатичного оптимизирования всеми ключами мира. Либо нанимать на эти дела людей, а это ОЙ, те самые подрядчики, без которых многие планируют работать.

Это скрин обещания одного из курсов. Но на самом деле на маркетплейсе работы не меньше, чем на своем сайте: кроме оформления карточек нужно еще и при малейшем сдвиге цен открывать калькулятор, чтобы не уйти в минус

У маркетплейсов есть значительный плюс и преимущество перед собственной площадкой — налаженная и работающая без продавца доставка. Но это не значит, что туда можно зайти с лапками и мешком китайских безделушек.

Не предлагаю полностью отказываться от маркетплейсов, но советую использовать их не как основной канал продаж, а как ОДИН ИЗ. Посмотрите, у известных магазинов тоже есть представительство на Озоне или Я. Маркете, например, у «Спортмастера». Но при этом ребята ведут свои площадки — то есть работают над оптимизацией и привлечением органического трафика, есть сайт, приложение, соцсети.

Поделитесь своим взглядом на маркетплейсы: смотрите на них скептически или вовсю продаете? С удовольствием почитаю ваше мнение здесь в комментариях или в моем Телеграм-канале, где делюсь опытом и наблюдениями в сфере контекстной рекламы.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
11 комментариев
Написать комментарий...
Лилия Батталова

Про держать руку на пульсе прям звучит больно. Интересно, каково продавцу, которому приходится на лету менять товары... Но часто тоже встречала мнение, что это рабочая схема для продаж на ВБ и озон. Печально, если это лучшая схема.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Это вы еще про самовыкупы почитайте)
О них в курсе как селлеры, так и сами МП, но все делают вид, что это нет, при том что без самовыкупов сложно развить карточки

Ответить
Развернуть ветку
Лилия Батталова

О, об этом, как потребитель тоже думала, откуда же берутся первые заказы и положительные отзывы. Вот оно что оказывается)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Борис Васильев

С толстым удовольствием как производители, продавали на двух МП через посредников. Потом они расширил матрицы, с нами работать перестали.
Теперь сами развиваем свои карточки, медленно.
А свой сайт мало дает продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky
Будем честны, маркетплейсы для продавцов это не безмятежность, прибыль и единороги. Даже если такое мнение пытаются навязать нам и сами площадки, и курсы, которые заполонили онлайн-пространство. В статье разобрал, почему стоит 10 раз подумать, прежде чем

.
Анекдот фтему:
Приходит молодой еврей к раввину и спрашивает:
— Рэббе, у меня есть деньги. Не посоветуешь, в какой банк их вложить? Раввин задумался. Тут подошла молодая девушка и тоже спросила совета. Молодой джентельмен уступил очередь.
Девушка:
— Рэббе! Я выхожу замуж. Стоит ли мне одевать в первую брачную ночь рубашку или не надо?
Раввин:
— Молодой человек! В какой банк Вы не положите свои деньги - ВАС НАЕБУТ. А Вы, дорогая моя, как не одевайтесь - Вас всё равно ВЫЕБУТ.
.
https://anekdotov.me/evrei/55517-prixodit-molodoj-evrej-k-ravvinu-i-sprashivaet.html

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Мартынова

Прежде чем заходить на мп надо все взвесить

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Черныш

В чем собственно проблема - создавайте сайт с собственной продукцией на котором будет профит для клиента (цена ниже) и бесплатная доставка для отшельников живущих в тайге - (главная причина купить в маркет плейсе, а не у вас на сайте где ваши договоры с транспортными компаниями обойдутся клиенту в 15000р за доставку пару кг груза себестоимостью в 1000р и это в лучшем случае как максимум клиент у вас не сможет купить так как вы почтой не хотите отправлять(другие тк туда не везут), либо нос ворочаете от физ. лиц.)
далее в маркет плейсе указываете цену выше чем на своем сайте ("реклама товара") но так чтобы ваш товар там покупали - клиентам понравится ваш товар - они вас найдут через поисковик по фирме и названию товара.
ps. Я покупаю там где мне выгодней: если продавец торгует в географическом центре России с продажей в своем интернет магазине(про который знает интернет и "пара клиентов из соседнего дома") если нужный товар там обойдется мне дешевле (потом его отвезут в Москву, а затем в Удачный) то я куплю у него, а не у его конкурентов.
ps. Большинство торгашей не в состоянии на своем сайте дать возможность покупателю указать адрес доставки - придумали костыль с не редактируемым выпадающим списком(и не смотрят какие города пытается указать клиент) и здохнут(обанкротятся) но жопу не оторвут от стула чтоб занять свободную от конкурентов(таких же - которым лень закинуть товар на почту к примеру) зону торговли.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Черныш

Из за таких как Вы:

"Но и не во всякой нише имеет смысл развивать свою площадку. Речь идет о низкомаржинальной мелочевке, базовой одежде, стандартных игрушках, канцелярке, которые встречаются и в офлайн-магазинах. С этими товарами наоборот нечего пытаться завести свой онлайн-магазин, максимум — используйте digital-инструменты, чтобы покорять свой город."
- говорите про торговлю в маркет плейсе по всей России.

Я не могу купить товар не у себя в городе (торгаши-перекупы не везут товар из за своей тупости, а торгуют таким же гавном как у соседа), но и целая проблема купить через интернет - либо доставки нет, либо нужный товар не продаете:
клей карандаш лорекс кристал 8гр с идеальной адгезией для 3д печати целая проблема купить (нет доставки, неадекватная цена продажи товара) упаковку 24шт купил за 700-800р на озоне у др 1100р за упаковку либо за тюбик 50-150р при его цене 30р
качественная порошковая проволока для сварки из Красноярска в Удачный через Москву цена за 1кг 350-400р у всех остальных некачественная-элитарная проволока по России от от 700-1500р
направляющие рельсовые из территории России торгаши-перекупы отказывались доставлять 1-1,5м - из Китая через Москву в Удачный с али экспресс 4шт по 2,5м спокойно привезли качественней(не лежали в сыром складе пол года) и дешевле.
микрометры 5шт 0,001мм(цифр. +rs232), штангенциркуль 0,02мм(цифр. +rs232) и 2 уровня от производителя через али экспресс почти даром (60тр.) - в России цена за микрометр 0,001мм была(и есть) на тот момент от 30-150тр. за 1шт.
и тд.(кофе из Московкого магазина - сами закупают сырье по всему миру и обжаривают; массажеры; электронные компоненты; запчасти для оборудования; через днс который недавно открылся(пару лет) комплектующие для пк и др. с бесплатной доставкой - раньше один компьютерный магазин на весь город с накруткой x2-x4 так как конкурент закрылся >10лет назад и тд.) - в соседнее "село" почти все везут 100км за копейки(с небольшой накруткой, так как там конкуренция) торгуют, к нам в "город" нет либо наценку x2-x4 ближайший большой(центральный город региона) город 6000км

Ответить
Развернуть ветку
Аарам

Спасибо. Интересно. Будет ещё про маркетплейсы? Ведь это не все минусы :) Ещё такие пакости как невыкупы и возвраты, принудительные скидки, штрафы за отсутствие товара на складе и много чего еще. Можно много продавать, иметь движуху, а по факту остаться в минусе (крысиные бега ради товарооборота).

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Про маркетплейсы можно писать бесконечно, просто не хочу этой темой злоупотреблять)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда