{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что надо знать про алгоритмы, чтобы не сливать контент в пустоту

Привет, меня зовут Оля Севастьянова, я занимаюсь пиаром и маркетингом для бизнесов. До этого я работала в Яндексе, причем большую часть времени — в Дзене. За четыре года на этой контент-платформе я узнала по алгоритмы достаточно, чтобы рекомендовать или не рекомендовать своим клиентам заводить там блог. В посте расскажу, что вам нужно иметь в виду, если вы думаете продвигаться на этой или других площадках с алгоритмическими лентами.

Все алгоритмические ленты работают по схожим принципам

Не важно, где вы публикуетесь, — в Дзене, Вконтакте, на VC, в YouTube, в запрещеннограмах или даже на Авито. Алгоритмы всех этих платформ опираются на известные принципы: рекомендации на основе действий пользователей; рекомендации людям, похожим на ваших подписчиков; рекомендации на основе условного «выбора редакции».

Команды платформ тратят много сил на то, чтобы подобрать оптимальные модели в рамках или на стыке этих принципов, но ничего сверх этого никто пока не изобрел. Если уловить суть работы на одной платформе, будет проще работать на другой.

За алгоритмами стоят люди

Как команды, которые следят за точностью рекомендаций, так и пользователи, которые «подливают масла в огонь» самих алгоритмов. Предлагаю на время забыть про первую группу и думать только о второй. Давайте подумаем о ней вместе.

В основном алгоритмы опираются на принцип «рекомендации на основе действий пользователей» и на большие данные этих действий. То есть чем больше пользователей кликают, дочитывают, лайкают, комментируют ваш контент, и тем более подписываются, тем больше показов он получает. На практике это значит, что — внимание, капитанская очевидность, но нет! — если ваш контент рассчитан на большое количество людей, он сможет получать большие охваты. Если он интересен меньшинству, не стоит рассчитывать на сотни тысяч показов. Да, такое тоже бывает, но это скорее «выброс» в общей картине данных. Или помощь команды платформы, но о ней позже.

Звучит очень просто, но у создателей контента это редко укладывается в голове. Наверное, компании или эксперты слишком вовлечены в то, что делают, и считают это априори интересным многим.

Илья Александрович, ну что же вы! А ведь уже тыщу лет в рунете... Проблема не в Ютубе, а в людях

Чтобы избавиться от иллюзий, зайдите из-под режима «инкогнито» в тот же YouTube. Посмотрите предложенное и признайте как факт: люди в среднем потребляют вот такоэ, и ничего вы с ними не сделаете. Стройте свою контент-стратегию с учетом этой аксиомы. Выбирайте площадки, где ваша ЦА преобладает или её хотя бы достаточно для выполнения ваших KPI.

Делайте хорошо

Команды большинства платформ уже давно просекли, что если отдать всё на откуп принципу «посмотри на большие данные и покажи популярное другим людям», платформа превратится в мусорную фабрику (хотя в Дзене на это понимание ушло лет пять, хех). Даже хорошие авторы скурвятся в погоне за лёгкими показами, привлекательные для рекламодателей пользователи перестанут приходить за контентом, а топ-менеджмент устанет краснеть перед акционерами.

Но переломить алгоритмы и заставить их почаще выбирать умный контент вместо популярного — задача очень дорогая. Проще попросить об этом людей, поэтому у всех сервисов есть свои способы поддерживать классных авторов. Например, YouTube в русской ленте наливает показы на всё, что хотя бы отдалённо похоже на Дудя (вы же не думаете, что жанр интервью был изначально интересен людям?). В Дзене вся главная даже из-под инкогнито отдана под нестыдный контент, а Вк даёт «огонек Прометея», кратно увеличивая показы на неделю.

Наверняка у VC тоже есть похожий механизм, но я пока не разобралась с этой платформой. Напишите в комментариях, что вы заметили про местные традиции и нравы.

Если ваша тема слишком нишевая, чтобы органически набирать миллионы показов, хотя бы делайте так, чтобы подписчики выбирали именно вас. Рост подписоты для всех контентных сервисов самый сильный признак, что канал хороший. Может, благодаря ему вы получите помощь от платформы.

А может и нет.

Охваты – это дар платформы. Не дань

Вне зависимости от темы, любой сервис с высоким MAU может дать вам много пользы: тысячу–десяток–сотню тысяч показов бесплатно. Наверняка это больше, чем вы бы получили на свой сайтовый блог из органического поиска или на канал в Телеграме без продвижения.

Если эти показы соразмерны затраченным усилиям, продолжайте делать контент и не жалуйтесь. Платформа ничего вам не должна, она — бизнес, который живет по своим правилам. Сегодня вы в почете, потому что попадаете в нужную концепцию развития, а завтра окажетесь за бортом, хотя даже ничего не меняли в стратегии. А то и вовсе будете должны приплачивать за показы. И это нормально, так делают все — от сервисов Яндекса, VK и «Комитета» до Телеграма, Pinterest-а и что там еще не запретили упоминать.

Раскладывайте яйца по разным корзинам сервисов, но продолжайте развивать каналы, которые принадлежат только вам. Например, рассылку и тот же блог на сайте.

Ставьте реалистичные KPI для контента

Оцените другие местные каналы в вашей тематике. Много ли у них подписчиков по сравнению с топами платформы? Ведутся ли они или уже умерли? Сколько просмотров собирает в среднем один пост? Скорее всего, ваш блог сможет быть востребован на столько же. И не важно, как сильно отличается подача, глубина экспертизы или картинок. Дело в теме.

На скрине – канал про Лего, который существует в Дзене уже лет пять, но у него все еще 15К подписчиков. Штош, это максимальная ёмкость для такой темы, но ничего, смирился, работает

Вы не сможете заставить людей массово заинтересоваться чем-то нишевым — технологией укладки инженерных коммуникаций, архитектурой пригородных железнодорожных станций, методами аппаратной косметологии или изучением английского языка. Так что сразу ставьте себе KPI на основе реалистичного, а лучше пессимистичного сценария. Иначе быстро выгорите или сожжёте своего SMM-щика.

Настраивайтесь на планомерную работу

Кстати, про выгорание. От алгоритмических лент есть ожидание, что туда можно писать раз в пару месяцев и, если «пост залетел», собирать плюшки долгое время после. Такое правда бывает, но, опять же, это скорее ошибка выжившего.

В среднем здесь работает общее правило: делаешь нестабильно — получаешь нестабильный недорезультат. Делаешь стабильно — можешь надеяться хоть на какой-то выхлоп. Рассчитывайте силы, не переживайте из-за синусоиды в показах и просто продолжайте фигачить. Во-первых, так вообще устроена жизнь. А во-вторых, команды платформ ценят лояльных блогеров, и иногда закладывают в рекомендации правило о том, чтобы труженики поощрялись хоть какими-то показами, а залётные «мерцатели» шли по остаточному принципу.

Вообще это не единственное правило, есть и ряд других, которые учитывают репутацию канала. Их общая цель – помогать блогерам, которые помогают развитию платформы. Эти правила редко озвучиваются — за исключением того, как точно нельзя. Но вы можете догадаться о многом сами, если примените бизнес-мышление: «Как я должен вести себя как контент-мейкер, чтобы благодаря моему контенту на платформу приходили ценные для платформы пользователи и растили её timespent?»

Если вы настроены серьезно, планируйте ресурсы на 1–3 единицы контента в неделю минимум. Чтобы при таком темпе блогеры не откидывались слишком быстро, платформы часто предлагают короткие форматы. Переупаковывайте контент в них, не стесняйтесь.

Не делайте выводы по первым постам

На каждой нормальной платформе есть система модерации, которая сначала «присматривается» к каналу, прежде чем выпустить его в люди. Где-то ей достаточно одного поста, где-то нужно чуть ли не десять. Вы вряд ли узнаете, сколько именно: эта информация скрывается, чтобы фродеры не ломали систему.

Не судите о возможностях платформы в период «детства» канала и не рассчитывайте на быстрый взлет. Распланируйте публикации так, чтобы они уже были достаточно качественными, но пока не «звездами», ради которых всё и затевалось. Ну так, чисто шоб потом обидно не было.

Для меня это первый пост на VC. Я выбрала тему алгоритмов, потому что достаточно её понимаю, но давно переварила как морально, так и карьерно, и будет не жалко, если этот текст мало кто увидит. В следующих постах планирую рассказывать про контент-маркетинг и PR в медиа — то, что мне сейчас интереснее всего. Подписывайтесь.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Николай Маньшин

А у меня канал на дзене сдулся. Больше 40 тысяч подписчиков , был в Нирване. Доход упал с 3-5 тысяч в день до смешных 100 рублей. Хотя веду канал стабильно, каждый день публикую новые материалы. Тематика - путешествия. Вот что я делаю не так, в чем моя ошибка?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Краснослободский

У меня есть блог на Ютуб и Дзене, где я размещаю свои видео. И хочу подчеркнуть, что на Ютуб у меня видео гораздо больше набирают просмотров, чем на Дзене. На Дзен до его слияния с Пульсом у меня были хорошие просмотры от 20 тыс до 100 тыс. в среднем. Но как только Дзен поглотил Пульс Мэйл у меня произошел резкий обвал показов и просмотров. А всё потому что Дзен поменял Ленту добавил подписочную модель. В итоге теперь только ограниченный контингент блогеров попадает в Ленту, остальные только по подписке. В общем Дзен стал сагибаться и это заметил не только я, но крупные блогеры-миллионники, которые в прошлом 2022 году сначала перебрались из Ютуба в Дзен, а теперь после новой системы монетизации стали об этом сожалеть.
Вся проблема российских социальных платформ заключается в том, что они доступны толтко на территории России и Белоруси. То есть кроме русских и белорумов никто не пользуется Дзеном, ВК, ОК Рутубом и т.д. В то время как Ютуб сиотрят в сотнях странах мира, а это около 3 миллиардов человек! То же самое из Тик-Током, Инстаграммом, у них аудитории в 100 раз больше наших российских платформ. Поэтому Ютуб развивается так как его сиотрят по всему миру, а тому же Дзену приходится вариться в собственном соку. Дзен за последние 3 года из текстовой площадки превратился в венегрет, помимо статей есть посты. длинные видео, короткие видео. Отечественный Дзен делает пытается делать всё возможное чтобы завлеч к себе ютуберов, тиктокеров, инстаграмщиков, но всё тщетно! Так как тому же крупному ютуберу-миллионику не выгодно работать в Дзене, где его контен будут смотреть лишь в России и Белоруссии, так как здесь аудитория за месяц имеет всего лишь пару миллионов. В то время как в Ютубе - миллиарды! Вот и потому и не задерживаются ютуберы на Дзене, так им не выгодно.
Поэтому пока Дзен не выйдет хотя бы на постсоветское пространство, где суммарно проживает около 300 миллионов человек, у него перспектив нет.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда