{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Топ провалов пиарщиков: в какие истории попадали СЕО и менеджеры PR-агентств

Привет! Меня зовут Лена Комарова, я руковожу PR-агентством для digital-компаний Gate.

Задала вопросы коллегам по рынку и узнала об их самых больших провалах.

Опубликовать кейс без согласования с клиентом

В начале работы я опубликовала кейс без согласования с клиентом. С ним было подписано NDA 🫠

Усугубило ситуацию то, что кейс был про продвижение компании через создание личного бренда, без упоминания персоналий было не обойтись. Естественно, по имени человека сразу было понятно, в какой организации он работает.

Когда я узнала, что клиент недоволен публикацией, я начала составлять слёзное письмо с извинениями и даже предлагала удалить кейс. К счастью, это не потребовалось. Меня спасло то, что клиент был суперлояльным, поэтому он только поругался на менеджера, но в итоге даже не потребовал удалять статью. Будь это другой клиент, наказания было бы не избежать.

Дарья Рублева — PR-менеджер Diagrun Digital

Как избежать:

Обязательно составьте регламент работы с кейсами: пропишите процесс согласования и напомните авторам о проверке NDA или иных соглашений с клиентом.

Лайфхак: можно добавить в договор пункт, который позволит клиентам получить скидку на услуги, если они готовы дать разрешение на кейс.

Не подготовить руководителя к интервью

Я работала в большом рекламном агентстве пиарщицей, была молода и неопытна. Однажды нашему CEO прислали приглашение на отраслевое интервью, в котором нужно было рассказать про агентство: с какими проблемами сталкивается, про ситуацию на рынке — обычные вопросы, на которые он отвечал постоянно.

Я посмотрела вопросы и не стала готовить руководителя к интервью. Скажу больше, я даже не пошла на него, так как издание было дружественное, мы работали вместе уже несколько лет.

К моей удаче журналист прислал интервью на согласование, но то, что я увидела, повергло меня в шок. Мало того, что умелый журналист разговорил CEO и разузнал у него много фактов под NDA, так ещё и CEO сделал ряд провокационных заявлений, которые наболели за годы работы в рекламе.

В результате нам пришлось просить издание не выпускать интервью.

Ульяна Громова — CEO Grompr

Как избежать:

Готовьтесь ко всем интервью: проходитесь по вопросам и фиксируйте смыслы.

Обязательно либо находитесь на встрече, либо поговорите с журналистом перед ней. И один из самых важных пунктов — выстраивайте доверительные отношения со СМИ, ведь иногда это единственное, что может уберечь пиарщика от неприятных последствий.

Не проверить уже завёрстанную статью перед публикацией

В далёком 2016 году, когда я еще училась в магистратуре на психологии, мне предложили должность стажёра-пиарщика в ИТ-компании. Тогда я еще не знала ни кто такой пиарщик, ни что такое ИТ, но ответила «Да, хоть завтра!».

После моего выхода знакомая, предложившая должность, отправилась в декрет, и задавать вопросы стало некому. Единственное, что я знала — нужно учиться работать с соцсетями и писать статьи.

Первая статья была про историю основания компании, где гендиректор Вася (все имена изменены) отвечал за управленческие вопросы, а сооснователь Петя – за Frontend (прим. с английского front — перед, end — окончание).

Тогда я впервые в жизни держала в руках макбук и познакомилась с автоматическим гугл-транслейтом в браузере. Обычно он мне не мешал, но в момент публикации статьи авторитетный онлайн-переводчик решил подложить мне свинью и вмешаться. В итоге на Medium вышел материал, где соучредитель Петя отвечал за передний конец вместо Frontend-направления, о котором говорилось в черновике.

Я настолько боялась ошибиться, что в панике не заметила этого факапа и быстро выложила посты в соцсети со ссылкой на этот чудовищный материал.

Через пару часов о том, что Петя — «повелитель переднего конца», знала вся Ростовская область. Чему наш герой не очень обрадовался. Сначала 3 дня чихвостил меня, а потом и вовсе попросил покинуть стажировку.

Спустя 2 года я устроилась в веб-студию из Ростова и уже осознанно запустила эту историю, но немного под другим соусом: соцсети мы вели очень дерзко, активно выражали свое мнение.

Однажды ко мне пришла hr с просьбой сделать охватную рекламную кампанию на закрытие двух фронтов. И тут появился он! Таргетированный пост о том, что нам нужен передний конец для крупного бренда. А лучше — два!

Текст сопровождался веселой картинкой, где был голубой слон с хоботом, похожим на тот самый конец. За сутки прокрутки этой рекламы мы получили 130 откликов и нашли двух специалистов, которые вышли на работу в течение недели.

Мораль сей басни такова: иногда самый ужасный провал в вашей жизни может обернуться мотивацией и последующим успехом. Главное — использовать накопленный опыт уже с умом.

Юлия Гулюк — СЕО пиар-агентства Crystal PR

Как избежать:

Просто не бойтесь проблем, которые неизбежно встретятся на вашем пути. Главное — быть к ним готовым, уметь нести ответственность за последствия своих действий и работать с ними, оборачивая неудачи себе на пользу.

Использовать слишком личный подход в коммуникации с экспертом

Когда я только начинала свой путь в PR, мой руководитель посоветовал мне наладить контакт с одним из ключевых экспертов сферы, в которой я тогда работала. Эксперт был действительно важный: он организовывал профильные премии, сидел в жюри различных конкурсов.

Я внимательно изучила его соцсети и отправилась знакомиться. Написала хвалебное сообщение в адрес одного из его постов и у нас завязался диалог.

Я планировала плавно подвести беседу к тому, что я хочу взять у эксперта комментарий для статьи в нашем блоге, но прежде, чем я успела это сделать, собеседник позвал меня на свидание. Мне это было не нужно, поэтому я отказалась, а эксперт обиделся.

В итоге мы остались без комментария и перспектив нормального развития деловых отношений. Хотя если бы я тогда сразу написала эксперту, что мне от него нужно, то всё могло бы сложиться иначе.

Ирина Мартос — PR Director CRM-group

Как избежать:

Честность в коммуникациях — основа, на которой должна строиться деятельность пиарщика вне зависимости от того, с кем он общается. Люди любят, когда с ними разговаривают искренне и открыто, поэтому старайтесь не обманывать ожидания человека, проговаривайте свой запрос изначально, чтобы сотрудничество было как можно более продуктивным.

Выстраивать стратегию исходя из пожеланий и видения CEO, а не анализа конкурентов и рынка

Один из самых больших провалов в моем 5-летнем опыте PR-менеджера — выстраивать стратегию исходя из пожеланий и видения CEO, а не из анализа конкурентов и рынка.

Мне кажется, это частая ошибка новичка, особенно в агентствах, где, как правило, в PR-отделе ты один. Из этого глобального недочёта выливается куча маленьких, и уже через полгода можно обнаружить себя выгоревшим специалистом без чётких результатов.

Мария Аборкина — Старший PR-менеджер в perfomance-агентстве SMIT.LINK

Как избежать:

При формировании стратегии опирайтесь на цели и задачи бизнеса, но основной фокус держите на анализе рынка и конкурентов. Важный навык для PR-специалиста — умение сочетать пожелания CEO и стратегические цели коммуникации, иногда это противоположные вещи. Попробуйте относиться к внешним задачам как к заказам, от которых можно отказаться или доработать, а не руководству к действию.

Какие ещё бывают ошибки

Все совершают ошибки, и PR-специалисты здесь совсем не исключение. На старте карьеры я работала на фрилансе, без должного опыта и знаний. Вот список проблем, с которыми столкнулась сама.

Слишком заумный язык в статьях и релизах

Иногда кажется, что чем больше специфичной лексики, тем экспертнее будет выглядеть текст. На деле получается материал, прочитав который, ваша целевая аудитория ничего не понимает.

Нужно стремиться к тому, чтобы разговаривать с собеседниками на одном языке, даже если у вас сложный b2b-продукт: как говорится — «не фича, а классная функция».

Желание всё сделать самостоятельно

Поскольку наша работа очень разносторонняя и затрагивает смежные направления, то, чтобы порадовать клиента, нередко есть соблазн взять на себя коммуникации целиком: сделать и дизайн в Canva, и креативы для рекламы, оптимизировать текст под SEO.

В результате вещи, в которых ты реально разбираешься, начинают проседать, потому что силы идут на изучение того, что по сути тебе не нужно и что было бы куда эффективнее делегировать.

Следование желаниям клиента без доверия к собственной экспертизе

Важно помнить, что клиент обращается к вам именно из-за опыта в сфере, которого у него нет. Поэтому необходимо уметь защищать свою позицию, грамотно представлять аргументы и не соглашаться на все предложения заказчика, если они будут мешать достижению поставленной цели.

Даже если вам 20, а клиенту 45.

Невнимательность

Из невнимательности вытекает большинство ошибок в работе пиарщика, что подтверждает её неоднократное упоминание в этом топе. Очень важно проверять работу на всех этапах, особенно если вы делегировали часть обязанностей.

Отсутствие риск-менеджмента

Мало кто из нас каждую коммуникацию оценивает с точки зрения рисков. Отсюда и провоцирующие фразы, и шокирующие заявления. Нужно тысячу раз перепроверить всё перед публикацией, а лучше обратиться к кому-нибудь за советом – это поможет взглянуть на идею под другим углом.

Ошибки в планировании

Общая менеджерская боль – выделять на задачу меньше времени и денег, чем действительно нужно. Поэтому базовое правило: закладывать в бюджет непредвиденные расходы (плюс хотя бы 10% от общей стоимости), а клиенту называть дедлайн с запасом на случай форс-мажора.

Делитесь в комментариях, какие проблемы случались у вас. Не всё же хвастаться на VC.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Param pam pam

C повелителя переднего конца стало очень и очень смешно! Но по-доброму :) Интересная статья.

Ответить
Развернуть ветку
Ульяна Громова, GROMPR.RU

очень жизненные истории)

Ответить
Развернуть ветку
Дина

Спасибо за статью, очень интересно и поучительно

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шаров

Не проверить статью перед публикацией это как не проверив отправить не те фотографии. Сколько шуток на эту тему уже успели наклепать

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Ага, но все равно периодически случается. Особенно когда в статье было 100 итераций, и человек так выдохся, что нажимает "отправить", закрывает ноутбук и наливает виски.

Ответить
Развернуть ветку
Адриан Соминский

Ничему людей жизнь не учит

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда