Топ провалов пиарщиков: в какие истории попадали СЕО и менеджеры PR-агентств
Привет! Меня зовут Лена Комарова, я руковожу PR-агентством для digital-компаний Gate.
Задала вопросы коллегам по рынку и узнала об их самых больших провалах.
Опубликовать кейс без согласования с клиентом
Как избежать:
Обязательно составьте регламент работы с кейсами: пропишите процесс согласования и напомните авторам о проверке NDA или иных соглашений с клиентом.
Лайфхак: можно добавить в договор пункт, который позволит клиентам получить скидку на услуги, если они готовы дать разрешение на кейс.
Не подготовить руководителя к интервью
Как избежать:
Готовьтесь ко всем интервью: проходитесь по вопросам и фиксируйте смыслы.
Обязательно либо находитесь на встрече, либо поговорите с журналистом перед ней. И один из самых важных пунктов — выстраивайте доверительные отношения со СМИ, ведь иногда это единственное, что может уберечь пиарщика от неприятных последствий.
Не проверить уже завёрстанную статью перед публикацией
Как избежать:
Просто не бойтесь проблем, которые неизбежно встретятся на вашем пути. Главное — быть к ним готовым, уметь нести ответственность за последствия своих действий и работать с ними, оборачивая неудачи себе на пользу.
Использовать слишком личный подход в коммуникации с экспертом
Как избежать:
Честность в коммуникациях — основа, на которой должна строиться деятельность пиарщика вне зависимости от того, с кем он общается. Люди любят, когда с ними разговаривают искренне и открыто, поэтому старайтесь не обманывать ожидания человека, проговаривайте свой запрос изначально, чтобы сотрудничество было как можно более продуктивным.
Выстраивать стратегию исходя из пожеланий и видения CEO, а не анализа конкурентов и рынка
Как избежать:
При формировании стратегии опирайтесь на цели и задачи бизнеса, но основной фокус держите на анализе рынка и конкурентов. Важный навык для PR-специалиста — умение сочетать пожелания CEO и стратегические цели коммуникации, иногда это противоположные вещи. Попробуйте относиться к внешним задачам как к заказам, от которых можно отказаться или доработать, а не руководству к действию.
Какие ещё бывают ошибки
Все совершают ошибки, и PR-специалисты здесь совсем не исключение. На старте карьеры я работала на фрилансе, без должного опыта и знаний. Вот список проблем, с которыми столкнулась сама.
Слишком заумный язык в статьях и релизах
Иногда кажется, что чем больше специфичной лексики, тем экспертнее будет выглядеть текст. На деле получается материал, прочитав который, ваша целевая аудитория ничего не понимает.
Нужно стремиться к тому, чтобы разговаривать с собеседниками на одном языке, даже если у вас сложный b2b-продукт: как говорится — «не фича, а классная функция».
Желание всё сделать самостоятельно
Поскольку наша работа очень разносторонняя и затрагивает смежные направления, то, чтобы порадовать клиента, нередко есть соблазн взять на себя коммуникации целиком: сделать и дизайн в Canva, и креативы для рекламы, оптимизировать текст под SEO.
В результате вещи, в которых ты реально разбираешься, начинают проседать, потому что силы идут на изучение того, что по сути тебе не нужно и что было бы куда эффективнее делегировать.
Следование желаниям клиента без доверия к собственной экспертизе
Важно помнить, что клиент обращается к вам именно из-за опыта в сфере, которого у него нет. Поэтому необходимо уметь защищать свою позицию, грамотно представлять аргументы и не соглашаться на все предложения заказчика, если они будут мешать достижению поставленной цели.
Даже если вам 20, а клиенту 45.
Невнимательность
Из невнимательности вытекает большинство ошибок в работе пиарщика, что подтверждает её неоднократное упоминание в этом топе. Очень важно проверять работу на всех этапах, особенно если вы делегировали часть обязанностей.
Отсутствие риск-менеджмента
Мало кто из нас каждую коммуникацию оценивает с точки зрения рисков. Отсюда и провоцирующие фразы, и шокирующие заявления. Нужно тысячу раз перепроверить всё перед публикацией, а лучше обратиться к кому-нибудь за советом – это поможет взглянуть на идею под другим углом.
Ошибки в планировании
Общая менеджерская боль – выделять на задачу меньше времени и денег, чем действительно нужно. Поэтому базовое правило: закладывать в бюджет непредвиденные расходы (плюс хотя бы 10% от общей стоимости), а клиенту называть дедлайн с запасом на случай форс-мажора.
Делитесь в комментариях, какие проблемы случались у вас. Не всё же хвастаться на VC.
C повелителя переднего конца стало очень и очень смешно! Но по-доброму :) Интересная статья.
очень жизненные истории)
Спасибо за статью, очень интересно и поучительно
Не проверить статью перед публикацией это как не проверив отправить не те фотографии. Сколько шуток на эту тему уже успели наклепать
Ага, но все равно периодически случается. Особенно когда в статье было 100 итераций, и человек так выдохся, что нажимает "отправить", закрывает ноутбук и наливает виски.
Ничему людей жизнь не учит