{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Продаём здоровье: 15 фактов из практики продвижения клиник, врачей и медтоваров от Елены Торшиной. С примерами

Любопытная экспертиза по медицинскому трафику Рунета, проверенная практикой с 2015 по 2023, сквозь все года. Как забить расписание врача на месяцы, что делать с негативными отзывами, сколько новых пациентов принесёт контекст, и чего это всё стоит.

За последние 8 лет у Торшинского Треста накопилось много удивительных и поучительных историй из работы с медицинскими проектами. От превентивной медицины до паллиатива, от докмеда до остеопатии. Стоматология, психотерапия, неврология, онкология, пластическая хирургия. Анализы на дому. Телемедицина. Продвижение медучреждений целиком и отдельных личностей врачей.

Все проекты штучные, ювелирные, с очень глубоким контентом, уникальными форматами, нагруженными схемами и сложным медицинским контентом. Но на большом масштабе становятся очевидны кое-какие общие закономерности: ими и делюсь.

В 2023, в России, после пандемии и кризиса доверия всех всем — очень актуально понимание, как убедить человека вручить последнее, чем он ещё может относительно самостоятельно распоряжаться (своё здоровье) именно вам.

Важно: речь не пойдёт о продвижении таблеток и БАДов. Этого опыта тоже хватает, но там совсем другие подходы.

Итак, 15 важных принципов для продвижения в медицинской тематике

Основное. В РФ ищут не клинику, а врача

1. Публичность. Если вы врач и вас нет в интернете — вас нет в медицине. Не важно: частная практика у вас или дежурства в поликлинике с мечтой о частной практике, доказательная медицина или что-то около-шарлатанское, доктор женщина или мужчина, проктолог, лор, пластический хирург, педиатр, диетолог — не иметь своего аккаунта в Инстаграме* и Телеграме для доктора сейчас еще хуже, чем не иметь своего аккаунта для актёра или модели.

Если это не экстренный вызов скорой помощи, то люди врача выбирают. Спросят у знакомых, а потом полученные по сарафанному радио фамилии забьют в поисковик и почитают, что другие говорят об этом докторе.

Поэтому врачу обязательно нужно красиво показываться в выдаче. Свой сайт, хотя бы простенький одностраничник на Тильде. Отзывы. И не только от обиженных, но и от благодарных пациентов.

Для клиники всё вышесказанное тоже справедливо. Анекдот из жизни: открывается в Москве новая детская стоматология. Шесть этажей ремонта с дорогими копиями картин великих художников на стенах, и нужно эти шесть этажей заполнить пациентами. Но в маркетинг, особенно цифровой, руководство клиники не верит. Нигде в интернете о них никакой внятной информации, рассчитывают своими торжественными условиями и шестизвёздным сервисом привлечь детей московских элит. На контекст готовы выделять сотни три с налогами (кто в курсе ставок в мед тематике по Москве — сейчас можно смеяться). Пломба на молочный зуб, меж тем, стоит у них от 7 000₽.

А через дорогу стоит старая сетевая детская стоматология, где врачи умеют всё то же самое, но в 2 раза дешевле, к тому же и клиника, и специалисты хорошо представлены в сети, средняя оценка во всех возможных местах на первой странице выдачи — под 5 звезд. Выдача в поисковиках - королевская. Угадайте, к кому пойдут лечиться те дети чиновников, которых папы с мамами не успели вывезти в Лондон?

Я кстати не раз писала у себя на сайте про этот феномен: богатые и знаменитые тоже выбирают лечиться в проверенных местах. В пандемию белая кость и сами старались попасть и родню пристроить во всем известные городские клинические, где ко второй-третьей волне врачи уже сориентировались, как и чего. Но вовсе не в приблатненное Лапино, которое вдруг тоже стало предлагать услуги по теме. И раковые опухоли наши олигархи идут лечить во всем известные два Московских центра, но не в какие-то невиданные клиники с оформлением под музеи. Короче см. пункт 1. Все ищут опытных, надежных, публичных врачей. Вообще все.

2. Личность. В России идут не в больницу, а к врачу. Стандартную клинику целиком, в общем — двигать сложно. Проще и быстрее, с точки зрения получения лидов, выбрать несколько специалистов (лучше всего обаятельных и привлекательных!), продвигать их персонально, а на приём к ним — приглашать в вашу клинику.

Если, например, вы работаете с блогерами — эффективнее делать выпуски у них в формате рекомендации именно врачей, с указанием места, где они ведут прием.

Главное, чтобы доктор, которого вы прокачивали, вдруг не сменил место работы. Но, как сказал один наш друг и клиент — врач, который и личный бренд прокачал, и сеть клиник открыл: «Крепостное право давно отменили!»

Врачи не уходят оттуда, где им нормально платят и дают работать: предоставляют оборудование, на котором они могут применять свои скиллы, и хоть немного разгружают их мозги от бюрократии.

Но даже если доктор решит от вас уйти, за то время, пока его имя привлекало людей именно в ваше заведение, сформируется пул пациентов: кто-то продолжит ходить к вам по привычке, других догоните акциями и ретаргетингом. Да и в целом, существует только настоящее. Если начать думать о будущем, то можно дойти мыслью до того, что вашего звездного доктора заберут на фронт, а ваше заведение переоборудуют под военный госпиталь.

3. Отложенный спрос. Медицинский лид — один из самых долгих. До одного года, представьте, может нести вам деньги человек, который увидел рекламу, позвонил, написал, получил бесплатную консультацию.

Люди в России не любят ходить к врачам. Человеку нужно время: осознать, что его болезнь не относится ни к тому, что само пройдёт, ни к тому, что всё равно не лечится; дотянуть до момента, когда проблема мешает ходить, спать и бухать; поискать доктора, почитать отзывы.

Медицинский лид нужно постоянно греть, аудиторию с сайта — постоянно догонять. Это боль многих клиник: за первичный лид платят дорого, а человек приходит ровно один раз. Лид, таким образом, получается золотым. Пациент должен возвращаться — только это может оправдать конский ценник за заявку в мед тематике. Человеку надо периодически напоминать о себе. Потому что у всех у нас не сегодня, так завтра что-то отваливается, рождаются дети, стареют родственники.

Однако, ретаргетинг разрешён далеко не по любой медицинской специализации: психиатрия, гинекология, онкология (и не только они) — относятся к «деликатным» тематикам. Здесь придётся осваивать другие источники трафика, помимо РСЯ.

4. Работа вдолгую. Логично вытекает из предыдущего пункта. В принципе, это актуально для любой тематики: лучше периодически напоминать людям о себе, чем один раз сжечь весь бюджет на интеграцию у условного Дудя.

В медицине это особенно заметно, поскольку врачам всегда нужна новая аудитория: предыдущие клиенты либо вылечились, либо умерли. Да, тут и такое бывает, нам приходилось работать с паллиативной помощью — даже там есть легальные этичные способы увеличить пациентопоток.

Главный залог успеха — время и регулярность. Вот пример.

Это скриншот графика Вордстата, запрос «ФИО + специальность» врача превентивной медицины. Мы начали работать с доктором в апреле 2019, с подготовки его аккаунта в Инстаграме*. С мая – повели к нему блогеров. Три месяца делали по 2-3 выпуска у блогеров среднего размера — от нуля дошли до 25 запросов.

Скажете, мало? Это вы просто не работали с медицинской тематикой. Потому что вот такая картинка = полная запись к специалисту, чтобы он был занят с 9:00 до 23:00 без выходных, вёл приём пациентов + ещё кое-какой курс. В 2019 мы делали такой прогноз: когда к новому году этот график доползет до 100 запросов в месяц, доктору понадобится подмастерье.

Guess what :) Мы сотрудничаем до сих пор, протестировали разные форматы, у доктора к Инстаграму* прибавился Телеграм, сегодня цифры выглядят уже вот так:

Доктор завёл-таки подмастерье, регулярно проводит обучение и сам может тратиться на повышение квалификации, вместо каморки папы Карло занял несколько кабинетов в историческом здании на Чистых прудах, а ценник на услуги поднял в 3 раза.

Это хрестоматийный образец долгой системной работы: каждый пик на графике совпадает с выпуском у блогера или иной нашей рекламной активностью. Шаг за шагом, по чуть-чуть, за 5 лет работы с нами медицинский специалист не самой неотложной профессии добился того, что очередь к нему — на 2 месяца вперёд в обеих столицах.

5. Негатив. Работа с плохими отзывами по запросам типа «Клиника / ФИО врача + Отзыв» может занять всю жизнь, и все равно не сделать выдачу чистой на 100%.

Клиники и врачи работают с уязвимостью, страхами, болью и смертью. Тут не может быть идеальной прилизанной картины. Во многих специализациях дикая конкуренция, «коллеги» сами топят друг друга с остервенением. Поэтому я не представляю, как выбрать клинику или врача просто по отзывам в интернете: согласно отзывам, совершенно все они — коновалы и шарлатаны :)

Однако, это не значит, что медикам с негативом совсем ничего нельзя и не нужно делать.Нам приходилось оттеснять с первой страницы поисковиков много гадостей, от банальных жалоб на дорогие анализы до заказных, полностью фейковых, но очень скандальных и живучих репортажей РенТВ о том, как профессиональный пластический хирург якобы неправильно провел операцию.

Как раз в таких случаях отлично помогает наличие у врача сайта, аккаунтов в соцсетях (сегодня индексируется даже Телеграм), публикаций в солидных СМИ.

Естественно, есть несколько десятков доменов, которые умеют прочно задерживаться в топе выдачи: там мы оформляем врачам и справочные страницы с биографиями, и интервью, и авторские колонки. Публикации у блогеров тоже работают для красивой выдачи, а не только для привлечения трафика.

Ну и, конечно, непосредственно с отзовиками тоже имеет смысл работать. Писать обстоятельные, длинные, «полезные» отзывы с фотографиями и подробностями. Искать релевантные тематике неновые аккаунты на нужных отзовиках (или завести и постепенно качать такие самим, пописывая обзоры на что-то околотематическое). Публиковать от имени таких аккаунтов ваши отзывы, учитывать и обходить параноидальные требования модерации. Крутить поведенческие факторы. Всё это мы проходили с разными специалистами в диаметрально противоположных областях медицины.

Главное! Не надо ждать, когда в выдаче по запросу «ФИО» врача или «название клиники» всё станет плохо. Тем более не надо ждать, пока в поисковиках законсервируются подсказки! Как только специалист или заведение начали свою публичную деятельность — го писать комменты. Везде. Отзовики, карты поисковиков, блогеры. Выдача должна быть наполненной, чтобы к моменту появления негатива была возможность не только добавлять что-то новое, но и поднимать повыше старое (позитивное) — поведенческими факторами.

6. Блогеры. Нужно и можно, но осторожно. Если вы работаете с, прости господи, инфлюэнсерами, не рекомендую лечить их и делать им процедуры бартером. Разве что самые безобидные. Не дай Бог что-то пойдет не так — вы пожалеете, что сэкономили. Блогер будет на весь интернет гадить на вашу репутацию всю оставшуюся жизнь. К тому же блогеры инста-звёзды обычно молодые и здоровые, и в сложных медицинских терминах ещё не имели повода разобраться.

У нас хорошо себя показал опыт, когда у бьюти-блогеров мы размещали информацию о врачах близких к wellness и красоте специальностей. Косметологов, пластических хирургов, кинезиологов-остеопатов, которые смогут помочь с осанкой, диетологов, психологов и т.п.

Также медики органично смотрятся у блогеров, которые ведут подкасты, интервью и приглашают самых разных гостей; на каналах, которые делают интервью с представителями необычных профессий; у популяризаторов науки, которые сами себя уже смогли популяризировать :)

Одна проблема — площадки, далёкие от медицины, часто считают эту тематику слишком рискованной, и либо отказывают через одну, либо умножают стандартный ценник х3. Мои менеджеры, которые уже всех приручили, и те получают скидки меньше обычного, а уж напрямую с медиками «с улицы» блогер или СМИ может отказаться разговаривать.

Хорошо работали блогеры-врачи, которых мы приглашали на репортажи в клиники и даже на операции. Они могли самостоятельно делать качественный контент, потому что компетентны и прекрасно закреплялись с выдаче. Но таких ресурсов в Рунете – единицы.

Контекст. Долго, дорого, необходимо

7. Обязательность. Несмотря на отложенный спрос, контекстную рекламу нужно крутить всегда, хотя бы на минималках. Потому что вместе с законом долгого лида в медицине есть ещё один закон: нехорошо человеку зачастую становится резко и помощь ему нужна срочно. Холодный запрос может сконвертиться в горячий моментально. И вот к этому моменту вы должны быть на расстоянии клика.

8. Google Ads в медицинской тематике всегда работал в 2-4 раза лучше Яндекс Директа.

В качестве примера — кейс из 2021 года. Рекламировали супер-актуальный в разгар пандемии медицинский товар с декабря 2020 по июль 2021, вот такие были цифры.

Рекламный кабинет Гугла:

Рекламный кабинет Яндекса (кампании были на разных аккаунтах, поэтому 2 скриншота):

При примерно одинаковом бюджете в Директе (440 813,67₽) и Гугле (424 452,55₽), последний работает в разы лучше. По объему трафика Гугл опережает Яндекс в 2,4 раза (39 698 кликов против 16 554). По количеству лидов – в 3,4 раза (2 088 конверсий против 610). Клики в Гугл почти в 3 раза дешевле Яндекса (10,69₽ против 29,2₽), так же и лиды (203,28₽ против 741,83₽).

Если ваша география позволяет вам рекламу в Гугле — имейте в виду. Нам зарубежные клиенты тоже не дают растерять навыков.

Ну а все, кто в РФ — работаем с тем, что есть. Настраиваемся на работу вдолгую, оптимизируем, пляшем с бубном, но добиваемся адекватных конверсий.

9. Перегрев. Однако адекватные конверсии сегодня — вовсе не таковы, как в 2021. Ставки перегреты ужасающе. Проблема и в специфике — из-за ограничений перестраховщиков Яндекса медицину рекламировать труднее, чем какие-нибудь нейтральные кремы или автосервисы, — и в потере Гугла. Конкуренция в Директе всё жёстче, роботы Яндекса учатся всё дольше, ставки всё выше.

Терпимо старым клиникам, которые успели в относительно спокойные времена зайти в Директ, застать цену клика в 200₽, не спеша потестировать и настроить рекламные кампании. Трудно новым, кто уже сегодня за счастье считает клик по 1 000₽. Особенно в столицах, особенно в переполненных специализациях типа лечения алкоголизма. Поэтому если хотите кому-то что-то продавать в Директе в будущем году, заходите туда прямо сегодня.

10. Оценка эффективности. Отчитываться в медицинской тематике по трафику бывает с непривычки грустно: на сайты клиник приходит мало народу. Из любого источника. Абсолютные цифры могут выглядеть совсем скромно. Однако, если вы когда-нибудь держали в руках 100₽ и $100, вы знаете: смотреть надо не на номинал, а на реальную ценность.

Это хорошо видно в Вордстате. Если продвигается целая клиника — популярность запроса нужно держать на уровне 500 - 1 000 обращений в месяц. Если это частный прием — то даже 100 - 200 запросов в месяц по ФИО или «ФИО + специализация» обеспечат врачу плотную запись на 4-5 недель вперёд.

Вот очень наглядный пример.

На этом графике по запросу «Название клиники» — 2 года непрерывной работы по продвижению дорогого частного медучреждения со специализацией на тяжелых заболеваниях. Спасение и продление жизней на ежедневной основе, скажем так.

Собственный отдел маркетинга клиники самостоятельно вёл Директ и Google Ads. Врачи — отменно лечили. Ну а наш ТоршТрест взял на себя остальное: заковыристый медицинский контент, выпуски в СМИ, интеграции у блогеров, периодически — таргет в соцсетях.

В среднем, получалось по 2-4 выпуска в месяц.

Охваты — приблизительно 160 000 новых людей ежемесячно.А вот это – их врачи, которых мы делали главными героями 80% публикаций, запросы «ФИО + специальность»:

Онколог-хирург, супер-стар
Нейрохирург
Онколог-хирург

Такими цифрами мы обеспечили каждому полную запись. По две-три операции в день. В частной дорогой клинике!

Ещё один пример. Запрос «ФИО + специальность» косметолога, который работает каждый день по 12 часов, с двумя выходными в месяц. Абсолютные цифры такие:

На момент, когда был сделан этот скриншот, специалист уже обучал помощника, потому что иначе – физически не вместить желающих попасть на приём.

Второй пример — посвежее, и уже из пластической хирургии: мы начали работать в апреле 2022 года, с тех пор число запросов по ФИО доктора выросло втрое, и примерно так же увеличилось число записей на операцию.

Повторюсь: в России прежде всего ищут не больницу, а врача.

Контент. Лонгриды — хорошо, рекламные метки — плохо

11. Грамотность и содержательность. Позволять далёкому от медицины человеку, особенно блогеру, готовить контент на медтематику самостоятельно — не стоит, если не хотите остаться без результата, да ещё и опозориться за свои деньги.

Однако, верно и обратное: если вы медицинский профессионал и сами себе создаёте контент — не теряйте за терминологией и научной точностью смысл, который смогут постичь простые смертные.

Хотя пациенты, конечно, стали невероятно подкованными, разбираются во всём на свете. Неважно, насколько они компетентны в действительности, но сами себя считают таковыми. Общими словами про современное оборудование и продвинутые протоколы лечения вы уже никого не зацепите.

В медицинском контенте надо копать очень глубоко. Особенно это касается темы лечения детей и серьезных, смертельных, заболеваний. Родители, люди с психиатрическими диагнозами, родственники онкобольных знают уже всё, с ними надо разговаривать почти как с коллегами.

Короче, в этой тематике критично наличие сильного научного автора. Как наш! Который не только принципы продающего текста и нативной рекламы понимает, но и сам увлекается докмедом и биологическим научпопом, может перевести с врачебного на человеческий и отличить мракобесие от прорывного открытия. Но даже нам с командой стоило когда-то усилий вникнуть в медицинские темы и начать писать посты и статьи так, что даже врачи это оценивают как «оргазмический контент».

12. Физиологичность и наглядность. Прямые эфиры из операционных, ролики с подробностями каких-то процедур. Сториз с гематомами и швами после пластики. Всё это «мясо» пользуется удивительной популярностью и вниманием. Рекомендую в качестве форматов. Да хоть стрим из кабинета психотерапевта с пациентами, давшими согласие или подставными — для демонстрации, как работает доктор.

Кроме (нездорового) любопытства, это вызывает доверие — ясно, что клинике нечего скрывать, врачи настолько хороши, что могут даже под камерой сделать свое дело.

Визуализации «до-после» — никого не оставляют равнодушным по-прежнему, и доступны не только пластическим хирургам и косметологам. См. выше: показывать можно не только красивое и гламурное. Пришиваете ли вы людям грудь, откачиваете жир, переделываете носы, выдавливаете прыщи, вырезаете вросшие ногти, выжигаете лазером опухоли или собираете сломанный позвоночник на штифты — непринципиально. Если можно наглядно, хоть и в виде МРТ, сравнить было/стало — это впечатляет людей.

13. Формат. Медицинская тематика — одна из последних, которую ещё не полностью захватило «клиповое мышление». Здесь люди ещё могут и даже любят читать длинные тексты, смотреть и слушать основательные эфиры и интервью.

Этим нужно пользоваться. Длинные форматы позволяют сказать всё, что вам важно о докторе или клинике сообщить, ответить на много вопросов и рассеять много тревог потенциальных пациентов, описать все ваши преимущества подробно и с примерами, выбрать свой tone of voice, а не подстраиваться под скудный лексикон блогера.

К тому же все эти выпуски отлично работают для наполнения вашей выдачи положительными публикациями, оттесняя безумные отзовики.

14. Метки и закон о рекламе. Все же в курсе, что вышли изменения в закон «О рекламе», и рекламу теперь надо маркировать? Вернее, обновлению этому уже год, но с первого сентября 2023 за неисполнение этих требований положены огромные штрафы. Многие площадки с перепугу всем подряд теперь лепят эти метки и отказываются размещать без токена любой контент.

Метка «реклама» и маркировка не убивают никакую рекламу так, как рекламу врача! Врач в сознании людей — самый большой альтруист. Он может делиться полезным опытом, отвечать на вопросы, популяризировать медицину. Но не рекламироваться за деньги. Реклама клиники с меткой — ещё куда ни шло, но лично врача — нет, эффективность такого размещения снижается критически.

Кроме того, закон предписывает не просто помечать рекламный пост, но и подписывать со всеми сторонами договоры. Поскольку врач не может быть ИП, указывать его придётся как физ.лицо, что обязывает его выплатить 13% НДФЛ. В общем, ещё и юридически и экономически это делает рентабельность всего процесса отрицательной.

Мы и раньше старались делать супер-нативные выпуски: чтобы блогер пришёл к врачу и рассказал об этом как обычный пациент, чтобы доктор сходил на интервью, написал колонку или дал развёрнутый комментарий СМИ (т.е., мы написали от имени доктора :)).Но сегодня нативность — не опция, а критическая необходимость: реклама врача по формальным признакам не должна определяться как реклама.

15. Лишняя привередливость. Это то, чем можно (да и то, вредно) было развлекаться в спокойные мирные времена. Сегодня же — отказываться от классного лонгрида или нативной рекомендации без метки реклама на десятки тысяч охвата только потому, что площадка не кажется уважаемому доктору достаточно солидной, релевантной и достойной его статуса — это как выкидывать билет на последнюю шлюпку с тонущего Титаника, потому что в шлюпке нет бизнес-класса :)

Нужно брать все площадки, которые, мало того что в принципе согласны рекламировать медицинскую тематику, так ещё могут пока делать это без метки. Иначе через полгода вам останется газета «Метро» и Авито.

Вот так обстоят дела с продвижением в интернете врачей, клиник и остального околомедицинского в 2023 году. Тематика имеет как ограничения, так и преимущества, но в целом — спрос на медицину скорее растёт: одни болячки молодеют, типа инсультов и инфарктов, другие — типа онкозаболеваний — из билета на кладбище превращаются в повод активно лечиться десятилетиями. Телемедицина развивается потихоньку. И везде успешнее те, кто собирает команду классных спецов с прекрасным авторитетом в соцсетях, и регулярно светят эту команду в нативных размещениях в интернете. Не забывая про контроль выдачи и подогрев аудитории контекстом и ретаргетингом.

*Meta - запрещена в РФ

0
43 комментария
Написать комментарий...
Катя Мирная

Несчастные наши врачи. Мало того, что 10 лет учишься какой-то невозможной зубодробительной фигне на латыни, так будь добр параллельно прокачайся в маркетинге, smm и прочем диджитале, иначе будешь со своей латынью слушать бабок в районной поликлинике за 30 тыщ рублей в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Глобально - да. Бедные врачи и учителя. Беднее в стране не придумаешь. Но трагедии уж не надо делать тоже: где мед вышка и где сраный ТГ-канал себе завести и начать шевелиться в этом направлении. Постижимо вполне. И оно того стоит, чтобы вырваться с 30-50 тыс руб ЗП в районной поликлиннике. Большинство просто не хочет, не имеет настроения делать это. Призвание - и дар, и проклятие )

Ответить
Развернуть ветку
Maria Pospelova

это да, у меня подруга учительницей была, заколебалась, выпустила свой 11й и ушла в психологию, ведет соцсети, принимает онлайн, зарабатывает предсказуемо в разы больше чем в школе. А ее однокурсницы продолжают гордо нести свой крест. Каждый раз как они соберутся кофию попить, она мне звонит и мы вместе офигеваем от того, насколько довольно молодым девкам уже наплевать на свою жизнь. Они ей все время жалуются, но ничего не делают для перемен. Меж тем в городе есть огромный запрос на частную школу, особенно как уроки о важном пошли. Но ни одной пока не существует. Сделать и учить детей за деньги никто не готов, все готовы только ждать исполнения обещаний дедов из администраций.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Не поленюсь, дерну цитаты из нашего интервью с Жуковым Никитой (невролог, альфа и омега докмеда в РФ) на РабДне:

https://rabdno.media/intervyu-s-nevrologom-nikitoy-zhukovym

Вопрос: Но если наши официальные российские руководства идут настолько вразрез с доказательной медициной — как докмед-врачу в России работать?

Ответ: Да просто назначаешь, что считаешь нужным, в соответствии с адекватными доказательными рекомендациями. В частной медицине с этим проблем нет. Всякие гомеопаты ровно так же и работают: большая часть их назначений нигде не зарегистрирована и никак не контролируются.

Частная медицина даёт свободу и всяким шарлатанам, но и доказательным врачам.

Получается, нормальный докмед в России пока — платная история. Для избранных.

В государевых больницах и поликлиниках любой врач, который решит лечить людей по международным рекомендациям, нарвётся на дилемму.

Если он не будет назначать арбидол — больница будет недополучать денег. Потому что во все протоколы ОМС вписаны десятки фуфломицинов. Либо придётся смириться, либо идти на служебный подлог: в рецепте прописывать арбидол, а пациенту шёпотом сообщать, почему эту ерунду покупать не нужно.

Вопрос: Так в России будет всегда? Или со временем система придёт к доказательной медицине?

Ответ: Ну, революции точно не произойдёт. Перепишем все ОМС-ные протоколы и вузовские учебники, сменим всех врачей-экспертов, светил и профессоров, у которых знания устарели на 30 лет? Это утопия.

Вопрос: А снизу на это никак нельзя воздействовать? Если врачи с мест начнут возмущаться?

Врачи — сами часть этой системы, и бороться с ней они не собираются.

Они скорее и дальше будут тихонько жаловаться на свои низкие зарплаты. Которые как раз следствие того, что деньги здравоохранения тратятся на фуфломицины, физиопроцедуры, ненужные госпитализации.

Денег в российской медицине — завались, на самом деле. И врачей больше чем нужно.

Но все деньги и врачи, вместо того чтобы эффективно работать, вращаются в порочном круге. Низкая престижность профессии, низкие зарплаты, при этом большое количество выпускников медвузов, плюс люди, которые «привыкли болеть».

Сколько миллиардов рублей сжигается на бабулек, которые уверены, что им надо раз в год лечь «прокапаться»! Это же затраты на бесполезные капельницы, койкоместа, медперсонал. Вот они — недостающие врачи и деньги.

Вопрос: Врачи действительно заложники системы или просто не хотят из неё выйти? Можно ведь повысить квалификацию, уйти в частную клинику.

Ответ: Есть некоторая лень и аморфность — но она специфична не для врачей, а, скорее, для русского народа. Возможно, мешает и всякая идеологическая хрень.

Получается, в частную клинику не пойду, это «неблагородно», а в государевом стационаре работать слишком тяжело.

Хотя в стационаре, даже региональном, клёвый специалист и без всякой частной медицины вполне может нормально зарабатывать. Но придётся и по ночам работать, да.

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Крыгина

... иначе, словосочетание "у меня много бабок" ты, как врач, сможешь произносить только в прямом смысле. Все бабки, что у тебя будут, это те, что сидят в очереди с давлением. Милок.

Ответить
Развернуть ветку
Dani4 Seo

не надо прокачиваться. есть много спецов которые могут сделать все за недорого , подсказать что делать - вообще бесплатно

Ответить
Развернуть ветку
Александра Савельева

единственное что меня иногда напрягает в продвижении мед сайтов так это клиники, от которых уходят крутые врачи... маленькая зп , негативное отношение

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov

ждем стрим-хаты врачей на Твиче с пивасом и каликом

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Спиртиком )

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Voronin

"Елена Торшина", что-то я слышал о ней в 2014. Поясните олдфагу за неё. Она решила себе на пенсию насобирать на ВиСи?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Примерно раз в год я вываливаю на VC что-то из нашей экспертизы, чтобы принять душ из помоев от легендарных более экспертных и опытных комментаторов VC. Спасибо, Никита. Я уже начала думать, что источник совсем пересох. Но напор явно ослаб ))

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Voronin

Я в голове сразу же прогнал потенциальный ответ от тебя, думая, что всё таки ты не ответишь. Так вот: тут всё предсказуемо.
А вот, больше всего, я ждал интересного фидбека от публики ВиСи.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Pospelova

пункт 12 подтверждаю как потребитель контента. Мерзко, но одновременно очень странно приятно наблюдать блевальные видосики с вскрытием жировиков, чисткой лица от прыщей и удалением мозолей.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Ну вскрытие прыщей - это вообще само по себе исцеляет и психотерапевтирует ))

Ответить
Развернуть ветку
Dani4 Seo

годно, очень годно!

Ответить
Развернуть ветку
Гена

Прекрасный материал. Благодарю

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федичев

Для Москвы и Питера актуально, а в регионах до такого подхода еще далеко. Просто каменный век в плане рекламы медицины и врачей. Тот кто тупо по пунктам в регионах повторит эту статью - будет собирать все сливки.

Ответить
Развернуть ветку
Trautmori

там проще купить дроп с возрастом 5+, развить блог, прикрутить по минимум соц сети и собирать весь траф с выдачи

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Иванова

Врачей всегда ищу только через знакомых. Т.к. сходить в любую платную клинику к любому доктору не равно вылечить болезнь. А вот потратиться на кучу обследований и анализов – это да. Ну а если лечить что-то серьезное – однозначно нужно искать компетентного доктора, читать его статьи или интервью с ним. Иногда хорошие доктора находятся и в гос.больницах, у таких как правило много интересных интервью в выдаче по их ФИО. А в целом, чем дальше от столиц, тем с медициной сложнее…

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Что это должен быть за врач, чтобы Торшинский трест взялся за работу. Точно не Мариванна.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Врачи - все молодцы и красавчики. Вообще никаких заградительных барьеров у нас не было и нет для врачей и клиник. Ну кроме разве что тех, где люди пребывают в сладких иллюзиях о себе и рынке, как товарищи из анекдота этой колонки.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Я больше про рентабельность врачей. Кэшфлоу у разных специальностей сильно разная.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

А. Ну, скажем, терапевтов у нас за 8 лет не было) Хирургия, косметология, психотерапия, стоматология, кинезиология... ну и клиники, клиники, клиники.

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Крыгина

Могу себе представить богатого терапевта! Он должен 24/7 четко раздавать направления, к кому из узких специалистов обратиться, за 15 минут опроса, без мозгоклюйства и потери моего времени на 4 часа в очереди и 100500 анализов, которые потом заставит пересдавать тот же узкий специалист. По ходу, это получается богатый бот с прикрученным Chat GPT)))) Есть медики? Забирайте бизнес идею!

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Терапевты - самые нерешительные товарищи. Между тем, банально глянуть анализы, спасти от давления, назначить адекватное лечение от ОРВИ и пр. популярного - можно онлайн, и если бы специалисты решались, стригли бы по 2-3 тыс за созвон, а в соцсетях вели бы научпоп каналы - то не одна Елена Малышева бы имела дворец в Нью-Йорке ))

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов
Пациент должен возвращаться — только это может оправдать конский ценник за заявку в мед тематике.

А значит главная маркетинговая стратегия - пациента надо недолечивать, а то и вредить, особенно в стоматологии.
Умелый врач человека пришедшего на чистку планомерно годика за 4 проведет по всей цепочке до замены половины зубов. При этом пациент будет щеняче счастлив и думать что его как минимум спасли

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Ну я бы не сказала, что современные пациенты - прямо уж идиоты. Особенно кто постарше. Я же пишу: люди стали разбираться чуть ли ни в брендах рентгеновских аппаратов и кол-ве сечений в этих аппаратах, в брендах протезов и брекетов, в протоколах :) Это всё нахрен столько денег стоит - что хочешь не хочешь - разберешься. Плюс - клиническое недоверие русских ко всему внешнему миру, начиная с мира здравоохранения.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Елена, прекрасный материал. Из него сразу становится ясно, что клиентов врачей лучше не брать, но читать интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

))) самый прозорливый читатель

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Пильщиков

Спасибо за пост - очень информативный, все чётко и понятно!

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Voronin

Ой, тут и накруточка, всё панятна

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Пильщиков

Не говорите о том, чего не знаете

Ответить
Развернуть ветку
Dani4 Seo

единственное что меня иногда напрягает в продвижении мед сайтов так это клиники, от которых уходят крутые врачи... маленькая зп , негат отношение и тп..
небольшой прикол - если известный врач с хорошими отзывами и прокачанным профилем уходит из клиники - то... обычно его страница удаляется с сайта клиники, и... это может несколько пессимизировать сайт, отак вот

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Отлично!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kartsev

Все проще

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Это очень смешно ))

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Лена Торшина - лучший СММ-щик Рунета !

Ответить
Развернуть ветку
Никита

В ногах людей на фото превью прочитал "ВРАЧА". Видимо я болен.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

В головах еще хуже )

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Елена, спасибо за пост.
1. Насколько понимаю, указанные рекомендации по продвижению отдельных экспертов и юр.лиц - поставщиков услуг, применимы к любым продажам b2c услуг сложного выбора - в т.ч. консалтинговых.
1.1 Как вы разграничиваете промоактивности отдельных физлиц - врачей и юр.лица - клиники? или нет смысла в этом на практике?
1.2 Как прибалтываете мед. экспертов вовлечься в процесс создания контента - в любых формах? зачастую медики не особо любят в подобном участвовать, особенно косноязычные.
1.3 При подписании договора оказания услуг по продвижению - какие количественные и качественные KPI вам ставятся Заказчиком к достижению?
например, спустя 6 месяцев число упоминаний ежемесячное на ywordstat - клиники - не менее 1500;
- отдельных экспертов - не менее 70?

1.4 Как понять, увеличение притока клиентов - это результат ваших активностей, или других факторов? как вы вычисляете удельный вес собственных усилий в общем результате и как обосновываете это заказчику по итогу?

1.5 Какие три главных сутевых различия Вы видите между продвижением мед. услуг физ лицам и услуг технического консалтинга для физлиц?
1.6 Есть ли спец UGC-порталы, соцсети для медиков - где можно размещать релевантный контент в русскоязычном интернете? для повышения узнаваемости персонального бренда.

Аналоги подобного
для IT - habr.com
для менеджмента и околобизнеса - e-xecutive.ru
для юристов - закон.ру

1.7 При выборе единицы контента к созданию
на какой срок жизни контента ориентируетесь
* фастфудный контент - до 2-3 месяцев - репортаж из клиники
* средней длины - до полугода статья про протоколы лечения
* длительный - до 1-2лет практика оказания услуги?
В каких пропорциях это распределяется у вас.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Торшина
Автор

Ну я бы не сказала, что продвижение медиков то же самое, что консультантов. Ну где личное здоровье, здоровье близких и консультации по любым другим вопросам? Сравнить можно только с фин. тематикой и юристами уголовного права. Здоровье, бабки, свобода - самый передний фронт. Никакой там консалтинг не сравнится с этим.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Елена, Было бы Вам удобно осветить вопросы, заданные в исходном комментарии - хотя бы в общих чертах?

Ответить
Развернуть ветку
Марат Копипастов

Елена, читал пост вашего бывшего компаньена. Напишите пожалуйста пост о том, как не нарваться на такого же как он больного и психически нездорового человека

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда