{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Пять идей для работы с поведенческими факторами

Давайте предположим, что мы, искушенные специалисты, сделали все возможное для улучшения поведенческих факторов (ПФ), автоматизировали анализ и выгрузку данных, а очередные материалы о поведении пользователей вызывают у нас лишь снисходительную улыбку.

Чтобы найти что-то классное о поведенческих факторах и написать этот материал, нами были изучены неизведанные страницы SERP (дальше второй). Итак, здесь собрана из топ-100 Google и актуализирована информация о ПФ.

1. Кроссбраузерность

Задача: отточить верстку для ее корректного отображения в популярных браузерах.

У сайта и браузера есть собственные наборы стилей. При построении модели CSSOM, браузер сравнивает свою таблицу стилей с CSS ресурса. В этом сравнении приоритетными будут стили сайта. Однако если какое-либо значение не указано, то браузер возьмет его из своей библиотеки. К тому же, у каждого браузера есть уникальные особенности в обработке CSS, связанные с движком, на котором браузер работает.

Проблемы с отображением верстки решаются с помощью специальных префиксов и CSS-хаков для браузеров.

Задача неприоритетная, поскольку ощутимых проблем для SEO нет. Тем временем пользователи негодуют:

​Рис. 1. Отзыв о сайте в «Яндекс.Вебмастере»

1. С помощью browsershots.org проверяем с разных устройств отображение сайта на современных браузерах.

​Рис. 2. Интерфейс browsershots.org

2. Скачиваем и рассматриваем скрины.

​Рис. 3. Набор скриншотов с браузеров в browsershots.org

3. Составляем подробный отчет о том, на каких устройствах и в каких браузерах верстка отображается некорректно. Готовим техническое задание на исправление проблем, прикрепляем скрины.

4. Отправляем верстальщику.

5. Проверяем изменения в browsershots.org.

Материал о кроссбраузерности с примерами браузерных различий в отображении: https://1ps.ru/blog/sites/2019/chto-takoe-krossbrauzernost-sajtov/

2. Контент

Долг автора каждой статьи о поведенческих факторах — написать о создании полезного и уникального материала, которым пользователи захотят поделиться. Здесь тоже напишем, только о видео.

Сделайте уже классный контент для поколения XXI века. Мы не хотим читать SEO-тексты, мы хотим смотреть SEO-stories! Небольшие видео и GIF-контент, которые рассказывают о продукте или услуге, привлекают и удерживают внимание эффективнее, чем скучные и однотипные тексты. Для улучшения поведенческих метрик используют даже нетематические видео.

Вот как известный SEO-консультант Михаил Шакин улучшает ПФ в своем блоге с 2008 года:

​Рис. 4. Видеодесерт Михаила Шакина в каждом материале

Кстати о SEO-stories. В Google доступен функционал сторис для сайтов, который внедряется с помощью инструмента AMP Stories, а у «Яндекса» — с помощью «Нарративов». Сервисы можно использовать как точку роста трафика на сайте.

AMP Stories — это HTML-страницы сайта, доступные на разных устройствах, которые используют технологию AMP. Появляются в нулевом результате выдачи Google. Доступ в dev-кабинет из России только с VPN: https://amp.dev/documentation/guides-and-tutorials/start/visual_story/

Яндекс.Нарративы — аналог AMP Stories. Только такие видео внедряются не у вас на сайте, а размещаются в «Яндекс.Дзене».

Влияние на ПФ косвенное.

​Рис. 5. Нарратив Racionika.ru

3. A/B-тестирование, или сплит-тестирование

Это метод, который позволяет оценить эффективность всей веб-страницы или ее части: дизайна, текста, кнопок, цвета. К слову, это необязательно должно сравнение 2 вариантов страницы, их может быть сколько угодно. Поэтому можно дать методу название «A/B/n-тестирование». Существует также трансферное и многовариативное A/B-тестирование страницы.

Для чистоты эксперимента можно проводить A/A/B/n-тестирование, где A — текущая веб-страница (в двух вариантах для минимизации статистической неточности), B — тестируемая страница, n — второй тестируемый вариант страницы и далее.

Зачем экспериментировать

Пример: конверсия сегмента пользователей, которые искали товар по сайту через строку поиска, выше конверсии сегмента посетителей сайта, не воспользовавшихся поисковой строкой. Проверяем данные по сегментам на отклонения в калькуляторе https://abtestguide.com/calc/ и обнаруживаем статистическую значимость различий. Это повод для проведения эксперимента.

Готовим B-версию страницы с заметной строкой поиска или яркой иконкой лупы. Отслеживаем результаты с помощью A/B-тестирования.

​Рис. 6. Калькулятор пред/посттестового расчета abtestguide.com

Подробно о поиске взаимосвязи между поведением пользователей и конверсией: http://toolmark.ru/otsenka-povedeniya-polzovatelej-na-sajte-i-ego-vzaimosvyazi-s-koeffitsientom-konversii/

Где экспериментировать

«Оптимизация» на Google Marketing Platform.

​Рис. 7 Google Marketing Platform

Как экспериментировать

Настроить A/B-тест гораздо проще, чем кажется. Это займет 10 минут, если вы уже задали проблематику и продумали изменения на странице.

1. Создайте проект. Укажите название проекта, вставьте ссылку на базовую страницу, которая будет вариантом A:

2. Далее следуйте подсказкам: создайте варианты B… n-страниц:

2.1. Установите расширение Google Optimize для визуального редактирования страницы. Создайте B, C… n-варианты.

3. Настройте условия по URL, для которых будут внесены изменения.

4. Настройте целевую аудиторию.

5. Установите связь с Analytics, добавьте код отслеживания на сайт, настройте в проекте цели.

6. Задайте настройки теста. Обратите внимание на распределение трафика: в эксперименте можно использовать только его часть.

Все готово, запускайте.

Если хочется попробовать, но не придумали, что тестировать, то для вдохновения и практического использования рекомендуем статью «100 идей для A/B-тестирования», первая часть: https://spark.ru/startup/changeagain-me/blog/10269/100-idej-dlya-a-b-testirovaniya-chast-pervaya, вторая часть: https://spark.ru/startup/changeagain-me/blog/10481/100-idej-dlya-a-b-testirovaniya-chast-2

4. Опрос

Самое очевидное и непопулярное.

Попросите своих пользователей рассказать об опыте взаимодействия с вашим сайтом. Добавьте на страницы блок с кратким опросником и вежливой просьбой заполнить его. Или создайте отдельную промостраницу с опросом. Найдутся пользователи, которые поделятся своими чувствами, возникшими при оформлении заказа, или восторгом от прочтения описания товара. Реализация опроса пользователей:

​Рис. 8. Опрос клиентов Сбербанка

Если вы выше всего этого, вам некогда и кажется, что опросы — это очень сложно, то сервис AskUsers.ru проведет опрос за вас, также команда сервиса предлагает юзабилити-аудит и подготовку отчета.

5. User Stories

Метод работы для тех, кто любит все контролировать.

Чтобы не переделывать интерфейс в будущем, смоделируйте поведение пользователей на этапе прототипирования и разработки сайта. Для этого нужно отстроить функциональность прототипа вместе с дизайном ресурса, исходя из потребностей пользователя. Например, потребность посетителя интернет-магазине обуви — купить пару ботинок, а посетителя онлайн-журнала о стиле — изучить фотографии модных образов. Таких Use Case можно написать сколько угодно. Далее, основываясь на них, нужно разработать прототип: функциональность, дизайн.

​Рис. 9. Процесс работы над User Stories

Это не означает, что вы избежите будущих юзабилити-аудитов, а высокие показатели поведенческих метрик уже у вас в кармане. Это означает, что вы закроете большинство дыр в UX/UI, наберете очки в рейтинге по поведенческим факторам и будете современнее конкурентов.

Дополнительные неоднозначные материалы

? Механическая накрутка ПФ

Мы уяснили, что накручивать ПФ не стоит. Если беретесь за накрутку ПФ, то это должны быть краткосрочные проекты, которые несложно будет заменить новыми сайтами через 5–6 месяцев.

Чтобы получить выгоду от накрутки, нужно придерживаться простых правил:

1. Крутить сайт, у которого все в порядке с SEO-трафиком.

2. Крутить фразы, по которым сайт ранжируется в SERP.

3. Имитировать не только рост трафика, но и падение.

4. Прописывать разные сценарии посещений.

5. Быть готовым сменить домен в любой момент.

Накрутка ПФ конкурентам

Если у ПС все так строго с манипуляторами выдачи, почему мы не накручиваем ПФ своих конкурентов? Это не по-пацански? Это киберпреступление?

Ответ есть. «Яндекс» заявил, что сможет различить, когда вы сами накрутили ПФ, а когда конкуренты накрутили вам трафик:

​Рис. 10. Источник https://webmaster.yandex.ru/blog/10738

Если вы обнаружили, что конкуренты накручивают вам ПФ:

1. Заблокируйте IP-адреса, переходы с которых отличаются высокой роботностью, завидной регулярностью, одинаковой ключевой фразой или вызывают подозрения по другим причинам.

2. Расскажите «Яндексу» о своих подозрениях по поводу накрутки ПФ конкурентами на вашем проекте.

Впрочем, говорят, бывали случаи, когда «Яндекс» не верил признаниям и пессимизировал сайт без разбирательств:

? SEO-пикап

SEOPickup — это сервис накрутки от Романа Морозова, соединяющий базу пикаперов-исполнителей с базой заказчиков-оптимизаторов и закрывающий потребности обеих групп пользователей. Оптимизаторы покупают накрутку сайта и получают отличные поведенческие факторы на страницах. «Пикаперы» знакомятся с людьми, предлагают им найти определенный ресурс по определенному запросу и попробовать заказать там товар.

Прочитайте историю о необычной накрутке ПФ + в конце бонус — реакция «Яндекса»:

Тот случай, когда поисковые системы не оценивают хорошие сайты, а ищут плохие.

? Black Mirror: ПФ

И последнее. Существует много предположений об алгоритмах поисковых систем, в том числе об алгоритмах подсчета рейтинга сайта по поведенческим факторам. Но в действительности никто из оптимизаторов, маркетологов и веб-мастеров не знает, каковы факторы, влияющие на ранжирование. Остается фантазировать. Как вам такое предположение из 2015-го?

Последние три подпункта «?» носят информационно-развлекательный характер. Ни один адекватный SEO-специалист не предложит клиенту подобные точки роста. При работе над проектом всегда есть функциональные, технические, контентные задачи, решение которых улучшит сайт. Такие улучшения приведут к росту трафика и позиций, а, следовательно, послужат для накопления поведенческих метрик и повысят рейтинг ресурса в ПС.

Автор: Граевская Лилия, SEO Group Head,

Агентство RACURS

0
1 комментарий
Дарья Садыкова

Спасибо за материал)) Очень понравилась мысль про SEO в топовых форматах социальных сетей)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда