{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я заработал 500 000 рублей, сделав доступ к ChatGPT. А потом Яндекс убил SEO и всё (почти) закончилось

Статья о том, как я почти проспал "бум" ChatGPT, но сделал к нему доступ и заработал на этом (и продолжаю зарабатывать). Сам проект сейчас идёт на спад, но об этом в конце.

Содержание

  • Кто я
  • Как появилась идея
  • Как проект сделан с технической стороны
  • Как привлёк первых клиентов
  • Инсайт: накрутка поведенческих факторов
  • Как проект рос
  • Инсайт про подписки
  • Какие были проблемы
  • Как Яндекс убил SEO
  • Какие планы дальше
  • Выводы

Кто я

Меня зовут Ростислав, я Full-Stack разработчик. Для тех, кто впервые читает меня, ссылки на другие статьи:

Сейчас основной мой проект - это Telegram чат для сайта (который дополнительно показывает, из какого города пишет пользователь и когда он онлайн).

Если вам актуально или хотите подключиться к партнерской программе - КликЧат.Ростислав

А ещё я сделал мониторинг для сайтов (уведомляет в Telegram, если сайт недоступен)

Ростислав

Как появилась идея?

В конце 2022 года к ChatGPT пришла популярность. Все о нём говорили, писали, рассказывали и клепали мемы. Я успешно проигнорировал этот момент, пропустив всё мимо ушей.

В феврале я наткнулся на бесплатного ChatGPT-бота в Telegram. Написал ему несколько сообщений, поигрался... и забыл про него. После чего прошло ещё немного времени, когда можно было бы супер удачно запустить проект с ChatGPT.

И вот уже ближе к середине марта меня осенило: у ChatGPT есть API! Следовательно, появилась идея: а что, если локализовать API и перепродавать его юр. лицам. Так, чтобы они платили мне в рублях, а я закупался у OpenAI в долларах. Разницу - в карман.

Спустя пару дней я упростил концепцию. В B2B продавать сложно. Можно проще! Буду продавать сразу конечным пользователям. Нужно только сделать сайт, настроить рекламу, прокачать SEO и SaaS готов. Можно продавать подписки. Основную ставку сделаю именно на SEO (спойлер: сработало).

Так появился сайт ChatGPT Me. Специально выбирал с вхождением ChatGPT в домен, чтобы легче было пробиться в SEO по этому запросу.

Как проект сделан с технической стороны

С технической стороны всё относительно просто: при запросе пользователя в чат я прокидываю запрос в API обычного ChatGPT от OpenAI. Ответ показываю пользователю.

При оплате подписки пользователю начисляются токены, которые расходует ChatGPT. Для анализа расхода токенов использую токенайзер.

Доход берётся из двух составляющих:

  • Неизрасходованные токены на конец месяца.
  • Мой % поверх токенов, которые я даю пользователю.

Серверная часть написана на NodeJS + NestJS. Основная часть сайта разработана на NextJS, лендинг сделан на Svelte (игрался с достижением максимума в Google Page Speed). База данных PostgreSQL, Redis для кэширования и как брокер сообщений. Nginx в качестве HTTP-прокси сервера.

Первую версию разработал примерно за месяц (но в довольно медленном темпе, так как времени было мало).

Как привлёк первых клиентов

Продвижения я начал со следующих действий:

  • Закупился ссылками через SeoWizard и опубликовался во всевозможных каталогах программ.
  • Запустил рекламу в Яндекс Директе (что меня удивило - на тот момент мало кто рекламировался по запросу ChatGPT).
  • Сделал несколько статей на vc.ru, pikabu и habr. Правда их все почти сразу удалили или заминусовали (справедливо, но трафик - есть трафик).

На каждую новую регистрацию у меня стояло оповещение в Telegram. Особо на резкий успех я не надеялся и не подумал, что это плохое решение. За ночь чат с оповещениями был забит сообщениями, а на следующий день телефон блымкал каждые 20-30 минут.

Выглядело это вот так:

Сообщения о регистрациях

Регистрировалось много людей, платило мало. Пришлось отключить сообщения о регистрациях и оставить только об оплатах:

Очень приятный звук оповещений

В целом, запуск оказался довольно успешным. За первый месяц существования проекта я вложил ~30 000 рублей и заработал примерно столько же. Выйти в ноль - уже успех!

На минутку я даже почувствовал себя успешным предпринимателем.

Инсайт: накрутка поведенческих факторов

С самого начала у меня было понимание, что пользователю нужно дать попробовать продукт. Поэтому в чате было доступно 10 бесплатных сообщений.

В какой-то момент я проанализировал и понял: школьники массово регистрируются ради 10 бесплатных сообщений. Вот пример за этот месяц, вчитайтесь в почты (я их не проверяю через подтверждение по ссылке):

Регистрации ради бесплатных сообщений

И эти регистрации... чертовски накручивают поведенческие факторы для поисковиков! Я дал немного халявы школьникам, а они дали мне позиции в SEO. Win-Win, получается.

Как проект рос

Спустя несколько недель, сайт выкинуло вверх SEO выдачи по запросу "ChatGPT" и от рекламы я отказался. Вкладывал только в закупку ссылок и понемногу дорабатывал чат.

Вот график регистраций за все месяцы с апреля:

В мае видно резкий рост регистраций за счёт SEO

Всё это время я относился к проекту как к "временной темке", поэтому не рассчитывал заработать миллионы. Просто радовался каждому пику и ждал, когда это всё счастье закончится.

В начале мая и середине июля проект подкидывало на первые позиции. В эти дни количество подписок росло в каких-то аномальных количествах. Оповещался уже давно стояла на беззвучном, а чат выглядел так:

Сообщения за июль

В хорошие дни чат приносил по 5 000 - 7 500 рублей. Из них чистыми было ~70% от выручки! Я очень сильно надеялся, что это будет вечно (спойлер: нет).

Инсайт про подписки

В какой-то момент я заметил, что регистрации растут, подписки растут, а мой платёж OpenAI стабильно составляет ~10 000 рублей. И решил проанализировать: а сколько людей реально расходует свои токены хотя бы наполовину?

Выяснилось, что только 2.5% пользователей хоть раз израсходовали 50% доступного месячного лимита по токенам. Хотя подписок в пике было более 90 000 рублей в месяц.

Получается, ~90% людей мне просто дают деньги, а сами толком и не пользуются тем, что купили. Для меня это был невероятный инсайт и тут до меня дошла вся выгода SaaS сервисов.

А теперь представьте, сколько зарабатывают спортзалы с ежемесячным списанием или Яндекс Плюс (хотя Яндекс Плюсом я и правда пользуюсь).

Мораль: на подписках зарабатывать легче всего. Подписка на маленькую сумму легко оформляется с точки зрения психологических усилий, но за 5-10 месяцев незаметно накапывает уже ощутимая сумма.

Какие были проблемы

А теперь немного о сложностях. Как по мне, этот проект принёс очень легкие деньги, но всё же о моментах, где я облажался, тоже нужно упомянуть.

  • Дропнул базу пользователей (epic fail!)

    Регистрация через сайт делается через почту. В самом начале я не сильно валидировал поля и можно было вписать две одинаковых почты разным регистром. Например, две разные с точки зрения системы почты: "[email protected]" и "[email protected]".

    В какой-то момент клиентка не могла войти в нужный аккаунт, так как сделала почту с заглавной и строчкой буквы. Я решил все-таки поправить регистр почты для регистрации, поставив всё lowercase'ом.

    Но конкретно эта клиентка попросила поменять ей почту вручную.

    Ну я и полез в базу, чтобы обновить SQL-скриптом одну почту. Написал сначала скрипт WHERE, чтобы проверить выбор только одной почты. Затем для такого же WHERE написал уже UPDATE скрипт. И, по всей видимости, где-то не закрыл скобку.

    Запустил. Через секунду все ~25 000 почт стали NULL.

    В момент у меня пошёл холодный пот по спине и я подвис на две минуты. Но бекапы были на месте, я восстановился и пошёл менять футболку на сухую.

    Оказалось, дропнуть базу на проде действительно можно.

    Мораль 1
    : даже опыт и перестраховка не всегда спасают от детских ошибок.
    Мораль 2: делай бекапы.
  • Публикация в RuStore

    В какой-то момент я решил сделать мобильное приложение, чтобы ещё и в RuStore выпадать по запросу "ChatGPT". Таких приложений не было, поэтому идея имела шансы на успех и можно было бы получить дополнительный источник трафика.

    За неделю разобрался с React Native, косо-криво сделал приложение, пошёл публиковаться и... RuStore не дал использовать имя ChatGPT. Справедливо, но грустно. Опубликовался под другим именем.

    Через неделю удалил приложение, так как регистраций было очень мало, а приложение мозолило глаза.
  • Сервера в Москве

    Изначально API работал нормально для всех регионов. В какой-то момент OpenAI решил заблокировать доступ из России для API в том числе.

    Пришлось экстренно переезжать в Нидерланды (на новые сервера, я имею ввиду). Из-за перенаправления домена вышел день простоя.

    Нужно было предвидеть ситуацию заранее.

Как Яндекс убил SEO

В сентябре я ожидал стремительный рост проекта, ведь открываются школы и институты. Моей ЦА снова нужен доступ к безграничной информации! "Да я же машину себе так куплю!", — в какой-то момент подумал я.Но 30-го августа мне прилетело вот такое оповещение в Яндекс Вебмастер:

Вы "мимикрируете"

Сначала я вообще не понял, что это. Потом погуглил и выяснил, что "мимикрия" - это когда сайт пытается выдавать себя за другой популярный сайт.

ChatGPT я не прикидываюсь (да и не похож), а просто почти честно использую их имя для продвижения в SEO. Странно... 😁

Написал в поддержку Яндекса, что именно не так. Поддержка не помогла. Сказала, что это всё алгоритмы поиска и сами разбирайтесь. "Если всё исправите, через 30 дней сайт вернётся в выдачу".

30 дней без выдачи - это практически смерть проекта и переход всех позиций к конкурентам (а к сентябрю таких чатов уже было полно). В общем, вышла ситуация: сайт выбит из выдачи, никто толком не может сказать, что исправлять.

Методом тыка я пытался и переписывать текст, и убирать слово "ChatGPT" из названия, и всё такое. Ничего в итоге не помогло.

С этого момента началась плавная смерть проекта.

В силу того, что я относился к проекту как к "временной темке" и ожидал чего-то такого, я погрустил пару дней и успокоился. Да и Яндекс поступил, наверное, правильно (ведь не зря такой алгоритм придуман). Тем более Яндекс работает иногда пободрее Google, да и вообще сервисы у него все (почти) классные.

Единственное, что хотелось бы в этой ситуации - это понятным языком сказать, что именно не так и помочь исправить сайт не "за 30 дней методом тыка", а оперативно.

Ведь если действительно серьезный сайт попадёт под такую блокировку по ошибке, это вызовет очень много проблем его владельцу на ровном месте без возможности куда-нибудь обратиться за помощью.

Какие планы дальше

У сайта идут единичные регистрации и есть ~60 000 рублей подписок в месяц. Поэтому проект я поддерживаю, не особо активно развивая новые функции. Когда подписки совсем угаснут и сервера будут стоить дороже - закрою его. Но это, чувствую, будет года через пол, если не позже.

Выводы

За полгода я запустил проект и смог заработать на нём.
В этот раз мой опыт помог мне сделать проект прибыльным почти со старта. Я получил полезные инсайты, узнал о новых проблемах и укрепил понимание, что возможности - они везде (ведь мне говорили: - "Да зачем сайт с ChatGPT, сейчас полно ботов и вообще VPN можно включить").

Ну а сейчас основной мой проект - это Telegram чат для сайта. Более надёжно и интересно, прибыль тоже есть. Поэтому все свободные силы я продолжаю вкладывать в него. О том, как я развиваю КликЧат - расскажу в следующих статьях.

Надеюсь, мой опыт вдохновит вас начинать (или продолжать) что-то свое.

---

И поставьте лайк. Ну по-братски. ❤

0
87 комментариев
Написать комментарий...
Vishna Savadhu

Ростислав, пару советов, как пережить блокировки. Это не 100% гайд по обходу, просто несколько механик, их можно использовать по отдельности или вместе. Запустите проект снова, если он окупался, просто немного поменяйте подход к сео. Этот домен можно выкидывать. Блокировка действует на домен, а не контент, поэтому:

1. сделайте несколько клонов сайта, на разных хостингах и айпи, с разными доменами. На клонах нужно полностью поменять тексты и метатеги и контакты хотя бы на главной странице. Какой то один клон будет в топе, остальные где-то там, но при выбивании основного домена другие клоны поползут вверх.
2. критически важно: максимально уникализировать тексты на клонах, иначе яндекс выбьет из поиска их все сразу.
3. механика из арбитража: прелендинг+основной сайт. в чем суть: вы продвигаете в топ прелендинг, с него переводите трафик на основной сайт. тексты на прелендинге и основе полностью разные. Да, это снижает конверсию, но при выбивании одного из элементов у вас останется второй, с прокаченными ПФ, с которого так же можно лить трафик на новый клон.
4. Разные сайты под разные группы запросов: один допустим "gpt для школы бесплатно", второй под "gpt копирайтинг сам пишет", идея понятна. Выбили один - второй работает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vishna Savadhu

Алекс, вы что-то написали - я, честно говоря, ничего не понял. Хотите я вам расклад Таро сделаю? какой у вас вопрос, напишите, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vishna Savadhu

так всё же, какой у вас вопрос? таро даст ответ ✨

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vishna Savadhu

спасибо, на следующей неделе будет трансляция с ответами на вопросы посетителей vc, прошу вас - присоединяйтесь ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Дугин
Автор

Да, они красавчики. Сильно им завидую =)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда